ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА План: 1. Философская антропология. Проблемы личности и общества. 2. Философия культуры. 3. Философия религии. 4. Философия творчества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Смысл жизни и цель жизни человека.
Advertisements

Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Проблема человека как предмет осмысления в современной философии и науке. 1. Бытие человека как философская проблема. 2. Природа и сущность человека. 3.«Я-образ»
Что такое деятельность ? Общество Развитие общества - результат деятельности людей. Основные понятия.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Проблема человека как предмет осмысления в современной философии и науке. 1. Бытие человека как философская проблема. 2. Природа и сущность человека. 3.«Я-образ»
ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.. Человек Понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Философия как тип мировоззрения Лекция 1 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии 900igr.net.
Фейербах Л.А.. Основные идеи «Бог был моей первой мыслью, разум второй, человек третьей и последней» «Бог был моей первой мыслью, разум второй, человек.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Личность и общество Урок 19. План 1.Проблема свободы и её социальный аспект. 2.Аксиология и её основные проблемы. 3.Понятие «ценность». Социальная функция.
Выполнила Игнатович НА, 416 группа. Миф как форма культуры Роль мифа в первобытной культуре Первобытные системы верований Миф как отрицание индивидуальности.
Транксрипт:

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА План: 1. Философская антропология. Проблемы личности и общества. 2. Философия культуры. 3. Философия религии. 4. Философия творчества. 5. Философия любви. ГУМЕР Бердяев Н. А. Смысл творчества. Оправдание человека. Любое издание Кураев А. // Портал дьякона Кураева // Осипов А. И. // Сайт А. И. Осипова // Трофимов М. Ю. Метафизическое рождение. Омск, Фейербах Л. Сущность христианства. Любое издание. Фромм Э. Искусство любить. Любое издание.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Философская антропология – наука о сущности и сущностной структуре человека. ФИЗИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ДУХОВНОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С естественно-научной точки зрения …

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С точки зрения экзистенциальной философии, направлений идеалистической антропологии человек возникает там и тогда, где и когда делается способным к саморефлексии.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ, ПСИХИЧЕСКОЕ ИЛИ СОЦИАЛЬНОЕ ??? Биологизаторство Социологизаторство Томас Мальтус Карл Маркс Психо-биологизаторство Зигмунд Фрейд

БИОЛОГИЧЕСКОЕ, ПСИХИЧЕСКОЕ ИЛИ СОЦИАЛЬНОЕ ??? – ДУХОВНОЕ!!! 1)Экзистенциализм о человеке… 2)Николай Онуфриевич Лосский о «Прометеевской» и «Иоанновской» культурах…

ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ Индивид – 1) отдельное человеческое существо; 2) «социальный атом», единица общества. Это аноним, о котором ничего не известно. Личность – 1) индивид как субъект отношений и сознательной деятельности деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) сумма социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Индивидуальность – оригинальные свойства личности.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ Гуморальная классификация: кровь, желчь, черная или желтая слизь ОТСЮДА 4 типа темперамента: сангвинистический, холерический, флегматический, меланхолический (Гиппократ). Психиатрическая классификация: мыслительный, эмоциональный, сенсорный, интуитивный х (экстравертность / интравертность) ( К. Юнг). Аксиологическая квалификация: теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный типы личности (Э. Шпрангер). Социально-психологическая классификация: применительно к руководителям: авторитарный, демократический, либеральный (К. Левин).

ЛИЧНОСТЬ В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ 1. В отдельные исторические эпохи… Древний Восток – интравертность Древняя Греция и Рим – экстравертность, явление агона Европейское Средневековье – Momento mori Новое время – фаустовский человек, покоряющий мир Новейшее время – ??? 2. Два основных типа: человек традиционного общества... человек современного общества…

ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ Человек в обществе ЗНАЧИТ – человек в отношениях с другими людьми. Историческая типология социального действия Макса Вебера: а) аффективное; б) традиционное; в) ценностно-рациональное; г) целерациональное.

Аффективное действие практически не содержит в себе никаких цепочек рассуждений о целях, средствах или последствиях; это чистый выплеск чувств и эмоций.

Традиционное действие Это действие совершается в повторяющихся условиях и по твердо установленной модели.

ЦЕННОСТНО- РАЦИОНАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ не расчет – а ценность ДЕЛАЙ КАК ДОЛЖНО И БУДЬ, ЧТО БУДЕТ

ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ Цель Планирование Средства

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО К деятельности побуждают потребности, интересы, стимулы

СМЫСЛ ЖИЗНИ И СПОСОБЫ ПРОЖИВАНИЯ В истории философии можно выделить следующие основные концепции смысла жизни: 1. Гедонизм - жить, значит наслаждаться. 2. Аскетизм - жизнь - это отречение от мира ради близости к богу, которому как духовному бытию можно «подойти» только будучи самому максимально духовным и свободным от грехов мира. 3. Этика долга - жизнь - это самопожертвование ради высоких идеалов (служение Родине, семье, долгу, любви, счастью других людей и т.д.). 4. Утилитаризм - жить - значит извлекать из всего и всех пользу, видеть в другом человеке не самоценную личность, а средство удовлетворения своих устремлений и потребностей. 5. Эвдемонизм - жизнь - понимается как стремление к счастью как подлинному назначению человека. …

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Общество – это система вне и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые складываются и развиваются в результате деятельности людей. Обычно человек ведет себя как надо, а не как хочется. Ведет себя в соответствии с теми правилами, которые заданы о-вом. Это все равно, что мы говорим на языке, который не мы придумали. Хотя социальные связи – это результат деятельности людей, результат этот независим от наших желаний. [Гегель - Энгельс]… Два подхода к проблеме человек и общество: 1) человек есть ансамбль общественных отношений, как в капельке воды… 2) автономность человека поскольку он обладает сознанием и свободой воли…

ОБЩЕСТВО В ЧЕЛОВЕКЕ И ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ Общество в человеке: человек есть ансамбль общественных отношений Человек в обществе: конструктор социальных связей Посредники между человеком и обществом: 1)язык 2)малые группы (семья, товарищи и др.) 3)Институты (обычаи, мораль, право, государство и др.) Три типа общества 1. Аграрное. 2. Индустриальное. 3. Современное

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ Культура – это «вторая природа». В отличие от первой, она сотворена человеком и предназначена для того, чтобы сохранять в человеке человеческое. Культура – это выражение отношения человека к миру и другому человеку. Это отношение существует в форме отношений с трансцендентным миром (Богом), природой, индивидом и социумом, наконец отношений «внутри» самой культуры – с ее явлениями. Базисом культуры выступают трансцендентные способности человека: свобода, ум, совесть, любовь …

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ Модели философии культуры Модели философии культуры: Классическая: гуманизм, рационализм, историзм. Культура – результат освобождения человека от жесткой зависимости от Природы и Бога.

КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ Модели философии культуры Модели философии культуры: XIX век. *Человек субъект культуры, творец прогресса. *Культура едина. Она сугубо духовное явление, (И. Кант: культура есть субъективное состояние и устремление личности; Г. В. Ф. Гегель: культура: этап развития абсолютного духа). *Культура материальная, предметная – своеобразное замещение материальных форм форм духовной предметностью. Иммануил Георг Вильгельм Кант Фридрих Гегель

МАРКСИСТСКАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ Модели философии культуры Модели философии культуры: В марксистской философии культура есть не только совокупность его результатов, но и сам процесс человеческой деятельности.

МОДЕРНИСТСКАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ *Не духовная, а повседневная жизнь человека. *Культура – прежде всего культура личности… *Культура – это то, что переживается, а не рефлексируется с помощью разума. *Мир раздроблен, расщеплен… Культур много… Одиночество, пессимизм, отрицание канонов…

ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ *Творчество деформируется, «мельчает». *Отказ от попыток систематизации мира: мир не поддается человеческим усилиям, не умещается ни в какие теоретические схемы. *Культура – это бесконечная череда интерпретаций, пытающихся объяснить смыслы, но вместо этого порождающих всё новые и новые. *Человек превращается в орудие, в рупор культуры…

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ Б. Спиноза: Бог = Природа. И. Кант: Бог = Мораль = «познание всех наших обязанностей в качестве божественных заповедей». Г. В. Ф. Гегель: религия = этап самопознания Мирового Духа. Она «снимает» мифологию, ее «снимает» философия (религия постигает мир в представлениях, философия – в понятиях). Л. А. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс: религия – плод отчуждения человека от мира. С. Кьеркегор: религия – высшая ступень развития человека. Ф. Ницше: Бог умер. Надо искать иные духовные начала. Современная философия религии: отношение между философией и религией как самостоятельными формами культуры, взаимодействующими друг с другом. Но они несоединимы, так как живут за счет разных трансцендентных способностей человека: веры и разума.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОГЕ Типы представлений: 1)Политеизм. 2)Пантеизм. 3)Деизм. 4)Монотеизм или теизм. Определение: 1) Абсолютно совершенный 2) Основа Бытия Атрибуты: 1) существующий сам по себе 2) вечный 3) творец всего сущего 4) управляющий миром 5) личность

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОГЕ Философские доказательства бытия Божия Философские доказательства бытия Божия: 1)Онтологическое доказательство, Ансельм Кентерберийский: нечто, больше чего нельзя себе представить, существует – и в уме, и в действительности, ибо, если бы оно существовало только в уме, оно не было бы тем, больше чего нельзя себе представить. Критика. И. Кант: 100 талеров есть 100 талеров, независимо от того, лежат они в моем кошельке или нет. Н. Малколм: Если мы признаем существование Бога, то признаем, что без Бога вещи не были бы такими, как они есть, но ведь они есть именно такие, => Бог существует. 2)Космологическое доказательство, Аристотель, Фома Аквинский: существует движение, причинность, степени совершенства => существует и первотолчок, первопричина, самое совершенное … Критика. И. Кант: это особенность ума – постоянно искать первопричину, но найдя ее, снова спрашивать, а что является причиной этой «первопричины»?

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОГЕ Философские доказательства бытия Божия Философские доказательства бытия Божия: 3) Телеологическое доказательство, Сократ, У. Пейли: посмотрите на механизм часов, здесь все целесообразно устроено. Кем? Часовым мастером. То же и Мир. В нем все целесообразно устроено Богом. Критика. Д. Юм: Мир – на часы. Идеи цели и разумного замысла – это проекция осмысленной человеческой деятельности на Мир. 4) Антропологическое доказательство, И. Кант: Всем людям свойственно нравственное чувство. Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира. Наверное, это Бог.

ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА Опыт определения творчества: 1)Творчество – это создание нового, во всяком случае, нового для себя. 2)Творчество – это такое созерцание (смотрит не глаз, а всё мое существо) или деятельность, которые «поглощают с головой», так что творящий целиком концентрируется на созерцании или действии. Н.А. Бердяев ( ) 3)Творчество – это такая деятельность, в результате которой на человека нисходит благодать, все плохое отступает и человек растет над самим собой. Дурное в человеке побеждается, главным образом, не запретами и воздержанием, а именно творчеством. Поэтому творчество – нравственный долг человека. Идея о трех этиках (закона, искупления и творчества). Творчество в искусстве: Творчество, направленное в бесконечное, совершается в конечном – отсюда несоответствие акта творчества и результата.

ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ Любовь, как и совесть, ум, честь, свобода – одно из фундаментальных метафизических свойств человека. Любовь сродни творчеству. Любящий всегда гениален, так как открывает в предмете своей любви то, что скрыто от других (А. Ф. Лосев). И суть любви состоит именно в том, что любящий открывает в любимом высшее совершенство. Н.А.Лосев ( ) * * * По Фрейду половой инстинкт через сублимацию создает культуру. Вся история человечества – это история обуздания полового инстинкта: сначала запрет связей между родственниками, затем институт брака и христианская мораль. Человечество, таким образом, создавало З.Фрейд ( ) искусственные препятствия на пути секса, чтобы больше им наслаждаться. Сексуальная любовь – это то, что способно объединять людей, но их разъединяет другой фундаментальный инстинкт – инстинкт смерти, агрессии.

ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ Философия пола В. В. Розанова ( ): 1) Сексуальная любовь соединяет во едино природу, человека, историю, Бога. 2) Любовь находит свое прибежище в браке. 3) Счастливая семья – это семья, в которой сильно «животное», в которой все «сбиты в кучу», копаются друг около друга, живут в теплой атмосфере дыхания, у них есть чувство серьезности, если не религиозности, разлившееся на всю жизнь семьи. Патологии любви Э. Фромма ( ): 1) секс, 2) привязанность к родителю, 3) поклонение, 4) невротическая любовь, 5) временная аберрация - жизнь в прошлом и будущем, но не в настоящем, 6) проекция своих проблем на детей

ТАК КТО ЖЕ ЭТО, ЧЕЛОВЕК? ПОПЫТАЙТЕСЬ СДЕЛАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ