Организация образовательного процесса. Занятие как основная форма обучения в системе дополнительного образования детей
Постановление главного санитарного врача РФ от Сан ПиН «Санитарно-эпидемиологичекие требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на организации дополнительного образования, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие дополнительные общеобразовательные программы различной направленности - дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы.
1.4. Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты организаций дополнительного образования, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в силу настоящих санитарных правил. Ранее построенные здания организаций дополнительного образования, в части архитектурно-планировочных решений, эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.
6.7. Все помещения для занятий должны ежедневно проветриваться во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня.
8.3. Занятия в организациях дополнительного образования начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее часов. Для обучающихся в возрасте лет допускается окончание занятий в часов.
8.5. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических часов в день. После минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 мин.
Учебное занятие
Учебное занятие - это педагогическое произведение, поэтому оно должно отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности педагога и учащегося.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные занятия (экскурсии, походы), которые проводятся по группам или индивидуально.
Подготовка педагога к учебному занятию поставить цель и задачи (обучающая, воспитательная, развивающая); поставить цель и задачи (обучающая, воспитательная, развивающая); отобрать соответствующие поставленным задачам и особенностям детского коллектива содержание обучения и способы работы ; отобрать соответствующие поставленным задачам и особенностям детского коллектива содержание обучения и способы работы ; четко продумать логику и преемственность этапов учебного занятия; четко продумать логику и преемственность этапов учебного занятия; создать благоприятный микроклимат на занятии; создать благоприятный микроклимат на занятии; пробудить активность ребенка; пробудить активность ребенка; продумать методическое и техническое обеспечение занятия. продумать методическое и техническое обеспечение занятия.
Алгоритм подготовки учебного занятия Анализ предыдущего учебного занятия: Каков в целом результат предыдущего занятия? Оправдался ли прогноз педагога? В каком объеме реализованы поставленные задачи? Что необходимо изменить на последующих занятиях? Моделирование будущего учебного занятия: определение места данного учебного занятия в системе курса; постановка задач учебного занятия; определение темы занятия и ее обучающего, развивающего и воспитательного потенциала; определение вида занятия; продумывание этапов и логики занятия; отбор методов, способов и приемов работы педагога и детей; подбор форм контроля и оценки знаний детей. Технологическое обеспечение учебного занятия: подготовка педагога к занятию, определение содержания учебного материала; обеспечение учебной деятельности детей: подбор дидактического, наглядного, раздаточного материала, продумывание заданий и т.п.; техническое обеспечение занятия: подготовка кабинета, оборудования и т.п.
Специфические требования к учебному занятию в системе дополнительного образования: Необходимо в каждое учебное занятие включать задания, предполагающие применение знаний на практике Необходимо в каждое учебное занятие включать задания, предполагающие применение знаний на практике Часть этих знаний должна быть получена обучающимися в процессе самостоятельного поиска путем решения поисковых задач. Часть этих знаний должна быть получена обучающимися в процессе самостоятельного поиска путем решения поисковых задач. Изложение материала должно быть вариативным по своей структуре (объяснительно-иллюстративный способ, проблемный способ). Изложение материала должно быть вариативным по своей структуре (объяснительно-иллюстративный способ, проблемный способ).
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы: изучение нового материала; изучение нового материала; применение знаний на практике, формирование практических умений; применение знаний на практике, формирование практических умений; контроль знаний. контроль знаний.
изучения, усвоения нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.); изучения, усвоения нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.); закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, контрольные работы, лабораторные и др.); закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, контрольные работы, лабораторные и др.); самостоятельного применения знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.). самостоятельного применения знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.). В соответствии с этим, по главной дидактической цели различают следующие типы учебных занятий:
Наиболее часто используются в учебном процессе традиционные формы организации деятельности: Лекция, рассказ, беседа Лекция, рассказ, беседа Семинар Семинар Дискуссия Дискуссия Экскурсия. Экскурсия. Экспедиция Экспедиция Турпоход Турпоход Учебная игра Учебная игра
К нетрадиционным групповым формам учебных занятий относятся: занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.; занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.; занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и др.; занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и др.; занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и др.; занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и др.; занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и др. занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и др. занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, ученый совет и др. занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, ученый совет и др.
Общие критерии анализа учебного занятия Общие критерии анализа учебного занятия Результативность Экономное расходование времени занятия;Экономное расходование времени занятия; Объем, прочность знаний и умений;Объем, прочность знаний и умений; Положительный уровень межличностных отношений;Положительный уровень межличностных отношений; Вклад в формирование личностных качеств ученика.Вклад в формирование личностных качеств ученика.
Структура занятия Совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами учебного занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Главное – нахождение оптимальных содержания и методов обучения:Совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами учебного занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Главное – нахождение оптимальных содержания и методов обучения: Комплексное планирование дидактических и воспитательных задач;Комплексное планирование дидактических и воспитательных задач; Выделение в содержании занятия главного;Выделение в содержании занятия главного; Определение последовательности и оптимальное распределения времени;Определение последовательности и оптимальное распределения времени; Дифференцированный и индивидуальный подход;Дифференцированный и индивидуальный подход; Создание необходимых материально-технических условий.Создание необходимых материально-технических условий. Общие критерии анализа учебного занятия Общие критерии анализа учебного занятия
Активизация познавательной деятельности детей Такая организация познавательной деятельности детей, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и практических действий (проблемные методы обучения, самостоятельные работы и др.) Самостоятельность и творчество Создать условия для самостоятельной работы; Создать условия для самостоятельной работы; Научить приемам самостоятельной работы; Научить приемам самостоятельной работы; Научить самостоятельному применению знаний и умений Научить самостоятельному применению знаний и умений Общие критерии анализа учебного занятия Общие критерии анализа учебного занятия
объяснение педагогом учебного материала на высоком уровне, организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе; объяснение педагогом учебного материала на высоком уровне, организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе; четкое, структурное, поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции; четкое, структурное, поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции; установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний; установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний; обязательная организация «обратной связи»; обязательная организация «обратной связи»; создание оптимальных условий для самообразования, развития творческого потенциала ребенка, а также реализации индивидуального подхода на каждом учебном занятии. создание оптимальных условий для самообразования, развития творческого потенциала ребенка, а также реализации индивидуального подхода на каждом учебном занятии. Превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблем помогает:
Обратная связь осуществляется в трех направлениях: в ходе объяснения нового материала педагог обращается к разным обучающимся с просьбой повторить, уточнить, выполнить упражнение; в ходе объяснения нового материала педагог обращается к разным обучающимся с просьбой повторить, уточнить, выполнить упражнение; после изучения раздела проводится опрос, проверяется усвоение учебного материала, понимание терминов, правильность выполнения упражнений; после изучения раздела проводится опрос, проверяется усвоение учебного материала, понимание терминов, правильность выполнения упражнений; после изучения курса или большого раздела программы проводится итоговая проверка в виде контрольной работы, опроса, экзамена и т.п. после изучения курса или большого раздела программы проводится итоговая проверка в виде контрольной работы, опроса, экзамена и т.п.
Основные требования к построению современных учебных занятий: создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей; создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей; целесообразное расходование времени занятия; целесообразное расходование времени занятия; применение разнообразных методов и средств обучения; применение разнообразных методов и средств обучения; высокий положительный уровень межличностных отношений между педагогом и детьми; высокий положительный уровень межличностных отношений между педагогом и детьми; практическая значимость полученных знаний и умений. практическая значимость полученных знаний и умений.
Организация учебного занятия
Основные этапы учебного занятия 1 этап – организационный Задача этапа Подготовка детей к работе на занятии Содержание деятельности Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания
Основные этапы учебного занятия 2 этап – проверочный Задача этапа Установление пробелов в знаниях и их коррекция Содержание деятельности Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы
Основные этапы учебного занятия 3 этап – подготовительный Задача этапа Обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия Содержание деятельности Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности
Основные этапы учебного занятия 4 этап – основной Задача этапа Определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний Содержание деятельности Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; установление осознанности усвоения знаний: выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, на перенос в сходную ситуацию, творческого характера, формирование целостного представления знаний по теме и т.п.
Основные этапы учебного занятия 5 этап – контрольный Задача этапа Выявление качества и уровня полученных знаний, их коррекция Содержание деятельности Выполнение тестовых заданий, различных видов опроса и т.п.
Основные этапы учебного занятия 6 этап – итоговый Задача этапа Дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы Содержание деятельности Подведение итогов занятия, формулирование выводов, поощрение детей за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий. На каждом занятии должно иметь место повторение закрепление знаний и умений посредством их воспроизведения и выполнения заданий на воспроизведение в измененной ситуации
Главный критерий качества учебного занятия – обученность детей, достижение поставленных целей
План-конспект учебного занятия Ф.И.О. педагога Название и направление деятельности коллектива Место учебного занятия в программе Место проведения Краткая характеристика группы
План-конспект учебного занятия Цель занятия Задачи Регламент занятия Оборудование
Цель: Закрепление знаний и навыков игры на музыкальном инструменте Задачи: Добиться исполнения песни лёгким естественным звуком. Добиться исполнения песни лёгким естественным звуком. Закрепить знания о музыкальных инструментах Закрепить знания о музыкальных инструментах Продолжить развитие слухового внимания и память средствами Продолжить развитие слухового внимания и память средствами Создать условия для проявления детьми эмоциональной отзывчивости (кукольный спектакль «Кот и лиса») Создать условия для проявления детьми эмоциональной отзывчивости (кукольный спектакль «Кот и лиса»)
Цель: пропаганда здорового образа жизни, борьба с вредными привычками. Задачи: Помочь учащимся осознать свое отношение к здоровью и формированию чувства личной ответственности за здоровый образ жизни; Помочь учащимся осознать свое отношение к здоровью и формированию чувства личной ответственности за здоровый образ жизни; Уточнить представление учащихся о состоянии их здоровья; рассмотреть определение «здоровье»; Уточнить представление учащихся о состоянии их здоровья; рассмотреть определение «здоровье»; Обсудить различные варианты отношения к своему здоровью и возможные пути его сохранения. Обсудить различные варианты отношения к своему здоровью и возможные пути его сохранения.
План-конспект учебного занятия Этап учебного занятия Задача этапа Содержание деятельности Ожидаемая деятельность обучающихся Этап учебного занятия и его задачи Ход занятия Деятельность ПедагогаОбучающихся
План-конспект учебного занятия Литература Приложение