Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Доктор филологических наук Касымова Ольга Павловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Многие знают: листать словари – огромное удовольствие. Откроешь на полминуты и не можешь глаз оторвать от лесенки слов, на которой покоится жизнь с её.
Advertisements

Игра «Филологическая мозаика» для 5-6 классов Бобырева Е.П. учитель первой квалификационной категории МОУ «Малобичинская СОШ»
Виды разбора 5 класс Образец. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР. Требования к уровню подготовки в V классе. Учащийся должен знать, что такое фонетическая транскрипция.
Об организации школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в учебного года, подготовке обучающихся к участию в них.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСКУССТВУ (МХК) ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5-6 КЛАССЫ 16 октября 2012 года.
Тест по русскому языку (повторение изученного в 5 и 6 классах)
Состав участников Всероссийской олимпиады школьников по праву Участниками школьного этапа Олимпиады по праву могут быть на добровольной основе все учащиеся.
Ткаченко Елена Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 58 г. Арзамаса.
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Анализ результатов регионального мониторинга по русскому языку ( 4 класс, 2015 учебный год) Шило Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Государственная ( итоговая ) аттестация по истории 2011 г.
Основы информационной культуры. Модуль «Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации». ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. СТАНЦИЯ 1. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ Задание 1. Помогите корректору подготовить к изданию тест. Задание 1. Помогите корректору подготовить.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Презентация Учителя начальных классов Учителя начальных классов Парыкиной И. В.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСКУССТВУ (МХК) ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7-8 КЛАССЫ 16 октября 2012 года.
Заседание руководителей городских методических объединений руководителей учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений.
ВЫПОЛНИЛА: Приданова Е.П. учитель начальных классов ОУ Варламовской СОШ «Образовательный центр» Формирование у уч-ся начальных классов орфографической.
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
Транксрипт:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Доктор филологических наук Касымова Ольга Павловна

Всероссийская олимпиада школьников Из какого словаря взяты следующие пары слов? Каковы принципы их выбора и расположения? Для чего предназначены такие словари? Известны ли вам подобные словари? ИНЖЕНЕРНЫЙ. Технический; связанный с деятельностью инженеров. Инженерный: ~ый факультет; ~ая профессия; ~мое дело; ~ые задачи. ИНЖЕНЕРСКИЙ. Относящийся к инженеру, принадлежащий, свойственный ему. Инженерский: ~ий диплом, дом, сын; ~ий труд, глаз; ~ие обязанносты, традиции, слова. Сравните: инженерная мысль - техническая мысль; инженерская мысль - мысль инженера.

Всероссийская олимпиада школьников Ответ. 1. Эты слова взяты из словаря паронимов русского языка. [1 балл]; это примеры паронимических пар. [1 балл]. 2. В состав каждой пары включены весьма похожие по написанию и звучанию слова, но при этом обычно довольно близкие по значению слова [2 балла]; расположение как пар слов, так и слов внутри каждой пар соответствует алфавитному порядку [1 балл]; пары слов, произведенные параллельно от пары паронимов образуют словообразовательные гнезда [2 балла]. 3. Эты словари помогают уточнять разницу между близкими по написанию и звучанию и различными по значению парами слов, подобрать то из них, котормое подходит в данном контексте [1 балл]. 4. Известны словари паронимов русского языка (О.В. Вишнякова; Н.П. Колесников; Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева; В.И. Красных и др.) [1 балл]; имеются школьные словари паронимов (Л.А. Введенская; Г.П. Снетова, О.Б Власова и др.) [1 балл]. Итого: 10 баллов

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ «Переведите» с диалектного на русский литературный язык слова: капость, намастырь, намысто, берда, полено. Объясните, чем отличается диалектнмое слово от его литературного эквивалента. Ответ. В русских диалектах наблюдается искажение исконной формы слова вследствие перестановки звуков: ведмедь вместо медведь, калмык вместо калмык и т. п. Капость – пакость, намастырь – монастырь, намысто – монисто, берда – бедро, полено – полено.За каждмое правильно установленнмое соответствие - по 1 баллу (всего 5 баллов). За формулировку фонетыческой закономерносты (перестановка звуков в слове) – 1 балл. Дополнительные наблюдения морфологических особенностей (род слова берда) – 1 балл. Дополнительные наблюдения фонетыческих особенностей (аканье, отвердение согласных) – 1 балл. Итого – 8 баллов. Ответ. В русских диалектах наблюдается искажение исконной формы слова вследствие перестановки звуков: ведмедь вместо медведь, калмык вместо калмык и т. п. Капость – пакость, намастырь – монастырь, намысто – монисто, берда – бедро, полено – полено.

Задания по истории языка Переведите текст и дайте лексико- словообразовательный комментарий к подчеркнутым словам. Мyжь книжь N ъ, а пья N чивъ нє можєть направитесь ѧ ситы NN у спасения. Аще къто N є оум ѣѧ къ N игр мyдрyеть, такойвы и подобие N ъ оплотy безъ подпоръ стоящую: еще бyдеть в ѣ три, то падєтьс ѧ, такой и мyдрy ѧ, а не къ N ижникъ, еще гр ѣ хов N ыи пах N єть в ѣ три, падєть, N е и мы и подпора словєсъ книжныхъ и мyдростєи къ N лиги. (по «Измарагду»)

Задания по истории языка Перевод Человек ученый, но пьяница, не может направить себя на путь спасения. Если некто, не разумея (смысла) книг, мудрствует, то такойй подобиен стене, без подпор стоящей: если подует ветер, то рухнет, как и тот, кто мудрствует, не будучи ученым если пахнет греховный ветер, то он падет, не имея опоры в словах книжных и в мудросты книжной. Комментарий оум ѣ ты оум- ѣ -ты; отыменный глагол со значением «понимать знать, разуметь, значение 'обладать навыком что-либо делать хорошо, основанном на знании, понимании' вторично. Оценка за перевод до 5 баллов, вычитая по 1 баллу за каждую грубую ошибку; от 1 до 3 баллов за лексико-словообразовательный анализ каждого выделенного слова. Итого: до 14 баллов.

Задания по истории языка Произведите синхронный и диахронный (современный и исторический) анализ морфемного состава следующих слов: вспылить, оборудовать, одолеть, перепонка, состязаться. Дайте объяснение особенностям исторического разбора.

Задания по истории языка Синхронный анализ Диахронный анализ вспылитьвспыл-и-ть Вс-пыл-и-ть Ср.: пылать оборудовать обо-руд-ова-ть, ср.: о-руд-ова- ть, о- руд-иj-е, руж-j-е одолеть о-дол-е-ть, ср.: дел-и-ть, дол-я часть, участь, счастье, судьба перепонка пере-пон-к-а, ср.: запонка, препона состязаться со-с-тяз-а-ть-ся, ср.: тяга, стяжение, со-с-тык-ова-ть

Задания по истории языка О ц е н к а. 1. За правильный синхронный анализ слова – по 1 баллу. 2. За правильный диахронный анализ и комментарий к разбору – по 2 балла (1+1 соответственно). Итого: 15 баллов.

Задания на знание терминов: Кто из перечисленных ниже ученых ввел данные термины в широкий лингвситыческий обиход? Р. Аванесов, И. Бодуэн де Куртенэ, В. Богородицкий, В.Виноградов, Г. Винокур, Н. Трубецкой, Ф. Фортунатов, Л.Щерба Морфема Опрощение Модальные слова Основа слова Категориия состояния

Задания на знание терминов МорфемаИ.Бодуэн де Куртенэ ОпрощениеВ.Богородицкий Модальные словаВ.Виноградов Основа словаФ.Фортунатов Категориия состоянияЛ.Щерба

Задания на сообразительность Даны слова русского языка в буквенной записи и их транскрипция. Восстановите слова и символы. Аргументыруйте свой ответ. 123 [123] 321 [321] 345 [645] [735́1] Ниже для справки приведена транскрипция отрывка стыхотворения В. В. Маяковского: [паслýшъjть // вот jécль звóздъ зъжыгájyт / знáчьт э ́ тъ камýньбyт нýжнъ // знáчьт / э ́ тъ ньапхaди ́ мъ /штóбъ кáждъj вéчьр / натуры ́ шъмь зъгарáлъс хит аднá звиздá]

Задания на сообразительность 123 [123] меч; 321 [321] чем; 345 [645] что; [735́1] о чем Объяснение. В 1-м слове последняя буква сама обозначает мягкий согласный, следовательно, это ч или щ, но не [j] или [й], мягкость которых в этой системе не обозначается. 1 и 2 слово состоят из одних и тех же букв, а звук, обозначенный цифрой 1, может быть как твердым, так и мягким, следовательно 2 – это гласный, обозначенный йотырованной буквой. В 4-м слове та же буква под ударением после [ч] обозначает совсем другой звук, следовательно, это буква е, которая в русском языке в одном и том же положении может обозначать как [е], так и [о]. Таким образом, в 3-м слове последний звук – гласный, он не йотырованный, это [о]. Из этого следует, что вторая буква 3-го слова – согласная, а на месте буквы ч или щ перед ней произносится иной, причем твердый, согласный: это слово что. Примечание. Транскрипция, приведенная для справки, необходима для того, чтобы показать, что мягкость [j] в этой системе не обозначается, а гласный в слове ведь обозначается знаком [е]. О ц е н к а По 1 баллу за каждый символ и каждмое слово, максимум – 11 баллов.

Источники для подготовки Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Сетевой ресурс: ction=task&Itemid= ction=task&Itemid=6789 Сайт всероссийских дистанционных олимпиад. Сетевой ресурс: Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретыческий курс для школьников. Сетевой ресурс: Современный русский язык. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. – М., 2002.

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Причины получения недостаточно высоких баллов: 1. Общий уровень филологической культуры; слабмое знание диалектологии и истории языка; 2. Незнание особенностей олимпиадных заданий; случайный отбор участников; 3. Немотывированность подготовительной работы учителей; разница между заданиями муниципального и республиканского этапов; 4.«Ненацеленность» большинства участников на российский этап и на поступление на филологический факультет вуза.