Образ Ивана Грозного в художественном творчестве Автор-составитель: Лейбова Е. К.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комикс по произведению М. Ю. Лермонтова « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова » Выполнил ученик 7- Б класса.
Advertisements

Образ И вана Г розного в художественных п роизведениях 19 века ( М. Ю. Лермонтова и А. К. Толстого ) Учитель МБОУ СОШ 7 Лифанова Е.А.
Авторы: Ванюшин Егор Головцов Максим Смирнов Сергей © МОУ Брейтовской СОШ с.Брейтово 2011.
Чарушина Ирина Григорьевна Гимназия 1 г.Кирово-Чепецк 2007 г. Осмысление прошлого и настоящего.
Осмысление прошлого и настоящего. Н.М. Карамзин «История государства Российского» «Иоанн имел разум превосходный….» «Хвалился милостью и щедростью…» Но.
Образ И вана Г розного в художественных произведениях 19 в ека Учащиеся 8-а класса ©МОУ СОШ 32.
Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие, То за трапезой сидит в золотом венце, То за трапезой сидит в золотом венце, Сидит грозный.
Работа выполнена Кривошеевой Галиной Алексеевной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г.Моздока.
Эпоха Ивана Грозного в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
К уроку литературы М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (дидактический материал) моу «Тюхтетская.
Подготовила Васильева Дарья Студентка 3 курса Факультета истории и права Смоленского государственного университета.
Внеклассное чтение. А.К.Толстой «Князь Серебряный» Автор – учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1319 города Москвы Сорокина К.В.
«Эпоха XVI века в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Россия на рубеже XVI – XVII вв. Тема урока: Подготовил: учитель истории и обществознания ГБС(К)ОУ школа-интернат 2 Маланенков Павел Валерьевич.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Крещение и проповедь на горе. Когда Иисусу Христу было уже около тридцати лет, в еврейской земле явился пророк Иоанн и велел евреям готовиться к встрече.
Михаил Юрьевич Лермонтов Худ. Заболотский А
Узел конфликта в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Транксрипт:

Образ Ивана Грозного в художественном творчестве Автор-составитель: Лейбова Е. К.

Сильвестр и молодой Иван Грозный. Миниатюра XVII в. Когда родился Иоанн, внезапну бысть гром страшен зело и блестанию молнину бывшу по всей области державы их, яко основанию земли покалебаться; и мнози по окрестным градам начаша дивитися таковому страшному грому. (Новгородская летопись, 1539 г.)

М. Авилов. Царевич Иван на прогулке

Портрет Ивана Грозного Европейская гравюра на дереве, XVI в. В 1814 г. Карамзин писал о ходе своей работы над «Историей государства Российского»: «Оканчиваю Василия Ивановича и мысленно смотрю на Грозного. Какой славный характер для исторической живописи! Жаль, если выдам историю без сего любопытного царствования! Тогда она будет как павлин без хвоста».

Иван Грозный Портрет из «Титулярника» 1672 г. Н. М. Карамзин: «Он был велик ростом, строен: имел высокие плеча, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза небольшие, серые, но светлые, проницательные, исполненные огня, и лицо некогда приятное»

В. М. Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный, 1897 Перед зрителем – сильная историческая личность, от которой зависит судьба государства и народа. В этом портрете царя заметны черты стилизации в духе живописи Древней Руси. Как в древнерусской фреске,в левом нижнем углу картины славянской вязью написаны слова: «Множество содеянных мною лютых помыш окаянный трепещу страшного дне суднаго».

Иван IVВасильевич (Грозный). Дерево, темпера. XVI в. Князь Шаховский пишет, что он был «образом немовен» (некрасив), «нос протягновян и покляп» (нос длинный и кривой), но «высок, широкогруд, поджар, при том обладал многими достоинствами».

Портрет Ивана Грозного Реконструкция М. Герасимова По свидетельству антрополога Михаила Герасимова, обследовавшего скелет Ивана Грозного, у царя в последние годы жизни на позвоночнике развились мощные соляные отложения (остеофиты), которые причиняли ему страшные боли при каждом движении. Перед смертью Грозный выглядел дряхлым стариком, хотя ему было только 53 года. В последний год он уже не мог сам ходить – его носили.

Э. Соколовский. Иван Грозный в монашеском облачении

И. Е. Репин. «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» Н. Костомаров: «В начале 1584 года открылась у него страшная болезнь; какое-то гниение внутри; от него исходил отвратительный запах. Иноземные врачи расточали над ним свое искусство; по монастырям раздавались обильные милостыни, по церквам ведено молиться за больного царя, и в то же время суеверные Иван приглашал к себе знахарей и знахарок… Он то собирался умирать, то с уверенностью говорил, что будет жив. Между тем тело покрывалось волдырями и ранами. Вонь от него становилась невыносимее»

Н. Скворцов. Поездка И. Грозного на богомолье.

И.Грозный кается на Лобном месте после смерти жены Анастасии. Миниатюра XVI в. И. Грозный на престоле. Немецкая гравюра г.

А. Васнецов. Московский застенок.

Н. Неврев. Кончинамитрополита Филиппа А. Новоскольцев. Убиение митрополита Филиппа Малютой Скуратовым

Образы эпохи: стрельцы С. В. Иванов. В стрелецкой слободе, Стрелецкое войско. Миниатюра начала XVII в.

А. К. Толстой «Князь Серебряный» Он (Иван Васильевич) был высок, строен и широкоплеч. Длинная парчовая одежда его, испещренная узорами, была окаймлена вдоль разреза и вокруг подола жемчугом и дорогими каменьями. Драгоценное перстяное ожерелье украшалось финифтевыми изображениями спасителя, богоматери, апостолов и пророков. Большой узорный крест висел у него на шее на золотой цепи. Высокие каблуки красных сафьянных сапогов были окованы серебряными скобами. Страшную перемену увидел в Иоанне Никита Романович. Правильное лицо все еще было прекрасно; но черты обозначались резче, орлиный нос стал как-то круче, глаза горели мрачным огнем, и на челе явились морщины, которых не было прежде. Всего более поразили князя редкие волосы в бороде и усах. Иоанну было от роду тридцать пять лет; но ему казалось далеко за сорок. Выражение лица его совершенно изменилось. Так изменяется здание после пожара. Еще стоят хоромы, но украшения упали, мрачные окна глядят зловещим взором, и в пустых покоях поселилось недоброе. Со всем тем, когда Иоанн взирал милостиво, взгляд его еще был привлекателен. Улыбка его очаровывала даже тех, которые хорошо его знали и гнушались его злодеяниями. С такою счастливою наружностью Иоанн соединял необыкновенный дар слова.

А. К. Толстой «Князь Серебряный» Монолог Ивана Васильевича Не для того поставил я на Руси опричнину, чтобы слуги мои побивали людей безвинных. Поставлены они, аки добрые псы, боронить от пыхающих волков овцы моя, дабы мог сказать я на Страшном суде божием по пророческому словеси: се аз и дети, яже Дал ми бог! Добрый твой ответ. Скажу на весь мир: ты да Борис, вы одни познали меня. Другие не так мыслят; называют меня кровопийцею, а не ведают того, что, проливая кровь, я заливаюсь слезами! Кровь видят все; она красна, всякому бросается в глаза; а сердечного плача моего никто не зрит; слезы бесцветно падают мне на душу, во, словно смола горячая, проедают, прожигают ее насквозь по вся дни! (И царь при этих словах поднял взор свой кверху в видом глубокой горести.) Яко же древле Рахиль, продолжал он (и глаза его закатились под самый лоб),яко же древле Рахиль, плачуще о детях своих, так я, многогрешный, плачу о моих озорниках и злодеях.

А. К. Толстой «Князь Серебряный» Об отношении бояр к царю Доселе Иоанн встречал или явное своеволие, как в боярах, омрачавших своими раздорами время его малолетства, или гордое непокорство, как в Курбском, или же рабскую низкопоклонность, как во всех окружавших его в настоящее время. Но Серебряный не принадлежал ни к одному из этих разрядов. Он разделял убеждения своего века в божественной неприкосновенности прав Иоанна; он умственно подчинялся этим убеждениям и, более привыкший действовать, чем мыслить, никогда не выходил преднамеренно из повиновения царю, которого считал представителем божией воли на земле. Но, несмотря на это, каждый раз, когда он сталкивался с явною несправедливостью, душа его вскипала негодованием, и врожденная прямота брала верх над правилами, принятыми на веру.

А. К. Толстой: История государства Российского от Гостомысла до Тимашева Настал Иван IV, Он третьему был внук; Калач на царстве тёртый И многих жён супруг. Иван Васильич Грозный Ему был имярек За то, что был серьёзный, Солидный человек. Приёмами не сладок, Но разумом не хром, Такой завёл порядок, Хоть покати шаром!

Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники, Супротив его всё бояре да князья, По бокам его всё опричники; И пирует царь во славу божию, В удовольствие свое и веселие. «Хорошо тебе, детинушка, Удалой боец, сын купеческий, Что ответ держал ты по совести. Молодую жену и сирот твоих Из казны моей я пожалую, Твоим братьям велю от сего же дня По всему царству русскому широкому Торговать безданно, безпошлинно. А ты сам ступай, детинушка, На высокое место лобное, Сложи свою буйную головушку. Я топор велю наточить-навострить, Палача велю одеть-нарядить, В большой колокол прикажу звонить, Чтобы знали все люди московские, Что и ты не оставлен моей милостью…» М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:

Печать Ивана Грозного

Трон Ивана Грозного