Министерство образования Иркутской области ГБОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» Организация профилактики употребления ПАВ в системе образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Краткосрочные курсы повышения квалификации по теме «Формирование культуры здоровья и профилактика вредных привычек у обучающихся образовательных учреждений.
Advertisements

О результатах работы по профилактике наркомании в образовательных учреждениях края в 2009 году и задачах на предстоящий период Свиридова Елена Анатольевна.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Государственная антинаркотическая политика Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 120-ФЗ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КДН И ЗП ПЕРМСКОГО КРАЯ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КДН И ЗП. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Муниципальный этап областного конкурса по организации профилактической работы в общеобразовательных организациях «Лучший школьный наркопост» Директор школы:
Г. Соликамск. Цель: усилить профилактическую работу ОУ по предупреждению безнадзорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних. задач: Данная.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей 59 г.Сочи Общешкольное родительское собрание Закон 1539 в действии! Подводим итоги.
МБОУ СОШ д.Большесухоязово. Работа наркопоста МБОУ СОШ д.Большесухоязово.
Социально-психологическая служба учителя воспитатели классные руководители педагог-психолог социальный педагог медицинский работник.
Для осуществления своей деятельности Наркопост филиала «Аграрный техникум» г.Сорочинск руководствуется: Конвенцией ООН о правах ребенка, Конвенцией ООН.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР НАРКОЛОГИИ» МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ ЗАВИСИМОСТИ Корчагина.
Система работы в детском доме по профилактике безнадзорности, правонарушений и самовольных уходов среди несовершеннолетних воспитанников. Областное государственное.
РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО - ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ Руденко Елена Альбертовна социальный педагог МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.
Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне Формы и содержание.
Транксрипт:

Министерство образования Иркутской области ГБОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» Организация профилактики употребления ПАВ в системе образования Иркутской области. Деятельность наркопостов (постов здоровья, кабинетов профилактики). Галстян М.Н., директор ГБОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции»

Основные направления деятельности ЦПРК: информационно-просветительская деятельность и организационно-методическая работа в системе образования Иркутской области; организация превентивного образования школьников и внедрение профилактических образовательных программ; профилактическая работа с обучающимися, направленная на формирование здорового образа жизни, отказа от наркопотребления, мотивацию к жизни и т.д.; организация и проведение мониторинга наркоситуации (в т.ч. работы наркопостов) и социологических исследований. методическое сопровождение деятельности общественных наркопостов;

Основные направления деятельности ЦПРК: профилактика суицидов, насилия и жестокого обращения с детьми, профилактика детской преступности, информационная безопасность; психолого-педагогическая коррекция и социальная реабилитация несовершеннолетних «группы риска»; оказание экстренной психологической помощи; помощь несовершеннолетним в проведении следственных действий; сопровождение несовершеннолетних жертв насилия во время следственных действия и в суде; работа с семьей (просветительская, коррекция детско- родительских отношений, обучение педагогов по работе с семьями детей «группы риска» и др.); организация межведомственного взаимодействия в сфере профилактики; развитие добровольческого движения в системе образования Иркутской области.

Социальные партнеры ЦПРК: Уполномоченный по правам ребенка по Иркутской области Семенова Светлана Николаевна, ИИПКРО в лице проректора, д.пед.н., профессора, академика Переломовой Натальи Анатольевны и кафедры управления инновационными процессами и педагогическими технологиями, Министерство здравоохранения Иркутской области, Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области; Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; УФСКН РФ по Иркутской области, КДНиЗП, ГУВД, ФСБ и иные

Основные нормативные документы: Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. 690), Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г р), Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака па годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г р), Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от г МД-1197/06).

Основные нормативные документы: Федеральный закон от 8 января 1998 г. 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (статья 4, пункт 2, абзац 5) устанавливает, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. В соответствии со статьями 28 п.6, п/п 2, 3, 41 п.1, 42 Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: 2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся... Ст. 41 посвящена вопросам охраны здоровья обучающихся, ст. 42 – психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся. Федеральным законом от 24 июня 1999 г. 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" к учреждениям системы профилактики отнесены ВСЕ образовательные учреждения, обеспечивающие выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в том числе употребляющих наркотики), и в пределах своей компетенции осуществляющих индивидуальную профилактическую работу с такими несовершеннолетними. Закон Иркутской области от «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области» (приказ Губернатора 62/28-оз). И другие

Каскадная технология ЦПРК+ ИИПКРО Пилотные организации 46 школ-пилотов в 42-х МО 1 организация проф.образования Муниципальные органы управления образованием Администрации образовательных организаций (874) СОШ СПОНПО МО ИО

Этапы подготовительной работы ИИПКРО+ЦПРК для внедрения «каскада» разработана модель повышения квалификации педагогов с использованием каскадной технологии по проблемам профилактики употребления ПАВ среди несовершеннолетних, разработана программа повышения квалификации педагогов по данной теме, разработаны курсы по профилактике для обучающихся и воспитанников образовательных организаций Иркутской области, разработаны тематические родительские собрания, налажено прямое сотрудничество с муниципальными органами управления в сфере образования по административно- организационным вопросам и с пилотными организациями по вопросам популяризации профилактических программ, методического сопровождения и подготовки специалистов школ в сфере профилактики на территориях пилотов.

Результаты сетевого взаимодействия 100%-ый охват обучающихся и воспитанников 5-11 классов Иркутской области комплексной профилактической работой по проблемам профилактики употребления ПАВ; 30% охват обучающихся начальных классов. Создание сети пилотных площадок по координации и методическому сопровождению профилактической работы в каждом муниципалитете; Системная подготовка педагогов к данному виду деятельности совместно с кафедрой управления инновационными процессами и педагогическими технологиями ИИПКРО; Изменение подходов в организации профилактической деятельности в образовательных учреждениях Иркутской области различного вида, типа и подчиненности; Четкое структурирование данного вид деятельности; Повышение эффективность ресурсных вложений;

Мероприятия по профилактике ПАВ Модульная подготовка педагогов. Областные профилактические акции. Популяризация профилактических программ. Тематические дни в образовательных организациях. Единый Интернет-урок. Тематические родительские собрания. Единые тематические педсоветы. Конкурсы на лучшую педагогическую разработку. Конкурсы социальных проектов добровольческих отрядов. Индивидуальное консультирование всех субъектов профилактики, в т.ч. с помощью современных средств коммуникаций. Развитие волонтерского движения. Использование коррекционно-реабилитационных программ. Школа взаимодействия для родителей и школа молодой семьи. Областные семинары, тренинги, педагогические мастерские. И мн.другое.

Закон Иркутской области «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области», 2009 г. Основные задачи общественного наркологического поста: 1) принятие мер, направленных на выявление обучающихся, употребляющих наркотические средства, а также обучающихся, относящихся к группе риска; 2) осуществление профилактических мероприятий с проведением индивидуальной воспитательной работы с учащимися, выявление и принятие мер к устранению условий, способствующих возникновению и распространению наркомании и токсикомании среди обучающихся; 3) осуществление профилактических мероприятий с родителями обучающихся; 4) организация и проведение информационно- просветительской работы профилактического характера среди учителей и обучающихся.

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОРЯДКУ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАРКОПОСТОВ – ПОСТОВ ЗДОРОВЬЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕНЫ приказом министерства образования Иркутской области и министерства здравоохранения Иркутской области от 2 августа 2013 года 52-мпр/130-мпр

Функции наркопоста: осуществляет комплекс мероприятий по первичной и при необходимости вторичной профилактике употребления ПАВ в среде обучающихся; реализует мероприятия для обучающихся с проведением индивидуальной и групповой воспитательной работы и устранением условий для асоциального поведения, формирования зависимостей; ведет работу с родителями (законными представителями); осуществляет первичное выявление обучающихся «группы риска», имеющих признаки различных отклонений в поведении и склонных к употреблению ПАВ, своевременное информирование о них родителей и принятие различных педагогических мер; организует заседания Совета профилактики; организует подготовку и проведение ПМПК по вопросам коррекции поведения несовершеннолетних, склонных к наркопотреблению и разработку индивидуальных программ сопровождения; контролирует выполнение индивидуальных программ сопровождения (коррекции) и др.

Права и обязанности наркопоста: проводит не реже 2 раз в год мониторинг наркоситуации в образовательной организации, анализирует полученные данные, планирует деятельность на основании полученных данных; осуществляет направление обучающихся «группы риска» на консультативный осмотр врача-нарколога; осуществляет систематический динамический контроль над обучающимися, взятыми на профилактический учет в образовательной организации; заслушивает педагогических работников на заседаниях наркопоста о работе с подростками и молодежью «группы риска», о мероприятиях по формированию здорового образа жизни среди несовершеннолетних, о работе с родителями (законными представителями); назначает заседания Совета профилактики наркопоста и психолого-медико- педагогического консилиума, назначает ответственных кураторов; формирует подборку методической литературы для классных руководителей (кураторов) по профилактике социально-негативных явлений среди обучающихся; создает условия для популяризации идей добровольческого движения; привлекает к просветительской работе специалистов сферы здравоохранения, органов внутренних дел, других специалистов, заинтересованных ведомств, министерств, организаций; обращается по принятию мер к семьям, осуществляющим ненадлежащее воспитание несовершеннолетних, соответствующим организациям, предприятиям, учреждениям в целях охраны прав и здоровья детей.

Профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» постановка на учет при наличии оснований; снятие с учета при наличии оснований; направление к врачу-наркологу; индивидуальная профилактическая работа.

Индивидуальная карта обучающегося, состоящего на учете в наркопосте

Разработка «профиля» зависимостей несовершеннолетних Определение: типов веществ, употребляемых обучающимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские препараты); опыта употребления веществ; источников приобщения к веществам; мест распространения веществ; очагов возможного возникновения зависимостей; отношение обучающихся к употреблению веществ, к употребляющим их, к их распространению, к возможной помощи.

Цель и задачи куратора индивидуального плана сопровождения (ИПС) Цель - создание условий для выстраивания эффективного процесса коррекции поведенческих отклонений несовершеннолетнего «группы риска». Задачи: выстраивать конструктивное взаимодействие с несовершеннолетним; выявлять проблемы, особенности развития и потенциала несовершеннолетнего; обеспечивать постоянную поддержку обучающегося в направлении позитивных изменений; организовывать специализированную комплексную помощь в соответствии с ИПС; оказывать индивидуальную педагогическую помощь несовершеннолетним через вовлечение их в различные мероприятия с целью их социализации и социальной адаптации; организовывать оценку эффективности взаимодействия специалистов и семьи, а также корректировку этого процесса.

Общая схема курирования ИПС Ориентировка (определение целей курирования) Исполнение (выбор стратегии, отработка этапов) Оценка результатов Корректировка исполнения цели Поддерживающее сопровождение

Этапы работы куратора ИПС : Этап ЗадачаФормы и методы работы, средства Этап ориентировки 1. Ориентировка в ситуации Определение цели и задач курирования несовершеннолетнего Определение методов и приемов взаимодействия с ребенком Разработка плана курирования ребенка 2. Установление доверительного контакта с обучающимся Восстановительная беседа Прием разделения ответственности 3. Достижение договоренности о совместных целях и результатах коррекционной работы

Этапы работы куратора ИПС: Этап ЗадачаФормы и методы работы, средства Этап исполнения 4. Взаимодействие с обучающимся Организация процесса курирования Совместное с обучающимся планирование мероприятий на 1-2 недели и обсуждение результатов 5. Контроль реализации мероприятий ИПС Координация действий, внесение корректив Рабочие встречи с педагогами и специалистами 6. Обеспечение позитивной досуговой занятостью Поиск сферы успешности обучающегося, формирование способностей и интересов Диагностика интересов. Совместный поиск досуговых учреждений привлечение к школьным, внешкольным мероприятиям

Этапы работы куратора ИПС: Этап ЗадачаФормы и методы работы, средства Этап оценки результатов 7. Подведение итогов курирования Анализ эффективности курирования несовершеннолетнего Подготовка справки о результатах курирования Выступление с результатами сопровождения несовершеннолетнего на СПН 8. Организация поддерживающего сопровождения Совместное планирование развития несовершеннолетнего Беседа с несовершеннолетним, индивидуально- ориентированное занятие по примерной тематике: «Я и мое будущее»

Этапы работы куратора ИПС: Этап ЗадачаФормы и методы работы, средства Этап корректировки 9. Определение проблем этапа исполнения Корректировка задач, форм, методов работы с обучающимися Внесение корректив в ИПС

Этапы работы куратора с семьей: Этап ЗадачаФормы и методы работы, средства Этап ориентировки 1. Ориентировка в ситуации Сбор информации о ситуации в семье. Консультации с заместителем директора образовательного учреждения по воспитательной работе, с классным руководителем, социальным педагогом, инспектором ПДН о несовершеннолетнем, ситуации в семье 2. Взаимодействие с семьей Установление контакта с семьей. Достижение договоренности о посещении Первый звонок и или разговор с членами семьи с целью представления куратора или роли куратора (если это соц. педагог). 3. Взаимодействие с семьей Установление доверительных отношений с членами семьи. Выход в семью. Беседа о семейной ситуации, проблемах, ресурсах. Заполнение анкеты по симптоматике семейной ситуации 4. Взаимодействие с семьей Мотивирование на совместную работу семьи и команды специалистов по оказанию помощи в коррекции ситуации в семье Выход в семью. Приглашение семьи на СПН для заключения соглашения с семьей о сотрудничестве 5. Участие в СПНМотивация родителей к сотрудничеству Заключение договора о сотрудничестве

Этапы работы куратора с семьей: Этап ЗадачаФормы и методы работы, средства Этап исполнения 6. Организация диагностического исследования педагогом-психологом Обеспечение возможности углубленной диагностики членов семьи Определение времени и места диагностики 7. Участие в ПМПКПрояснение причин семейного неблагополучия, разработка стратегии вмешательства в семейную систему Выступление на СПН о результатах взаимодействия с семьей 8. Разработка ИПСОпределение задач работы с семьей, форм и методов работы специалистов образовательного учреждения Оформление ИПС 9. Согласование ИПС с членами семьи Принятие ИПС членами семьи, разграничение ответственности между членами семьи и специалистами Выход в семью Обсуждение пунктов ИПС с членами семьи 10. Реализация ИПСКоординация действий между членами семьи и специалистами (педагогом- психологом, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, врачом- наркологом, врачом-психиатром, психотерапевтом при наличии специалистов) Звонки и выходы в семью. Рабочие встречи со специалистами. Участие членов семей в тренингах, обучающих семинарах; индивидуальное и групповое консультирование. Контроль реализации мероприятий ИПС

Этап ЗадачаФормы и методы работы, средства Этап оценки результатов 11. Оценка изменений в семейной системе Анализ эффективности совместной работы специалистов и семьи Беседа с членами семьи. Анкетирование. Организация диагностики педагогом-психологом. Выступление с результатами сопровождения семьи на СПН. Подготовка итогового заключения по ситуации в семье Этап корректировки 12. Определение проблем этапа исполнения Корректировка задач, форм, методов работы с семьей Внесение корректив в ИПС Этап поддерживающего сопровождения 13. Поддержка семьи Оказание поддерживающей помощи семье Периодические выходы в семью. Беседы. Привлечение к общешкольным мероприятиям, праздником и т.д.

Список литературы, использованной для написания инструктивно-методических указаний: Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.,1993. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Потребности семей разных типов в социальной защите //Семья в России N 2. - С Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Ч.1. - Орел, Методика и технологии работы социального педагога /Под ред. Л.В. Мардахаева. – М., Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие. – М., Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие. – М., 2001.

Реестр общественных наркопостов Иркутской области

Анализ некоторых данных деятельности наркопостов за два года Критерии год год Динамика Количество обучающихся, охваченных профилактической работой чел (87,2%) чел (94,2%) чел (7%) Количество обучающихся, проконсультированных психологом в рамках деятельности наркопоста чел чел-1033 чел Количество обучающихся, направленных на консультацию к наркологу 1198 чел 1250 чел+52 чел.

В уч.г. на учете в наркопостах состояло 6865 несовершеннолетних или 2,5% от общего количества обучающихся. Их них: за устойчивое курение – 5835 чел за употребление спиртных напитков – 895 чел., за употребление токсических веществ – 62 чел., за употребление наркотиков – 73 чел.,

Методические сборники ЦПРК

Некоторые выводы по результатам анонимного социологического опроса обучающихся 8-10 классов общеобразовательных организаций Иркутской области: Исследование проводилось в 42 муниципальных образованиях Иркутской области. За счет анонимности и соблюдения всех требований проведения анкетирования высок достоверность полученных данных. Объем выборки респондентов в 2014 году составил обучающихся. За три года произошло уменьшение наркопотребителей среди обучающихся 8-10 классов в 2 раза с 2,6% до 1,3% от общего количества респондентов.

Координаты ГБОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» , г.Иркутск, ул.Павла Красильникова, 54А, тел.: 8 (3952) , сайт:

Благодарю за внимание!