Педагогический совет Развитие профессиональных компетенций учителя: возможности, механизмы, проблемы Кузнецова Е.В. Кузнецова Е.В. заместитель директора.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический совет ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА РОСТА Щербаченко Л.Д. Щербаченко Л.Д. заместитель директора по УВР заместитель директора.
Advertisements

Педагогический процесс как система Можно и нужно учителя вооружить педагогическим инструментарием, и тогда его место будет самым лучшим местом под солнцем.
Готовность педагога к инновационной деятельности как фактор его профессионального развития.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Клубное объединение педагогов как средство формирования ИКТ компетентностей Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Семинар заместителей директора учреждений образования города Новозыбкова Технология проведения проблемного педсовета МОУ «Средняя общеобразовательная школа.
Роль элективных курсов в повышении качества образовательного процесса по математике.
Материал по теме: Педсовет "Профессиональная компетентность педагога"
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Методическая работа МОУ Колундаевской СОШ Директор школы: Беланова Л.Б.
Работа выполнена в рамках проекта «Повышения квалификаций различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности ребенка предполагает: признание важности процессов саморазвития ребенка,
Семинар: «Структура планирования управленческой деятельности заместителя директора по УВР»
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
Транксрипт:

Педагогический совет Развитие профессиональных компетенций учителя: возможности, механизмы, проблемы Кузнецова Е.В. Кузнецова Е.В. заместитель директора по УВР заместитель директора по УВР ГУ ШПН «Стикс» 2012 г г.

ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА Показать уровень профессионального развития педагогов школы, оценить педагогические компетенции, наметить пути дальнейшего личностно - профессионального роста. Вопросы, рассматриваемые на педсовете 1. Понятие «профессиональная компетентность» с различных точек зрения 2. Каковы возможности развития профессиональной компетентности у педагогов коллектива 3. Механизмы развития профессиональной компетентности педагогов 4. Роль самообразования в развитии компетентности учителя 5. Уровни развития проф. компетентностей учителя. Какие проблемы следует решить в процессе деятельности коллектива педагогов по развитию профессиональной компетентности?

«В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми. А так как, только творческий учитель, личность может воспитать такого же ученика, то особое внимание нужно уделять активизации профессионального и личностного самоопределения самого педагога, его саморазвитию, а также развитию его профессионального и творческого потенциалов».

ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМООБРАЗОВАНИЯ Профессиональное и личностное самосовершенствование позволяет достичь высокого общекультурного уровня, профессиональной компетентности, ведет к повышению результативности педагогической деятельности, достижению педагогического мастерства и творческому отношению к делу.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ САМООБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА формирование потребности осознать смысл жизни, выбрать свою нравственную позицию – сотворить себя; развитие творческого потенциала личности, профессиональной компетентности, духовного мира; активизация процессов самообразования, самовоспитания, самосозидания личности; совершенствование личностных качеств.

ЦЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОМ Обновление теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Прохождение аттестации УЧИТЕЛЯМИ школы Стикс Показатели Учебные годы Количество (%) учителей второй категории 1288 Количество (%) учителей первой квалификационной категории Количество(%) учителей высшей категории Количество (%) аттестованных учителей 96

ПРОХОЖДЕНИЕ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯМИ школы Стикс Показатели Учебные годы Количество (%) учителей, прошедших курсы повышения квалификации 15% 4 учителя 30% 8 учителей 32% 8 учителей

ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ компетентностей Конструктивные компетентности педагога 1. Выбор наиболее оптимальных форм работы с детьми на занятии 2. Выбор и организация оптимальных форм обучения 3. Умение привлекать детей, делая их соавторами занятий 4. Выбор оптимальных способов оценки деятельности детей Проектировочные компетентности педагога 1. Постановка целей обучения и воспитания 2. Планирование, проектирование учебного процесса 3. Разработка новых технологий обучения (нестандартных занятий) 4. Планирование целей и задач индивидуальной методической работы Гностические компетентности педагога 1. Изучение индивидуальных и психологических особенностей детей (диагностика) 2. Анализ особенностей детского коллектива в условиях гуманизации образования 3. Самоанализ результативности собственной деятельности 4. Выявление уровня развития детей Коммуникативные компетентности педагога 1. Установление доброжелательных отношений с детьми, коллегами 2. Умение вести диалог, культура диалога 3. Педагогический такт 4. Адекватная самооценка, умение объективно оценивать уровень пед. мастерства

УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА Зная реальный уровень своего профессионального развития, каждый педагог может спланировать траекторию своего дальнейшего личностно - профессионального роста.

1-УРОВЕНЬ Педагогическая умелость - достаточно хорошее владение системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют осуществлять учебно - воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания учащихся. (И. Ф. Харламов)

2-УРОВЕНЬ Педагогическое мастерство- доведенная до высокой степени совершенства обучающая и воспитательная умелость, отражающая особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Важным компонентом педагогического мастерства является гуманистическая направленность личности педагога: вариативность мышления; эмпатийность (способность к сопереживанию); синтонность (способность настроиться на «волну» другого человека); толерантность (терпимость к инакомыслию); коммуникативность (культура диалога) и др.

3-УРОВЕНЬ Готовность к инновациям ( к овладению новыми педагогическими технологиями) Высокий уровень общей культуры; психолого-педагогическая и технологическая компетентность; креативные (творческие) способности педагога; высокая активность способность решать педагогические задачи (с учетом конкретных условий) - все это способствует повышению уровня готовности к инновациям. Готовность к инновационной деятельности не может характеризоваться только опытностью и мастерством.

4-УРОВЕНЬ Готовность к нововведениям Это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности («сплав» психологической, теоретической и практической готовности).

5-УРОВЕНЬ Готовность педагога к созданию авторской технологии характеризуется согласованностью методических приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности.

6-УРОВЕНЬ Индивидуальный (авторский) стиль деятельности педагога. Выделяют 4 основных стиля: эмоционально-импровизированный; эмоционально-методичный; рассуждающий-импровизированный; рассуждающий-методичный.

7-УРОВЕНЬ Разработка и усовершенствование авторских образовательных программ. По инновационному потенциалу различают следующие типы «авторских» программ: рационализаторские полученные путем частичных усовершенствований уже существенных программ; комбинаторные полученные путем комбинации нескольких программ; дополняющие - существенно новые по содержанию, дополняющие уже имеющийся пакет образовательных программ; новаторские отличающиеся новизной парадигмальной основы, замыслом, предлагаемыми технологиями обучения. Успешная реализация авторской программы требует технологического обеспечения, т.е. наличие проекта будущей педагогической деятельности (тематическое планирование систем учебных занятий), сценариев ключевых (опорных) занятий с методическими комментариями, комплексов проверочных заданий и диагностических материалов, ориентированных на образовательные стандарты.

8-УРОВЕНЬ Авторская методическая система Это совокупность индивидуальных приемов, средств, а также оптимальных для педагога, его индивидуального стиля деятельности форм и методов, характеризующихся целостностью, оригинальностью и результативностью их применения.

9-УРОВЕНЬ Высшим уровнем профессионального саморазвития педагога является создание им собственной авторской педагогической системы работы, состоящей из индивидуальной дидактической, индивидуальной воспитательной и индивидуальной методической систем. Результатом дидактической и воспитательной систем является авторские программы и технологии, а результатом и индивидуальной методической системы – индивидуально - авторский стиль и педагогическая техника.

ЧТО ПОБУЖДАЕТ НАС К САМООБРАЗОВАНИЮ Стремление к самосовершенствованию; внутренняя потребность и необходимость; затруднения в деятельности; пример коллег; предстоящая аттестация.

ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ САМОРАЗВИТИЮ, проблемы Недостаток времени; отсутствие желания; финансовые затруднения; низкий уровень методической работы (консультационной помощи, недостаточная информированность); отсутствие мотивации; сложившиеся стереотипы в мышлении и деятельности.

Определение уровня владения педагогической техникой первая группа умений - постановка и решение педагогических задач 1. Ориентировать на ребенка (как на активного участника учебно-воспитательного процесса) 2. Изучать педагогическую ситуацию и принимать решение 3. Объединять обучающие, развивающие и воспитательные задачи 4. Осуществлять краткосрочное и долгосрочное прогнозирование вторая группа умений – воздействие на ребенка 1. Научить выделять ключевые идеи обучения 2. Научить формировать умения и навыки 3. Научить строить содержание как систему познавательных задач 4. Умение выявлять состояние отдельных психических функций(память, мышление, речь)личности ребенка, его обученности и воспитанности 5. Умение выявлять зону ближайшего развития ребенка, условия перехода с одного уровня на другой, предвидеть возможности и учитывать затруднения 6. Умение строить программу своего труда с учетом психических, физических и возрастных особенностей детей 7. Умение работать как со слабыми, так и одаренными детьми 8. Умение применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания наиболее оптимальных 9. Умение сравнивать и обобщать педагогические ситуации 10. Умение применять дифференцированный и индивидуальный подход к детям третья группа умений - осуществлять педагогический самоанализ 1. Умение использовать знания современного состояния педагогики и психологии 2. Умение ориентироваться в различных формах передового педагогического опыта 3. Умение хронометрировать процесс и фиксировать результаты своего труда 4. Умение анализировать, обобщать, описывать свой опыт в выступлениях и статьях, прогнозировать свою деятельность

ВЫВОД Зная реальный уровень своего профессионального развития, каждый педагог может легко развивать технологию своего дальнейшего личностно - профессионального роста.

Пути решения проблем 1. Создать педагогу такие условия, которые бы способствовали саморазвитию (положительная эмоциональная поддержка, проявление заинтересованности, стимулирование) 2. Предоставить педагогам как можно более широкий спектр возможностей для развития личностного, профессионального и творческого потенциалов диагностико-развивающую работу с педагогами психолога; методическую и информационную поддержку учителей; организацию обмена опытом работы учителей; Продолжить организацию и помощь в самообразовании учителей. Создать экспертную группу из числа педагогов-новаторов для более полного изучения программы аттестации учителей и результативности их деятельности на всех этапах аттестации. Разработать и апробировать новые формы работы экспертной группы. Разработать диагностические ресурсы для определения уровня профессиональных компетентностей педагога.