Программа дополнительного образования «Волшебные пальчики» разработана на основе программы Г. Н. Давыдовой. Она направлена на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения. Программа дополнительного образования обеспечивает условия для художественно – эстетического, познавательно – речевого, духовного развития детей. На занятиях используются игры и игровые приёмы, которые создают непринуждённую творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др. Цели: Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребёнка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. Основные задачи: Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
Материалы и инструменты, необходимые для работы: 1. Бумага разного формата и цвета. 2. Акварельные краски. 3. Гуашь. 4. Восковые мелки. 5. Трубочки для коктейля. 6. Ванночки с поролоном. 7. Баночки для воды. 8. Кисточки круглые и плоские разного размера. 9. Салфетки. 10. Мягкие карандаши. 11. Клей ПВА. 12. Аптечный парафин или восковые свечи.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии Сан ПиН – 03 (требования к организации режима дня и учебных занятий детей 3-4 лет, вторая младшая группа). В качестве основных тем выступают времена года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», на основе которых осуществляется календарное планирование, где каждое занятие является подтемой основной темы. Разбивка перспективного плана по тематическим блокам позволяет прослеживать динамику в развитии изобразительных навыков и умений, в усвоении техники рисования. Содержание тематики строится на обучении детей основам изобразительного искусства (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным навыкам и умениям), обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге. Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе. Режим проведения: 1 раз в неделю по подгруппам. Занятость детей 15 мин. Ожидаемые результаты: К концу года дети могут использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию; используют разнообразные изобразительные материалы и нетрадиционные способы рисования: кляксография, набрызг, монотопия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др. Формы подведения итогов: оформление папки для родителей, открытые занятия для родителей, выставка рисунков детей.
И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать, И каждый смело нарисует Все, что его интересует. Всё вызывает интерес: Далекий космос, ближний лес, Цветы, машины, сказки, пляски… Всё нарисуем: были б краски Да лист бумаги на столе Да мир в семье и на земле. В. Берестов,
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Задача кружка – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Рисовать можно пальцами, воском, мылом, нитками пластилином, а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники.
Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусинками, то есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.
Коллективная работа «Листопад» (кляксография) Программное содержание: учить детей раздувать краску не смешивая цвета, создавать рисунок. Развивать коммуникативные качества, умение придти другу на помощь. Предварительная работа: рассматривание и сбор листьев на прогулке для гербария, изготовление гирлянды для украшения веранды; подвижная игра «Падают, падают листья», дидактические игры «Найди такой же», «Угадай листок по описанию», «Найди пару».
Коллективная работа «Сказочный ёжик» (рисование ладошкой) Программное содержание: учить детей делать четкий отпечаток ладошки на бумаге, заполнять контур изображенного сказочного персонажа. Развивать у детей воображение, чувство ритма. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение сказки «Ёжик в тумане», просмотр мультфильмов из серии «Смешарики».
«Виноград» (рисование тычком с помощью пальчиков)
Программное содержание: учить детей рисовать с помощью пальцев, расширять знания детей о цвете. Учить составлять изображение на листе. Развивать у детей интерес к рисованию. Предварительная работа: рассматривание на прогулке растущий виноград, строение грозди, цвет, знакомство с муляжами, с/р игра «Покупка фруктов».
«Мой любимый дождик» (оттиск печаткой из картофеля) Программное содержание : развитие мелкой моторики детей посредствам детского художественного творчества, продолжать знакомить с приёмом печатания. Воспитывать усидчивость, настойчивость, самостоятельность, умение доводить начатое до конца. Предварительная работа: наблюдение за погодой, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
После рисования подвижная игра «Солнышко и дождик»
«Лебедь белая плывет» (Рисование с помощью ладошки) Программное содержание: познакомить с нетрадиционной техникой рисования – ладошкой. Показать приём получения отпечатка ладони. Воспитывать аккуратность. Предварительная работа: беседа «Красивая птица», рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма «Гадкий утёнок»
.. Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне.. Э. Успенский