Учебно- методическая документация педагога-психолога ДОУ Составила: педагог-психолог Л.Г. Тепаева МБДОУ 40 «Снегурочка»
Целью организационно-методической документации является организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности практического психолога.
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ: 1.1Конвенцией ООН о правах ребенка. 1.2Страсбургская декларация. Деонтологический кодекс.
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ: 2.1 Конституция Российской Федерации. 2.2 Семейный кодекс. 2.3 Закон РФ "Об образовании« 2.4 Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. 124-ФЗ (с изм. от г.). 2.5 Выписка из Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями) от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ. 2.6 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении Сан ПиН ". 2.7 «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи». Постановление Правительства РФ от г Приказ «Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ» «Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия» г.N Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию "О введении должности психолога в учреждении народного образования" от года Решение коллегии МО РФ "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ" 7/1 от
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ: Постановление правительства РФ "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" от г Письмо МО РФ от ин/20-4 "Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений" 2.13 Приказ. "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации" с приложением от г Письмо МО РФ "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» от г 70/ Письмо МО РФ «О подготовке детей к школе» от / Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" Письмо Министерства образования Российской Федерации "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения" от / Письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»от 14 марта 2000 г. N 65/ Письмо Минобразования РФ «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от N 237/ Письмо Минобразования РФ «О психолого – медико – педагогическом консилиуме (ПМП-к) образовательного учреждения» от /901 – 6
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ: 2.21 Приказ Минобразования РФ «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» от г Приказ Минобразования РФ «Об утверждении федеральных государственных стандартов» от г Приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от , Письмо Минобразования РФ от 24 декабря 2001 г. N 29/ «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» Письмо Минобразования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от г 03 – Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003 г.,г. Москва);
3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ 3.1Постановление Правительства ХМАО - Югры "О региональной системе оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (вместе с "Положением о региональной системе оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры") от N 351-п (ред. от ) 4. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ 4.1Приказ департамента образования Администрации города Сургута «О проведении оценки качества образовательных достижений воспитанников образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования». от г. 02 – 11 – 443/ Распоряжение Администрации города «О создании центров образовательных программ здоровьесбережения в муниципальных образовательных учреждениях от
1. План работы на год. 2. Циклограмма деятельности. 3. График работы. 4. Расписание коррекционно-развивающих занятий. 5. Журнал психологических запросов. 6. Журнал учета консультаций. 7. Журнал учета групповых форм работы. 8. Журнал учета диагностики. 9. Карта (журнал) учета индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми. 10. Карта (журнал) учета групповой коррекционно-развивающей работы с детьми. 11. Программы коррекционно-развивающих занятий. 12. Тетрадь по организации взаимодействия психолога со специалистами и воспитателями МБДОУ. 13. Отчеты (аналитический, статистический). 14. Паспорт кабинета.
Контингент.Направления работы. Содержание работы. Сроки. Сопровождение детей. Психологическая диагностика. Психокоррекция. Сопровождение родителей. Психологическая диагностика. Психокоррекция. Психологическое консультирование и просвещение. Сопровождение педагогического коллектива. Психологическая диагностика. Психокоррекция. Психологическое консультирование и просвещение. Организационно- методическая работа
Направления работы.Содержание работы.Сроки. Сопровождение детей. Психодиагностика. Психологическое сопровождение детей, адаптирующихся к условиям детского сада - наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием. По мере поступления детей. Диагностика уровня готовности детей к школьному обучению - группы старшего дошкольного возраста. Сентябрь – апрель. Комплексное обследование детей по методикам - выделение групп детей с проблемами. Сентябрь – октябрь. Динамическая диагностика сопровождаемых детей.Январь Итоговая диагностика детей стоящих на сопровождении службы ППМС - сопровождения. Апрель-май Индивидуальная диагностика по запросам.В течение года. Психокоррекция.«Психогимнастика» - группы среднего дошкольного возраста.В течение года ( 1-2 раза в неделю) Коррекционно-развивающие работа с детьми по развитию коммуникативных навыков – группы старшего дошкольного возраста (5- 6 лет). В первой половине года. Понедельник, среда. Коррекционно-развивающая программа «Лесная школа» - профилактика школьной дезадаптации. Группы старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Во второй половине года. Понедельник, среда. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам. В течение года.
Направление работы.Содержание Дата Сопровождение детей. Психологическая диагностика. Психологическое сопровождение детей, адаптирующихся к условиям детского сада - наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием. По мере поступления детей. Наблюдение за взаимодействием детей со сверстниками, педагогами, родителями. В течение месяца. Индивидуальная диагностика по запросам.В течение месяца. Психокоррекция.Психогимнастика - группа среднего дошкольного возраста «Светлячок».Понедельник в по подгруппам. Психогимнастика - группа среднего дошкольного возраста «Звездочка».Среда в по подгруппам. Коррекционно-развивающая работа с детьми по профилактике школьной дезадаптации – группа старшего дошкольного возраста «Семицветик». Понедельник, по подгруппам. Коррекционно-развивающая работа с детьми по профилактике школьной дезадаптации – группа старшего дошкольного возраста «Теремок». Среда, в по подгруппам Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам.Вторник, четверг, пятница, 9.00 – Сопровождение педагогов. Психологическое консультирование и просвещение. Психологическое консультирование по адаптации детей к условиям детского сада. По мере поступления детей. Индивидуальное консультирование по запросам.В течение месяца. Психологическое просвещение и коррекция. В рамках цикла занятий «Большой мир маленького ребенка» - «Навыки эффективного взаимодействия с демонстративным ребенком». 29, 30, Индивидуальная психокоррекция по запросам.В течение месяца. Психологическая диагностика. Определение стилей общения педагогов с детьми: целевые наблюдения, посещение открытых занятий. В течение месяца. Сопровождение родителей. Психологическое просвещение и коррекция. Консультация в папки-передвижки на группах «Советы психолога» Информация на стенд Психологическое консультирование. Консультирование по адаптации детей к условиям МДОУ.По мере поступления детей. Индивидуальное консультирование по запросам. Понедельник, среда ; Вторник, четверг, пятница –7.45 – 8.15 ПЛАН РАБОТЫ педагога-психолога на январь 2013 г.
Месяц СекцияТема собрания Тема выступления или практической деятельности Ответственный 1Ноябрь«Детские секреты» - родители детей младшего возраста (2-3 и 3-4 года). «Давайте познакомимся !» Мини-лекция «Добро в семью»Сафиуллина Г.Н. – соц. педагог Круглый стол «Мой малыш уже год в детском саду. Чему он научился». Обмен опытом – родители 2 младших групп Тепаева Л.Г – педагог- психолог Практикум «Малышкины забавы»Кащук Н.В., Кудрявцева И.В. – муз руководители 2Февраль«Детские секреты» - все возраста. «Маленький гений» или «Как воспитать творческого ребенка». Мини-лекция «Развитие творчества в дошкольном возрасте». Тепаева Л.Г – педагог- психолог Практикум «Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста» Обора Н.Ф., Объедкова А.В. – учителя-логопеды. Мини-лекция «Семья-истоки творчества»Сафиуллина Г.Н. - социальный педагог Практикум «Большие и маленькие актеры»Кащук Н.В., Кудрявцева И.В. – муз руководители 3Апрель«Школа для родителей будущих первокласснико в» - старший дошкольный возраст. «Готовим ребенка к школе». Мини-лекция «Адаптация ребенка к школе».Тепаева Л.Г – педагог- психолог Мини - лекция «Физическая готовность к школе»Завьялова И.Н. - инструктор по физ. культуре Практикум «Музыкальная азбука»Кащук Н.В., Кудрявцева И.В.– муз руководитель Мини-лекция «Речевая готовность ребенка к школе»Обора Н.Ф., Объедкова А.В. – учителя-логопеды. Практикум «Игры с детьми летом».Тепаева Л.Г – педагог- психолог Ознакомление с результатами диагностики «Оценка уверенности в себе» и «Социометрический эксперимент». Практические рекомендации. Сафиуллина Г.Н. – соц. педагог ПЛАН РАБОТЫ родительского клуба «Академия успеха для пап и мам» на учебный год.
День недели Время работы по видам деятельности Виды работы Часы Практич Методич Понедельник Наблюдение за детьми (адаптация, «группа риска», по запросам). 42 мин Работа с документацией.30 мин Работа с методической литературой. 1 ч.00 м Организационно-методическое совещание. 1 ч.30 м Подготовка материала к коррекционно-развивающей работе. 20 мин Коррекционно-развивающая работа с детьми (психогимнастика). 40 мин Коррекционно-развивающая работа с детьми. 1 ч.00 м Индивидуальное консультирование родителей 1 ч. 30 м
День недели Время работы по видам деятельности Виды работы Часы Практич Методич Вторник Наблюдение за детьми (адаптация, «группа риска», по запросам). Консультирование родителей. 1 ч.00 м Работа с документацией.30 мин Индивидуальная коррекционно- развивающая работа с детьми 1 ч.45 м Заполнение документации, обработка результатов. 1 ч.15 м Подготовка к проведению семинаров, консультирования для педагогов. 45 мин Консультирование педагогов, психопрофилактика и просвещение педагогов 1 ч.30 м Обработка результатов, заполнение документации. 27 мин
п/п Дата Ф.И.О. диагностир уемого Дата рождения, возраст Возрастная группа От кого поступил запрос Проблематик а Методики (или характер диагностики) Примечания, рекомендаци и Иванов Иван 5 л.7 мес Старший дошкольный возраст (6-7 лет) Учитель- логопед Определение уровня актуального развития 1.«10 лов» А.Р Лурия; 2. «Доска Сегена» Иванов 2. Петров 3. Сидоров 5 л.3 мес 5 л.6 мес 5 л. 1 мес Старший дошкольный возраст (6-7 лет) По плану Уровень готовности к освоению программ начального и общего образования Диагностика готовности ребенка к школе Н.Е. Веракса
п/п Имя ребенка Посещаемость Примечание Егор А.++ббб Выход на адаптационную группу – наблюдение; Наблюдение за ребенком Сашей А. (взаимодействие с детьми) Петя Е.(по индивидуальному графику) 2Мария Б Янина В.++++ссссс 4Иван К Саша Е.НН
п\п Дата Цель, тема работы Имя ребенка Примечание Психогимнастика. Тема: «В кукольнорм театре». Цель: снятие психоэмоционального напряжения Цель: развитие эмоционально-волевой сферы; - развитие коммуникативных навыков; Тема: «Путешествие на остров Радости» Цель: профилактика школьной дезадаптации; - развитие произвольности, мышления, внимания; - развитие рефлексии; Тема: «Волшебное яблоко»(воровство)
п/п Дата Форма деятельности Тема Список участников (или контингент участников), количество Примечание Семинар-практикум «Воспитание и обучение мальчиков. Особенности гендерного подхода» Педагогический коллектив – 11 человек: 1. Иванова А.А 2. Петрова Б.Б 3. Сидорова В.В Тренинг«Перед конкурсом» Педагогическое сообщество – 9 человек: 1. Иванова А.А 2. Петрова Б.Б 3. Сидорова В.В Открытое мероприятие городского уровня Родительское собрание «Психологическая готовность к школе» Родители группы «Солнышко» – 15 человек: 1. Иванова А.А 2. Петрова Б.Б 3. Сидорова В.В
п/п Дата Консультирование Повод обращения или причина Проблема Результат консультирования (или характер консультации) Ф.И.О.Пол Возр. гр Иванова Мария Ивановна Ж Ранний возраст (2-3 года) А Адаптация ребенка к условиям ДОУ 1. Информирование о степенях адаптации, поведенческих и эмоциональных реакциях ребенка в период адаптации. 2. Режим дня и взаимодействие с ребенком дома Петрова Нина Васильевна ЖСредний дошкольный возраст (4-5 лет) н ППроблема взаимодействия ребенка со сверстниками 1. Информирование о возрастных и индивидуальных особенностях 2. Согласие на диагностическую и коррекционную работу с ребенком
п/п Дата От кого поступил запрос Содержание запроса Обработка запроса Иванова А.А. – воспитатель группы «Сказка» Жалоба на то, что ребенок обижает сверстников. На замечания не реагирует. Запрос на психологическое сопровождение. 1. Сбор информации о проблеме. 2. Рекомендации по взаимодействию в ребенком 3. Родители приглашены на консультацию Взято «согласие» на диагностическую и коррекционную работу с ребенком. 5. Посещение индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий с детьми.
Имя ребенка Рекомендации 1 Полина Е.Повышение самооценки, снятие тревожности: 1. Создавать ситуации успеха для ребенка (помощь в НОД - принести, помочь разложить) -спрашивать ребенка, ориентируясь на степень его готовности, желательно не первым; - хвалить часто, эмоционально, за малейшие заслуги, при всех детях; - при похвале подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину») - при успешности ребенка в каком – либо виде деятельности, отправлять к ней за советом, помощью других детей; - оказывать стимулирующую помощь в виде одобрения действий, похвалы, в начале и в конце выполнения упражнений, заданий. - больше давать упражнений, заданий по шаблонному варианту (гендерный подход); Сопровождение утраты: 1. Создавать условия для «проговаривания» травмирующей ситуации, ориентируясь на желание ребенка. 2. Использовать в речи слова «мне очень жаль…», «сочувствую», «мне грустно». 3. Обеспечить ребенку частый тактильный контакт (обнимание, поглаживание, прикосновения). 4. Правила и требования к ребенку оставлять без изменений, как и к любому ребенку в группе. 5. Обращать внимание на эмоциональный фон ребенка, при желании его поплакать, покричать – создать условия для выплеска эмоций, без присутствия других детей. 6. Использовать слово «бабушка», а так же учить стихи, читать худ. произведения можно на обычных основаниях. Лист взаимодействия с воспитателями. Педагог – психолог: Группа: старший дошкольный возраст (6-7 лет) «Теремок». Цель: обеспечение эффективного взаимодействия с ребенком – повышение самооценки, снятие тревожности, сопровождение утраты.
Имя ребенка Рекомендации 1Дмитрий З- Здоровье и двигательная активность; Упражнения: пальчиковая гимнастика, «Продолжи ряд», «Обведи по контуру», «Заштрихуй» и т.д. - Элементарная математика. Упражнения: «Посчитай-ка», «Что находится справа…», «Нарисуй и раскрась цифру». 2Владимир К.- Здоровье и двигательная активность; Упражнения: пальчиковая гимнастика, «Продолжи ряд», «Обведи по контуру», «Заштрихуй» и т.д. 3Александра К.- Здоровье и двигательная активность; Упражнения: пальчиковая гимнастика, «Продолжи ряд», «Обведи по контуру», «Заштрихуй» и т.д. 4Тимур А.Способность к построению речевого высказывания; Стимулировать речевое творчество через игры ТРИЗ, использо-вать мыслительно- речевые задачи. 5Арсений К.- Здоровье и двигательная активность; Упражнения: пальчиковая гимнастика, «Продолжи ряд», «Обведи по контуру», «Заштрихуй» и т.д. 6Анастасия Т.- Здоровье и двигательная активность; Упражнения: пальчиковая гимнастика, «Продолжи ряд», «Обведи по контуру», «Заштрихуй» и т.д.. Педагог – психолог: Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) «Радуга». Цель: ознакомление с результатами диагностического обследования по Н.Е.Веракса, развитие диагностируемых параметров и сфер действительности.
Вопросы Ответы респондентов. Ваши пожелания и предложения. Понравились игры и упражнения – 54,5% Отметили, что знания пригодятся в работе – 45% Занятие понравилось – 27 % Предложение включать больше практических упражнений и игр – 27%. Спасибо – 36 % Занятие было интересным, полезным – 18% Продолжение встреч – 9 % Отметили, что на занятии было комфортно – 9% Пожелание «меньше анализа» - 9% Справка по результатам проведенного семинара-практикума с педагогическим коллективом. Тема: «Работа с агрессивным ребенком. Часть 2» Дата:. Ответственный: Целевая группа: воспитатели МБДОУ 40.. Цель: обучение навыкам эффективного взаимодействия с агрессивными детьми. Задачи: обогащение профессионального опыта теоретическим и практическим материалом. создание условий для формирования личностной и профессиональной рефлексии; В соответствии с планом педагога-психолога на учебный год, был проведен семинар-практикум для педагогов «Работа с агрессивным ребенком. Часть 2». Семинар проводился по подгруппам в сенсорной комнате. Всего было зарегистрировано 12 участников. Кроме того, на занятии, в соответствии с планом практики, присутствовали 3 студента СГПУ. План занятия: Кроме того, после занятия участники получили буклет «Что такое гнев? Как с ним справляться?» и памятку «Игры для коррекции агрессивности». Рефлексивные листы заполнили 11 человек. Результаты анализа заполнения листа рефлексии. Проанализировав ответы участников, посетивших данное занятие, можно сделать вывод, что - в целом занятие понравилось; - большинство участников отмечают, что данные знания им пригодятся в профессиональной деятельности и в жизни; - разнородность отзывов после занятия может говорить о том, что профессиональная и личностная рефлексия участников находится в стадии развития.
п\п Ф.И ребенка Дата рождения Дата поступления, группа Социальные факторы риска Медицинский анамнез Родители (опекуны) Степень адаптации Мед. диагноз Гр. здоровья Физ. группа 1 Иванов Иван Группа раннего возраста (2- 3 года) «Ягодка» ЛРП(О)ППЦНС2 осн Иванова М.И. легкая 2Петров Петр Группа раннего возраста (2- 3 года) «Ягодка» РПорок сердца (имплан тант) 3 подг Петрова П.П. Средней тяжести