Консультация для педагогов. Воспитатель высшей квалификационной категории Шевченко Елена Анатольевна МАДОУ « Детский сад 78 « Теремок » комбинированного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Консультация для педагогов. Воспитатель Петрова С. В. МБДОУ детский сад 52 « Ласточка » 2012 год.
Advertisements

« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников » Мастер –класс для педагогов. Воспитатель I категории Федосова Лилия Владимировна 2014 г.Обь.
Консультация для педагогов. Учитель-дефектолог Хамчук С.В. Ясли-сад 77 г. Гродно 2012.
« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников » Консультация для педагогов. Консультация для педагогов. Cтарший воспитатель С.П.Мельникова.
« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников »
2015 года 1.Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы. 2.Дать рекомендации педагогам.
Задачи: Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы. 1. Дать понятие мнемотехники,
Материал по теме: Сообщение на тему "Мнемотехника"- презентация
МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. ОДО МОАУ «Лицей 1» воспитатель I квалификационной категории Климонова Е.И г.
МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно.
ПРОЕКТ. "Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц" МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7 г.Каменск-Шахтинский «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей. Самопрезентация воспитателя МДОУ д/с «Радуга» Савельевой Наталии Валерьевной.
Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников Подготовила : воспитатель мкдоу «ЦРР-д\с4» Светлана Ивановна Ледовская,1КК.
МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. Крысанова Ангелина Викторовна Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад 12» КГО 1 квалификационная категория.
МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. БОУ «Фроловская основная общеобразовательная школа» воспитатель I квалификационной категории Зорина.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 46 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому.
МБДОУ детский сад 32 «Росинка» общеразвивающего вида ЩМР МО «Использование мнемотаблиц, схем в познавательно- речевом развитии дошкольников» Семинар –
Для детей младшего дошкольного возраста ГБДОУ детский сад 62 Калининского района СПб Воспитатель: Племянник Лариса Николаевна 2015 год.
Опыт работы учителя-дефектолога МБДОУ детского сада комбинированного вида 418 г.о. Самара Фроловой Веры Анатольевны Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.
Транксрипт:

Консультация для педагогов. Воспитатель высшей квалификационной категории Шевченко Елена Анатольевна МАДОУ « Детский сад 78 « Теремок » комбинированного вида » 2012 год

1. Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы. 2. Дать рекомендации педагогам по использованию карточек - схем и образцов некоторых опорных схем, а также познакомить их с литературой по данной теме. Задачи :

К. Д. Ушинский писал : « Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету ».

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Проблемы речи детей дошкольного возраста

Что делать ? Как исправить ситуацию ? Поиск путей решения выше означенных проблем привёл к попытке применения в своей работе с детьми с ЗПР проектного метода. Основой коррекционно – развивающего процесса в группе для детей с ЗПР являются : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ » ( Под ред. Н. Вераксы ) и методическое пособие « Подготовка к школе детей с задержкой психического развития » ( Под общей ред. С. Г. Шевченко ), на которых базируется применяемый мною в образовательной деятельности проектный метод. Апробация данного метода в течение учебного года и анализ диагностики речевого и общего развития воспитанников убеждают, что он, вкупе с традиционным подходом в работе, способствует всестороннему развитию дошкольников с проблемами в развитии в согласии с предпосылками и побудительными мотивами, свойственными дошкольному возрасту.

Исходя из выше означенного, пришла к выводу о необходимости разработки коррекционно - развивающих тематических проектов, структура которых подчинена решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является - мнемотехника, - эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.

Мнемотехника - в переводе с греческого - « искусство запоминания ». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка ( изображение ); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка ( изображение ); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Основные задачи мнемотехники: Развитие всех видов памяти : - зрительной, - слуховой, - ассоциативной, - словесно – логической, - отработка различных приёмов запоминания. 2. Развитие логического мышления ( умение анализировать, систематизировать ). 3. Развитие образного мышления ( кодирование любой информации ). 4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией. 5. Развитие смекалки, тренировка внимания. 6. Развитие умения устанавливать причинно - следственные связи в событиях, рассказах.

В содержание методики мнемотехники входят : освоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим – природа, времена года, растительный и животный мир и др.; упражнения на развитие различных параметров внимания ; развитие образной сферы на основе восприятия : цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме - модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка ( изображение ); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико - грамматическую наполняемость рассказа.

Этапы использования мнемотаблиц. I. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. II. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. III. Осуществляется пересказ информации ( сказки, рассказа ) с опорой на символы ( образы ), т. е происходит отработка метода запоминании IV. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. V. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания : пересказ ; составление рассказов по картине и серии картин ; описательный рассказ ; творческий рассказ. Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.

Этапы работы со схемой-моделью: учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками- символами; учить зарисовывать предметы и яв­ления природы не только символами, но и буквами, а так­же простыми словами (мама, дом, еда) если дети умеют читать и писать; самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему- модель. Использовать схему-модель как план пересказа; закреплять изученный материал путем неоднократного по­вторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель. Я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков ; обогащают словарный запас детей.

Где можно использовать карточки - схемы ? для обогащения словарного запаса, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. при заучивании стихов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением : Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико - грамматическую наполняемость рассказа.

Месяц Образовательная деятельность Цели, содержание СЕНТЯБРЬ Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл». интонационно верно передавать диалоги персонажей, опираясь на мнемотаблицы; использовать при пересказе выразительные средства языка ОКТЯБРЬ Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень». составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы НОЯБРЬ Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат». составление мнемотаблиц для пересказа; передавать текст точно, последовательно, выразительно ДЕКАБРЬ Заучивание стихотворения Дед Мороз прислал нам елку... использование для выразительного чтения наизусть готовые мнемотаблицы; интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использования мнемотаблиц.

Месяц Образовательная деятельность Цели, содержание ЯНВАРЬ Творческие сказки: «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца». придумывание сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний; составление мнемо-схем для придумывания сказки ФЕВРАЛЬ Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза». составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; интонационно передавать нежность, любование зимней природой МАРТ Заучивание стихотворения "Помощники весны составление мнемотаблиц для пересказа; передавать текст точно, последовательно, выразительно; пересказывать текст, написанный от лица автора, и переводить его при этом в косвенную речь АПРЕЛЬ Пересказ сказки Л.Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…..» передавать текст точно, последовательно, выразительно; использование для пересказа готовые мнемотаблицы МАЙ Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг». передавать текст точно, последовательно, выразительно; составление мнемотаблиц для пересказа; учить пересказывать от третьего лица Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использования мнемотаблиц.

Работа с родителями Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагогического коллектива, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей. Детский сад всегда стремился усилить своё влияние на семью, чтобы с её помощью реализовать возможности и развивать способности ребёнка. В современных условиях дошкольное учреждение становится всё более открытой социально - педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Месяц Содержание Сентябрь Информационная ширма «Мнемотехника для детей » Ноябрь Папка - передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по произведениям (стихи, рассказы, сказки) Февраль Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям (стихи) Март Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям (сказки) Апрель Составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице. Перспективный план работы с родителями.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

Коллаж

1. Введение элементов символов ( формы, величины, действия ). 2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности ( для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален ). 3. Введение отрицаний. 4. Сочетание символов, чтение цепочки их. 5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое - либо качество. ( Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.) 6. Творческое создание детьми опорных схем. Последовательность работы с мнемотаблицами :

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире ; у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире ; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории ; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории ; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; словарный запас выходит на более высокий уровень ; словарный запас выходит на более высокий уровень ; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Результаты

Давайте попробуем прочитать модель рассказа про козочку.

Отгадаем загадки У н её в се в етки Праздничной расцветки.

Источники информации : Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб : Детство - Пресс, Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 1, Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ. Журнал « Дошкольное воспитание » 4,1998. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л. Н. – М., Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб : Детство - Пресс, Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание, 1990, 10. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !