Современные технологии для учителя Люлюкова Марина Николаевна, методист ЦПКИМР.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональный стандарт педагога. Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества.
Advertisements

Название компетентности в проф. стандарте : Владение психолого - педагогическими технологиями по работе с учащимися ( в том числе инклюзивными ), необходимыми.
Профессиональный стандарт педагога Концепция и содержание.
Профессиональный стандарт педагога. Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Е.А. Глацких Старший воспитатель МБДОУ детский сад «Берёзка»
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗАРИНСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «БРИГАНТИНА» Стажерская.
Современные педагогические технологии обучения По материалам лекций Ольги Ивановны Горбич. Подготовила учитель русского языка и литературы Малышева Н.В.
Корякова О.А. Пермь, Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки.
Сообщение подготовила: Соловова И.А. заместитель директора по ВР МОУ СОШ 15 г. Балашова Профессиональный стандарт педагога.
Структура и основные положения документа «Профессиональный стандарт педагога» Подготовила: Красношапка Мария Олеговна Музыкальный руководитель первой квалификационной.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Овечкина Н.В. Воспитатель ДОУ д/с 103 с.Возжаевка.
Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя.
Консультация « Обсуждение проекта профессионального стандарта педагога 2013/2014 учебный год Методист Косташ Н. Н.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА. В соответствии Федеральный закон 273-ФЗ от «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности Денисова Л.В. педагог-психолог МОУ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Константин Дмитриевич.
Транксрипт:

Современные технологии для учителя Люлюкова Марина Николаевна, методист ЦПКИМР

Основные документы, задающие целевые ориентиры образовательной политики Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года Базисный учебный план 2004 г. (Пр. МО РФ от 9 марта ) Базисный учебный план 2004 г. (Пр. МО РФ от 9 марта ) Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного и среднего (полного) общего образования (Пр. МО РФ от 5 марта 2004 г. 1089) Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного и среднего (полного) общего образования (Пр. МО РФ от 5 марта 2004 г. 1089) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011 – 2015 годы ( проект «Разработка и реализация программ повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации»)

Приказ Министерства образования и науки РФ от «Об утверждении ФГОС ООО» Приказ Министерства образования и науки РФ от «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» Приказ Министерства образования и науки РФ от «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от «О введении ФГОС общего образования» Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе» Основные документы, задающие целевые ориентиры образовательной политики

Законом РФ «Об образовании» (в действующей редакции). Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа». Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приказом Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373». Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты регламентируется на федеральном уровне следующими документами

Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373». Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты регламентируется на федеральном уровне следующими документами

Учимся «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Готовность к переменам мобильность способность к нестандартным трудовым действиям ответственность и самостоятельность в принятии решений Расширение пространства педагогического творчества Характеристика деятельности успешного профессионала

Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации. Термины и определения применительно к педагогу

Региональное дополнение к профессиональному стандарту: документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте. Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам. Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка. Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо. Термины и определения применительно к педагогу

Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований. Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям. Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей. Термины и определения применительно к педагогу

Организация образовательного процесса на основе эффективного использования образовательных технологий Показатели результативности работы учителя Участие педагога в экспериментальной работе Использование ИКТ в процессе обучения предмету Использование проектных, исследовательских и других развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе Разработка и использование общественно признанной авторской методики, в том числе новых ЦОР(ЭОР),методов фиксации и оценивания учебных достижений, КИМов Результативность использования современных образовательных технологий

Подтверждение результативности работы учителя Обоснование: с какой целью используются технологии, какие результаты получены вследствие их использования Учебные занятия, мастер-классы, различные формы фиксации результатов учебной деятельности учащихся, в том числе, в цифровом виде (рабочие тетради, проекты, результаты исследований, тестирования, др.) Участие учителя в Интернет-проектах

Стандарт должен: Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога. Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога. Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей. Побуждать педагога к поиску нестандартных решений. Соответствовать международным нормам и регламентам. Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п. Требования к профессиональному стандарту педагога

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?

Работа с одаренными учащимися. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования ( образования для всех). Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении. Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:

Инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала. Инклюзия

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Инклюзивное образование

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений Каждый человек способен чувствовать и думать Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным Все люди нуждаются друг в друге Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут Разнообразие усиливает все стороны жизни человека Восемь принципов инклюзивного образования

Педагог должен: Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности. Демонстрировать знание предмета и программы обучения. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. Владеть ИКТ-компетенциями. Содержание профессионального стандарта педагога.Часть первая: обучение

Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности: Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. Содержание профессионального стандарта педагога. Часть третья: развитие

Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. Умение отслеживать динамику развития ребенка. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. Содержание профессионального стандарта педагога. Часть третья: развитие(продолжение)

Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося. Содержание профессионального стандарта педагога. Часть третья: развитие(продолжение)

Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. Умение формировать и развивать УУД, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально- психологических особенностей и закономерностей развития. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью. Содержание профессионального стандарта педагога. Часть третья: развитие(продолжение)

Технологии обучения Образовательная технология- это конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей ( М.Кларин). Образовательная технология- упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей( Н.Таланчук)

Структурные компоненты образовательной технологии Диагностика Мотивация и организация учебной деятельности учащихся Действие средств обучения Контроль качества усвоения материала

Технологии обучения Модульная технология обучения (Т.И.Шамова, П.И.Третьяков, И.Б.Сенновский) Технология развивающего обучения(И.С.Якиманская, Л.В.Занков,др) Игровая технология (Ш.А.Амонашвили, О.В.Канарская) Проблемно-эвристическая технология(А.В.Хуторской) Обучение в малых группах, метод проектов, информационные технологии(Е.С.Полат) Информационные технологии на основе алгоритмов(Н.Н.Алгазина)

Система нетрадиционных уроков Интегрированные уроки Уроки в форме соревнований Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике Уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала Уроки с использованием фантазии Уроки с имитацией публичных форм общения Уроки, основанные на имитации деятельности организаций и учреждений Уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия

Базовое основание любой технологии образования Цель-средства-правила их использования- результат «Великая дидактика»( 1632)- Я.А.Коменский обосновал одну из ведущих задач теории обучения: «всех учить всему», учить « с верным успехом так, чтобы неуспеха последовать не могло». Колеченко А.К.Энциклопедия педагогических технологий:Пособие для преподавателей. СПб.:КАРО,2005.

Характеристики педагогической технологии Системность Целостность Концептуальность Научность Интегративность Оптимальность затрат Управляемость Диагностичность Воспроизводимость Гарантированность результатов

Принципиальные основания современных педагогических технологий Принципы: воспитывающего обучения развивающего обучения создания успеха в обучении, развитии, воспитании стопроцентной обратной связи регулярного повторения оптимального психического напряжения максимального участия ученика в учебном процессе ориентации ученика на зону ближайшего развития объединения педагогов и учащихся едиными целями

Принцип регулярного повторения 1. При первой встрече с материалом его желательно повторить 5-6 раз: Объяснение учителем нового материала Повторение учителем материала кратко по опорным сигналам Повторение учеником учебного материала дома по учебнику с использованием опорных сигналов Воспроизведение опорных сигналов учеником на уроке письменно Взаимоконтроль Устный ответ у доски (система В.Ф.Шаталова)

Предметно-ориентированные технологии обучения Технология дифференцированного обучения: -внешняя дифференциация(школы, гимназии, лицеи, профильные классы, элективы, факультативы) -внутренняя(уровневая) дифференциация: уровень повышенной сложности, усиление индивидуально- дифференцированного подхода, большая степень занимательности, профориентационная (гуманитарная) направленность, дифференциация учащихся по уровням А,В,С.

Технология дифференцированного обучения Деление класса на 3 группы: ученики с высокими, средними, низкими учебными способностями Критерии деления на группы: объем имеющихся знаний культура умственного труда уровень познавательной активности способность к абстрактному мышлению умение анализировать и обобщать утомляемость от интеллектуальной деятельности уровень самостоятельности уровень работоспособности (желание и умение учиться)

Дифференциация заданий Ученики с высокими учебными возможностями составление текстов диктантов составление карточек-заданий по изучаемому материалу составление обобщающих таблиц для работы на уроке сочинение лингвистических сказок работа с дополнительной литературой выполнение обязанностей консультанта по групповой работе проверка индивидуальных заданий у учеников с низким уровнем подготовки работа «учителем» (проведение фрагмента урока) Ученики с низкими учебными возможностями выполняют индивидуальные задания по карточкам (Соловьева Н.Н.Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку.М.:Материк-Альфа,2004.)

Предметно-ориентированные технологии обучения Технология концентрированного обучения 2 модели реализации: 1) Изучение в течение определенного времени одного основного предмета: общее годовое количество часов по предмету делится поровну на части. 2) Укрупнение только одной организационной единицы- учебного дня, количество изучаемых предметов в котором изучается до одного-двух. Н.Г.Прохорова «Концентрированное обучение русскому языку в основной школе».Краснодар: Просвещение-Юг,2002.

Вузовские технологии обучения в школе На основе ведущего метода Уроки-лекции ( классическая лекция, лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-беседа, лекция с обратной связью ) Уроки-семинары (семинар- развернутое собеседование, семинар-обсуждение, семинар-диспут, семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся ) Уроки-практикумы ( практические уроки ) Уроки-зачеты

Особенности школьной лекции (8-11 классы) Сходство с вузовской лекцией Различие с вузовской лекцией Дает возможность учителю преподнести учебный материал не рассредоточенно, а компактно, блоком, экономя тем самым время урока. Часто перемежается беседой с классом. Помогает изложить достаточно сложную научно-учебную проблему. Во время лекции ученикам могут быть предложены для выполнения в классе задания практического характера. Учит школьников рассуждать логически, грамотно, четко, аргументированно. Может сопровождаться заранее подготовленными сообщениями учащихся. Развивает умение активно воспринимать учебную информацию, выделяя главное. Учит оформлению конспекта. Продолжительность школьной лекции не должна превышать 30 минут.

Классическая школьная лекция Актуализация темы, определение задания Слушание лекции учителя (20-30 минут) Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя. Обсуждение выполнения заданий. Подведение итогов. Рекомендация дополнительной литературы.

Особенности школьного семинара (8-11 классы) Сходство с вузовским семинаром Отличие от вузовского семинара Развивает самостоятельность Учитель(или ученики- консультанты)помогает в подготовке материалов к уроку Помогает творчески осмысливать прочитанную литературу Более продолжительная подготовка к семинару(тема семинара объявляется в начале изучения раздела/темы) Формирует навыки диалогической и монологической речи Изменение форм работы на самом семинаре(работа в парах, групповая работа, коллективная подготовка ответов, использование игровых форм работы) Использует опережающий характер домашних заданий

Школьное семинарское занятие Вступительное слово учителя Сообщения учащихся Обсуждение сообщений Подведение итогов семинара В.В.Шоган «Технологии личностно-ориентированного урока»(Урок- театрализованный семинар). Уч.-метод.пособие. Ростов-на-Дону. Издательство «Учитель»,2003.

Урок-практикум Повторение теоретических сведений по проблеме. Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий(графический разбор, составление схем, морфемный разбор, составление текста ). Собственно практикум с использованием словарей, справочников, учебных пособий. Работа по карточкам. Контролирующие задание для всего класса. Выполняется с самоконтролем по словарю или справочнику. Задание на дом.

1. Проанализируйте поступки, отношения героев. 2. Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях. 3.Определите,какие абстрактные существительные называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство- равнодушие,чёрствость,эгоизм) 4. Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова. Практикум: выявление проблематики художественного текста. Алгоритм анализа

Особенности школьного зачета Сходство с вузовским зачетом Отличие от вузовского зачета Функция итогового контроля Не чаще 2-3 раз в год по наиболее сложным темам. Группы, старшие групп, консультанты. Вопросы к зачету, эталоны ответов.

Урок-зачет Проверка знаний (устных и письменных) учителем и учениками-консультантами. Выставление оценок за каждое выполненное задание в «лист оценки знаний», который перед уроком вывешивается на стенд. Выставление итоговой оценки, которая соответствует реальному уровню знаний,умений и навыков каждого ученика, по результатам выполнения всех заданий. Подведение итогов урока.

Технологии личностно-ориентированного образования Технология проектов, или Метод проектов. План организации работы: 1. Учитель выбирает тему проекта, его тип, определяет количество участников. 2. Учитель продумывает проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики, и помогает учащимся их осознать, сформулировать(наводящие вопросы, ситуация, способствующая определению проблемы, видеоряд). 3. Учитель нацеливает учеников на обсуждение возможных методов исследования, самостоятельный поиск информации, творческие решения). 4. Организуется промежуточное обсуждение полученных данных в группах на уроках или на занятиях в научном обществе. Раз в четверть или в триместр участник проекта докладывает о промежуточных результатах. Это позволяет организовать планомерную работу учеников над проектом.

Технология проектов, или Метод проектов. План организации работы: 5. Проводится предзащита проекта, на которой высказываются замечания, даются советы по окончательному оформлению результатов. 6. Защита проектов предполагает коллективное обсуждение, экспертизу, оппонирование, результаты внешней оценки, выводы. Лучшие работы публикуются в школьных сборниках. 7. Защита проектов проводится в рамках ученических итоговых конференций, предметных Недель, Дней славянской письменности, т.д. ( предъявление результата проекта: исследовательский проект, научный доклад, создание словаря современной лексики,»Музей русского слова»,подготовка компьютерных программ, создание Общества защиты русского языка, написание Устава).

Технологии личностно-ориентированного образования. Педагогические мастерские Принципы работы мастерской: Равенство всех участников, включая педагогов. Ненасильственное вовлечение в процесс деятельности. Отсутствие оценки (оценка должна быть только положительная). Отсутствие соперничества, соревнования. Чередование индивидуальной и групповой работы. Важность не столько результата творчества, сколько самого процесса. Разнообразие используемого материала. Ответственность каждого за свой выбор.

Технологии личностно-ориентированного образования. Модульное обучение (интегративная технология) План модульного занятия Мотивация учеников Самостоятельная работа Работа в малой группе(4-6 человек) Работа в целом классе Рефлексия Структура модульного занятия Повторение Восприятие нового Осмысление Закрепление изученного Контроль Каждый этап начинается с указания цели и порядка действий, заканчивается контролем (успешность обучения).

Технологии личностно-ориентированного образования. Диалоговые технологии обучения русскому языку Сущность данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом учебный диалог –это не только форма, но и способ отношений. Граблина Н.В. Мастер-класс: технология учебного диалога на уроке литературы: по повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»//Литература в школе,2005,9.

Игровые технологии Компоненты игровой технологии со структурными компонентами игры Разновидности игр: Учебно-ролевые(сюжетно- ролевые) Дидактические игры Компоненты игровой технологии Структурные компоненты игры Мотивационный Установочный момент, игровая ситуация Ориентационно- целевой Задачи игры Содержательно- операционный Правила игры, игровое действие Ценностно- волевой Игровое состояние Оценочный Результат игры

Современные образовательные технологии в преподавании литературы Традиционные и инновационные подходы Развивающие рефлексивные технологии (технологии по обучению мышлению): технология проблемного обучения; технология критического мышления; исследовательские и дискуссионные технологии; «мастерские знаний»; проектная технология; игровые технологии; технология портфолио Результат технологии: овладение субъектом способами рефлексивного мышления

Цель- овладение учеником способами рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий. Научить рефлексии-значит научить понимать

Технология проблемного обучения Проблемный вопрос Проблемная ситуация Формы проблемного обучения: проблемное изложение; частично-поисковая деятельность; самостоятельная исследовательская деятельность

Технология критического мышления Критическое мышление – открытое рефлексивное оценочное мышление Цель: развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно Структура технологии критического мышления: вызов; осмысление содержания (приемы: «кластер», перекрестная дискуссия и т.д.); рефлексия

Исследовательские и проектные технологии Исследовательские технологии результат-новое знание Проектные технологии Результат- продукт, направленный на изменение реальной ситуации Форма организации учебно-исследовательской деятельности

Дискуссионные технологии Совместное чтение; Конференции Установка на знание как сомнение: истина и знание не передаются, а раскрываются в сознании участников диалога

Ролевые и деловые игры оn-line конференци

«Мастерские знаний» Самостоятельное открытие знания на основе применения методов, стимулирующих критическое мышление. Совместный поиск. Отношение учителя к ученику как к себе равному. Главное- передавать способ действия, а не конкретные знания

ИКТ-технологии дают возможность: активизировать аналитическую деятельность обучаемых; придать процессу обучения личностно-ориентированный характер; раскрепостить творческие возможности учащихся; актуализировать межпредметные связи

Технология портфолио Помогает открывать, углублять и осознавать личностные смыслы обучения; Позволяет соотнести самооценку и оценку, данную другими людьми; Развивает надпредметных умений рефлексии, критического мышления, эмоционально-ценностной оценки своего опыта. Альтернативные методы балльной оценки: тестирование (ограничение метода), рейтинг

62