АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион» Урок биологии по теме «Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей» Класс: 8 Тип урока: урок изучения нового.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опорно-двигательная система человека. Строение скелета.
Advertisements

Презентация к уроку по биологии 8 класс Тема урока: СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА ОСЕВОЙ СКЕЛЕТ Автор: Игнатьева Е.С. Учитель биологии МОУ СОШ 29 г.Георгиевска Программа.
БМСОШ 1. Создатель учебно-методического пособия учитель биологии и химии Демидова Анастасия Николаевна.
Скелет человека. Из перечня веществ (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (А-М). Ответ зашифруйте: Буква – Цифра. 1. Минеральные вещества 6. Кость.
Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических.
Презентация к уроку по биологии 8 класс Тема урока: СКЕЛЕТ ПОЯСОВ КОНЕЧНОСТЕЙ – ДОБАВОЧНЫЙ СКЕЛЕТ. СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ. Автор: Игнатьева Е.С. Учитель биологии.
ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ. КОСТИ СКЕЛЕТА. СТРОЕНИЕ СКЕЛЕТА.
Скелет верхних и нижних конечностей. Первая помощь при вывихах и переломах.
. Система опоры и движения Тема: «Опорно-двигательная система человека» Задачи: Изучить отделы скелета и кости, их образующие.
Опорно-двигательный аппарат Строение скелета человека Учитель Новикова В.М.
Опорно-двигательный аппарат Строение скелета. Из каких отделов состоит скелет человека? В чем отличие скелета человека и животных? Проблемные вопросы:
Функции активной части Формообразующая определяет форму и размеры тела. Защитная создаёт полости тела для защиты внутренних органов. Двигательная обеспечивает.
Тема: Скелет Задачи: Изучить отделы скелета и кости, их образующие.
Презентация к уроку по биологии 8 класс Тема урока: СКЕЛЕТ ПОЯСОВ КОНЕЧНОСТЕЙ – ДОБАВОЧНЫЙ СКЕЛЕТ. СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ. Автор: Игнатьева Е.С. Учитель биологии.
Скелет человека. Типы соединения костей Презентация для 8 класса Проценко Л.В.
Зачем человеку скелет? "Чтобы нашу кожу он держал"
Скелет человека, его строение и значение. Гришина Марина Анатольевна, учитель биологии. 1 квалификационная категория МБОУ «Васильевская кадетская школа.
Кость Головка (губчатое вещество) Красный костный мозг Средняя часть (компактное вещество) Минеральные вещества Органические вещества Надкостница.
Выполнила: Зубова Ирина 8 класс. В чем отличие скелета человека от скелета млекопитающих животных человекМлекопитающие животные 1.Человека характеризует.
Скелет человека Общий обзор скелета человека. Соединение костей.
Транксрипт:

АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион» Урок биологии по теме «Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей» Класс: 8 Тип урока: урок изучения нового материала Учитель: С. Ю. Фирсова Г. Раменское

Цель урока: Создать условия для активного ознакомления и закрепления учащимися строения отделов скелета человека, его функций.

Задачи урока: - обучающие: 1) повторить части опорно-двигательной системы человека; типы и состав костей человека, особенности их роста; 2) сформировать сущность понятий: "скелет"; «осевой скелет», «добавочный скелет»; 3) обогатить лексический запас учащихся анатомическими терминами: пястье, плюсна, грудина и т.д.; 4) сформировать у учащихся эволюционные взгляды об общности происхождения человека и животных на основе доказательства сходства между скелетом млекопитающих животных и человека; 5) познакомить учащихся со строением и функциями отделов осевого и добавочного скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей; 6) сформировать понятие о взаимосвязи строения скелета человека с выполняемой им функцией; 7) совершенствовать общеучебные умения и навыки: связного высказывания; ведения диалога; доказательства своей точки зрения; установление причинно-следственных связей; выделение главного, сравнение, анализ, конспектирование, реферирование и др.;

- воспитательные: 1) развивать навыки самостоятельной работы; 2) воспитывать трудолюбие; 3) развивать коммуникативные качества; 4) формировать у учащихся научное мировоззрение на основе сравнения скелетов человека и млекопитающих; - развивающие: 1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др.), память, внимание, речь, эмоции; 2) развивать познавательную активность учащихся к изучению строения скелета человека, в том числе и через дополнительную информацию; 3) совершенствовать у учащихся рефлексивные умения учебной деятельности и навыки самооценки учебных достижений и поведения; 4) развивать коммуникативные умения.

План урока 1. Проверка домашнего задания 2. Изучение нового материала 3. Закрепление изученного материала 4. Подведение итогов уроков 5. Домашнее задание

Из каких частей состоит опорно-двигательная система человека? Опорно- двигательная система Опорно- двигательная система Активная часть – Мышцы Активная часть – Мышцы Пассивная часть - Скелет Пассивная часть - Скелет 1. Проверка домашнего задания

Каков химический состав костей? Какую роль играют эти вещества в составе костей? Состав костей Органические вещества Придают костям прочность и упругость Вода Неорганические вещества Придают костям твердость и хрупкость 1. Проверка домашнего задания

Как изменяются размеры костей в течение жизни человека? За счет каких тканей происходит рост костей ? В длину В толщину За счет хрящевой ткани концевых участков костей За счет надкостницы Рост костей 1. Проверка домашнего задания

Какие типы костей вам известны? Типы костей трубчатые губчатые плоские Кости плеча, предплечья, бедра, голени Тела позвонков, грудина, мелкие кости кисти и стопы Кости, образующ ие свод черепа 1. Проверка домашнего задания

2. Изучение нового материала

Двигательная: обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве. Защитная: создаёт полости тела защиты внутренних органов. Формообразующая: определяет форму и размеры тела. Опорная: опорный остов организма. Кроветворная: красный костный мозг – источник клеток крови. Обменная: кости – источник Ca, F и других минеральных веществ. 2. Изучение нового материала

Какие черты сходства в скелете человека и лошади вы могли бы отметить? В чем различия между этими скелетами? Почему могли возникнуть эти отличия? 2. Изучение нового материала

Какие черты сходства наблюдаются в скелетах человека и гориллы? В чем различия скелета человека и гориллы? 2. Изучение нового материала

В связи с прямохождением у человека: 1. Позвоночник имеет изгибы. 2. Грудная клетка расширена в стороны. 3. Тазовый пояс широкий, имеет вид чаши. 4. Массивные кости нижних конечностей толще и прочнее костей рук. 5. Стопа сводчатая. В связи с трудовой деятельностью у человека: 1. Большой палец руки противопоставлен остальным. 2. Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. 2. Изучение нового материала

- В теле взрослого человека (если не считать сезамоидиты малые круглые кости, число которых варьируется) насчитывается 206 костей, а в теле ребенка Самая длинная кость у человека бедренная кость, или femur. Как правило, она составляет 27,5% от его роста. Таким образом, при росте человека 183 см она должна иметь 50 см в длину. - Самая маленькая человеческая кость (от 2,6 до 3,4 мм в длину и весом от 2,0 до 4,3 мг) одна из трех слуховых косточек в среднем ухе стремечко. 2. Изучение нового материала

Скелет человека Осевой скелет Добавочный скелет 1. Череп 2. Скелет туловища 1. Череп 2. Скелет туловища 1. Скелет конечностей 2. Скелет пояса конечностей 1. Скелет конечностей 2. Скелет пояса конечностей

Изучение нового материала

Отделы тела Отделы скелета Кости скелета Голова Туловище Конечности Пояса конечностей 2. Изучение нового материала

Скелет головы череп состоит из двух частей: мозговой и лицевой, его образуют 23 кости. В состав мозгового отдела входят: -парные кости: височные и теменные; - непарные кости: лобная, затылочная, клиновидная и решетчатая. В лицевой части: -парные кости: верхнечелюстные, носовые, нижние носовые раковины, скуловые, слезные, небные; - непарная (самая крупная) - нижнечелюстная. 2. Изучение нового материала

Решетчатая кость Слезная кость Носовая кость Лобная кость Теменная кость Затылочная кость Височная кость Клиновидная кость Скуловая кость Нижняя челюсть Верхняя челюсть 2. Изучение нового материала

Позвоночник образован 3334 позвонками. Позвонки состоят из тела самой массивной части позвонка, дуги и нескольких отростков, к которым прикрепляются мышцы. 2. Изучение нового материала

(7)(7) (12) (5)(5) (5)(5) (4-5) 2. Изучение нового материала

Истинные ребра Грудино-реберные суставы Хрящевые части ребер Ложные ребра Реберная дуга Колеблющиеся ребра 2. Изучение нового материала

Ключица Лопатка Плечевая кость Локтевая кость Лучевая кость Кости запястья Кости пястья Фаланги пальцев Пояс верхней конечности 2. Изучение нового материала

Тазовые кости Бедренная кость Большая берцовая кость Малая берцовая кость Предплюсна Плюсна Фаланги пальцев Пяточная кость 2. Изучение нового материала

Отделы тела Отделы скелета Кости скелета Голова Череп Лицевой отдел черепа Парные кости: верхнечелюстные, скуловые, носовые, небные. Непарные кости: нижнечелюстная, предъязычная Мозговой отдел черепа Парные кости: теменные, височные Непарные кости: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая Туловище Позвоночник позвонка 7 - шейных, 12 - грудных, 5 - поясничных, 5 - крестцовых, 4-5 копчиковых Грудная клетка 12 грудных позвонков, 12 пар ребер, грудина - грудная кость 2. Изучение нового материала

Назовите части скелета человека и их состав: 1 – 2 – 3 – 4 – Закрепление.

1. Главная функция скелета человека и животных (поддержка). 2. Кости, образующие твердую основу головы у позвоночных животных и человека. 3. Часть ноги от колена до стопы. 4. Лицевая кость, в которой укреплены зубы. 5. Совокупность костей, составляющих твердую основу, остов тела человека и животных. 6. Дугообразная узкая кость, идущая от позвоночника к грудной кости. По библейской легенде именно из этой кости Адама была сделана Ева. 7. Спинной хребет у человека и позвоночных животных, образуемый цепью костей, идущих вдоль спины и заключающих в себе спинной мозг. 8. Плоская кость грудной клетки, к которой прикрепляются ребра. 3. Закрепление.

Изучить § 11 учебника (Колесов Д. В. Биология. Человек. – М., 2010) и закрепить знания по конспекту, составленному на уроке.

1. Колесов Д. В. Биология. Человек: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, Скелета человека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 08/ _00.jpg, свободный. 08/ _00. jpg 3. Скелеты человека и обезьяны. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: libre.net/Photos/WIK/Primatenskelett.jpg, свободный. libre.net/Photos/WIK/Primatenskelett.jpg

1. Строение скелета. Сравнение скелета человека и животных. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. - Загл. с экрана.