РУССКИЙ КОСМИЗМ: ОБРАЗ МИРА, ЧЕЛОВЕКА, ИСТОРИИ Анастасия Гачева Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН Музей-библиотека Н.Ф. Федорова при Центральной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ноосфера – новое состояние биосферы при котором разумная деятельность становится решающим фактором её развития.
Advertisements

Презентация по экологии Тема: НООСФЕРА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Геолого-географический.
Москва Основоположник комплекса современных наук о Земле – геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и других. В центре его естественнонаучных.
Презентация к уроку по биологии (11 класс) на тему: Ноосфера
1 Вопросы 1. Как ты считаешь, ты, твоя жизнь значимы для Вселенной? 2. Что означает «сознательное проживание»? 3. «Если я живу, значит кому-то это надо!».
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Семейная жизнь - хорошо это или плохо? Перед тем, как создать семью многие люди задаются вопросом - надо ли им это, что они потеряют и приобретут в семейной.
«Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то.
Урок 9 Православное учение о человеке. В православии очень тесно связаны размышления о человеке и размышления о Боге. Человек верит в Бога. А во что верит.
1 Что такое свобода, по вашему мнению? 4 6:15 Что же, будем грешить, потому что мы не под Законом, а под благодатью? Ни в коем случае! 16 Вы ведь знаете,
План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков.
ЭТИКА ВОПРОСЫ НРАВСТВЕННОСТИ. Титова Татьяна Александровна Кандидат философских наук КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК ТГПУ.
Творческий проект по литературе «Сон о будущем». Что такое будущее? Что ждет нас там, за какой-то непонятной и в то же время точно и навсегда определенной.
Счастье в браке – возможно ли оно? Взгляд на брак с православной точки зрения.
XVIII МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ Н.Ф. ФЕДОРОВА 6 июня 2019 года Развитие идей Н.Ф. Федорова в теории великих миссий человечества Кононов Александр.
Человек в природе Разговор с учащимися. Сейчас весь мир встревожен тем разрушением богатств Природы, которое несут за собой цивилизация и растущий технический.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Почему воскресение мёртвых так важно? 1-е Коринфянам 15:12-23.
Неизгладимый След. Как нам изменить этот мир ?
Христос воскрес! И я – тоже! Евангелие от Иоанна 8:28-36.
Транксрипт:

РУССКИЙ КОСМИЗМ: ОБРАЗ МИРА, ЧЕЛОВЕКА, ИСТОРИИ Анастасия Гачева Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН Музей-библиотека Н.Ф. Федорова при Центральной детской библиотеке 124 ЦБС ЮЗАО

Николай Федорович Федоров (1829 – 1903) Родоначальник философии космизма «Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою» «Добро есть сохранение жизни живущим и возвращение ее теряющим и потерявшим жизнь». «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех» Николай Федоров

Естественнонаучная ветвь Н.Г.ХолодныйВ.Ф. Купревич К.Э. Циолковский А.Л. ЧижевскийВ.И. Вернадский Н.А. Умов

Религиозно-философская ветвь Н.А. Сетницкий В.С. Соловьев П.А. Флоренский Н.А. Бердяев С.Н. Булгаков А.К. Горский В.Н. Муравьев

Европейский космизм Анри Бергсон Пьер Тейяр де Шарден

«Мир, образ Софии, есть Мать, Невеста и Жена образа Христова Человека, ему подобная, ждущая от него заботы, ласки и оплодотворения духом. Человеку-мужу надлежит любить Мир- жену, быть с нею в единении, возделывать ее и ходить за нею, управлять ею, ведя ее к просветлению и одухотворению и направляя ее стихийную мощь и хаотические порывы в сторону творчества, чтобы явился в твари ее изначальный космос» Отец Павел Флоренский

Частица целой я вселенной, Поставлен, мнится мне, в почтенной Средине естества я той, Где кончил тварей ты телесных, Где начал ты духов небесных И цепь существ связал всех мной. Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь - я раб - я червь - я бог! Г. Державин. Ода «Бог»

Бесследно все и так легко не быть! При мне иль без меня что нужды в том? Все будет то ж и вьюга так же выть И тот же мрак, и та же степь кругом Ф.И. Тютчев

…Жизнь моя я сам, я, говорящий теперь с вами и могущий через минуту обратиться в ничто. Бог знает, будет ли существовать это «я» после жизни! Страшно подумать, что настанет день, когда я не смогу сказать: Я! При этой мысли весь мир есть не что иное, как ком грязи. М.Ю. Лермонтов

«Да и зачем я непременно должен любить моего ближнего или ваше там будущее человечество, которое я никогда не увижу, которое обо мне знать не будет и которое в свою очередь истлеет без всякого следа и воспоминания, когда Земля обратится в свою очередь в ледяной камень и будет летать в безвоздушном пространстве с бесконечным множеством таких же ледяных камней, то есть бессмысленнее чего нельзя себе и представить!» Ф.М. Достоевский. «Подросток»

«…В самом деле: какое право имела эта природа производить меня на свет, вследствие каких-то там своих вечных законов? Я создан с сознанием и эту природу сознал: какое право она имела производить меня, без моей воли на то, сознающего? Сознающего, стало быть страдающего… И для чего устроиваться и употреблять столько стараний устроиться в обществе людей правильно, разумно и нравственно праведно? На это, уж, конечно, никто не сможет дать мне ответа. Все, что мне могли бы ответить, это: чтоб получить наслаждение. Да, если б я был цветок или корова, я бы и получил наслаждение. Но, задавая, как теперь, себе беспрерывно вопросы, я не могу быть счастлив, даже и при самом высшем и непосредственном счастье любви к ближнему и любви ко мне человечества, ибо знаю, что завтра же все это будет уничтожено: и я, и все счастье это, и вся любовь, и все человечество – обратимся в ничто, в прежний хаос… Не буду и не могу быть счастлив под условием грозящего завтра нуля» Ф.М. Достоевский. «Приговор». Дневник писателя 1876 года

«Порожденный крошечною Землею, зритель безмерного пространства, зритель миров этого пространства должен сделаться их обитателем и правителем» Н.Ф. Федоров

«В наших представлениях об эволюционном процессе живого вещества мы недостаточно учитываем реально существующую направленность эволюционного процесса» В.И. Вернадский «Д. Дана указал, что в ходе геологического времени наблюдается (скачками) усовершенствование - рост – центральной нервной системы (мозга), начиная от ракообразных и кончая человеком. Это явление и названо им цефализацией» В.И. Вернадский

«В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного» В.И. Вернадский «Я думаю, вряд ли у мыслящего существа бывает более великая минута, чем та, когда с глаз его спадает пелена и открывается, что он не затерянная в космическом безмолвии частица, а пункт сосредоточения и гоминизации универсального стремления к жизни» Пьер Тейяр де Шарден

Ноосфера «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности» В. Вернадский «Со своей стороны хочу высказать мысль, нуждающуюся в конкретном обосновании и представляющую скорее эвристическое начало. Это именно мысль о существовании в биосфере или, может быть, на биосфере, того, что можно было бы назвать пневматосферой, то есть о существовании особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа» Отец Павел Флоренский

«Бог воспитывает человека собственным его опытом; Он – Царь, который делает все не только лишь для человека, но и чрез человека; потому-то и нет в природе целесообразности, что ее должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность. Творец чрез нас воссоздает мир, воскрешает все погибшее» Николай Федоров

С точки зрения основного видения мира оказывается, что эволюционизм и христианство, в сущности, совпадают Пьер Тейяр де Шарден

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею» (Быт. 1, 28)

История не есть пустой коридор, который надо как- нибудь пройти, чтобы высвободиться из этого мира в потусторонний, она принадлежит к делу Христову в Его воплощении, она есть апокалипсис, стремящийся к эсхатологическому свершению, богочеловеческое дело на земле Прот. Сергий Булгаков

«Фатальное понимание апокалипсиса глубоко противоречит христианству, как религии Богочеловечества. Конечные судьбы человечества зависят от Бога и от человека. Человеческая свобода и человеческое творчество соучаствуют в уготовлении конца, к концу вещей ведет богочеловеческий процесс. Конец истории и мира не только совершается над человеком, но и совершается человеком. Навстречу второму пришествию Христа идет человек в совершаемых им делах, акты его свободного творчества уготовляют Царствие Божие. Христос придет в силе и славе к человечеству, подготовившему Его пришествие. Нельзя мыслить действие Бога по отношению к человечеству и миру как deus ex machina. Отношение к концу мира не может быть только ожиданием человека, оно должно быть и активностью человека, его творческим делом» Николай Бердяев

«Рай невозможен для меня, если близкие мои, родные мне или даже просто люди, с которыми мне приходилось быть вместе в жизни, будут в аду, если в аду будут Бёме, как еретик, Ницше, как антихрист, Гёте, как язычник, и грешный Пушкин. Те католики, которые в своей теологии шага ступить не могут без Аристотеля, готовы со спокойной совестью допустить, что Аристотель, как не христианин, горит в адском огне. Вот это стало для нас невозможным, и эта невозможность есть великий успех нравственного сознания. Уж если я столь многим обязан Аристотелю или Ницше, то я должен разделить их судьбу, взять на себя их муку, должен освободить их из ада. Нравственное сознание началось с Божьего вопроса: Каин, где брат твой Авель? Оно кончится другим Божьим вопросом: Авель, где брат твой Каин?» Николай Бердяев

«Быть или не быть? – Таков вопрос…» «Породив разум как орудие своего дальнейшего развития, но орудие, наделенное свободой, эволюция словно пошла на риск. Свобода это ведь и свобода говорить не только «да» сознательному преобразованию мира, но и «нет», вплоть до решительного и окончательного «нет» самой эволюции. С появлением человека эволюция как бы получает возможность встать в позу Гамлета и задать себе вопрос «быть или не быть?». В наше время этот момент балансирования особенно остер. Возникла реальная опасность родового самоубийства человечества, а с ним и жизни вообще. Вот она, по выражению Тейяра де Шардена, «угроза забастовки в ноосфере»! Ответственность разумных существ колоссальнее, чем они могут это представить: в своем «падении» мы увлечем за собой и всю космическую эволюцию, магистраль которой проходит через жизнь и сознание; своим малодушным, «демоническим» выбором можем обречь на неудачу весь космогенез.. Универсум без нашего совокупного созидательного усилия в деле его творческого одухотворения обернется абсурдом» Светлана Семенова

«Цивилизация эксплуатирующая, но не восстановляющая, не может иметь иного результата, кроме ускорения собственного конца» Н.Ф. Федоров

Эксплуатацию природы космисты предлагали заменить творческой ее регуляцией. Человек должен изучать природные процессы и научиться предотвращать те из них, которые несут смерть и разрушение и самой природе, и человеку: землетрясения, наводнения, цунами, эпидемии, регулировать климат на земле и т.д.

«Наше назначение может заключаться только в том, чтобы быть орудиями исполнения воли Божией в мире, орудиями управления тою силою, которая, будучи предоставлена своей слепоте, несет голод, болезни и смерть. Мы виноваты не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле, которое происходит по нашему бездействию. Нельзя даже сказать, что Бог создал слепую силу, ибо Он создал и разумную, и только по бездействию последней творит зло первая. Поэтому заповедь, заключающаяся в первом члене Символа Веры, требует от всех без исключения и знания природы, и управления ею, чтобы обратить ее из смертоносной в живоносную» Николай Федоров

УРОВНИ РЕГУЛЯЦИИ Земно-космическая регуляция Регуляция человеческого организма (психо- физиологическая регуляция) Воскрешение умерших и бессмертие живущих

Регуляции мы должны учиться у самой природы. Человек должен достигнуть автотрофности, должен научиться поддерживать и воссоздавать свой организм, как это делает растение. Тем более что чудесный хлорофилл растений, позволяющий осуществить автотрофное питание, близок к молекуле гемоглобина человеческой крови.

Организм человека должен сам восстанавливать потерянные органы, как это делает ящерица, которая, потеряв хвост, через некоторое время регенерирует новый. И в конечном счете человеческий род должен перейти от технического прогресса, сопряженного с машинизацией, с насилием над природной средой, к органическому прогрессу, который будет и нравственным, и по-настоящему экологичным.

«Бессмертие без воскрешения невозможно физически, если бы даже оно и было возможно нравственно; оно невозможно без воскрешения так же, как невозможно быть микрокосмом, не умея управлять и воссоздать мегакосм или макрокосм» Николай Федоров.

Выход человечества в космос

«Наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига». Николай Федоров

«Человеку будут доступны все небесные пространства, все небесные миры только тогда, когда он сам будет воссоздавать себя из самых первоначальных веществ, атомов, молекул, потому что тогда только он будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы и быть в гостях у всех поколений – от самых древнейших до самых новейших, во всех мирах, как самых отдаленных, так и самых близких, управляемых всеми воскрешенными поколениями, во всех мирах, которые во всей их целости будут предметом художественного дела всех поколений в их совокупности, как единого художника» Николай Федоров

Музей-библиотека Н.Ф. Федорова при Центральной детской библиотеке 124 ЦБС ЮЗАО ул. Профсоюзная, д. 92 (м. Беляево, последний вагон от центра) (495)