Нормативная база и алгоритм работы образовательного учреждения по выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья Нормативная база и алгоритм работы образовательного учреждения по выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья Зам. директора по УР Войтык Э.В МБОУ «СОШ 7» г.Рубцовска
Изменения нормативных документов, регламентирующих деятельность ОУ в направлении здоровьесбережения учащихся ФГОС НОО (2009 г) и ФГОС ООО (2010 г) Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на годы (2011 г) ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г)
ФГОС НОО (2009 г) и ФГОС ООО (2010 г) Стандарты направлены на обеспечение: - условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Государственная программа РФ «Доступная среда» на годы Целевые индикаторы и показатели Программы: -доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений; Ожидаемые результаты реализации Программы: - увеличение количества школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушений развития;
ФЗ «Об образовании в РФ» Ст. 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации В целях реализации права каждого человека на образование создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ;
ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 41. Охрана здоровья обучающихся Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 6
7
Основные понятия Доступность Универсальная безбарьерная среда Адаптация 8
Существующие барьеры Архитектурная недоступность школ Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми Большинство педагогов массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах Родители детей-инвалидов не знают как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки Неготовность общества к принятию инвалидов
Ресурсная базовая школа Муниципальный центр, обеспечивающий иные образовательные учреждения совместного обучения детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития, реализующие основные образовательные программы, специальными ресурсами. 10
Цель деятельности: Обеспечение доступности образования детям-инвалидам, обучающимся с ОВЗ в муниципальном образовании, городском округе путем передачи имеющихся в ресурсной базовой школе ресурсов школам совместного обучения, эффективное использование специальных ресурсов 11
Основная задача: Организация взаимодействия с ОУ муниципального образования, городского округа, в которых получают образовательные услуги дети-инвалиды, дети с ОВЗ, для обеспечения указанных учреждений специальными ресурсами ресурсной базовой школы, методическим сопровождением образовательного процесса детей данных категорий. 12
Категории детей с нарушениями развития Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, после кохлеарной имплантации). Дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие). Дети с тяжелыми нарушениями речи. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети с задержкой психического развития. Умственно отсталые дети. Дети с ранним детским аутизмом. Дети с нарушениями поведения. Дети со сложными нарушениями развития. 13
Деятельность образовательного учреждения Организация углубленного изучения ребенка, причин возникновения трудностей в процессе обучения: Проведение психолого-педагогического обследования состояния и уровня развития ребенка Проведение исследования состояния физического здоровья обучающегося 14
Деятельность образовательного учреждения Создание условий, обеспечивающих преодоление трудностей в обучении ребенка: Определение и проведение коррекционных мероприятий по преодолению нарушений Проведение консультативной работы, направленной на создание комфортной образовательной среды для ребенка 15
Деятельность психолого-медико- педагогического консилиума в ОУ Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума ОУ осуществляется в соответствии: Закон РФ «Об образовании», Письмо Министерства образования РФ от г. 27/901-6 «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации 196 от ) Положение о ПМПк конкретного образовательного учреждения, в котором отражается специфика его деятельности Договор между ОУ и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника 16
Состав ПМПК Создается из числа : сотрудников учреждения (заместители директора по УР и ВР, учителя и воспитатели ГПД) специалистов (привлекаемых на договорной основе по решению администрации ОУ- педагог- психолог, учитель-логопед, социальный педагог, врач-педиатр или медицинская сестра) 17
Педагог- психолог Проведение диагностических исследований Подготовка представления к консилиуму Участие в разработке индивидуальной программы сопровождения обучающегося Проведение коррекционно-развивающих мероприятий Разработка рекомендаций для педагогов ОУ 18
Учитель-логопед Проведение диагностических обследований устной и письменной речи Подготовка логопедического представления на обучающихся Участие в разработке индивидуальной программы сопровождения обучающегося Проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий 19
Социальный педагог Подготовка материалов о семьях обучающегося Подготовка социального представления на обучающегося Помощь в решении проблем в обучении и воспитании обучающихся через семью, консультация родителей Разработка рекомендаций для педагогов ОУ 20
Учитель Составление педагогической характеристики Составление педагогического представления Осуществление коррекционных занятий с обучающимися Консультирование родителей Разработка рекомендаций для родителей 21
Организация работы школьного ПМПК Работа ПМПК планируется на 1 год План рассматривается на заседании ПМПК с указанием протокола и дата и утверждается директором приказа и датой Приказ о создании и назначении председателей и членов ПМПК. Заседания консилиума подразделяются на плановые (не реже 1 раза в квартал) и внеплановые ( проводятся в течение года по запросам специалистов или родителей в случае отрицательной динамики обучения и развития) 22
Схема заседания ПМПК Организационный момент; Заслушивание характеристик и Представлений (заключений) специалистов, их дополнение со стороны ведущего специалиста, врача, других членов Консилиума; собеседование с родителями (законными представителями); собеседование с ребёнком; постановка педагогического диагноза; обмен мнениями и предложениями по коррекции развития; выбор оптимальных для данного ребёнка образовательных программ; выработка Рекомендаций; разработка Программы индивидуальной коррекционной работы с ребёнком. 23
В рамках работы психолого-медико- педагогического консилиума образовательного учреждения : разрабатывается индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида, при необходимости включающая разработку индивидуальных учебных планов (определение условий, сроков предоставления отчетности, изменение способов подачи информации и другое), определение адекватных методических приемов в процессе обучения, определение вида и объема, периодичности получения необходимой коррекционной помощи (образовательной, медицинской и другое), профилактику физических, интеллектуальных и эмоционально- личностных перегрузок и срывов; определяется состав педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение образования ребенка-инвалида (учителя начальных классов, учителя-предметники, учитель-логопед, педагог- психолог, учитель-дефектолог); определяется куратор, ответственный за реализацию мероприятий индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида; проводится оценка динамики развития ребенка-инвалида, успешности освоения образовательной программы, при необходимости вносятся изменения 24
Неверные представления об инклюзии: Присутствие детей с ОВЗ в школе само по себе достаточно Фокусирование не на целях, а на действиях Основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение образовательных потребностей ребенка 25
Правила инклюзивной школы: Все учащиеся равны в школьном сообществе Все учащиеся имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня У всех учащихся должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей Планируется и проводится эффективное обучение Программа и процесс обучения учитывают потребности каждого ученика Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим социальную интеграцию среди сверстников Семьи активно участвуют в жизни школы Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности 26