Проектирование модели системного сопровождения развития одаренной личности в условиях дополнительного образования 23 апреля 2014 г. Корчуганова Ирина Павловна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Advertisements

Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения в условиях реализации ФГТ Зорина Н.А. начальник отдела ДО ЦПКИМР.
Основные результаты работы по инновационному образовательному проекту « Одаренные дети» 1. проанализирован и описан опыт ряда лучших школ для одаренных.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Рабочая Программа Педагога – психолога Новицкой В.С – 2016 учебный год ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 «Золотой петушок».
Тьюторское сопровождение одарённых учащихся в учреждениях общего среднего образования Заведующий кафедрой педагогики и менеджмента образования ГУО «Академия.
Р АБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ Щурская Е.Е., ст. преподаватель кафедры дошкольного образования СПбАППО 2011.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ КОМПОНЕНТОВ ПСИХИКИ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Транксрипт:

Проектирование модели системного сопровождения развития одаренной личности в условиях дополнительного образования 23 апреля 2014 г. Корчуганова Ирина Павловна, методист ГБОУ ДОД Центра внешкольной работы Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Представляется один из подходов к проектированию модели системного сопровождения развития одаренной личности в условиях дополнительного образования В широком понимании проектирование определяется как практическая деятельность, направленная на удовлетворение новых потребностей В настоящее время проектирование применяется в самых различных сферах: в производстве, научной и социальной сферах, образовании и др. На определенном этапе проектирования часто применяется моделирование Моделирование включает построение и исследование моделей, оно создает возможность для изучения существующих явлений, феноменов, процессов

Моделирование применяется для исследования, познания явлений, объектов, процессов Модель (от фр. modèle, от лат. modulus «мера, аналог, образец») представляет собой упрощенное представление реального явления, феномена или протекающих в нем процессов и их взаимосвязи Моделирование является обязательной частью исследований и разработок; направлено на исследование объектов познания на их моделях, позволяющих изучать и предвосхищать явления, интересующие исследователя Сейчас трудно указать такую область человеческой деятельности, где не применялось бы моделирование

Разработка модели сопровождения развития одаренных детей в условиях дополнительного образования предполагает уточнения некоторых терминов Понятие сопровождение применяется давно, но широко вошло в педагогическою практику в период становления психологической службы в системе образования ( ) В самой идее сопровождение по мнению многих авторов заложен значительный концептуальный, содержательный и организационный потенциал (Битянова М.Р., Казакова Е.И.) Первоначальный смысл понятия сопровождать, означал - идти вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Иногда применяют близкое по смыслу слово русского языка – содействие

Системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, т.е. рассмотрение объекта как системы Системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом их постановки Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания Основные принципы системного подхода: целостность, иерархичность, структуризация

Одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения более высоких по сравнению с другими, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности Периодом становления способностей и личности является детский возраст Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности В 2012 году в ГБОУ ДОД Центре внешкольной работы Фрунзенского района Санкт–Петербурга был утвержден и принят к реализации проект Системное сопровождение развития одаренной личности Целью проекта является обеспечение условий выявления, развития и поддержки одаренных и талантливых детей

Модель Системного сопровождения развития одаренной личности Корчуганова Ирина Павловна, методист ГБОУ ДОД Центра внешкольной работы Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Модель Системного сопровождения развития одаренной личности включает ряд направлений 1. Анализ социальной ситуации развития ребенка 2. Выявление потенциальной одарённости 3. Развитие и реализация потенциала актуальной одарённости; гармоничность развития одарённой личности 4. Анализ факторов риска 5. Прогнозирование развития 6. Поддержка развития

Графическое изображение модели Системного сопровождения развития одаренной личности отражает взаимосвязь всех её направлений

Основополагающей идеей данной модели выступает системный подход как направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы - целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними Модель изображена в виде цветка, который ярко и наглядно отражает всю степень важности каждого компонента данной системы в единстве с другими. Отсутствие любого лепестка нарушает гармонию системы и делает ее менее совершенной

1, 3, 5 – являются ведущими направлениями сопровождения 2,4,6 – поддерживающие направления сопровождения 1, 3, 5 –ведущие направлениями сопровождения Анализ социальной ситуации развития ребенка (1) является неотъемлемой составляющей сопровождения развития ребенка Развитие и реализация потенциала актуальной одаренности (3) выступает основным условием дальнейшего роста и самореализации в определенной социальной среде (коллективе, образовательной среде, обществе) Прогнозирование развития (5) обеспечивает целенаправленное планирование и осознанное, направленное влияние, обеспечивающие продвижение в развитии

1, 3, 5 – являются ведущими направлениями сопровождения 2,4,6 – поддерживающие направления сопровождения 2,4,6 – поддерживающие направления сопровождения Выявление признаков одаренности осуществляется в процессе анализа динамики развития ребенка; создание оптимальных условий направлено на развитие и актуализацию потенциала одаренной личности; поддержка развития предполагает создание необходимых условий, в том числе, оказание необходимой психолого- педагогической помощи или привлечение иного внешнего ресурса по необходимости

2 направление – выявление потенциальной одаренности является важным условием возможности развития и реализации актуальной одаренности (3); 4 - анализ факторов риска, позволяет обосновано прогнозировать возможности развития (5); программа поддержки (6), предусматривает привлечение необходимого внешнего ресурса для решения тех проблем, которые ребенок не может преодолеть сам, за счет активизации своих внутренних ресурсов

1. Анализ социальной ситуации развития ребенка Цель данного направления - анализ социальной ситуации развития ребенка как определяющего внешнего фактора развития Задачи Анализ влияния внешних (социальных) факторов на развитие ребенка (семьи, учебного коллектива, образовательной среды) Обогащение социального опыта и адаптивного ресурса личности Развитие и обогащение творческой образовательной среды как ведущего фактора развития одаренной личности

2. Выявление потенциальной одаренности Непроявившиеся или невыявленные способности никогда не смогут воплотиться в значимые и полезные результаты для личности и общества Цель: выявление личностного потенциала для определения возможностей его дальнейшего развития Задачи Создать условия, способствующие проявлению имеющихся возможностей в различных сферах деятельности Первоочередное значение для успешного выявления способностей имеет внимательное отношение педагогов к признакам проявления одаренности в различных сферах деятельности; к динамике личностного развития в целом, к развитию как общих, так и специальных способностей

3. Развитие и реализация личностного потенциала актуальной одаренности Цель: сохранение и развитие потенциала актуальной одаренности Задачи Определить степень актуализации одаренности и её предпочтительные формы для данного ребенка Обеспечить оптимальные условия сохранения и дальнейшего продвижения в развитии, в реализации потенциала актуальной одаренности Развитие актуальной одаренности включает: определение актуального (достигнутого) уровня развития; определение ближайших целей развития (или зоны ближайшего развития) на основе уже имеющихся достижений; проектирование перспектив развития и возможных предпологаемых форм реализации личностного потенциала (долгосрочное целеполагание)

4. Анализ факторов риска Цель: предупреждение отклонений в развитии ребенка Задачи: своевременное выявление факторов риска и поддержка ребенка в преодолении их негативного влияния Содержание Выявление внутренних факторов риска со стороны развития направленности (устойчивости интересов, мотивации, ценностных ориентаций и др.); способностей, знаний, умений и навыков; личностных свойств, обеспечивающих реализацию потенциала (настойчивость, трудолюбие, мотивация достижения, познавательная и социальная активность, социальная компетентность и др.) Выявление внешних (социальных) факторов риска со стороны ситуации развития в семье; ситуации развития в учебном коллективе; ситуации развития в социуме

5. Прогнозирование развития актуальной одарённости Прогнозирование предполагает определение текущих задач и долгосрочных перспективных приоритетов и направления личностного развития, является основой для реализации личностно-ориентированного подхода и разработки содержания программы поддержки Прогнозирование развития одаренной личности – направление, базирующееся на обобщении результатов предыдущих направлений Прогноз строится на основе понимания актуального уровня, потенциальных возможностей; определении приоритетного направления развития, опираясь на на наблюдения и имеющиеся результаты исследования личности (мониторинга)

6. Поддержка развития ребенка Цель: поддержка в преодолении таких затруднений, с которыми ребенок не может справиться сам, профилактика отклонений в личностном развитии Задача: совместная выработка мер преодоления возникающих трудностей и их реализация Содержание Разрабатываются меры необходимой поддержки: преодоления проблем, выявленных в процессе сопровождения или личностного развития (укрепление мотивации, поддержка интересов, стимулирование деятельности, индивидуальная адресная помощь и поддержка и т.п.) При разработке программы поддержки учитываются цели развития ребенка и свойства личности, наличие факторов риска (внутренних и внешних), имеющиеся в данное время затруднения Определяется содержание деятельности участников образовательного процесса, обеспечивающее преодоление факторов риска

Поддержка развития ребенка Программа поддержки включает: анализ выделенных факторов риска и наличие ресурсов для их преодоления; разработку и реализацию мер поддержки развития ребенка; определение и привлечение необходимых ресурсов Программы поддержки по содержанию не должны быть типовыми В каждом конкретном случае программа должна быть адресной, направленной, личностно-ориентированной, индивидуальной Важно уметь найти и привлечь необходимый ресурс для решения проблем в локальном или долгосрочном масштабе & Фактором риска может также выступать отсутствие условий или возможностей дальнейшего развития уже накопленного потенциала одаренной личности или его реализации

Основные методы реализации проекта Системное сопровождение развития одаренной личности Метод экспертной оценки Метод интервью Метод проектирования и др.

Метод экспертной оценки Метод экспертной оценки в реализации проекта Системное сопровождение развития одаренной личности применялся с целью анализа ситуации развития ребенка и сравнения уровней а/развития специальных способностей и б/освоения образовательной программы Важно обратить внимание, что часто эти показатели не совпадают по результатам экспертной оценки самого педагога Очевидно, что самореализация предполагает возможность проявления способностей в образовательной деятельности В данном случае нашей целью было осознание педагогом возможностей ребенка, степени реализации личностного потенциала и готовность взрослых создавать дополнительные возможности для развития ребенка и применения его возможностей На экспертную оценку были также вынесены вопросы о индивидуальных особенностях данного ребенка, что позволило составить обобщенныйпортрет (выделить список часто встречающихся характеристик) одаренных воспитанников студий и коллективов центра внешкольной работы

Метод экспертной оценки Для получения необходимой информации в виде экспертной оценки (субъективного мнения педагога по поводу определенных качеств, свойств личности, уровня развития специальных способностей и т.п.) была разработана специальная схема-таблица, которая заполнялась педагогами в письменном или электронном виде Полученные данные обрабатывались и анализировались В случае затруднений, с педагогами велась индивидуальная работа (например, консультирование или совместное заполнение таблиц) Логическим продолжением этой работы стало прогнозирование развитие ребенка и разработка мер необходимой поддержки В общей сложности в реализации данного этапа проекта приняли участие 24 педагога и 247 воспитанников различных коллективов Центра внешкольной работы

Метод интервью Метод интервью относится к категории вербально- коммуникативных и позволяет получить необходимую информацию в процессе беседы по заранее подготовленному плану По степени формализации разработанные методики интервью для воспитанников, педагогов и родителей можно отнести к категории полустандартизованных, т.к. в интервью заранее определены формулировки вопросов и их последовательность, процедура проведения интервью допускает возможность руководствоваться как перечнем строго необходимых, так и возможных вопросов По количеству участников, проводилось только индивидуальное интервью

Содержательно интервью включает три основные группы вопросов, которые касаются: а/ особенностей проявления и развития способностей; б/личностной направленности и доминирующей мотивации деятельности; с/ личностных особенностей Индивидуальное интервью проводится отдельно с ребенком, родителями или педагогом Вопросы интервью родителей направлены на изучение личности ребенка Вопросы интервью педагогов направлены на изучение личности педагога Интервью для детей младшего школьного возраста содержит 26 вопросов и проводится в течении 30 минут; для подростков и юношей, родителей и педагогов содержит вопросов и проводится в течении одного часа

Метод проектирования Привлечение одаренных детей и талантливой молодежи воспитанников к проектной деятельности позволяет существенно расширить возможности развития личностного потенциала талантливых воспитанников и детей с высокой мотивацией обучения; включить их в систему комплексного разностороннего развития и продуктивную социальную деятельность В настоящее время в рамках данного, более масштабного проекта Системное сопровождение развития одаренной личности, который уже перешел в стадию обобщения результатов, разрабатывается несколько локальных инновационных проектов

Таким образом, сопровождение выступает системой профессиональной деятельности, направленной на создание условий для успешного развития, обучения ребенка и межличностного взаимодействия, где объектом сопровождения выступает развитие ребенка, а предметом - оптимальные условия развития всех сфер личности ребенка; ведущим методом и концептуальной основной – системное сопровождение Проектируя системное сопровождение в дополнительном образовании важно применять уже разработанные теоретические основы и адаптировать позитивный практический опыт сопровождения в той его части, которая органично сочетается с данными условиями, целями и задачами