Обучающий семинар «Проектирование контрольно- оценочной деятельности в образовательном процессе в условиях ФГОС» Учитель биологии МБОУ СОШ 68 Соловьева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ДПОС «Методический центр»,
Advertisements

СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ФИКСАЦИИ ОСНОВНЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Система о ценк и достижения планируемых результатов Планируемые результаты и … Достижение планируемых результатов Оценка Оценка достижения… Система оценки….
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, (выдержки)
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Система оценки планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО.
Педагогический совет «Оценка образовательного результата» Выполнила: Дюина Е.А., руководитель ШМО.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Особенности системы результатов при реализации ФГОС.
Концептуальные и методологические основы ФГОС тема 4.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Система оценки планируемых результатов основного общего образования.
1)Изменится ли качество образования с введением ФГОС? 2)Дает ли новый законопроект большую экономическую свободу? 3)Нужен ли дошкольному образованию ФГОС?
Выполнили: Заплава А.В., учитель математики, Астраханцева И.А., учитель истории.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Разработчики: Дудина И. Е.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
Транксрипт:

Обучающий семинар «Проектирование контрольно- оценочной деятельности в образовательном процессе в условиях ФГОС» Учитель биологии МБОУ СОШ 68 Соловьева И. П.

«...мы...разработаем и введем новые требования к качеству образования... введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей....» Из послания Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному собранию в 2009 году Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Структурные компоненты контроля Наблюдение и проверка уровня обученности и достижений ученика в различных сферах учебной деятельности, на основе которых проводится Выявление и измерение материала который необходимо проконтролировать. Учет, анализ, синтез и сравнение первичной информации, полученной при наблюдении и проверке. Проведение оценивания информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценки получают внешнее или внутреннее выражение: словесный комментарий, результаты оценивания могут быть выражены в баллах - отметках. Продолжение педагогического процесса или его коррекция в зависимости от соответствия результатов намеченным учебно- воспитательным задачам.

Объект (или содержание) контроля - все, что относится к учебно-воспитательному процессу. особенности понимания и осмысления учеником изучаемого материала, точность, глубину и прочность его знаний, широту кругозора, развитие познавательных процессов (памяти, логического мышления, воображения), степень сформированности общеучебных, специальных и других практических умений и навыков, УУД, способности ученика применять знания на практике, творческий подход к выполнению учебного дела, владение рациональными приемами работы, умение "совмещать", одни навыки с другими.

Контроль в учебно-воспитательном процессе позволяет установить качество теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся, УУД, способов учебной деятельности, степень умственного развития,

Функции контроля: Осуществление обратной связи ( Только лишь постоянно имея информацию о том, как "ведет" себя, как реагирует "обучающаяся система" (класс, группа, ученик) на воздействие "обучающей" (учитель, ученик-консультант, технические и электронные средства информации), можно надежно идти вперед по пути обучения), Педагогическая: Обучающая (побуждает ученика к систематическим занятиям, исправляет ошибки и неточности в его знаниях, дает рекомендации о том, как лучше овладеть материалом конкретной темы, побуждает пользоваться дополнительной литературой, приучает обращаться к справочникам и энциклопедиям), Развивающая (дает возможность осознанно и грамотно проводить работу по совершенствованию умственного развития и, во-вторых, через это знание лучше учитывать индивидуальные особенности развития познавательной деятельности и добиваться хорошей успеваемости каждого), Воспитывающая (способствует формированию у ребят мотивов учения, в том числе таких моральных чувств, как долг, обязанность, ответственность, совесть, честь; межличностных отношений учащихся, сотрудничества между учениками и учителем), Диагностическая (дает информацию об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок; помогает выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания, методов и средств обучения), Профилактическая (предупреждение забывания путем эпизодического повторения),

Функции контроля: Проверочно-оценочная: Государственная аттестация, итоговый и заключительный учет (на основании контроля знаний, умений и навыков учащиеся переводятся из младших классов в старшие; по результатам экзаменов они выпускаются из школы и получают соответствующий документ об образовании). Социальная (проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка (возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированность его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности), является инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основания для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю). Образовательная (определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя - констатация качества усвоения учащимися учебного материала, устанавление динамики успеваемости, сформированности (несформированности) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степени развития основных мыслительных операций; выявление проблемных областей в работе, фиксация удачных методов и приемов, анализ, содержания обучения на предмет расширения или исключения из учебной программы. Со стороны ученика - устанавление конкретных результатов его учебной деятельности).

Воспитательная (рассмотрение формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. Эмоциональная (создание определенного эмоциональный фон и вызов соответствующей эмоциональной реакции ученика, при проверке результатов обучения эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника ). Информационная (основой диагноза планирования и прогнозирования, анализа причин неудачных результатов и планирования конкретных путей улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого). Функция управления (развитие самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога, выявление пробелов и недостатков в организации педагогического процесса, ошибок в деятельности учителя и осуществление корректировки учебно-воспитательного процесса.

Виды контроля по функциям в учебном процессе: Предварительный (проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета, его функции: изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала). Текущий контроль (проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся). Тематический контроль (проводится по завершении изучения большой темы. Функция тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета. Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера). Итоговый контроль (проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год и т.д.).

Методы контроля и самоконтроля в обучении. Методы устного контроля и самоконтроля: 1. Индивидуальный опрос 2. Фронтальный опрос 3. Устный экзамен 4. Программированный опрос 5. Устный самоконтроль Методы письменного контроля и самоконтроля: 1. Контрольная письменная работа 2. Письменный зачет 3. Программированная письменная работа 4. Письменный самоконтроль 5. Графические работы (рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др.) Методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля: 1.Контрольно- лабораторная или практическая работа 2. Компьютерный (машинный) контроль 3.Лабораторно- практический самоконтроль

Требования ФГОС к результатам образования Виды планируемых результатов освоения ООП Личностные Метапредметные Предметные

Система оценивания в основной школе в аспекте реализации ФГОС: Подходы к оценке результатов: Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов) Использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки Оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно -познавательных и учебно-практических задач Оценка динамики образовательных достижений учащихся Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования Использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся, и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных Использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и т.д. Контроль-проверка с целью получения информации о результатах деятельности Оценка-установление соответствия полученных результатов с планируемым Отметка - условное выражение оценки

Принципы оценивания результатов ООП естественность процесса оценки приоритет самооценки; критериальность; личностная направленность; систематичность оценивания

Виды оценивания стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание Стартовая диагностика Сдал Итоговая оценка Текущее оценивание

Стартовая диагностика Проводится для определения уровня остаточных знаний, сформированных УУД, организации коррекционной работы в зоне «актуального развития». Контрольные работы по предметам; Диагностика сформированности УУД Стартовые работы проводятся на 2-3 неделе сентября; Используется инструментарий, по содержанию равнозначный использованному в конце предыдущего класса; Результаты фиксируются в сводных таблицах, где указаны проверяемые умения, в листах индивидуальных достиженийлистах индивидуальных достижений

Текущее оценивание процесс самооценивания учащимися своих достижений, осуществляемый постоянно и систематически процесс оценки учителем результатов полученных в ходе наблюденийнаблюдений за деятельностью учащихся, урочной и внеурочной деятельности выполнения стандартизированых проверочных, контрольных, диагностических работ выполнения нестандартиизирова нных работработ- проекта, творческих, практических работ и т.д.

Техники фиксации и оценивания уровня развития умений и достижений школьников «Портфолио» Дневник достижений Дневник-отчет Дневник-самооценка Творческая книжка школьника Тетрадь-паспорт Карта достижений Матрица учебных достижений Публичный отчет / открытый экзамен Индивидуальная образовательная траектория Папка индивидуального планирования Проект

«Оценочные суждения» справился отлично, не допустил не одной ошибки, изложил логично, полно, привлек дополнительный материал, справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос, самостоятельно выполнил, знает порядок выполнения, видна заинтересованность. Однако не заметил ошибки, не успел их исправить, в следующий раз надо поискать еще более удобный способ решения и т.д. выполнил наиболее важные требования, знает основу, понимает суть, однако не все учел, переставил местами логические звенья и т.д. выполнил все эти требования, осталось поработать вот над этим…. Вместе посмотрим вот это….

Поощрения мимические и пантомимические (аплодисменты, улыбка учителя, ласковый одобряющий взгляд, пожатие руки и др.) словесные («Умница», «Ты сегодня лучше всех работал», «Мне приятно было читать твою работу», «Я радовалась, когда проверяла тетрадь» и т.п.) материализованные (поощрительный приз, значок «Грамотейкин», «Лучший математик» и др.) деятельностные (Ты сегодня выступаешь в роли учителя, тебе дается право выполнить самое трудное задание)

Предметом итоговой оценки является способность к решению учебно- познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале с использованием способов действий, соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе метаредметных действий. Компонентами учебного задания являются: Характеристика задания Мотивационная часть Содержание: условие (информационная часть) вопрос (командная часть) инструкция по выполнению (ответная часть) образец/описание ответа критерии оценки Методический комментарий (организационная часть) Время выполнения задания

Формы и методы оценивания Виды оценивания Стартовая диагностика Текущее оценивание Итоговое оценивание Формы оценивания Контрольная работа по предметам Диагностика УУД Промежуточные проверочные работы, срезовые работы, диагностика УУД Накопительная оценка Приемы оценки на уроке ГИА + Накопленная оценка + Итоговые работы по предметам Защита индивидуального проекта Методы оценивания Тестирование Психологические методы Стандартизированные методы: письменные срезовые, проверочные, контрольные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе Нестадартизированные методы: наблюдение, проекты, практические работы, творческие работы, самооценка, портфолио и т.д. Психологические диагностики Учебно- познавательные и учебно- практические задачи Проект

Для описания достижений обучающихся установлено пять уровней: - Базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Выделяют два уровня, превышающие базовый: - повышенный уровень достижения планируемых результатов, которому соответствует оценка «хорошо» (отметка «4»); - высокий уровень достижения планируемых результатов, которому соответствует оценка «отлично» (отметка «5»). Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированности интересов к данной предметной области.

Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, также выделяют два уровня: - пониженный уровень достижений, которому соответствует оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); - низкий уровень достижений, которому соответствует оценка «плохо» (отметка «1»). Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учеником не освоено даже и половины планируемых результатов, что имеются значительные пробелы в знаниях, и поэтому дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10%) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня. Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение таких учащихся практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается как результат выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе: - результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе; - оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; - оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта; - оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ГИА). При этом результаты внутришкольного мониторинга характеризуют выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. Оценки за итоговые работы, индивидуальный проект и работы, выносимые на ГИА,ЕГЭ характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями.

Спасибо за внимание ! Желаю успехов !

Тест 1. Назовите виды оценивания 2. Назовите виды самооценки учащихся в порядке их формирования 3. Перечислите нестандартизированные виды оценивания 4. Назовите основные составляющие итоговой оценки выпускника основной школы 5. Определите принципы оценивания

1. Назовите виды оценивания стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание

2. Назовите виды самооценки учащихся в порядке их формирования Ретроспективная Рефлексивная Прогностическая

3. Перечислите нестандартизированные виды оценивания наблюдение, проекты, Практические работы, творческие работы, исследовательские работы, самооценка, портфолио и т.д.

4. Назовите основные составляющие итоговой оценки выпускника основной школы ГИА +, ЕГЭ + Накопленная оценка + Итоговые работы по предметам Защита индивидуального проекта

5. Назовите принципы оценивания естественность процесса оценки приоритет самооценки; критериальность; личностная направленность; систематичность оценивания Оценка «Отлично!!!»

Литература по теме: Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект / Российская академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова; Российская академия наук, Российская академия образования. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. - М.: Просвещение, с. - (Стандарты нового поколения). - ISBN Виноградова Н.Ф. Не только учить, но и развивать. – Образовательная политика, 2010, 1-2, с Низенко Е. Введение новых государственных образовательных стандартов общего образования. – Образовательная политика, 2010, 1-2, с Петерсон Л.Г. Механизмы реализации государственных образовательных стандартов второго поколения на основе дидактической системы деятельностного метода "Школа ". – Методист, 2010, 1, с Кузнецов А.А. Основные направления деятельности Российской академии образования по созданию и внедрению школьных стандартов нового поколения. – Стандарты и мониторинг в образовании, 2010, 1, с. 3-5 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просмвещение, с.: ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с ISBN Могилев А.В. Такие нестандартные новые стандарты.... – Народное образование, 2010, 5, с Ковалева Г.С. Стандарт общего образования второго поколения: новые идеи в оценке образовательных результатов. – Народное образование, 2010, 5, с Демидова М.Ю. Что нового в стандартах второго поколения по естественно-научным дисциплинам. – Народное образование, 2010, 5, с Пинская М.А. Формирующий подход: критериальное оценивание в действии. – Народное образование, 2010, 5, с Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс. - М.: Просвещение, с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN Примерные программы по учебным предметам. Биология классы: Проект. - М.: Просвещение, с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, с. - (Работаем по новым стандартам). - ISBN Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: Проект. - М.: Просвещение, с. - ISBN

Оценка учителем результатов выполнения стандартизированных работ Планирование результата. Учитель должен уметь: формулировать дидактическую цель (проект будущего желаемого результата) урока; формулировать задачи, направленные на достижение всех групп результатов, поставленной цели; определить базовый и повышенный уровни овладения новым способом действия; формулировать результаты урока в соответствии с задачами; подбирать задания для итоговых и срезовых работ

Все проверочные (любые классные) работы имеют следующие этапы проведения: рассказ учителя о внешних критериях оценки (эталонах), выработка критериев, выполнение самой работы, оценка учащимися своей работы по заданным критериям, проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся, соотнесение оценки учителя и оценки учащихся, обнаружение расхождений в оценке.

Комплексная работа Комплексные письменные работы позволяют выявить как уровень сформированности предметных аспектов обучения, так и овладения ключевыми умениями: сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, выполнять и понимать инструкции. Комплексная работа направлена на выявление у учащихся сформированности умений: - читать и понимать различные тексты, включая и учебные; - работать с информацией, представленной в различной форме; - использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно- познавательных и учебно-практических задач.

Годовые проверочные работы Целью годовых проверочных работ по предметам является оценка способности учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами данного предмета. Также оценивается сформированность УУД на межпредметной основе: Последовательность действий учителя Определить результаты по каждому разделу в соответствии с используемым УМК Выделить умения, которые характеризуют достижение этого результата Определить умения в каждом разделе, которые характеризуют обязательный уровень достижения результата, и необходимы для обучения в следующем классе Определить количество и уровень заданий по каждому разделу Составить задания разных типов заданий: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом Дать характеристику каждому заданию

Нестандартизированные виды оценивания Проекты Практические работы Творческие работы Исследовательские работы Портфолио Самооценка Самоанализ и т.д.

Наблюдение – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (карты наблюдений), в которых в процессе наблюдения необходимо поставить условный знак (например, «V»). Краткие записи В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений могут быть именными (при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или аспектными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса).

Карта наблюдения за особенностями общения и кооперации учеников в процессе совместного выполнения проекта Наблюдение за особенностями общения и взаимодействия ведется по следующим параметрам: 1. Планирование 2. Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта 3. Соответствие исполнения проекта плану 4. Представление результатов 5. Конфликты и их разрешение 6. Особенности поведения и коммуникации ученика По каждому параметру отмечаются результаты наблюдений за каждым учеником данной группы и за группой в целом.

Карта наблюдения за особенностями общения и кооперации учеников в процессе совместного выполнения проекта. Параметры наблюдения Оценка каждого ученика Ученики Оценка совместной деятельности Планирование : 1. Совместное 2. Единоличное 3. Отсутствует 1. Совместное (1- участвовал, 2- участвовал активно, 3-был лидером) Совместное планирование (сумма совместно набранных баллов) 2. Единоличное (кто взял на себя планирование) Единоличное планирование (били ли споры из- за лидерства 1- не было, 2- были 3. Отсутствует Планирования не было Распределени е функций (заданий) Оценить каждого ученика в зависимости от выполнения своего задания Отметьте один вариант характеризующий работу(1-функции разделены, 2- функции неразделены)

Оцени СОТРУДНИЧЕСТВО в вашей группе Задание. Внимательно прочитай приведенные утверждения. Отметь знаком +, насколько ты согласен с данным утверждением. Утверждение Полностью согласен Согласен Частично согласен Не согласен Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий Если я не согласен с чем-то, то не спорю, а предлагаю другое решение Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я с ними не согласен Я стараюсь услышать то, что кто-то хочет предложить, а не ошибки в сказанном

Использование наблюдения в качестве метода оценивания наиболее целесообразно применять для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии: навыков учения: Приобретение знаний (фиксируется увеличение запаса фактов, идей, слов; умение узнавать знакомое). Понимание (фиксируется умение ухватывать смысл, обсуждать и интерпретировать изученное). Применение (фиксируется способность использовать изученное на практике или в иных целях). Анализ (фиксируется умение вычленять знания или идеи, выделять отдельные компоненты, видеть связи, искать уникальные черты). Синтез (фиксируется умение комбинировать, воссоздавать, развивать, создавать новое). Оценка (фиксируется умение выдвигать суждения или заключения на основе выбранных критериев, стандартов, условий). социальных навыков: способность принимать ответственность; способность уважать других; умение сотрудничать; умение участвовать в выработке общего решения; способность разрешать конфликты; способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе. коммуникативных навыков: слушания (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтение (способность читать для удовольствия и для получения информации); письма (умение фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник). Выступают обучающим средством

Самооценка. Виды контроля: Ретроспективная – самооценка предшествует учительской оценке. Рефлексивная - основой рефлексивной самооценки являются знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия Прогостическая - оценивают себя с позиции «Справлюсь ли я с решением?»

Варианты самооценки письменных работ (ретроспективная оценка): оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы; оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы;

Прогностическая оценка Формируется через лист самооценки В первой графе учитель или ученик записывает те умения, уровень сформированности которых проверяет работа. Во второй столбик ученик записывает номера заданий, соответствующие тем умениям, которые помогут ему выполнить данный вид работы. Третья графа –для прогностической оценки. Используется цветовой индикатор 3 или 4 цвета; знаки «+» -все знаю, «-» - не знаю и «?» - сомневаюсь: Дата проведения Вид работыПР/рЛАБ/рПРОВ/рКОМПЛ/р Знания, умения, УУД задан ия оценка задани я оценка задани я оценка задан ия оценк а

Личностные результаты: способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Оценивание личностных образовательных результатов: Оценка личностных результатов проводится на основе планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой. Объектом оценки являются три основных блока 1) сформированность основ гражданской идентичности личности; 2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; 3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. В соответствии с требованиями Стандарта достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в соблюдении принятых норм и правил поведения; участии в общественной жизни образовательного учреждения, общественно-полезной деятельности; прилежании и ответственности за результаты обучения; ценностно-смысловых установках обучающихся.

Метапредметные результаты: освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Оценивание метапредметных образовательных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, с использованием типовых задач.типовых задач. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: 1. способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; 2. способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; 3. способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Процедуры оценки достижений метапредметных результатов Система промежуточной аттестации Тематические и итоговые проверочные работы Стартовая диагностика Выполнение учебных исследований, учебных проектов Промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе Решение учебно-познавательных и учебно- практических задач Защита итогового индивидуального проекта (Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету).

Оценка метапредметных действий Регулятивные: Целеполагание Планирование Способ действия Контроль Коррекция Коммуникативные: Речевые средства ИКТ Коммуникация при взаимодействии Познавательные: Работа с информацией Использование моделей, знаков, символов, схем Чтение ИКТ Логические операции Проектно- исследовательская деятельность Оценка в процессе выполнения Оценка по результатам выполнения

Индивидуальный итоговый проект - учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно- познавательную, конструкторскую, социальную, художественно- творческую, иную). В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые как минимум должны включать требования по следующим рубрикам: 1. организация проектной деятельности; 2. содержание и направленность проекта; 3. защита проекта; 4. критерии оценки проектной деятельности.

Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям: 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. 2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной. 4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта (письменная работа, материальный объект, отчетные материалы по социальному проекту): Могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх перечисленных критериев. При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный, отличающихся степенью самостоятельности учащихся в ходе выполнения проекта. Поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что ученик способен выполнять самостоятельно, а что - только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности. Качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.

Предметные результаты: Усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного предмета Освоение обучающимися умений, специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению новых знаний в рамках учебного предмета Преобразование и применение знаний и умений в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях Формирование научных представлений о ключевых научных идеях и теориях Владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами, приемами.

Оценивание предметных образовательных результатов Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием метапредметных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

«Листок достижений» Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов Учитывается программа и требования ФГОС Заполняется после проведения контрольных и самостоятельных работ Листы рассчитаны на год, четверть Уровень обученности может обозначается цветом: красным - знания и умения сформированы, синим - знания и умения сформированы не полностью, имеютсяошибки, зеленым - знания и умения сформированы слабо, черным - Знания и умения сформированы не сформированы

Листок достижений Биология (автор программы ……..) Ученица: Школа: Класс: Учитель: Дата Достижения 1Знаю: 2Умею: