БУШНЯКОВА О. Б. КУРС ПО ВЫБОРУ. 1. Первобытная культура 2. Культура и искусство Древнего Египта 3. Культура и искусство Месопотамии 4. Культура Античности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эпохи и стили мировой художественной культуры. Стиль, направление, течение. Художественный стиль устойчивое единство, совокупность средств выразительности.
Advertisements

Эпохи и стили мировой художественной культуры 900igr.net.
У человечества есть своя биография: младенчество, отрочество, зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду начинающей.
Эпоха возрождения. Эпоха Возрождения Это особый период в европейской истории, когда средневековье уже исчезала и ему на смену шло Новое время. Это период.
Мир художественной культуры Эпохи Возрождения Выполнил: Филиппов Михаил.
ВОЗРОЖДЕНИЕ Цель урока: Сформировать представления об эпохе Возрождения.
Становление христианской цивилизации Западная Европа, Византия, Русь.
Стиль в искусстве
Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы Разработка учителя МХК МОУ СОШ 19 с.Побегайловка Минераловодского района Гукепшевой.
РЫЦАРИ РЫЦАРИ Средневековыегорода Почему в средневековье система новых ценностей возникла в городах?
7 класс. Новая история. ТЕМА «Эпоха Возрождения» § 3. Исторические предпосылки Возрождения § 4. Гуманизм § 5. Искусство Высокого Возрождения.
Эпоха Возрождения. Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового.
Ренессанс Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков. Примерно начало XIV последняя четверть XVI веков. Отличительная.
Культура Древней Руси в 9-13 вв. Выполняли: Копылов Сергей и Чижов Иван.
Античность и христианство как основа культуры средневековья и Возрождения.
Великие гуманисты Европы.. Главные вопросы урока 1.Почему культурное и идейное развитие в странах Западной Европы в XIV-XVI вв. называется Возрождением?
Проект ученицы по истории 10-а класса Андреевой Юлии. 2011г.
Культура Древней Руси в X- начале XIII в.. На развитие древнерусской культуры в X – начале XIII в. положительно сказались ежегодные поездки русской знати.
Живопись, литература, архитектура в X- начале XIII в. Выполнили: Братанова Ирина, Чиханова Елена, Бакланова Оксана.
Тема Культура Древней Греции.. Античный (от лат. Antigus) обозначает "древний". Античным миром традиционно называют общества древних Греции и Рима с ІХ.
Транксрипт:

БУШНЯКОВА О. Б. КУРС ПО ВЫБОРУ

1. Первобытная культура 2. Культура и искусство Древнего Египта 3. Культура и искусство Месопотамии 4. Культура Античности. Культура и искусство Древней Греции 5. Культура и искусство Древнего Рима 6. Культура и искусство западноевропейского Средневековья 7. Культура и искусство Византии 8. Культура и искусство итальянского и Северного Возрождения. 9. Культура и искусство Западной Европы XVII века 10. Культура и искусство Западной Европы XVIII века 11. Зарубежная культура и искусство XIX века 12. Зарубежная культура и искусство XX века 13. Культура и искусство Древней Руси 14. Культура и искусство России XVIII-XX веков

Почему первобытный человек стал создавать вокруг себя искусственный мир культуры? Потому что он хотел сделать свою жизнь легче? Потому что он всегда стремился к комфорту? Потому что иначе он не выжил бы? Или потому, что он не может не созидать, не творить, так как человек – в принципе творческое существо? Культура не возникла в какой-то один определённый период, она развивалась вместе с человеком, и чем мудрее становился человек, тем более сложный и интересный, полезный и красивый мир культуры он строил. Начало антропогенеза относят к 3,5 – 3 млн. лет назад. «Венера Виллендорфская». Палеолит

Духовная культура Первобытное художественное творчество Теории происхождения художественной деятельности Основные «археологические» гипотезы возникновения изобразительного творчества Этапы развития первобытного художественного творчества I.Этап доискусства II.Палеолитическое пещерное искусство III.Искусство мезолита (среднекаменной эпохи) (8 – 6 тыс. л. до н. э.) IV.Искусство неолита (новокаменной эпохи) (6/4 – 3 тыс. л. до н. э.) V.Искусство века бронзы VI.Искусство века железа

Сражающиеся лучники. Неолит. Кастильон, Испания Зубры. Палеолит. Композиция в пещере Ласко, Франция

Культура Древнего Египта – одна из самых загадочных культур древности. Одна из первых цивилизаций на Земле обладала знаниями астрономическими, математическими, естественнонаучными, медицинскими…? И в то же время решающее значение в развитии культуры играли религиозно- мифологические представления, вера в бессмертие души, в загробную жизнь и – заупокойный культ, благодаря которому развивались все основные искусства Древнего Египта. Быть может эта вера тоже не случайна? Композиция с животными и растениями

Характерные черты культуры Древнего Египта Связь искусства с заупокойным культом I.Архитектура II.Скульптура III.Монументальная живопись IV.Литература Золотая маска фараона Тутанхамона Музыканты и танцовщицы

Переднюю Азию (в т. ч. Месопотамию) называют колыбелью мировой цивилизации. С. Н. Крамер («История начинается в Шумере») насчитал 39 предметов, которых шумеры были первооткрывателями, среди них: законы, колесо, двухпалатный парламент, школа, социальные реформы, книжный каталог, деньги, литературные дебаты, налоги, сборники пословиц, афоризмов, басни. В Междуречье зародилось торговое право и система кредитования. Возникла письменность – клинопись. Были созданы древнейшие библиотеки и архивы. В Месопотамии сложилась десятеричная и шестидесятеричная системы счёта, возводили в квадратную степень и извлекали корень, вычисляли проценты, измеряли площади геометрических фигур, создали единообразную систему мер, длины, площади, объёма, веса. С большой точностью вычислили движение планет, определили лунные фазы и продолжительность солнечного года, создали календарь, составляли гороскопы, составили первые географические карты. Строили мосты из камня или асфальта, дерева и металла, плотины, акведуки, водопроводы из керамических труб. В XVIII в. до н. э. уже знали технологию изготовления стекла.

Художественная культура Древней Месопотамии 1. Литература 2. Архитектура 3. Изобразительное искусство «Штандарт» из Ура: Фрагмент (сер. III тыс. до н. э.) Стела царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.

« Мы любим прекрасное, соединённое с простотой, и мудрость без изнеженности » Перикл (ок гг. до н. э.). Античной культуре – культуре Древней Греции и Древнего Рима – принадлежит особое место в мировой истории, поскольку она является первым опытом, фундаментом и духовной опорой европейской культуры. Античность всегда была и остаётся живым культурным фактором, питавшим собою культуру последующих эпох. В Античности берут начало первые опыты демократии, европейская наука, философия, теории государства и права, европейское образование; понятие о гармонически развитой личности, о гуманизме, свободе личности. Мифология Древней Греции до сих пор питает мировое искусство.

АРХИТЕКТУРА СКУЛЬПТУРА ВАЗОПИСЬ ЛИТЕРАТУРА ТЕАТР Афинский Акрополь. Реконструкция

Кора «675», с афинского Акрополя Амфора, с Дипилонского некрополя в Афинах Поликлет. Дорифор

Древние римляне построили величайшую цивилизацию и культуру. Их рационализм, прагматизм, трезвость мышления, сила духа, стремление к завоеваниям и господству и непоколебимая вера в своё могущество, избранность и правоту обусловили иные, чем у греков, ценности. Тремя «китами», на которых изначально стояла римская цивилизация, были: твёрдая дисциплина в войске, твёрдые законы в государстве, твёрдая власть отца в семье. Особенности характера римлян и стремление утвердить своё могущество определили монументальные черты, величественность, помпезность их архитектуры и реалистическую конкретность скульптуры, живописи, литературы. Статуя Августа кон. I в. до н.э. - нач. I в.

ИСКУССТВО АРХИТЕКТУРА СКУЛЬПТУРА ЖИВОПИСЬ ТЕАТР Римский Форум II в. до н.э. Современное состояние

Колизей гг. (Амфитеатр Флавиев) Пантеон в Риме гг. Саркофаг из Цере 530 г. до н.э.

Средневековье (V – ок. XV/XVI вв.) – переломный момент мировой истории. В Средние века зародились европейские нации, сформировались современные государства и языки, заложены основы национальных культур. Культура западноевропейского Средневековья – это результат сложного взаимопроникновения культур Античной и варварских народов. Непосредственным источником культуры на Западе служила культура Древнего Рима: средневековой культурой были восприняты формы римской архитектуры, живописи, жанры литературы, основы образования. Другим источником влияния стал Восток, прежде всего – Египет, Ближний Восток, где европейцы в период крестовых походов познакомились с рядом культурных достижений. Основой единства всей средневековой европейской культуры стало христианство, которое сформировало новое понимание мира, места и назначения в нём человека, новые ценности и идеалы. Христианское мировоззрение обусловило развитие в Европе религиозной философии – схоластики. Христианство способствовало пышному расцвету религиозного искусства – архитектуры, живописи, скульптуры, литературы, музыки, декоративно- прикладного искусства.

АРХИТЕКТУРА Романский стиль Готический стиль СКУЛЬПТУРА МУЗЫКА ТЕАТР КЛЕРИКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Две золотые фибулы в виде орла. V-VI вв. Соборный комплекс в Пизе XIV в.

Собор Парижской Богоматери. Заложен в 1163 г., завершен в XIV в.

Средневековая Византия – восточная часть бывшей римской империи, называвшая себя Ромейской империей, - сохранила многие античные традиции, в том числе, римскую государственность и черты общественного устройства (врачи на городском жалованье, конские скачки, бани), традиции греческой учёности, эллинские традиции состязаний (борцов, гимнастов) и др. Вместе с тем ведущее направление развития культуры задавала господствующая христианская религия, её ортодоксальная («ортодокс» – правоверие) восточная ветвь – православие. В периоды своего процветания византийские города отличались богатством, красотой, блеском изысканной роскоши. До XII в. бесспорным было экономическое превосходство Византии над другими европейскими странами. Высоко ценились образование и образованность, процветала религиозно-философская мысль (Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин и др.). Владимирская богоматерь

ИСКУССТВО ИКОНОПИСЬ АРХИТЕКТУРА Собор св. Софии в Константинополе гг.

Церковь Сан-Витале в Равенне Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан -Витале в Равенне. До 547 г.

Идейно-культурное и художественное движение Возрождения связано с обращением к культуре Античности, возрождением её идеалов, ценностей. Ренессанс возродил интерес к реальному земному миру, античное жизнеутверждающее к нему отношение, стал любоваться и воспевать Красоту, Гармонию, Совершенство мира и человека. Начало формированию нового ренессансного мировоззрения положили итальянские гуманисты – образованные люди, обратившиеся к гуманитарным наукам, изучавшие Античность и затем разработавшие новую гуманистическую идеологию – новые представления о долге, благородстве, добре, справедливости, о гармонии и Боге как средоточии гармонии. Наряду с Италией новое мировоззрение развивалось в Нидерландах (Эразм Роттердамский), во Франции (Мишель Монтень), в Германии (Иоганн Рейхлин). Рафаэль Санти. Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем

ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ ИТАЛИЯ ЖИВОПИСЬ 1. Проторенессанс 2. Раннее Возрождение 3. Высокое Возрождение СКУЛЬПТУРА АРХИТЕКТУРА 1. Раннее Возрождение 2. Высокое Возрождение 3. Позднее Возрождение Боттичелли. Рождение Венеры. Около 1485 г.

Портрет Монны Лизы Леонардо да Винчи Мадонна Литта Леонардо да Винчи Давид гг. Микеланджело Буонарроти

Особенности искусства – демократический характер, черты фольклора, фантастики, сатиры, гротеска, народной смеховой культуры; национальное своеобразие; любовь к деталям, конкретности изображения. Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена Гуго ван дер Гус. Грехопадение

ЖИВОПИСЬ НИДЕРЛАНДЫ ГЕРМАНИЯ ИСПАНИЯ РЕНЕССАНСНЫЙ ТЕАТР МУЗЫКА РЕНЕССАНСА ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Иеронимус Босх. Сад земных наслаждений Дюрер. Автопортрет с остролистом Дюрер.Четыре всадника

XVII – XVIII вв. – ярчайшая эпоха в культуре Запада! Это период: Расцвета философской мысли (Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Джон Локк, Блез Паскаль (XVII в.), Готфрид Вильгельм Лейбниц (XVII-XVIII вв.)). Взлёта научной мысли (Галилео Галилей, Йоганн Кеплер (XVII в.), Исаак Ньютон, Антони Левенгук, Карл Линней (XVII-XVIII вв.) и др.). Эпохи Просвещения с её культами Разума, Природы, совершенного общества, «естественного» и совершенного человека ; лозунгами Свободы, Равенства, Братства (франц. просветители Ш.Л. Монтескьё, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Кондорсе, д`Аламбер и др.). Это период блестящего расцвета искусств. Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды

БАРОККО СКУЛЬПТУРА ЖИВОПИСЬ МУЗЫКА КЛАССИЦИЗМ АРХИТЕКТУРА ЖИВОПИСЬ МУЗЫКА РОКОКО ЖИВОПИСЬ МУЗЫКА РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ЖИВОПИСЬ XVII в. «Малые голландцы» Голландский натюрморт Фламандский натюрморт ЖИВОПИСЬ XVIII в. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ЖИВОПИСЬ МУЗЫКА ЛИТЕРАТУРА XVII в. ЛИТЕРАТУРА XVIII в. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РЕАЛИЗМ

Франс Снейдерс. Натюрморт с лебедем Клод Лоррен. Прибытие Клеопатры в Тарс

Харменс ван Рейн Рембрандт Даная Якоб Йорданс. Автопортрет, с родителями, братьями, сестрами

XIX в. – век расцвета философской мысли : И. Кант, К. Маркс, О. Конт, Г.В.Ф. Гегель, Ф. Энгельс, Г. Спенсер И.Г. Фихте, И. Тэн, Ф.В.Й. Шеллинг, Дж.С. Милль XIX в. – век научных открытий : Дж. Далтон – структуры атома, Д. Максвелл – электромагнитной теории света, П. Кюри и М. Склодовская-Кюри – явления радиоактивности, В.К. Рентген – особых Х-лучей, Ч. Дарвин – теории эволюции и естественного отбора, Г. Мендель – теории генетической наследственности, Л. Пастер – теории об иммунитете и т. д. XIX в. – век промышленной революции и технических достижений : Первый автомобиль создан в 1803 г. (США, Англия), Паровоз – в 1814 г., Пароход – в 1807 г. Эдгар Дега. Голубые танцовщицы

РОМАНТИЗМ РЕАЛИЗМ ИМПРЕССИОНИЗМ НЕОИМПРЕССИОНИЗМ ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ СИМВОЛИЗМ СТИЛЬ МОДЕРН (АР НУВО, СТИЛЬ ТИФФАНИ) Уильям Блейк. Сотворение Адама Джон Эверетт Миллес. ОФелия

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ Пьер Огюст Ренуар. За пианино

XX в. – это эпоха формирования нового культурного сознания, поиска новых идеалов, идей и смыслов, новых форм и содержания в жизни, культуре, искусстве, эпоха рождения нового миропорядка, нового мировоззрения и новой картины мира, господства массовой культуры, но и созидательного развития элитарной культуры. Развитие искусства XX века шло двумя противоположными путями: реализма и модернизма. Модернизм отвергал и даже презирал реализм, реалистическое копирование действительности, не видя в этом истинного творчества. Модернисты считали, что произведение искусства должно выражать какую-либо идею или ассоциации, отражать «сущность» вещей, причём – в свободной форме. Произведение искусства – это плод чистой фантазии художника и, таким образом, - настоящего творчества. В 70-е гг. XX века в европейской культуре (в США – в 70-е гг.) на смену модернизму приходит постмодернизм, который не стремится к созданию принципиально новых форм в искусстве, отказывается от поиска единственно правильного решения, от утверждения абсолютных истин, авторитетов и утверждает множественность как в точках зрения, так и в решениях, образе мысли, образе действия.

РЕАЛИЗМ МОДЕРНИЗМ: Фовизм Экспрессионизм Дадаизм Кубизм Футуризм Сюрреализм Абстракционизм Поп-арт Оп-арт Концептуальное искусство. ПОСТМОДЕРНИЗМ Марк Шагал. Прогулка

Анри Матисс. Красные рыбки Василий Кандинский. Гавань

Сальвадор Дали. Атомная Леда Плакат «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

В середине I тыс. н. э. славяне разделились на 3 группы: западные славяне, южные славяне, восточные славяне. В IV веке началось Великое переселение народов. В V-VI вв. славянское население распространилось на больших пространствах Европы. Начиная с V в. в бассейнах Днепра и Днестра стал складываться союз восточнославянских племён. К IX в. существовало не менее 15 крупных племенных союзов восточных славян. На рубеже VIII-IX вв. в Среднем Поднепровье зародилось государственное образование, которое стало называться «Русь». К 60-м гг. IX в. образовалось 2 сильных государственных центра (Киев, Новгород). Скандинавы называли Русь Гордарикой – страной городов. Ещё в. VI в. был основан Киев, в VIII-IX вв. – Новгород, Псков, Смоленск, Чернигов, Полоцк, Ростов, Любич. Создание Древнерусского государства связывают с двумя датами: 862 г. – приглашение варягов на княжение и 882 г. – поход на Киев новгородского правителя Олега, в результате которого Киев был присоединён и превращён в центр Древнерусского государства.

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА II. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ (IX-XII вв.) ИСКУССТВО АРХИТЕКТУРА XI-XII вв. ЖИВОПИСЬ XI-XI вв. III. ПОЛИТ. РАЗДРОБЛЕННОСТЬ, МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ (XII-XIV вв.) ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО XII – XIV вв. АРХИТЕКТУРА XII – XIV вв. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XII – XIV вв. IV. ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV – XVII вв. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ XIV – XV вв. АРХИТЕКТУРА XIV – XV вв. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XIV – XV вв. РУССКОЕ ИСКУССТВО XVI – XVII вв. АРХИТЕКТУРА ЖИВОПИСЬ Андрей Рублев. Троица (икона, начало XV в.)

Собор Святой Софии в Киеве ( ) Богоматерь Оранта. Мозаика Софийского собора в Киеве XI в

Церковь Покрова на Нерли (1165) Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы) (XII в., новгородская школа

В начале XVIII в. благодаря реформам Петра I (1672 – 1725) (единоличный правитель – с 1689 г.) Россия вступила в полосу модернизации. Это сопровождалось: секуляризацией всех сфер сознания и жизни, развитием светской культуры; проникновением новизны во все области культуры; ускорением сближения России с Западом; рождением нового представления о личности, её внесословной ценности; рождением принципа свободы творчества как культурной доминанты эпохи. В итоге в России появились: сильные регулярная армия и военно-морской флот; промышленность, обеспечивающая их боеспособность, крупная промышленность; административное устройство, модернизированное по европейскому образцу; научные учреждения; система образования; новые отрасли и институты культуры (музеи, театр). В 1725 г. открылась Петербургская Академия наук (по указу Петра I), которая объединяла 3 учреждения: собственно Академию как научный центр, университет, гимназию. В Москве, Петербурге появились первые общедоступные и бесплатные библиотеки. В 1719 г. открылась Кунсткамера – первый в России естественноисторический музей. С 1721 г. Россия стала именоваться империей.

КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII в. КУЛЬТУРА ИСКУССТВО АРХИТЕКТУРА ЖИВОПИСЬ СКУЛЬПТУРА РУССКАЯ КУЛЬТУРА СЕР. XVIII в. ИСКУССТВО ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО АРХИТЕКТУРА ЖИВОПИСЬ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в. Русское Просвещение ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО АРХИТЕКТУРА Ранний классицизм (1760 – 1780) Строгий (зрелый) классицизм (1780 – 1800) СКУЛЬПТУРА ЖИВОПИСЬ

КУЛЬТУРА РОССИИ XIX в. ИСКУССТВО АРХИТЕКТУРА Классицизм Русский стиль Стиль модерн ЖИВОПИСЬ Романтизм Реализм КУЛЬТУРА РОССИИ XX в. Серебряный век русской культуры. СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО Петропавловский собор. Арх. Д. Трезини ( )

Ф.Б. Растрелли. Большой Петергофский дворец ( ) Джакомо Кваренги Смольный институт в Петербурге ( )

К.П. Брюллов. Всадница М.А. Врубель. Демон сидящий