Сухарева Ирина Александровна Учитель русского языка и литературы высшей категории МК В(С)ОУ«В(С)ОШ 20» Обобщение опыта работы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект ТОГОУ ДОД «Центр творческого развития, экологии и туризма» ( г.г.) «Внедрение методов ТРИЗ – педагогики в систему образования и воспитания.
Advertisements

Организация исследовательской деятельности учащихся Кутузова С. Н год.
Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
«От технологии деятельности педагога дополнительного образования до результата» Руководитель кафедры методики дополнительного образования детей МЦ ЮВОУО.
«Информатика в играх и задачах» во внеурочной деятельности учащихся 2-х классов тема самообразования учителя информатики Алексеевой Л.Б
Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса Подготовила: Санина З.А., зам.директора по НМР.
М ЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА (из опыта работы преподавателя филиала АлтГУ в городе Камень-на-Оби, учителя истории и обществознания.
Развитие начальной школы гимназии в контексте освоения и применения ИКТ Новосибирск
Методическое объединение учителей начальных классов г. Алзамай, уч.г.
ТРИЗ – технология творчества. Теория Решения Изобретательских Задач позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям.
«Система работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта» Методика организации внеурочной деятельности по биологии.
Учителя МОКУ СОШ 2 г. Лузы Кировской области. Дата рождения10 мая 1964 года Место рожденияРоссия, Кировская область, город Луза ОбразованиеВысшее Коми.
Обобщение и распространение опыта Участие в семинарах.
Система работы учителя информатики Прокопович Е. В. МОУ «Гимназия 5» г. Брянска.
Проектная деятельность учащихся на уроке В педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа 3 Использование.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Профессиональные достижения Сапегиной Елены Анатольевны Учителя технологии высшей квалификационной категории МОУ «СОШ 16» г. Воркуты Конкурс на получение.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
Ефимова Е. В. учитель технологии МБОУ СОШ 17 Цели всероссийской олимпиады школьников по технологии повышение уровня и престижности технологического образования.
Транксрипт:

Сухарева Ирина Александровна Учитель русского языка и литературы высшей категории МК В(С)ОУ«В(С)ОШ 20» Обобщение опыта работы

Моя профессиональная деятельность 2000 – 2011 год – работа в МОУ СОШ 3 г. Читы учителем русского языка, литературы и МХК; год – руководитель научного общества учащихся МОУ СОШ 3; год – работа в МК ВСОУ ВСОШ 20

Повышение квалификации год – «Интернет-технологии для учителя-предметника» (Читинский региональный центр федерации интернет- образования), 72 часа год – «Условия развития учебной мотивации школьников» (ЧИПКРО, кафедра педагогики), 72 часа год – курсы длительного повышения квалификации «Русский язык и литература» (ЧИПКРО), 118 часов год – авторские курсы Барановой И.В.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта 1)Апрель, 2007 год – мастер-класс «Мотивация учебной деятельности на уроках русского языка» (открытый урок по развитию речи в 5В классе «Интересное письмо» в рамках прохождения кратковременных курсов «Условия развития учебной мотивации школьников», ЧИПКРО). 2)2008 год – участие с докладом на конференции по использованию ИКТ в образовательном процессе («Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»). 3)2008 год – участие с докладом на городской конференции по …(Секция 8 «Традиции и инновации в технологиях развивающего обучения» с темой «Использование методов и приёмов теории решения исследовательских задач на уроках русского языка и литературы») 4)11-12 ноября 2008 года, Чита – участие с докладом на региональной научно- практической конференции «Психология школьного образования : опыт, проблемы, перспективы» 5)Декабрь 2008 года –выступление с докладом и открытый урок литературы в 7 классе в рамках аттестации на I квалификационную категорию (ГНМЦ) 6)2011 год – выступление на Августовской педагогической конференции с темой «Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы посредством ТРИЗ-технологий» 7)2012 год, апрель – открытый урок литературы в 10 классе МК ВСОУ «ВСОШ 20» в рамках методической недели на тему «Духовные искания героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: проблема смысла жизни»

Научно-методические публикации: 1)Сухарева И.А. Использование методов и приёмов теории решения исследовательских задач на уроках русского языка и литературы 2)Сухарева И.А. Развивающая образовательная среда как условие повышения качества образования. // Региональная научно- практическая конференция «Психология школьного образования : опыт, проблемы, перспективы»: материалы конференции / под общей редакцией Т.И.Пономаренко. – Чита: ЧИПКРО, 2008 – 124 с.

3. Сухарева И.А. Духовно-нравственное воспитание посредством организации самоуправления в классе // Духовно- нравственное развитие и воспитание детей и молодёжи: материалы V сократовских педагогических чтений (16 марта 2011 г.)/ Сост. И отв. Ред. Кутузов А.А. – Чита.: «Деловое Забайкалье»,2011. с.78-81

Тема по самообразованию Воспитание конкурентоспособной личности на уроках русского языка и литературы посредством современных методов и приёмов педтехники

Цель : Пропагандировать использование и распространение наиболее эффективных методов и приёмов современной педтехники с целью воспитания конкурентоспособной личности и создания условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Условия реализации представленного опыта: внедрение новых педагогических технологий в работу; создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопережи­вание, соучастие и т.д.; постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые бу­дут увлекать учащихся; накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег (участников творческой группы «Современные технологии»); наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного интереса детей к изучению предметов.

Актуальность темы Актуальность опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

Ведущая педагогическая идея использование современных методов и приёмов педтехники как основы создания условий для реализации деятельностного подхода и субъект-субъектных отношений на уроках русского языка и литературы, обеспечивающих формирование творческого отношения к процессу обучения как среди обучающихся, так и среди педагогов.

12 Что такое «творчество»? Умение находить новые идеи, решать нестандартные проблемы

13 Технологическое оснащение Организация учебного процесса Содержание Инновации в школе на ранге класса школы… мирового образовательного пространства на ранге предмета способов мышления

14 В динамичном информационном мире: знания важнее природных ресурсов навыки важнее знаний умение обучаться важнее навыков умение творчески перерабатывать знания важнее умения обучаться

15 ТРИЗ-педагогика сегодня намного шире, чем просто обучение детей решению творческих задач. Она включает в себя обучение методам проектирования и прогнозирования, сознательного управления своим временем и своей жизнью. Она формирует широкое мировоззрение, восприятие мира в разных моделях и толерантность.

16 Как находят новые идеи? - Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - Единственный метод нахождения новых идей, вышедший из России в широкий мир…

17 - Мозговой штурм -Метод морфологического ящика - Синектика - Системный оператор - Метод фокальных объктов

18 Суть этих методов повысить интенсивность генерации идей и перебора вариантов. Главная проблема при их использовании можно сэкономить время на генерации идей, но это приводит к большим затратам времени на их анализ и выбор наилучшего варианта. Г. С. Альтшуллер поставил задачу иначе: "Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?"

19 Идея основоположника ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера состоит в том, что творчеству можно учить так же, как и другим видам человеческой деятельности.Генриха Сауловича Альтшуллера Действительно, ведь творчество это создание чего- то нового. Но если познать закономерности, по которым это новое появляется, то их можно научиться применять а значит, научиться «вычислять» новое, то есть изобретать.

20 Принцип объективности законов развития систем Cильные решения это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам. Принцип противоречия проблема трудна потому, что существует система противоречий скрытых или явных. Сильные решения это решения, преодолевающие противоречия. Принцип конкретности Сильные решения это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а так же индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему. Решить эту задачу помогут принципы, лежащие в основе ТРИЗ:

21 ТРИЗ включает в себя: механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения; механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений (неординарные решения трудно находить без преодоления наших устойчивых представлений и стереотипов); обширный информационный фонд концентрированный опыт решения проблем

Эффективные методы и приёмы: метод системного анализа; метод аналогии; «примеривание на себя» приём «выход за пределы»; метод фокальных объектов; морфологический анализ; мозговой штурм; конструирование образа; и др.

Морфологический анализ. 1) «Соберите» словосочетание: Б7А3В5Г2 + Б1А7В1В7В3 ( вскрикнет испуганно). Обозначьте и объясните известные вам орфограммы. 2) (Не)медле(н,нн)о уехать. – Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание (Б2А1В6В3 + Б4А4В1Г8) II Объяснение нового материала. 3) «Соберите» словосочетания: Б2А8В8 + Б6А2В1В4Г6В2 (неуклюже двигался) А5Г5В2 + А6В3 (учится хорошо) - Как связаны эти словосочетания с темой урока? Сделайте вывод о правописании «О-Е после шипящих на конце наречий» А-медл--двиг--крик--ех--уч--хорош--пуг- - уклюж- Бис-не-за-у-на-пере-вс-без- В-а--ся-о--л--н--енн--нн--е- Г-и-ет-а-о-ит-ы-ть

Системный оператор на уроке русского языка Прошлое надсистемы Древние славянские племена Древняя Русь Надсистема 1 Система знаков Надсистема 2 Общество Надсистема 3 Россия XXI в. Будущее надсистемы 1. Усовершенствованн ая система знаков 2. Продвинутое общество 3. Россия будущего Прошлое системы Праславянский язык Древнерусский язык Система Современный русский язык – средство общения Будущее системы ? Прошлое подсистемы 1. Устное наречие и язык церковных книг (письменный) 2. Постоянно меняющийся алфавит Подсистема 1. Стили речи 2. Единицы языка (фонемы- морфемы-лексемы- словосочетание- предложение-текст) 3. Части речи и т.д. Будущее Подсистемы ?

Прошлое надсистемы НС1 Россия; НС2 семья Башмачкиных Надсистема НС1 – Россия XIX век, НС2 – Петербург (северная столица) НС3 – Один департамент…. Будущее надсистемы НС1 «Чужой» мир НС2 вечность Прошлое системы Родители почитают кума- столоначальника в Сенате, который при родах стоял по правую руку матушки… Система Акакий Акакьевич Башмачкин титулярный советник 50 лет Будущее системы Мертвец Прошлое подсистемы «Матушка чиновница и очень хорошая женщина» «И отец, и дед…ходили в сапогах…» Подсистема Безвольный, слабый, жалкий, никчёмный, глупый, маленький человек : «рябоват, подслеповат…» Будущее подсистемы Мстит Системный оператор на уроках литературы

Противоречие Акакий Акакьевич – раб вещи… Именно ради вещи он идёт мстить.

27 ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА педагогическая система, целью которой является воспитание Решателя, то есть человека, подготовленного к встрече с творческими, не имеющими традиционных решений задачами.

28 Дополнительно ученики будут учиться: 1)Уметь слышать и слушать друг друга 2)Уметь задавать вопросы по существу 3)Критически осмысливать информацию 4)Самостоятельно работать с массивами информации 5)… и др.

Результаты работы Ноябрь 2009 г. – Камонина Ирина, 10 класс, II место в городском конкурсе чтецов Апрель 2010 г. - Жабон Иржена, 10 класс, II место в городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку», секция «Литературы» с работой «Современная действительность сквозь призму абсурдной реальности Н.В. Гоголя и Ф.Кафки» Ноябрь 2010 г. - Камонина Ирина, 10 класс, I место в городском конкурсе чтецов Апрель 2011 г. - Муромцева Александра, 9 класс, I место в городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку», секция «Литературы» с работой «Язык телодвижений в произведениях русской литературы и в современном мире» Ноябрь 2011 г. – Петина Екатерина, 7 класс, I место в городском конкурсе чтецов.

Все, кто попадает в таинство ТРИЗ, становятся тризaнутыми либо тризaвитыми. Пока первые докапываются до корней сего учения вторые успевают дотянуться до плодов. Хотя, в принципе, и то, и другое съедобно. Если копать (также, как и не копать) может каждый, то сбор плодов требует умелого нахождения решений творческих задач. Куда залезть? Как залезть? Чем достать? Куда положить? Где припрятать? Задача учителя – научить смекалке-мудрости! ТРИЗИС по жизни

31 Всего хорошего! Спасибо за внимание! Чита, 2012