Организация образовательного процесса. Занятие как основная форма обучения в системе дополнительного образования детей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Advertisements

Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Организация учебного занятия в системе дополнительного образования детей Максимова О.А., старший методист ГБОУ ДОД «На 9-ой линии»
Методический семинар «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Учебное занятие- основной вид деятельности педагога дополнительного образования Умный идет впереди. Образованный идет рядом. Хитрый бежит за… Глупый лежит.
«Учебное занятие в дополнительном образовании». Учебное занятие – форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Формы занятий в УДОД. Традиционные формы занятия в УДОД Лекция Семинар Игра Дискуссия Соревнование Праздник Самостоятельная работа Урок Репетиция Тренировка.
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
Технологическая карта урока. 2. Понятие Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
целицели задачизадачи структураструктура содержаниесодержание логикалогика.
Учебное занятие Идеи, конструирование, анализ. Задачи конкурсного урока Продемонстрировать знание содержания образования по своему предмету Продемонстрировать.
Иващенко Галина Николаевна, учитель физики МКОУ «Новокрасненская СОШ»
Вопросы по теме: Этапы конструирования занятия Технологическая карта урока. Примеры шаблонов технологических карт. плюсы и минусы традиционного урока.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно- воспитательного процесса;
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Транксрипт:

Организация образовательного процесса. Занятие как основная форма обучения в системе дополнительного образования детей

Постановление главного санитарного врача РФ от Сан ПиН «Санитарно-эпидемиологичекие требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на организации дополнительного образования, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие дополнительные общеобразовательные программы различной направленности - дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы.

1.4. Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты организаций дополнительного образования, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в силу настоящих санитарных правил. Ранее построенные здания организаций дополнительного образования, в части архитектурно-планировочных решений, эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.

6.7. Все помещения для занятий должны ежедневно проветриваться во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня.

8.3. Занятия в организациях дополнительного образования начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее часов. Для обучающихся в возрасте лет допускается окончание занятий в часов.

8.5. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических часов в день. После минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 мин.

Учебное занятие

Учебное занятие - это педагогическое произведение, поэтому оно должно отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности педагога и учащегося.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные занятия (экскурсии, походы), которые проводятся по группам или индивидуально.

Подготовка педагога к учебному занятию поставить цель и задачи (обучающая, воспитательная, развивающая); поставить цель и задачи (обучающая, воспитательная, развивающая); отобрать соответствующие поставленным задачам и особенностям детского коллектива содержание обучения и способы работы ; отобрать соответствующие поставленным задачам и особенностям детского коллектива содержание обучения и способы работы ; четко продумать логику и преемственность этапов учебного занятия; четко продумать логику и преемственность этапов учебного занятия; создать благоприятный микроклимат на занятии; создать благоприятный микроклимат на занятии; пробудить активность ребенка; пробудить активность ребенка; продумать методическое и техническое обеспечение занятия. продумать методическое и техническое обеспечение занятия.

Алгоритм подготовки учебного занятия Анализ предыдущего учебного занятия: Каков в целом результат предыдущего занятия? Оправдался ли прогноз педагога? В каком объеме реализованы поставленные задачи? Что необходимо изменить на последующих занятиях? Моделирование будущего учебного занятия: определение места данного учебного занятия в системе курса; постановка задач учебного занятия; определение темы занятия и ее обучающего, развивающего и воспитательного потенциала; определение вида занятия; продумывание этапов и логики занятия; отбор методов, способов и приемов работы педагога и детей; подбор форм контроля и оценки знаний детей. Технологическое обеспечение учебного занятия: подготовка педагога к занятию, определение содержания учебного материала; обеспечение учебной деятельности детей: подбор дидактического, наглядного, раздаточного материала, продумывание заданий и т.п.; техническое обеспечение занятия: подготовка кабинета, оборудования и т.п.

Специфические требования к учебному занятию в системе дополнительного образования: Необходимо в каждое учебное занятие включать задания, предполагающие применение знаний на практике Необходимо в каждое учебное занятие включать задания, предполагающие применение знаний на практике Часть этих знаний должна быть получена обучающимися в процессе самостоятельного поиска путем решения поисковых задач. Часть этих знаний должна быть получена обучающимися в процессе самостоятельного поиска путем решения поисковых задач. Изложение материала должно быть вариативным по своей структуре (объяснительно-иллюстративный способ, проблемный способ). Изложение материала должно быть вариативным по своей структуре (объяснительно-иллюстративный способ, проблемный способ).

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы: изучение нового материала; изучение нового материала; применение знаний на практике, формирование практических умений; применение знаний на практике, формирование практических умений; контроль знаний. контроль знаний.

изучения, усвоения нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.); изучения, усвоения нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.); закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, контрольные работы, лабораторные и др.); закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, контрольные работы, лабораторные и др.); самостоятельного применения знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.). самостоятельного применения знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.). В соответствии с этим, по главной дидактической цели различают следующие типы учебных занятий:

Наиболее часто используются в учебном процессе традиционные формы организации деятельности: Лекция, рассказ, беседа Лекция, рассказ, беседа Семинар Семинар Дискуссия Дискуссия Экскурсия. Экскурсия. Экспедиция Экспедиция Турпоход Турпоход Учебная игра Учебная игра

К нетрадиционным групповым формам учебных занятий относятся: занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.; занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.; занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и др.; занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и др.; занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и др.; занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и др.; занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и др. занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и др. занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, ученый совет и др. занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, ученый совет и др.

Общие критерии анализа учебного занятия Общие критерии анализа учебного занятия Результативность Экономное расходование времени занятия;Экономное расходование времени занятия; Объем, прочность знаний и умений;Объем, прочность знаний и умений; Положительный уровень межличностных отношений;Положительный уровень межличностных отношений; Вклад в формирование личностных качеств ученика.Вклад в формирование личностных качеств ученика.

Структура занятия Совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами учебного занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Главное – нахождение оптимальных содержания и методов обучения:Совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами учебного занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Главное – нахождение оптимальных содержания и методов обучения: Комплексное планирование дидактических и воспитательных задач;Комплексное планирование дидактических и воспитательных задач; Выделение в содержании занятия главного;Выделение в содержании занятия главного; Определение последовательности и оптимальное распределения времени;Определение последовательности и оптимальное распределения времени; Дифференцированный и индивидуальный подход;Дифференцированный и индивидуальный подход; Создание необходимых материально-технических условий.Создание необходимых материально-технических условий. Общие критерии анализа учебного занятия Общие критерии анализа учебного занятия

Активизация познавательной деятельности детей Такая организация познавательной деятельности детей, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и практических действий (проблемные методы обучения, самостоятельные работы и др.) Самостоятельность и творчество Создать условия для самостоятельной работы; Создать условия для самостоятельной работы; Научить приемам самостоятельной работы; Научить приемам самостоятельной работы; Научить самостоятельному применению знаний и умений Научить самостоятельному применению знаний и умений Общие критерии анализа учебного занятия Общие критерии анализа учебного занятия

объяснение педагогом учебного материала на высоком уровне, организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе; объяснение педагогом учебного материала на высоком уровне, организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе; четкое, структурное, поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции; четкое, структурное, поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции; установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний; установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний; обязательная организация «обратной связи»; обязательная организация «обратной связи»; создание оптимальных условий для самообразования, развития творческого потенциала ребенка, а также реализации индивидуального подхода на каждом учебном занятии. создание оптимальных условий для самообразования, развития творческого потенциала ребенка, а также реализации индивидуального подхода на каждом учебном занятии. Превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблем помогает:

Обратная связь осуществляется в трех направлениях: в ходе объяснения нового материала педагог обращается к разным обучающимся с просьбой повторить, уточнить, выполнить упражнение; в ходе объяснения нового материала педагог обращается к разным обучающимся с просьбой повторить, уточнить, выполнить упражнение; после изучения раздела проводится опрос, проверяется усвоение учебного материала, понимание терминов, правильность выполнения упражнений; после изучения раздела проводится опрос, проверяется усвоение учебного материала, понимание терминов, правильность выполнения упражнений; после изучения курса или большого раздела программы проводится итоговая проверка в виде контрольной работы, опроса, экзамена и т.п. после изучения курса или большого раздела программы проводится итоговая проверка в виде контрольной работы, опроса, экзамена и т.п.

Основные требования к построению современных учебных занятий: создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей; создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей; целесообразное расходование времени занятия; целесообразное расходование времени занятия; применение разнообразных методов и средств обучения; применение разнообразных методов и средств обучения; высокий положительный уровень межличностных отношений между педагогом и детьми; высокий положительный уровень межличностных отношений между педагогом и детьми; практическая значимость полученных знаний и умений. практическая значимость полученных знаний и умений.

Организация учебного занятия

Основные этапы учебного занятия 1 этап – организационный Задача этапа Подготовка детей к работе на занятии Содержание деятельности Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания

Основные этапы учебного занятия 2 этап – проверочный Задача этапа Установление пробелов в знаниях и их коррекция Содержание деятельности Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы

Основные этапы учебного занятия 3 этап – подготовительный Задача этапа Обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия Содержание деятельности Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности

Основные этапы учебного занятия 4 этап – основной Задача этапа Определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний Содержание деятельности Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; установление осознанности усвоения знаний: выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, на перенос в сходную ситуацию, творческого характера, формирование целостного представления знаний по теме и т.п.

Основные этапы учебного занятия 5 этап – контрольный Задача этапа Выявление качества и уровня полученных знаний, их коррекция Содержание деятельности Выполнение тестовых заданий, различных видов опроса и т.п.

Основные этапы учебного занятия 6 этап – итоговый Задача этапа Дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы Содержание деятельности Подведение итогов занятия, формулирование выводов, поощрение детей за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий. На каждом занятии должно иметь место повторение закрепление знаний и умений посредством их воспроизведения и выполнения заданий на воспроизведение в измененной ситуации

Главный критерий качества учебного занятия – обученность детей, достижение поставленных целей

План-конспект учебного занятия Ф.И.О. педагога Название и направление деятельности коллектива Место учебного занятия в программе Место проведения Краткая характеристика группы

План-конспект учебного занятия Цель занятия Задачи Регламент занятия Оборудование

Цель: Закрепление знаний и навыков игры на музыкальном инструменте Задачи: Добиться исполнения песни лёгким естественным звуком. Добиться исполнения песни лёгким естественным звуком. Закрепить знания о музыкальных инструментах Закрепить знания о музыкальных инструментах Продолжить развитие слухового внимания и память средствами Продолжить развитие слухового внимания и память средствами Создать условия для проявления детьми эмоциональной отзывчивости (кукольный спектакль «Кот и лиса») Создать условия для проявления детьми эмоциональной отзывчивости (кукольный спектакль «Кот и лиса»)

Цель: пропаганда здорового образа жизни, борьба с вредными привычками. Задачи: Помочь учащимся осознать свое отношение к здоровью и формированию чувства личной ответственности за здоровый образ жизни; Помочь учащимся осознать свое отношение к здоровью и формированию чувства личной ответственности за здоровый образ жизни; Уточнить представление учащихся о состоянии их здоровья; рассмотреть определение «здоровье»; Уточнить представление учащихся о состоянии их здоровья; рассмотреть определение «здоровье»; Обсудить различные варианты отношения к своему здоровью и возможные пути его сохранения. Обсудить различные варианты отношения к своему здоровью и возможные пути его сохранения.

План-конспект учебного занятия Этап учебного занятия Задача этапа Содержание деятельности Ожидаемая деятельность обучающихся Этап учебного занятия и его задачи Ход занятия Деятельность ПедагогаОбучающихся

План-конспект учебного занятия Литература Приложение