Основы Административного права Выполнила студентка 1 курса ВФ Академии МУБиНТ Ганичева Яна Презентация по дисциплине «Правоведение»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил: Чрагян П.А. студент группы ВЗБ5ЮР-13. отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных.
Advertisements

А ДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО Выполнила: Семендеева Наталья, группа Пм-21.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению.
Отрасли российского права Конституционное право; Экологическое право Административное право; Уголовное право; Гражданское право.; Трудовое право. Семейное.
Административное право Подготовил: Юрченков Влад.
План урока 1. Сущность административного права. 2. Субъекты административного права. 3. Административное принуждение.
Административное право. Административное право (administratio – управление) считается одной из ведущих отраслей российского права.
Коробова Е.В. Основы теории права Право в системе социального регулирования.
Виды мер административного принуждения различаются: По характеру и специфике правонарушения: - меры психического воздействия; - меры физического воздействия;
Урок 1,2. Тема: «Роль права в жизни человека, общества и государства». Домой: §29 + записи в тетрадях.
Административно-правовая ответственность за правонарушения в области информационной безопасности.
Институт открытого и дистанционного образования Кафедра управления и права ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Rod45Va7 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.
Урок 1,2. Тема: «Роль права в жизни человека, общества и государства». Домой: §29 + записи в тетрадях.
Административное принуждение- этод еятельность администрации, посредством которой устраняется и подавляется встречаемое администрацией сопротивление при.
Уголовное право. Понятия и категории уголовного права.
Отрасли российского права: основные понятия и нормы.
Право в системе социальных норм.. Право Система норм установленных государством закрепляющих общественный и государственный строй охраняемых государством.
Административно-правовые нормы
Валютное право Лекция 3. валютное право - институт финансового права, предметом валютного права как института финансового права являются общественные.
Правоохранительные органы. ТЕМА: «понятие,признаки,задачи и направления правоохранительной деятельности» Выполнил: Хноев Д.Ж Группа:Д-102.
Транксрипт:

Основы Административного права Выполнила студентка 1 курса ВФ Академии МУБиНТ Ганичева Яна Презентация по дисциплине «Правоведение»

Оглавление Глава 1. Сущность, предмет и метод административного права; Глава 2. Нормы административного права; Глава 3. Субъекты административного права; Глава 4. Административное принуждение; Глава 5. Административное правонарушение и административная ответственность.

Административное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства.

Глава 1. Сущность, предмет и метод административного права §1. Сущность административного права; §2. Предмет административного права; §3. Метод административного права; §4. Источники административного права.

§1. Сущность административного права Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенные сферы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

§1. Сущность административного права Административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Поэтому административное право называют правом управления, или управленческим правом, ибо содержанием деятельности органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления является именно государственное, или «публичное» управление.

§1. Сущность административного права В современных условиях сущность административного права должна быть дополнена вторым и, может быть, самым важным элементом. Административное право теперь все в большей мере призвано регулировать общественные отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.

§2. Предмет административного права Предмет административного права - это система общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами. Предмет административного права включает в себя пять составляющих его частей:

§2. Предмет административного права 1. Общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях: от Президента РФ до администрации государственных предприятий, учреждений и организаций.

§2. Предмет административного права 2. Внутриорганизационные отношения всех государственных органов, которые в основном одинаковы, похожи, однотипны независимо от того, где они осуществляются: в органах исполнительной власти, законодательных или судебных органах.

§2. Предмет административного права 3. Функционирование общегосударственного контроля, который осуществляется на территории всей Российской Федерации от имени государства, будучи наделен государственно- властными полномочиями федерального характера.

§2. Предмет административного права 4. Деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. 5. Общественные отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия.

§3. Метод административного права Метод административного права – это совокупность приемов и способов регулирования общественных отношений.

Императивный метод - установление определенного порядка действий, предписание к действию соответствующих условий, надлежащим образом оформленные в административно-правовой норме. Этот метод означает, что несоблюдение определенного порядка не влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма. §3. Метод административного права

Диспозитивный метод проявляется в административном праве при заключении административных договоров и при перераспределении или делегировании полномочий одних органов управления другим. Метод дозволения - это предоставление выбора одного из вариантов должного поведения или так называемое управление по усмотрению – это жесткий вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности должностными лицами при решении определенных задач, но они не вправе уклониться от такого выбора. §3. Метод административного права

Метод запрета – это запрещение определенных действий под угрозой применения соответствующих административно-правовых санкций. §3. Метод административного права

§4. Источники административного права. Источники административного права - это внешние формы выражения административно- правовых норм.

§4. Источники административного права На федеральном уровне: Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации России; Конституция России; Постановления Конституционного Суда России; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы, включая законы России и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства России; Нормативные указы Президента России; Нормативные акты палат Федерального Собрания России; Нормативные постановления Правительства России; Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения); Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк России).

§4. Источники административного права На региональном уровне: Конституции (уставы) субъектов России; Постановления конституционных (уставных) судов субъектов России; Законы субъектов России; Нормативные акты высших должностных лиц субъектов России; Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов России; Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов России; Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов России отраслевой и функциональной компетенции.

§4. Источники административного права На муниципальном (местном) уровне: Уставы муниципальных образований; Нормативные акты представительных органов муниципального образования; Нормативные акты главы муниципального образования; Нормативные акты местной администрации.

Глава 2. Нормы административного права

Нормы административного права Нормы административного права - это общеобязательное правило поведения, установленное государством для регулирования общественных отношений в сфере реализации исполнительной власти и охраняемое от нарушений принудительной силой государства. Определяют: порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности.

Нормы административного права Распространяются: на организацию местного самоуправления и порядок взаимодействия исполнительных органов с органами государственной власти. Устанавливают: порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов (предприятий, учреждений и организаций);

Нормы административного права Регулируют: многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной администрации. Закрепляют: порядок прогнозирования, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов, регулирования заработной платы.

Нормы административного права Цели использования административно-правовых норм: обеспечение упорядоченности организации и функционирования системы исполнительной власти (государственного управления); обеспечение эффективной реализации в сфере государственного управления прав, свобод и обязанностей граждан и их объединений; определение того или иного варианта должного поведения всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления (физические и юридические лица, общественные объединения и т.п.); непосредственное выражение в сфере государственного управления публично-правового интереса; установление и обеспечение режима законности и государственной дисциплины в рамках регулируемых общественных отношений.

Нормы административного права Признаки: Общеобязательный характер; Формальная определенность; Связь с государством; Предоставительно - обязывающий характер; Микросистемность. Нормы административного права можно разделить на: материальные и процессуальные.

Нормы административного права По юридическому содержанию подразделяются: Обязывающие; Запретительные; Уполномочивающие; Дозволительные; Стимулирующие; Рекомендательные.

Глава 3. Субъекты административного права §1. Общее понятие субъекта административного права; §2. Административно – правовой статус граждан; §3. Правовой статус органов исполнительной власти.

§1. Общее понятие субъекта административного права Субъект административного права это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, предоставленных полномочий.

§1. Общее понятие субъекта административного права Права и обязанности субъекта административного права образуют в совокупности его правовой статус. По своему административно-правовому статусу субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации. Физические лица в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин России, иностранный гражданин и лицо без гражданства.

§1. Общее понятие субъекта административного права Организации как субъекты административного права, прежде всего, надо разделить на: государственные; негосударственные.

§1. Общее понятие субъекта административного права Государственные организации: Выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством; Базируются на государственной собственности; Управляются государством; К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.

§1. Общее понятие субъекта административного права Негосударственные организации: Не выполняют задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому; Не финансируются государством; Не испытывают на себе непосредственного государственного управления; К таким организа­циям можно отнести объединения граждан профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.

§1. Общее понятие субъекта административного права Среди столь многочисленных субъектов административного права выделяются как основные два вида субъектов граждане и органы исполнительной власти.

§2. Административно – правовой статус граждан Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно- правовыми нормами.

§2. Административно – правовой статус граждан Административно-правовой статус гражданина включает в себя четыре элемента: Статус личности; Статус гражданина РФ; Социальный статус; Статус, включающим в себя права и обязан­ ности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребнос­тей.

§2. Административно – правовой статус граждан Определенными особенностями характеризуется административно- правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. С определенными изъятиями на территории Российской Федерации они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане России, если иное не оговорено законом.

§2. Административно – правовой статус граждан Изъятия из общего положения: Иностранные граждане и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в государственные органы власти и органы местного самоуправления; Не несут обязанностей по военной службе; Не могут занимать служебные должности, если это предусмотрено соответствующим правовым актом; Им не могут быть проданы земельные участки; Не могут заниматься предпринимательской или любой другой деятельностью, связанной с обороной страны и государственной безопасностью, пользованием информацией, составляющей государственную тайну; Исключительно к ним может быть применена и такая мера административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации (ст. 32 КоАП).

§3. Правовой статус органов исполнительной власти Установление системы федеральных органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти, отнесено Конституцией РФ к ведению Российской Федерации. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

§3. Правовой статус органов исполнительной власти Ст. 1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что Правительство РФ это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

§3. Правовой статус органов исполнительной власти Правительство обязано выполнять указы и распоряжения Президента. В то же время оно обладает относительной самостоятельностью по отношению к нему: Президент вправе отменять акты Правительства только в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента, т.е. не может это сделать по соображениям нецелесообразности упомянутых актов.

§3. Правовой статус органов исполнительной власти Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. Руководители федеральных министерств и иных органов исполнительной власти РФ издают свои приказы в пределах компетенции каждого из этих органов, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ. Коллегии этих органов обсуждают и решают на регулярно проводимых заседаниях основные вопросы их компетенции, Председателями коллегий являются руководители упомянутых органов. Решения коллегий приводятся в жизнь приказами этих руководителей.

Глава 4. Административное принуждение §1. Понятие и признаки административного принуждения; §2. Виды административного принуждения.

§1. Понятие и признаки административного принуждения Административное принуждение является методом реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления, оно как система определенных мер обладает целым рядом специфических признаков, которые позволяют выделить его в качестве самостоятельного вида государственного принуждения.

§1. Понятие и признаки административного принуждения Основные признаки: 1. Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.

§1. Понятие и признаки административного принуждения 2. Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.

§1. Понятие и признаки административного принуждения 3. Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. 4. Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами. Их круг строго определен правовыми актами. Как правило, к ним относятся исполнительные органы и их должностные лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы).

§1. Понятие и признаки административного принуждения 5. Специфика управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо они затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и имущественной безопасности граждан.

§1. Понятие и признаки административного принуждения 6. Административное принуждение характеризует внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции без обращения в суд. Вместе с тем правом административной юрисдикции наделены суды и единично судьи, которые рассматривают значительную категорию дел об административных правонарушениях и применяют к виновным меры административного наказания (административные взыскания, например, за мелкое хулиганство). Однако эта деятельность судов (судей) не является правосудием в полном смысле слова, а составляет часть административного процесса.

7. Административное принуждение осуществляется в рамках особых охранительных административно- правовых отношений, складывающихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется. Применение мер административного принуждения в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц ограничивается сферой защиты преимущественно общеобязательных правил поведения, не имеющих ведомственных границ.

§1. Понятие и признаки административного принуждения 8. Административное принуждение характеризует и то обстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым оно применяется, не связаны отношениями служебной подчиненности. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного коллектива, нарушитель непосредственно по службе не подчинен тем, кто применяет к нему меры административного принуждения, в отличие от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственно-служебных отношений.

§1. Понятие и признаки административного принуждения 9. Процессуальный порядок его применения отличается оперативностью, относительной простотой и экономичностью. 10. Специфическая юридическая природа оснований его применения. 11. Административное принуждение применяется не только к физическим лицам (гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства), но и в отношении юридических лиц.

§2. Виды административного принуждения Меры административного принуждения весьма разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

§2. Виды административного принуждения В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы: административно-предупредительные меры; меры административного пресечения; меры административной ответственности; меры административно-процессуального обеспечения.

§2. Виды административного принуждения Меры административного принуждения направлены на предупреждение правонарушений или наступления тех или иных неблагоприятных последствий; их цель: пресечь, прекратить правонарушение и лишь позднее может появиться необходимость наказания правонарушителя. Меры предупредительного характера могут применяться и при отсутствии правонарушений (например, личный досмотр пассажиров в аэропортах).

§2. Виды административного принуждения Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 27.1) предусмотрена возможность применения принудительных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Они применяются в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Глава 5. Административное правонарушение и административная ответственность §1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения; §2. Понятие административной ответственности.

§1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения В соответствии с КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.

§1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения Признаки административного правонарушения: Противоправность; Виновность; Наказуемость.

§1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения Состав административного правона- рушения- это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

§1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения Состав административного правонарушения: Объект административного правонарушения (совокупность общественных отношений, охраняемых административно- деликтным правом); Объективная сторона административного правонарушения (видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда ? где ? с помощью каких средств совершено правонарушение ?);

§1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения Субъект административного правонарушения (индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение); Субъективная сторона административного правонарушения (внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель).

§2. Понятие, виды и особенности административной ответственности Административная ответственность - это вид юридической ответственности, который определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения.

§2. Понятие, виды и особенности административной ответственности В соответствии с КоАП РФ ст. 3.2 за совершение административного правонарушения устанавливаются следующие наказания: Предупреждение; Административный штраф; Возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения; Конфискация орудия или предмета административного правонарушения; Лишение специального права предоставленного физическому лицу; Административный арест; Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или граждан без гражданства; Дисквалификация.

§2. Понятие, виды и особенности административной ответственности Особенности административной ответственности: Национализированность; Назначается только за административные проступки; Субъект ответственности широким кругом уполномоченных лиц; Административная ответственность применяется к не подчиненным лицам; Не влечет за собой судимость.

§2. Понятие, виды и особенности административной ответственности Признаки административной ответственности: Деяние - акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя); Антиобщественный характер - посягательство на интересы гражданина, государства и общества: обобщенный перечень таких интересов дан в ст. 1.2 КоАП РФ и конкретизируется в содержащихся в нем правовых нормах; Виновность - аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностью (ст. 2.2 «Формы вины» КоАП РФ); Противоправность - ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом.

§2. Понятие, виды и особенности административной ответственности Установление административной ответственности является правотворческой, точнее законодательной деятельностью государства. Административная ответственность в соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ может устанавливаться на двух уровнях: федеральном и региональном. Субъектом административной ответственности может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, и организация, то есть юридическое лицо.

Таким образом, мы рассмотрели основы административного права

Список используемой литературы Учебник «Правоведение» О.Е. Кутафин, издание 4, Москва 2009 «Нормы и источники административного права» «Государственное управление» vuza.ru/administrativnoe-pravo/lektsii/administrativnoe-pravo- otrasl-prava.htmlhttp://studentu- vuza.ru/administrativnoe-pravo/lektsii/administrativnoe-pravo- otrasl-prava.html «Административное право: сущность, нормы, субъекты» normy-sub-ekty.html normy-sub-ekty.html «Административное право» F2%F0%E0%F2%E8%E2%ED%EE%E5_%EF%F0%E0%E2%EE F2%F0%E0%F2%E8%E2%ED%EE%E5_%EF%F0%E0%E2%EE «Административно – правовой статус гражданина» htm htm Кодекс РФ об административных правонарушениях «Понятия и признаки административного принуждения» htm

Спасибо за внимание!