Специфика коррекционно- педагогической работы с детьми с задержкой психического развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ресурсный центр психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья г. Котовска.
Advertisements

Нормативно-правовое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ Краснослободская ООШ.
Нормативно-правовое обеспечение ППМС сопровождения детей в образовательном пространстве Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Федеральный закон «Об образовании» от г. 273 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года 1155 «Об утверждении.
Нормативно - правовая база в области обучения и воспитания лиц с ОВЗ.
Пенза, 2014 Порядок организации и осуществления деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 273 от ФГОС дошкольного образования (Приказ 1155 от г) 3.Порядок организации и осуществления.
Создание условий успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду по месту жительства Желтобрюхова Т.А. Директор.
Особенности организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.
Нормативно-правовое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья октябрь 2009 года МОУ Краснослободская СОШ.
Методическая оснащенность деятельности специалистов ПМПк МДОУ по обследованию и сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кайгородова Настасия Амерзановна – председатель ПМПк Симакова Валентина Владимировна – педагог - психолог Краевое государственное бюджетное специальное.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Особенности взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и учреждений образования при проведении медико-социальной экспертизы. Дроздова Э.Е., руководитель.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» г. Нижняя Салда.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
МБОУ Березовская СОШ 10. Всего обучающихся 189 человек, 63 дошкольника. 24 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальное общее образование.
Оказание многопрофильной специализированной помощи субъектам образовательного пространства в реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья.
Взаимодействие специальных (коррекционных) ОУ НО с ОМППМПК (ПМПК) в рамках нормативно – правового обеспечения. Председатель ОМППМПК Бусыгина Т.С.
Транксрипт:

Специфика коррекционно- педагогической работы с детьми с задержкой психического развития

В наименовании специального (коррекционного) образования может указываться вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся. Виды: I вид – для детей глухих II вид – для детей слабослышащих III вид – для детей слепых IV вид – для детей слабовидящих V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи VI вид – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата VII вид – для детей с задержкой психического развития VIII вид – для детей умственно отсталых Виды: I вид – для детей глухих II вид – для детей слабослышащих III вид – для детей слепых IV вид – для детей слабовидящих V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи VI вид – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата VII вид – для детей с задержкой психического развития VIII вид – для детей умственно отсталых

Типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР у детей с ЗПР отмечается минимальная, неглубокая степень умственной недостаточности; при ЗПР созревание организма и развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия), речи, эмоционально- волевой сферы личности – происходит неравномерно и в замедленном темпе, отставая от нормы на 1,5 – 2 года; У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп ниже, чем у нормально развивающегося сверстника. у детей с ЗПР отмечается минимальная, неглубокая степень умственной недостаточности; при ЗПР созревание организма и развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия), речи, эмоционально- волевой сферы личности – происходит неравномерно и в замедленном темпе, отставая от нормы на 1,5 – 2 года; У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп ниже, чем у нормально развивающегося сверстника.

Мониторинг количества коррекционных классов комплектов и обучающихся в них детей учебный год учебный год учебный год учебный год Классы комплекты Количеств о обучающи хся I – ая ступень II – ая ступень

Основные причины данных нарушений: ухудшение социальной обстановки (алкоголь, курение, асоциальное поведение родителей); ухудшение экологической обстановки; патология беременности и родов (внутриутробные инфекции плода, оперативные роды, асфиксии, травмы во время родов); заболевания на первом году жизни (перенесенные операции, нейроинфекции, травмы головы); несовершенство ранней диагностики отклонений в развитии ребенка; несогласованность в работе специалистов ОУ ухудшение социальной обстановки (алкоголь, курение, асоциальное поведение родителей); ухудшение экологической обстановки; патология беременности и родов (внутриутробные инфекции плода, оперативные роды, асфиксии, травмы во время родов); заболевания на первом году жизни (перенесенные операции, нейроинфекции, травмы головы); несовершенство ранней диагностики отклонений в развитии ребенка; несогласованность в работе специалистов ОУ

Основные клинические типы ЗПР ЗПР конституционного происхождения; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения; ЗПР церебрально-органического генеза; ЗПР конституционного происхождения; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения; ЗПР церебрально-органического генеза;

Для детей с задержкой психического развития * Недоступно обучение по основной образовательной программе, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития. * В общеобразовательной школе, в классе с большим количеством детей, такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность. * Недоступно обучение по основной образовательной программе, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития. * В общеобразовательной школе, в классе с большим количеством детей, такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Организация обучения детей с ЗПР регламентируется нормативными документами: Федеральный уровень: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 42, 79); Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / М.: Просвещение, 2013 г. – 42 с.(стандарты второго поколения); Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Утверждено постановлением Правительства РФ от г. 288; Инструктивное письмо МО РФ 48 от г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»; Письмо МО РФ от г. 127/901- « О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»; Письмо МО РФ от г. АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами»; Приказ МО и науки РФ от 30 августа 2013 г «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного и среднего образования»; Приказ МО и науки РФ от г «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 42, 79); Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / М.: Просвещение, 2013 г. – 42 с.(стандарты второго поколения); Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Утверждено постановлением Правительства РФ от г. 288; Инструктивное письмо МО РФ 48 от г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»; Письмо МО РФ от г. 127/901- « О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»; Письмо МО РФ от г. АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами»; Приказ МО и науки РФ от 30 августа 2013 г «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного и среднего образования»; Приказ МО и науки РФ от г «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Региональный уровень: Письмо департамента образования и науки Администрации Пермской области 803 от г. «Рекомендации по ведению личного дела обучающегося в специальном (коррекционном) учреждении (классе) для обучающихся с отклонениями в развитии всех видов»; Письмо департамента образования и науки Администрации Пермской области 3252 от г. «О создании в общеобразовательных школах обязательных условий для обучения детей с отклонениями в развитии»; Инструктивное письмо департамента образования и науки Администрации Пермской области 2383 от г. «О нормативах и организации индивидуального обучения детей с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях всех типов и видов»; Письмо департамента образования администрации Пермской области от г. 29/01-21/35590 «Об упорядочении процедуры обучения на дому». Письмо департамента образования и науки Администрации Пермской области 803 от г. «Рекомендации по ведению личного дела обучающегося в специальном (коррекционном) учреждении (классе) для обучающихся с отклонениями в развитии всех видов»; Письмо департамента образования и науки Администрации Пермской области 3252 от г. «О создании в общеобразовательных школах обязательных условий для обучения детей с отклонениями в развитии»; Инструктивное письмо департамента образования и науки Администрации Пермской области 2383 от г. «О нормативах и организации индивидуального обучения детей с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях всех типов и видов»; Письмо департамента образования администрации Пермской области от г. 29/01-21/35590 «Об упорядочении процедуры обучения на дому».

Институциональный уровень: Ежегодный приказ УО администрации города Соликамска о порядке комплектования специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида на текущий учебный год; Приказ УО от г. СЭД «Об организации дифференциально-диагностического обследования детей раннего дошкольного, школьного возраста с ОВЗ, трудностями в обучении, детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей подростков с девиантными формами поведения в 2014 году.»; Устав ОУ, лицензия; Локальные акты ОУ о порядке функционирования специальных (коррекционных) классах VII вида; Положение о специальных (коррекционных) классах VII вида, разработанное ОУ; Положение о логопедическом пункте; Положение об индивидуальном обучении на дому; Справки по результатам внутришкольного контроля за знаниями, умениями, навыками учащихся специальных (коррекционных) классов- С(К)К VII вида; Документация педагога С(К)К VII вида; Ежегодный приказ УО администрации города Соликамска о порядке комплектования специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида на текущий учебный год; Приказ УО от г. СЭД «Об организации дифференциально-диагностического обследования детей раннего дошкольного, школьного возраста с ОВЗ, трудностями в обучении, детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей подростков с девиантными формами поведения в 2014 году.»; Устав ОУ, лицензия; Локальные акты ОУ о порядке функционирования специальных (коррекционных) классах VII вида; Положение о специальных (коррекционных) классах VII вида, разработанное ОУ; Положение о логопедическом пункте; Положение об индивидуальном обучении на дому; Справки по результатам внутришкольного контроля за знаниями, умениями, навыками учащихся специальных (коррекционных) классов- С(К)К VII вида; Документация педагога С(К)К VII вида;

Нормативно-правовое обеспечение деятельности ПМПк ОУ: Письмо МО РФ от г. 127/901 – «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»; Приказ о создании ПМПк ОУ; Положение о ПМПк ОУ; Договор о взаимодействии ПМПК и ПМПк ОУ; Договор между ОУ (в лице руководителя ОУ и родителями (законными представителями) воспитанника (учащегося ОУ) о его психолого-медико- педагогическом обследовании и сопровождении; План работы ПМПк ОУ на учебный год; Отчет о работе ПМПк ОУ; Журнал записи и учета на ПМПк ОУ; Журнал протоколов заседаний ПМПк ОУ; Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк ОУ; Журнал архива ПМПк; Карта развития ребенка; Представления специалистов ПМПк; Коллегиальное заключение ПМПк; Коррекционно-образовательный (коррекционно-развивающий) маршрут ребенка; Лист динамики развития ребенка; Письмо МО РФ от г. 127/901 – «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»; Приказ о создании ПМПк ОУ; Положение о ПМПк ОУ; Договор о взаимодействии ПМПК и ПМПк ОУ; Договор между ОУ (в лице руководителя ОУ и родителями (законными представителями) воспитанника (учащегося ОУ) о его психолого-медико- педагогическом обследовании и сопровождении; План работы ПМПк ОУ на учебный год; Отчет о работе ПМПк ОУ; Журнал записи и учета на ПМПк ОУ; Журнал протоколов заседаний ПМПк ОУ; Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк ОУ; Журнал архива ПМПк; Карта развития ребенка; Представления специалистов ПМПк; Коллегиальное заключение ПМПк; Коррекционно-образовательный (коррекционно-развивающий) маршрут ребенка; Лист динамики развития ребенка;

Содержание образования: Программы и учебные планы С(К)ОУ (классов) VIIвида; Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Нач. классы/ сост. Л.А. Вохмянина- М.: Дрофа, 2000 г. Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Нач. классы (1-4)/под ред. С.Г. Шевченко-М.: Школьная пресса, 2004 г. Типовые программы начальных классов специальной общеобразовательной школы для детей с ЗПР и специальных классов выравнивания для детей с ЗПР – М., 1986 г. Обучение в VI-IX классах 7 вида ведется по массовым программам и строиться с учетом рекомендаций к изменению планирования, журнал Дефектология, 1993 г., 1-4 Программы и учебные планы С(К)ОУ (классов) VIIвида; Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Нач. классы/ сост. Л.А. Вохмянина- М.: Дрофа, 2000 г. Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Нач. классы (1-4)/под ред. С.Г. Шевченко-М.: Школьная пресса, 2004 г. Типовые программы начальных классов специальной общеобразовательной школы для детей с ЗПР и специальных классов выравнивания для детей с ЗПР – М., 1986 г. Обучение в VI-IX классах 7 вида ведется по массовым программам и строиться с учетом рекомендаций к изменению планирования, журнал Дефектология, 1993 г., 1-4

Документация учителя С(К) VII вида. Личные дела учащихся; Наличие заключения ПМПК в личном деле учащегося (за последний год); Направление УО в С(К)К 7 вида учащегося ( за последний год); Программное обеспечение учебного процесса; Карта комплексного изучения учащегося; Листы контроля динамики для ПМПК; Принципы комплектования групп ИГКЗ; Тематическое планирование ИГКЗ; Расписание ИГКЗ; Журнал учета ИГКЗ; Тетради ИГКЗ; Дневники наблюдения; Личные дела учащихся; Наличие заключения ПМПК в личном деле учащегося (за последний год); Направление УО в С(К)К 7 вида учащегося ( за последний год); Программное обеспечение учебного процесса; Карта комплексного изучения учащегося; Листы контроля динамики для ПМПК; Принципы комплектования групп ИГКЗ; Тематическое планирование ИГКЗ; Расписание ИГКЗ; Журнал учета ИГКЗ; Тетради ИГКЗ; Дневники наблюдения;

Статистика В нашем городе с 1990 года функционируют специальные (коррекционные) классы – 7 вида, функционируют на базе следующих образовательных учреждений: 1,2,4,7, 9,10,12,13,14,15.16 На сегодняшний день в С(К)К 7 вида обучаются 466 человек, из них: в начальной школе -241 человек; 2-ая ступень – 225 человек; Из них 80 % детей имеют ЗПР церебрально-органического генеза. В нашем городе с 1990 года функционируют специальные (коррекционные) классы – 7 вида, функционируют на базе следующих образовательных учреждений: 1,2,4,7, 9,10,12,13,14,15.16 На сегодняшний день в С(К)К 7 вида обучаются 466 человек, из них: в начальной школе -241 человек; 2-ая ступень – 225 человек; Из них 80 % детей имеют ЗПР церебрально-органического генеза.

Домашние задания задаются с учетом возможности их выполнения в следующих временных пределах: в 1-ом классе (со второго полугодия) до 1 часа; во 2-м классе до 1,5 часа; в 3-4 классах до 2-х часов; в 5-7 классах до 2,5 часов; При этом учитываются индивидуальные психофизические особенности детей. Для обеспечения полноценного отдыха детей в воскресенье домашние задания на понедельник не задаются (исключение – литературное чтение) в 1-ом классе (со второго полугодия) до 1 часа; во 2-м классе до 1,5 часа; в 3-4 классах до 2-х часов; в 5-7 классах до 2,5 часов; При этом учитываются индивидуальные психофизические особенности детей. Для обеспечения полноценного отдыха детей в воскресенье домашние задания на понедельник не задаются (исключение – литературное чтение)

Количество учащихся С(К)К VII вида, интегрированных в общеобразовательные программы Количество учащихся в С(К)К VII вида Количество учащихся, интегрированных в ОУ учебный год учебный год учебный год 3945 всего (2%)

Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития: проведение пропедевтической работы в изучении нового. установление и соблюдение определенного охранительного педагогического режима. соблюдение педагогического такта. коррекция речевой сферы. индивидуально- дифференцированный подход проведение пропедевтической работы в изучении нового. установление и соблюдение определенного охранительного педагогического режима. соблюдение педагогического такта. коррекция речевой сферы. индивидуально- дифференцированный подход

Рекомендации учителю, работающему в С(К)К VII вида: в совершенстве знай специальную психологию; Создавай в классе благоприятный психологический климат; Воздействуй на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики; Не раздражайся, будь терпелив и настойчив; Помни: максимум поощрения, минимум наказания; Требуя, учитывай реальные возможности ребенка; Каждому ребенку – индивидуальный подход; Индивидуально дозируй темп и объем работы; Учитывай «зону ближайшего развития»; Постепенно увеличивай и усложняй нагрузку; Упражняй, упражняй, упражняй! Утверждай позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы; Строго следуй режиму дня, предупреждай переутомление! в совершенстве знай специальную психологию; Создавай в классе благоприятный психологический климат; Воздействуй на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики; Не раздражайся, будь терпелив и настойчив; Помни: максимум поощрения, минимум наказания; Требуя, учитывай реальные возможности ребенка; Каждому ребенку – индивидуальный подход; Индивидуально дозируй темп и объем работы; Учитывай «зону ближайшего развития»; Постепенно увеличивай и усложняй нагрузку; Упражняй, упражняй, упражняй! Утверждай позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы; Строго следуй режиму дня, предупреждай переутомление!

В. Сухомлинский « Не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны»