Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции школьного педагога-психолога Аржакаева Т.А., педагог-психолог, зам.директора.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции социального педагога.
Advertisements

Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Приоритеты образовательной политики зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 1 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)- социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.
НОВАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Новые образовательные запросы семьи, общества и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Новая.
Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родительское.
Система оценки достижения планируемых результатов обучения в условиях реализации ФГОС.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
«Портрет выпускника основной школы» в ФГОСе второго поколения»
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Формирование умения учиться Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования:
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный.
Транксрипт:

Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции школьного педагога-психолога Аржакаева Т.А., педагог-психолог, зам.директора по научно-методической работе ГОУ ЦПМСС «Зюзино», г.Москва

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"» Утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), а также разработанная в соответствии с требованиями ФГОС НОО и рекомендованная Решением Координационного Совета по вопросам организации введения ФГОС при Минобрнауки Примерная основная образовательная программа НОО новые должностные обязанности и требования к профессиональной подготовке новое содержание профессиональной деятельности Нормативно-правовая основа для определения новых профессиональных задач педагога-психолога

НОВОЕ в квалификационных характеристиках по должности « ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ »: раздел «Должностные обязанности» (I часть) Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы Проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий Участвует в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов)

НОВОЕ в квалификационных характеристиках по должности «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ»: раздел «Должностные обязанности» (II часть) Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности

НОВОЕ в квалификационных характеристиках по должности «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ»: раздел «Должен знать» (I часть) законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода

НОВОЕ в квалификационных характеристиках по должности «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ»: раздел «Должен знать» ( II часть) основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе правила внутреннего трудового распорядка ОУ

Новые задачи профессиональной деятельности: психологическое обеспечение ФГОС участие в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта анализ достижения и подтверждения обучающимися уровней развития и образования оценка эффективности образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива с учетом развития личности обучающихся участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы участие в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой участие в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям

Новые задачи профессиональной деятельности: владение новыми технологиями использование современных образовательных технологий, включая информационные, при проведении диагностической, психокоррекционной, реабилитационной, консультативной работы, а также цифровых образовательных ресурсов знание современных педагогических технологий: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода умение работать с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием использование компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц при оценке эффективности образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива знание методов и способов использования образовательных технологий, в том числе дистанционных

Новые задачи профессиональной деятельности: коммуникативные умения владение методами убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе владение технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения правовые знания законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации

Новое содержание профессиональной деятельности педагога-психолога при переходе на ФГОС НОО участие в разработке основной образовательной программы НОО своего ОУ предполагает работу в рамках модели деятельности психолог-методист или психолог-проектировщик и требует профессиональных компетенций: «умение вычленять из педагогических проблем психологическую составляющую и технологически четко формулировать запрос на собственную деятельность» «умение работать с теоретической информацией и переводить психологическое знание на язык педагогической практики» «владение навыками организационно-деятельностного консультирования» «владение навыками, связанными с реализацией и управлением проектом» (Битянова М.Р., Беглова Т.В. Управление деятельностью психолога в образовательном учреждении. Библиотека журнала «Директор школы». – М.: Сентябрь, 2010).

Новое содержание профессиональной деятельности педагога-психолога при переходе на ФГОС НОО помощь педагогам в овладении и использовании современных психолого-педагогических технологий деятельностного типа в формировании УУД предполагает работу в рамках модели деятельности психолог-методист и требует компетенций: «умение вычленять из педагогических проблем психологическую составляющую и технологически четко формулировать запрос на собственную деятельность» «умение работать с теоретической информацией и переводить ее на прикладной, технологичный язык» «умение вовремя и в нужном объеме предоставлять соответствующую педагогической задаче психологическую информацию» владение современными технологиями деятельностного типа владение методами активного социально-психологического обучения (групповая дискуссия, ролевая игра, деловая игра и др.)

Новое содержание профессиональной деятельности педагога-психолога при переходе на ФГОС НОО проведение учебных курсов психологической тематики в рамках урочной деятельности или/и психологических занятий в рамках внеурочной деятельности предполагает работу в рамках модели деятельности психолог-преподаватель и требует профессиональных компетенций: «умение ставить задачи психологического образования и находить пути их решения (чему учить и как?)» «владение навыками сценирования образовательных мероприятий» «владение современными образовательными технологиями» умение адаптировать программы психологического обучения учащихся владение методикой преподавания психологии как предмета, методикой проведения внеурочных мероприятий

Новое содержание профессиональной деятельности педагога-психолога при переходе на ФГОС НОО участие в системе комплексного психолого медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках Программы коррекционной работы предполагает работу в рамках модели деятельности психолог-куратор и требует профессиональных компетенций: владение методами и приемами работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья умение работать в команде специалистов, в том числе и в рамках психолого-педагогического консилиума, и др. оценка уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий и ограниченная оценка достижения результатов в личностном развитии предполагает работу в рамках модели деятельности психолог- консультант и требует профессиональных компетенций: «компетентность в диагностических процедурах, мониторинговой и аналитической деятельности» «умение давать рекомендации на педагогическом и управленческом языке» и др.

Требования к структуре основных образовательных программ Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ Новая формула образовательных стандартов: система требований

Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность

Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций Требования к результатам – системообразующая составляющая ФГОС НОО

Требования к структуре основной образовательной программы НОО Основная образовательная программа НОО должна содержать следующие разделы: пояснительная записка планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы НОО учебный план НОО программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО программы отдельных учебных предметов, курсов программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО

18 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

критерии достижения – планируемые результаты; критерии достижения – планируемые результаты; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно-практические задачи; оценка способности решать учебно-практические задачи; сочетание внутренней и внешней оценки сочетание внутренней и внешней оценки комплексный подход: использование комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных); стандартизированных работ (устных, письменных); нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; накопительная система оценки индивидуальных достижений; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информации интерпретация результатов на основе контекстной информации Система оценки: основные особенности

Система оценки результатов образования: личностных и метапредметных объект оценки: планируемые результаты освоения основной образовательной программы комплексный подход: оценка достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования - личностных, метапредметных и предметных объект оценки личностных результатов: сформированность личностных универсальных учебных действий, запланированных в междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий объект оценки метапредметных результатов: сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, (т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею), запланированных в междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий и междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом»

Оценка сформированности ЛИЧНОСТНЫХ универсальных учебных действий: три блока САМООПРЕДЕЛЕНИЕ сформированность внутренней позиции обучающегося принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно- познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТРАЦИЯ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

Содержание оценки личностных результатов Что может быть оценено в личностных результатах : сформированность внутренней позиции обучающегося - эмоционально- положительное отношение к образовательному учреждению, ориентация на содержательные моменты образовательного процесса уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания; сформированность основ гражданской идентичности чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей; сформированность самооценки - осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; сформированность мотивации учебной деятельности - социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивация достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей; знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способность к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Как оцениваются личностные результаты на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса… Предмет внешней оценки: не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования (в отличие от оценки предметных и метапредметных результатов)

Формы внутренней оценки личностных результатов образования Для оптимизации личностного развития обучающихся возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов чтобы: дать характеристику достижений и положительных качеств обучающегося; определить приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка; выстроить систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития. Такая оценка полностью отвечает этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Для организации специальной поддержки обучающихся возможна оценка индивидуального прогресса их личностного развития обучающихся: осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии осуществляется в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития в форме возрастно-психологического консультирования.

Оценка сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно- познавательных и практических задач; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий

Как оцениваются метапредметные результаты на ступени начального общего образования подлежат итоговой оценке в ходе внешних персонифицированных и неперсонифицированных процедур оценка может быть внешней и внутренней оценка может быть прямой (познавательных действий) или опосредованной (коммуникативных и регулятивных действий)

Формы оценки метапредметных результатов образования выполнение специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий итоговая оценка планируемых результатов по отдельным предметам: успешность выполнения проверочных заданий по предметам с учётом характера ошибок говорит о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся или с помощью проверочных заданий, требующих совместной (командной) работы обучающихся на общий результат, можно оценить сформированность коммуникативных учебных действий. успешность выполнения комплексных заданий на межпредметной основе, в том числе проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией внутренняя оценка: с помощью оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога за некоторыми коммуникативными и регулятивными действиями, - фиксируются в портфеле достижений. Например, уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события

Основные результаты начального общего образования Основные результаты начального общего образования формирование опорной системы знаний, уни- версальных и специфических для предмета способов действий, обеспечивающих возмож- ность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции

Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляцияответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Основные результаты основного общего образования Основные результаты основного общего образования формирование опорной системы знаний, уни- версальных и специфических для предмета способов действий, обеспечивающих возмож- ность продолжения образования в старшей школе; подготовка к осознанному и обоснованному выбору дальнейшей образовательной траектории; опыт проектирования и организации эффективной учебной и социально-творческой деятельности: индивидуальной и коллективной; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития

Портрет выпускника: начальная школа – основная школа Портрет выпускника: начальная школа – основная школа активно познающий мир любознательный, проявляющий исследовательский интерес доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера умеющий учиться, способный к самоорганизации навыки самоорганизации и здорового образа жизни готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения СИСТЕМА «ПРОБ»; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ избирательность интересов умеет действовать с ориен- тацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый готовый нести ответственность перед самим собой, другими умеет работать в группе и индивидуально осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни готов к выбору

Основные результаты среднего (полного) образования Основные результаты среднего (полного) образования овладение основами наук и универсальными способами действий, обеспечивающими возможность успешного участия в общественной жизни в форме продолжения образования и/или трудовой деятельности; опыт проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности – познавательной и социальной; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития

Портрет выпускника: основная школа – старшая школа Портрет выпускника: основная школа – старшая школа ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ НАУК В ИЗБРАННОЙ ОБЛАСТИ ОПЫТ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( познавательной, социальной) умеет действовать с ориентацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый способен принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность умеет работать в группе и индивидуально разделяет ценности здорового и безопасного образа жизни избирательность интересов личная профессиональ- ная перспектива осознающий себя личностью готов к сотрудничеству для достижения совместного результата осознанно выполняет правила здо- рового и безопасного образа жизни понимает ценности образования как основы будущего успеха креативный, критически мыслящий