Деятельность педагога по выявлению и описанию собственного опыта Ковалевская Светлана Станиславовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выявление, изучение и описание педагогом собственного опыта Куницкая Юлия Ивановна кандидат пед.наук, доцент.
Advertisements

Описание педагогического опыта. Структура описания: 1.Информационный блок. 2.Описание технологии опыта. 3.Заключение.
Выявление, изучение и описание педагогом собственного опыта Куницкая Юлия Ивановна кандидат пед.наук, доцент.
1 Описание опыта педагогической деятельности. С чего начать? На основе материалов «Математика. Физика: как представить собственный педагогический опыт.
Обобщение педагогического опыта.. Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности;
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
Представление опыта работы Структура целостного описания опыта работы Методист отдела инновационной работы Антоневич А.Ю.
Методическая работа – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний,
Технология обобщения и описания педагогического опыта.
Локализация педагогического опыта: проблемы выявления, изучения и обобщения.
Подготовила: Габидулина И.Р. Методист МКУ «Ресурсный центр г.Бодайбо и района», октябрь 2012 г Школа методистов.
Примерная структура описания педагогического опыта.
Педагогический опыт как объект исследования профессиональных преобразований.
Научное общество учащихся Направление «Математика»
Современные требования к авторским разработкам Людмила Владимировна Балахчи Институт повышения квалификации работников образования.
Транксрипт:

Деятельность педагога по выявлению и описанию собственного опыта Ковалевская Светлана Станиславовна

Опыт - полученное в результате активного практического взаимодействия с объективным миром отражение в сознании людей законов этого мира и общественной практики (по Ожегову) Педагогический опыт- отрефлексированная деятельность педагога

Профессионал = специалист+квалификация Квалификация – это способность субъекта не только исполнять, но и рефлексировать, переосмысливать, обобщать, перестраивать свою деятельность Зачем педагогу нужно уметь обобщать свой опыт?

1. Выявление опыта 2. Изучение 3. Обобщение (описание) 4. Представление (трансляция) Технология работы с опытом:

1. Что я делаю (предмет деятельности) 2. Для чего я делаю (цель) 3. Как я делаю (алгоритмы, формы, методы) 4. Какой это дает результат 5. За счет чего этот результат достигнут 1. Выявление опыта

Выявить опыт – значит определить объект, предмет и тему изучения Объектом педагогики является образование (система, процесс, результат) Педагог-практик имеет объектом образовательный процесс В зависимости от должности, на первый план выходят разные процессы: у учителя – обучение у воспитателя - воспитание

7 1. Выявление опыта Для определения предмета изучения(того, что будет изучаться): 1. Проанализируйте свою деятельность по организации образовательного процесса и выявите в ней наиболее удачно решаемые педагогические задачи 2.Подумайте, благодаря чему успешно решаются данные задачи (специально подобранное содержание, или использование средств, приемов, методов, или особый тип взаимодействия и т.п.) 3. Формулировка результатов двух проделанных действий есть предмет изучения

8 1. Выявление опыта Тема опыта работы содержит предмет рассмотрения (то, о чем говорится), т.е. должна четко отражать основную характеристику опыта, характер решаемой проблемы Тема должна быть актуальной, т.е. соответствующей современным требованиям к образованию Тема должна быть конкретной

9 Пример определения предмета изучения и темы опыта 1. Учитель начальных классов считает, что он успешно развивает логическое мышление учащихся на уроках математики 2. Он полагает, что успеха он достигает благодаря использованию приема моделирования 3. Предмет изучения - опыт использования моделирования как средства развития логического мышления учащихся начальных классов на уроках математики 4. Тема – Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики посредством моделирования

10 Задание: Сформулируйте тему опыта, если предметом изучения является: деятельность классного руководителя по сплочению класса посредством включения учащихся в КТД; деятельности педагога по развитию творческих способностей учащихся посредством включения в образовательный процесс средств народной педагогики учебно-методическая работа учителя начальных классов, основанная на использовании в образовательном процессе по предмету «Человек и мир» технологии критического мышления

Задание (групповое): 1. Предложите свой вариант формулировки темы педагогического опыта, над которой вы будете работать в ходе семинара 2. Обсудите и, если необходимо, откорректируйте название «своей» темы и тем, предложенных другими группами 1. Выявление опыта

Какие вопросы, касающиеся этапа выявления опыта, возникают у Вас? В чем Вы предполагаете собственные затруднения: в определении темы? в ее актуальности? в ее конкретности? Рефлексия

1. Изучение литературы для выявления теоретических оснований своих действий: Как понимается учеными то качество, которое Вы формируете или развиваете и которое заявлено в теме? (мышление, творческие способности, умения и навыки и т.д.). Откорректируйте свое понимание Как рассматривают ученые процесс формирования, развития этого качества. Сравните со своей деятельностью, выявите в ней этапы, если есть необходимость, внесите коррективы Как описывается методика использования тех средств, которыми Вы достигаете результата 2. Изучение опыта

Обсудите в группе вопрос: какие теоретические положения вы будете искать в литературе, работая над заявленной темой опыта Задание:

1. Анализ ситуаций и материалов практики Как можно систематизировать, классифицировать, обобщить имеющиеся в опыте материалы? Какие примеры целесообразно представить для конкретизации этой системы? Как можно измерить результативность организуемого Вами процесса? Что можно предъявить как материальный итог Вашего опыта (карточки, схемы, набор заданий, инструкции, опорные схемы, алгоритмы)? 2. Изучение опыта

Описать опыт- значит раскрыть систему конкретных педагогических действий автора (порядок действий, методику, примеры и т.д.) 3. Описание опыта

Структура описания: 1. Основной текст 1.1. Информационный блок 1.2. Описание технологии опыта 1.3. Заключение 2. Приложения 3. Структура описания опыта на КЭ

1. Название темы опыта 2. Актуальность 3. Цели опыта 4. Задачи опыта 5. Длительность работы над опытом 1. Информационный блок

Актуальность: Какие противоречия, затруднения, встречающиеся в массовой образовательной практике, успешно решаются в опыте Противоречие: 1. Что требуется от 2. Что есть в образованиямассовой практике 3. На какие «вызовы» времени отвечает опыт Информационный блок

Цель – представление о конечном результате (что хочет получить субъект в конце деятельности) Цели опыта: на развитие (формирование) каких способностей, качеств, знаний, умений, навыков учащихся (детей) опыт направлен (ориентация на процесс); какой результат предполагается получить, средствами чего; в какой образовательной ситуации (диагностичность и конкретность цели) Информационный блок

Цель опыта работы: содействовать формированию классного коллектива посредством включения учащихся в КТД Задачи: 1. Формировать у учащихся ценностное отношение к дружбе. 2. Воспитывать уважительное отношение к личности другого человека. 3. Содействовать формированию таких личностных качеств как эмпатия, толерантность, отзывчивость,…. 4. ……..

последовательность действий по достижению цели, результаты каждого этапа Недочеты: 1. Недиагностичность задач 2. Отсутствие взаимосвязи между целью и задачами 3. Смешение позиций педагога- практика и педагога- исследователя Задачи опыта:

Задачи: Формировать у учащихся потребность выражать свои мысли в устной форме и ответственное отношение к своей речи Обеспечить усвоение речеведческих понятий (текст, тема, основная мысль, тип текста) как ориентировочной основы действия Формировать умение пересказывать тексты различных типов Формировать умение составлять устный текст-повествование и текст-описание по впечатлениям, по картине Цель - формирование умений устной монологической речи у учащихся начальных классов на уроках русского языка. Конечный результат………………….

продолжительность работы по данной теме основные этапы работы над опытом и их содержание Длительность работы над опытом

Каково назначение информационного блока? Что составляет его содержание? Какие фрагменты этого блока требуют серьезного и глубокого продумывания? Какие главные выводы Вы сделали для себя? Подведение итогов работы над информационным блоком

2.1. Ведущая идея опыта 2.2. Описание сущности опыта 2.3. Результативность и эффективность опыта 2. Описание технологии опыта

Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности 2.1. Ведущая идея опыта

Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данном опыте (ссылки на литературу: [3]) 2.2. Описание сущности опыта

Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия учителя Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, уроков, пособий и др.

2.3. Результативность и эффективность опыта Определение критериев и показателей для диагностирования успешности данного опыта, представление методики подсчета результатов Достаточность, конкретность, измеряемость, взаимосвязанность показателей результативности опыта Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта

3. Заключение Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях

Приложения Конспекты уроков, занятий, мероприятий Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.

Объем: основной текст с.; прил. до 10 с. Шрифт: Time New Roman, 14 пт, интерв. 1,5 Поля: л. – 3, пр. – 1, в.и н. – 2, без сокращений Литература: ссылки – [7, c.20],список – по ГОСТ Номера страниц: внизу справа, 1 лист (титульный) - без номера В тексте могут быть разделы Требования к оформлению описания опыта

Название учреждения образования ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» Иванов Иван Иванович, учитель математики тел. мобильный, Гродно 2013 Образец титульного листа

Список использованных источников включает только те книги, статьи из журналов, сборников, газет, которые были использованы (Образцы оформления библиографического описания в списке использованных источников смотрите в журнале Адукацыя і выхаванне, 2007, 5, С.77-82). Список составляется по алфавиту Литература

Котаў, А.Л. Гісторыя Беларусi і сусветная цывілізацыя / А.І.Котаў,–2-е выд.– Mінск: Энцыклапедыкс, – 168 с. Дубовик, В. И. Дошкольное образование / В.И.Дубовик, В.В. Иванов. – М.: Просвещение – – 89 с. Белохвостова, С.В. К проблеме развития субъекта образования / С.В.Белохвостова // Кіраванне ў адукацыі. – – С. 10 – 16 Пример оформления литературы

Что дало Вам участие в данном занятии? Какие новые вопросы у Вас возникли в результате погружения в проблему? Рефлексия

Спасибо за внимание!