СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Гоголева Г.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация инклюзивной образовательной среды в образовательной организации РУКОВОДИТЕЛЬ ГРЦ ИПИО МГППУ, К.ПСХ.Н. – Самсонова Елена Валентиновна.
Advertisements

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы Васильева Т.В., заместитель руководителя.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и новации. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Шуранова.
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Новое в образовании особого ребенка Шуранова Мария Геннадьевна начальник отдела специального образования.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке, структуре и содержанию Нагимова Наталья Ивановна, ст. научный сотрудник.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Ресурсный центр психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья г. Котовска.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в создании специальных условий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья Л.М. Беткер, зав.каф.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 1. … создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного.
Чернова Надежда Владимировна заместитель директора по УР МАОУ «СОШ 2» г. Колпашево.
Самсонова Елена Валентиновна руководитель Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ.
Транксрипт:

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Гоголева Г.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н.

ЛИТЕРАТУРА Конституци я Российской Федерации Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Инклюзивное образование. Выпуск 3. – М.: Школьная книга, Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для руководителей / С.В. Алехина и др.; - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Выпуск 7. – М.: Школьная книга,2010.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам… 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ … понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Включает в себя: Создание нормативно-правовой базы инклюзивного образования в образовательной организации. Организации сетевого взаимодействия с внешними организациями. Организация питания и медицинского обслуживания необходимого для поддержки ребенка с ОВЗ в образовательном процессе. Финансовое обеспечение. Материально-техническое обеспечение.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА 1. Вся нормативно-правовая база, фиксирующая права ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 2. Разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей (например, наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе и новыми. Возникающими в процессе образования).

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВНЕШНИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров: - территориальной ПМПК, - методического центра, - ППМС-центра, - Окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, - специальных (коррекционных) школ, - органов социальной защиты, - организаций здравоохранения, - общественных организаций.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПИТАНИЯ Здоровьесбережение как одна из задач образовательного процесса. Ранняя диагностика заболеваний органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и других соматических заболеваний. Необходимость в диспансеризации обучающихся. Диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия. Организация питания (например, специальные приспособления для приема пищи).

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Финансово-экономические условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований, включенных в рекомендации ПМПК и разработанной на основе этих рекомендаций адаптированной образовательной программы, в том числе оснований для оплаты специалистам, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. 2. Культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки ИКТ.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ (ВКЛЮЧАЯ АРХИТЕКТУРНОЕ) ОБЕСПЕЧЕНИЕ соблюдение санитарно-гигиенических норм; возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к объектам инфраструктуры ОО; социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места и др.); пожарной и электробезопасности, с учетом потребности детей с ОВЗ.

Приспособление зданий, а именно: устройство пандусов; расширение дверных проемов; замена напольных покрытий; демонтаж дверных порогов; установка перил вдоль стен внутри здания; устройство разметки; оборудование санитарно-гигиенических помещений; переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов узких специалистов: учителей-логопедов, педагогов- психологов, комнат психологической разгрузки; создание информационных уголков; установка подъемных устройств и др.

Программное обеспечение: специальная мебель (например, стулья с регулируемой высотой); компьютерные логопедические, психологические программы для работы с детьми-инвалидами; учебные пособия для работы педагога-психолога, учителя- логопеда для работы с детьми с нарушениями речи, нарушениями познавательных процессов, эмоционально- волевой сферы; наборы диагностических методик для определения уровня речевого и моторного развития; оборудование для сенсорных комнат психо-эмоциональной коррекции; обильные комплексы мультисенсорного и ультрафиолетового оборудования для сенсомоторной реабилитации и коррекции;

продолжение: интерактивные доски с проекторами, ноутбуками и экранами; комплекты компьютерного, телекоммуникационого, специализированного оборудования и программного обеспечения; реабилитационное оборудование; кислородные концентраторы и коктейлеры; реабилитационные тренажеры (эллиптические эргометры, велоэргометры, виброплатформы, беговые и массажные дорожки); специализированные реабилитационные многофункциональные оздоровительные комплексы; кабинеты логотерапевтической коррекции и коррекции психоэмоционального состояния;

продолжение: универсальные цифровые устройства для чтения; цифровые «говорящие» книги на флеш-картах SD; документ-камеры с компьютерами для зрительного увеличения мелких предметов и текста; портативные устройства для чтения плоскопечатных текстов; настольные электронные увеличительные устройства; слуховые тренажеры «Соло-01В» (М); аудиоклассы АК-З(М) «Сонет-01-1»; лингводидактические комплексы; Автобусы ПАЗ и ГАЗЕЛЬ и др.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса: в соответствии с п ФГОС начального образования «Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы...»

продолжение В письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г «О внедрении ФГОС общего образования» дано разъяснение, что «стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ». В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности здоровья детей с ОВЗ: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы и др.

продолжение В письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г «О внедрении ФГОС общего образования» дано разъяснение, что «стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ». В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности здоровья детей с ОВЗ: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы и др.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса В соответствии с п ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования....

продолжение В письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г «О введении ФГОС общего образования» дано разъяснение, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ. В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности обучения детей с ОВЗ: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы и др.

продолжение (ФЗ ст. 2, п.п. 28) «Адаптированная основная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разработанная на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении: - предусмотреть в штатном расписании или по договору с ППМС-центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем; - организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку адаптированной образовательной программы; - организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей и др.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками. Компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения; Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной 0 педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии и др.

Алгоритм создания специальных образовательных условий 1. Детям с ОВЗ необходимо получит медицинские заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса. 2. ПМПК проводит комплексное психолого-медико- педагогическое обследование и готовит рекомендации. 3. Консилиум организации определяет характер, продолжительность и эффективность создания специальных условий. 4. Педагогические работники совместно составляют программу коррекционной работы. 5. Оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения. 6. Комплексное взаимодействие образовательных учреждений. 7. Материально-техническое обеспечение всех категорий обучающихся. 8. Индивидуально ориентированные условия.

Спасибо за внимание!