Долгосрочная экономическая динамика: роль неформальных институтов Александр Аузан, Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Институт национального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ» Консультативная рабочая группа Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России.
Advertisements

Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Перспективы развития школы в контексте государственной образовательной политики.
Кафедра истории и теории социологии КАФЕДРА МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Всего направлено 158 студентов КАФЕДРА МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ.
Политическая экономия России: динамика общественного договора в 2000-х годах Аузан Александр Александрович Институт национального проекта «Общественный.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Диссертация на соискание степени магистра экономики Соискатель – Андрончик И.Г. Научный руководитель – профессор, доктор экономических наук- Лемещенко.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
«Анализ конкурентоспособности экономики Российской Федерации» ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
«Актуальные задачи современной модели образования»
М ОДЕЛЬ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ УПРАВЛЕНИЯ.
Исаков В.А. ПетрГУ, Экономический факультет, студент 1.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВУЗА КАК СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Чекмарев Василий Владимирович, проректор по научной работе Костромского государственного.
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
В поисках совершенства : использование методов оценки деятельности в работе научных организаций Творогова С.В. (стар. науч. сотрудник ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ ) Яхнина.
Транксрипт:

Долгосрочная экономическая динамика: роль неформальных институтов Александр Аузан, Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Институт национального проекта «Общественный договор» Астана, 24 мая 2013 г.

1. Постановка проблемы (слайды 1-5) 2. Основные гипотезы (слайды 6-8) 3. Применение подхода к условиям России и Казахстана (слайды 9-15) 4. Заключение (слайды 16-18) Александр Аузан ЭФ МГУ Структура презентации

1. Постановка проблемы (слайды 1-5) 2. Основные гипотезы (слайды 6-8) 3. Применение подхода к условиям России и Казахстана (слайды 9-15) 4. Заключение (слайды 16-18) Александр Аузан ЭФ МГУ Структура презентации

ВВП на душу населения (траектория Б) ВВП на душу населения Maddison,2009 ВВП рассчитан в международных долларах 1990 г. (Int. GK$, 1990) ВВП на душу населения (траектория А) 1. Долгосрочная макроэкономическая динамика

Модернизация как проблема: институциональная инерция. Признаки институциональной инерции: «зацикливание» развития и «опаздывающая» модернизация. Суть дискуссии вокруг «модернизационной гипотезы» Липсета: экономический рост ведет к улучшению политических институтов или демократия способствует экономическому росту. Как показывает исследование этой гипотезы, проведенное Асемоглу, Джонсоном, Робинсоном и Яредом, связь между демократией и высоким доходом оказывается не каузальной, а отражает воздействие упущенного фактора. Особое значение для экономической и политической трансформации приобретают социокультурные факторы**. * Норт Д., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М.: Изд-во Института Гайдара, Предположительно вход в модернизацию определяется невыявленным фактором, который представляет собой сочетание формальных правил, неформальных практик и ценностных установок *. ** Доклад «Культурные факторы модернизации», авторами которого являются А.А. Аузан, А.Н. Архангельский, П.С. Лунгин, В.А. Найшуль, при участии А.О. Ворончихиной, Н.В. Зверевой, А.В. Золотова, Е.Н. Никишиной, А.А. Ставинской, Модернизация как проблема

Поведенческие установки, определяющие как должен вести себя человек, чтобы жить в соответствии с устоявшимися ценностями («культурный капитал») Ценности Разграничение формальных и неформальных институтов лежит в механизмах инфорсмента * : Институт является формальным, если принуждение правила к исполнению является специализированной деятельностью гаранта, осуществляемой только им (или устойчивой группой индивидов). Институт является неформальным, если в роли гаранта правила может выступать любой индивид, полагающий, что рассматриваемое правило должно выполняться. Количественные характеристики социального и культурного капитала могут быть выделены из достаточного массива данных, накопленных за последние 50 лет и поддающихся эконометрическому анализу. * Институциональная экономика: НИЭТ: Учебник /Коллектив авторов/Под ред.А.А.Аузана. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М,2011. Инфорсмент через разные типы доверия и взаимодействия («социальный капитал») 3. Неформальные институты: подходы к качественным и количественным исследованиям

4. Социокультурные характеристики по методике Г. Хофстеде

5. Социокультурные характеристики по методике Р. Инглхарта

1. Постановка проблемы (слайды 1-5) 2. Основные гипотезы (слайды 6-8) 3. Применение подхода к условиям России и Казахстана (слайды 9-15) 4. Заключение (слайды 16-18) Александр Аузан ЭФ МГУ Структура презентации

Различия ценностей и норм обусловлены социальными и биосоциальными причинами. Ценности и нормы - устойчивы и иерархичны, определяют поведение человека В настоящее время основные дискуссии строятся вокруг двух вопросов Социокультурные коды невозможно раскрыть? Социокультурные коды не изменяются? Социометрические и кросскультурные исследования, использующиеся на микроуровне, в менеджменте и управлении персоналом, свидетельствуют о возможности практического использования «социокультурных кодов» Культурные измерения Р.Инглхарта, Ф.Тромпенаарса, сопоставление методик GLOBE и методики Г.Хофстеде свидетельствуют о том, что социокультурные характеристики стран изменяются. 6. Культура как социокультурные коды

Ценности (индексы Р.Инглхарта) определяют один набор поведенческих установок (коэффициентов Г.Хофстеде) и исключают другие 1. Гипотеза об иерархии 2. Гипотеза о трансформации 3. Гипотеза о конкурентных преимуществах Определённый набор и вектор изменения социокультурных характеристик ведёт к трансформации Пары коэффициентов Г.Хофстеде воздействуют на конкурентные преимущества и экономическую специализацию стран 7. Социокультурные коды в экономике. Гипотезы

Модернизация как социокультурный процесс, в рамках которого происходит: укрепление значения ценностей индивидуализма, переход от традиционных ценностей к секулярно-рациональным, рост ценностей самовыражения, снижение дистанции власти. Кроме того, для модернизировавшихся стран характерна высокая долгосрочная ориентация. Сферы специализации, определяемые культурным профилем: Высокая маскулинность + низкая дистанция власти массовое производство (в химической промышленности, производстве тяжелого оборудования) Высокая феминность + высокая терпимость сервисные виды деятельности; консалтинг Индивидуализм + низкое избегание неопределенности инновационный сектор Ист.: G.Hofstede, Culture consequences, 2002; исследование ИНП «Общественный договор» Существует связь между динамикой основополагающих ценностей и количественными показателями социально-экономического развития общества. Культурные факторы модернизации, Взаимосвязь между характеристиками неформальных институтов и возможностями трансформации (Гипотезы 2 и 3)

1. Постановка проблемы (слайды 1-5) 2. Основные гипотезы (слайды 5-8) 3. Применение подхода к условиям России и Казахстана (слайды 9-15) 4. Заключение (слайды 16-18) Александр Аузан ЭФ МГУ Структура презентации

А. Аузан, К. Келимбетов «Социокультурная формула экономической модернизации» В. Тамбовцев, М. Умбеталиев «Стратегический бенчмаркинг Республики Казахстан» С. Афонцев, Н. Зубаревич «Пространственное развитие как механизм модернизации Республики Казахстан» А. Аузан, Г. Сатаров «Приоритеты институциональных преобразований в условиях экономической модернизации» А. Ставинская, Е. Никишина «Социокультурный ресурс модернизации республики Казахстан» А. Золотов, М. Муханов «Позитивная реинтеграция как способ развития малого и среднего предпринимательства» 9. Социокультурный подход к экономической модернизации

Портрет российского инноватора, взгляд из Германии, США и России характеристикаплюсыминусы восприятие профессии как призвания, а не карьеры нацеленность на самореализацию, на достижение уникального результата, высокая креативность неумение себя «подавать» и «продавать», замкнутость на признании среди узкого круга коллег и друзей фундаментальное образование советского образца универсальная квалификациянеобходимость адаптироваться к конкретным узкоспециальным задачам опыт работы в институционально и нормативно не определенной среде способность решать сложные нестандартные уникальные задачи сложности в решении формальных и рутинных («скучных») проблем, потребность быть «творцом», а не «исполнителем» радикальный индивидуализм склонность к трудоголизму и гиперответственность, презрение к признанным авторитетам отсутствие навыков командной работы, конфликтный характер взаимодействия, неумение перераспределять ответственность, авторитарный стиль управления короткий горизонт планирования способность к мобилизационным усилиям и краткосрочным прорывам отсутствие стратегического мышления, ориентация на решение тактических задач Социологическое исследование проведено Центром независимых социологических исследований (Санкт-Петербург). Общее руководство – Виктор Воронков. Полевое исследование в России – Ольга Бредникова, Борис Гладарев, Елена Никифорова, Елена Чикадзе; в США – Жанна Атаянц и Ирина Олимпиева; в ФРГ – Татьяна Бараулина, Валерия Медвежникова и Елена Паршина-Штайн. 10. Экспериментальная проверка: результаты социологического исследования

Тем не менее анализ показал, что существующие культурные установки помогают российским работникам в большей степени строить карьеру предпринимателей на малых инновационных предприятиях, чем карьеру исполнителей в крупных корпорациях. Структура ценностей российских работников в целом не препятствует их интеграции в инновационный сектор. Следовательно, можно начать модернизационные процессы с опорой на существующие культурные ценности – например, с штучного производства индивидуализированного товара. В последующем недостающие ценностные характеристики должны быть сформированы в рамках школьного, среднего и высшего образования, что позволит получить выход на крупносерийное производство стандартизированной продукции. Сейчас разумно было бы ожидать большего успеха развития инноваций в малом бизнесе и креативных индустриях. С другой стороны, очевидно, что наличие существующих культурных характеристик поддерживается механизмами социализации, прежде всего, образованием. 11. Выводы по результатам социологического исследования

По опыту успешных модернизаций сдвиги социокультурных характеристик достигаются за лет. Инструментами могут быть образование, язык, формы пространственной организации (архитектура, устройство офиса и т.д.), при этом важно использовать существующие возможности и не утратить наличные конкурентные преимущества. «-» Комбинация высокой дистанции власти и высокого избегания неопределенности нередко блокирует изменения Наличие высокой дистанции власти и низкой маскулинности приводит к несоблюдению правил и стандартов Сочетание индивидуализма и низкой терпимости препятствует самоорганизации «+» Возможности, связанные с нынешними социокультурными характеристиками: нацеленность на самореализацию; высокая креативность; способность к мобилизационным усилиям и краткосрочным прорывам 12. Ограничения и возможности, связанные с социокультурными характеристиками россиян

* По результатам социологического опроса среди учащейся молодежи (Алматы и Шымкент), проведенного в ноябре 2009 г. А.Г. Левинсоном в рамках проекта ИНП «Общественный договор». 2009*2011 * * Высокий уровень дистанции власти Высокий уровень маскулинности Низкий уровень индивидуализма Более высокий уровень индивидуализма Низкий уровень избегания неопределенности Высокий уровень избегания неопределенности Долгосрочная ориентация на будущее * * По результатам социологического опроса среди предпринимателей Казахстана (Астана, Алматы и Шымкент), проведенного в 2011 г. Т. Ивановой, Е. Никишиной. 13. Характеристики культуры Г. Хофстеде для Казахстана

По результатам социологического опроса среди предпринимателей Казахстана (Астана и Алматы) гг., проведенного Т. Ивановой. Неформальные институты Предполагаемый характер влияния Результаты опроса Гостеприимство ТИ в коротком периоде ТИ в долгосрочном периоде Незначительное ТИ в коротком периоде ТИ в долгосрочном периоде Уважение старших ТИ ТИ + учет фактора родственных связей Родственные связи ТИ Снисходительное отношение ко времени и срокам исполнения обязательств ТИ Соперничество ТИ 14. Влияние неформальных институтов на внутрифирменные трансакционные издержки (ТИ) в Казахстане

Для Казахстана характерна следующая специфика неформальных институтов: Социальный капитал бондингового типа; Мобильность и адаптивность, свойственные номадическим культурам; Склонность к работе на руководящих должностях, а не в роли исполнителей; Ориентированность на образование. С учетом специфики социального и культурного капиталов для перехода на траекторию модернизационного развития в сфере малого и среднего предпринимательства необходимо способствовать: формированию фокальных сетей вокруг крупных фирм и компаний через развитие соответствующей инфраструктуры, предоставление грантов на подтверждение качества производимой продукции и системы производства, стимулирование создания консорциумов и/или отраслевых объединений для прохождения сертификации. созданию небанковских организаций взаимного кредитования и страхования малых и средних фирм, формирующихся на основе социальных сетей, в том числе семейно-родовых связей. 15. Специфика культурного и социального капиталов в Казахстане

1. Постановка проблемы (слайды 1-5) 2. Основные гипотезы (слайды 6-8) 3. Применение подхода к условиям России и Казахстана (слайды 9-15) 4. Заключение (слайды 16-18) Александр Аузан ЭФ МГУ Структура презентации

Уровень Содержание уровня Частота изменения 1. Социальные теории Социальная укоренённость: неформальные институты, обычаи, традиции, религиозные нормы 100 – 1000 лет 2. Экономическая теория прав собственности/позитивная политическая теория Институциональная среда: формальные правила, особенно, права собственности 10 – 100 лет 3. Теория трансакционных издержек Механизмы управления сделками, контракты 1 – 10 лет 4. Неоклассическая экономическая теория/теория агентских отношений Распределение ресурсов и занятость (цены, количества, структура стимулов) постоянно Механизмы социализации Армия Тюрьма Культурный фокус Язык Образование Высшее Семья Среднее Начальное Williamson O., 2000 Существуют социальные и биосоциальные механизмы социализации. Эффективность воздействия на социокультурные коды зависит от способа социализации. 16. Механизмы воздействия на социокультурные коды

17. Основные механизмы трансляции ценностей и поведенческих характеристик 3. Культурный фокус Литература Архитектура... Музыка Национально-специфические механизмы 1. Семья 2. Образование Начальное Среднее Высшее Общие механизмы

Социокультурный профиль Образование Социокультурный профиль Реализация культурных предпосылок для производства человеческого капитала Сдвиг ценностей и поведенческих установок в сторону модернизации Гипотеза Р.Инглхарта: формирование ценностей приходится на период ранней взрослости, т.е. период обучения в университете. 18. Воздействие культуры и образования на конкурентоспособность экономики