Методическая разработка раздела учебной программы Физика, 7 класс «Давление твердых тел, жидкостей и газов» Составила: Учитель МБОУ Горкинской СОШ Маслова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая разработка раздела «Тепловые явления» 8 класс Выполнил: учитель физики МОУ СОШ 185 Симонова Т. А.
Advertisements

Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
«Сообщающиеся сосуды» (урок физики, 7 класс) Аксенова Наталья Петровна, учитель физики МБОУ «ООШ 100 им. С. Е. Цветкова» г. Новокузнецк, 2012г. 1 1.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Реализация требований ФГОС: методические подходы к работе с учебниками по физике Издательства «Просвещение» Третьякова Светлана Владимировна.
Урок – смотр знаний в 7 классе по физике «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Автор: Некрасова Н.М. учитель математики и физики МБОУ «Самаринская.
1 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Использование исторического материала на уроках окружающего мира в начальной школе в условиях ФГОС.
Ванькова Юлия Валерьевна Учитель химии высшей категории МБОУ «Павловский лицей» Оренбургского района.
Закон Архимеда. 1. Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов она зависит; установить формулу расчета архимедовой.
М ЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Физика, 7 класс «Давление твердых тел, жидкостей и газов» Составила: учитель физики МОУ СОШ 2 с углубленным.
Система Универальных Учебных Действий Учитель физики МБОУ «Нововязниковская оош» Шиловская О.В.
Сообщающиеся сосуды. Цель урока: изучить свойства сообщающихся сосудов.
Учитель МОУ СОШ 117 Самохина Е.П.. Физика как учебный предмет в средней школе открывает исключительные возможности для развития познавательных и творческих.
Урок-объяснение нового материала Подготовила учитель физики Кузнецова Н.А.
Плавание тел Урок физики в 7 классе. Учитель Ситникова Г. А. МОУ Садовская СОШ 1.
Разделы 1.Первоначальные сведения о строении вещества (15%) 2.Взаимодействие тел (35%) 3.Давление твердых тел, газов, жидкостей (35%) 4.Работа, мощность,
Самостоятельная работа как способ развития мышления и познавательного интереса учащихся.
Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики Обобщение опыта учителя физики 1 квалификационной категории Маховой Натальи.
Постоянная физическая величина Числовое значение постоянной Единицы измерения g- ускорение свободного падения9,81Н/кг, м/с 2 Название законаСловесная.
Учитель МОУ СОШ 117 Самохина Е.П.. Физика как учебный предмет в средней школе открывает исключительные возможности для развития познавательных и творческих.
Транксрипт:

Методическая разработка раздела учебной программы Физика, 7 класс «Давление твердых тел, жидкостей и газов» Составила: Учитель МБОУ Горкинской СОШ Маслова Нина Анатольевна 2013 г.

Самое непостижимое в этом мире то, что он постижим… Альберт Эйнштейн

Актуальность темы Раздел «Давление твердых тел, жидкостей и газов» изучается на первой ступени обучения физике после темы « Взаимодействие тел». Знание причин возникновения давления твердых тел, жидкостей и газов пронизывает многие разделы физики, являясь фундаментом всех естественных наук и многих технических изобретений.

Значение темы в курсе « физика» Формирование мировоззрения Развитие теоретического мышления Подготовка к ЕГЭ Воспитательная функция

Формирование мировоззрения Учение о том, как оказывают давление твердые тела, жидкости и газы подводит учеников к таким важным проблемам, как познаваемость природы на всех её уровнях, сущность научного объяснения явлений, единство теоретического и экспериментального методов исследования. В этой теме начинается систематическое формирование основных понятий материи и её движения.

Развитие теоретического мышления Раннее ознакомление школьников с идеями передачи давления твердыми телами, жидкостями и газами создает большие возможности для развития теоретического мышления учащихся, поскольку свойства твердых, жидких и газообразных тел, передача давления, вопросы гидростатики, теплоты, и другие рассматриваются не только описательно, но и выясняется их сущность с позиций современных научных теорий

Воспитательное значение В данной теме закладывается представление о познаваемости таких явлений, которые доступны непосредственному наблюдению; прослеживается объективность выполнения законов физики в быту и технике, воспитывается убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры. При введении первоначальных сведений о передаче давления телами используются прошлый опыт и знания учащихся, полученные при изучении курса «Природоведение», что подчеркивает значимость воспитательного момента.

Примеры тестов из КИМов ЕГЭ Тема: «Давление. Атмосферное давление» 1. /1.1.24/ Давление твердого тела на поверхность – это отношение модуля 1) силы тяжести тела к площади соприкосновения 2) силы воздействия тела на поверхность к площади соприкосновения 3) перпендикулярной составляющей силы воздействия тела на поверхность к площади соприкосновения 4) касательной составляющей силы воздействия тела на поверхность к площади соприкосновения 2. /1.1.24/ На рисунке изображены три сосуда с водой. Площади дна у сосудов равны. Сравните силы давления F 1, F 2 и F 3 жидкости на дно каждого из сосудов. 1)F 1 = F 2 = F 3 2) F 1 < F 2 < F 3 3) F 1 = F 2 < F 3 4) F 1 = F 2 > F 3 3. /1.1.25/ Однородное тело, полностью погруженное в жидкость, тонет, если его плотность 1) больше плотности жидкости 2) меньше плотности жидкости 3) равна плотности жидкости 4) больше или равна плотности жидкости 4. /1.1.25/ На нижний конец изогнутой трубки (точка Б) натянули резиновую мембрану, затем в трубку налили воду. Трубку начинают опускать в широкий сосуд с водой. Мембрана станет плоской, когда 1) Точка А окажется на уровне воды в сосуде 1) Точка Б окажется на уровне воды в сосуде 1) Точка В окажется на уровне воды в сосуде 1) Точка А коснется дна 5. /1.1.25/ При взвешивании груза в воздухе показание динамометра равно 1 Н. при опускании груза в воду показание динамометра уменьшается до 0,6 Н. Выталкивающая сила в воде равна 1) 0,4 Н 2) 0,6 Н 3) 1 Н 4) 1,6 Н

Принципы отбора содержания 1. Отбор материала в разделе соответствует возрастным особенностям учеников. 2. Раздел предусматривает изучение лишь тех явлений и законов, знание которых необходимо современному человеку. 3. Материал должен усваиваться учащимися на уровне понимания наиболее важных проявлений физических законов в окружающем мире. 4. Изучаемые явления должны тесным образом соприкасаться с практической деятельностью человека. 5. Содержание материала должно способствовать развитию способностей учащихся к исследованию, формировать умения проводить наблюдения. Выполнять экспериментальные задания. 6. Содержание раздела предусматривает преемственность- расширение и углубление знаний учащихся, полученные на уроках природоведения.

Цели и задачи Цель: постижение каждым учеником методов научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; достижение каждым учеником способности применять свои знания для раскрытия физического механизма давления. Задачи: образовательные : Усвоить понятие давления для твердых, жидких и газообразных тел. Усвоить закон Паскаля, причины возникновения атмосферного давления, физическую сущность опыта Торричелли. Вывести формулы для вычисления гидростатического давления и архимедовой силы развивающие: Формировать умения: сравнивать различные агрегатные состояния вещества; Анализировать и делать выводы по наблюдаемым явлениям в природе, быту, технике и во время демонстрации опытов; Находить связь между давлением и площадью опоры твердых тел, плотностью и высотой столба жидкости; связь между силой Архимеда и плотностью, объемом тела Развивать коммуникативные и информационные умения. Формировать элементы творческого поиска на основе обобщения. воспитательные: На основе исторических сведений о развитии представлений о строении вещества формировать диалектико-материалистическое мировоззрение путем опытных фактов. Экологическое воспитание. Воспитание чувства ответственности и взаимовыручки. Воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Ожидаемые результаты Основные ЗУНы данного раздела: Объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества. Описывать и объяснять свойства вещества в различных агрегатных состояниях. Понимать смысл понятий атома и молекулы. Решать расчетные задачи с применением формул для давления твердых тел, жидкостей и газов, силы Архимеда. Пользоваться приборами: барометр-анероид, манометр, ареометр, динамометр. Знать практическое применение закона Паскаля, свойства сообщающих сосудов в гидравлических и пневматических устройствах.

Образовательные технологии Наименование технологий Уровни использования 1. Развивающее обучение Программно-методическое обеспечение, цифровые обязательные ресурсы, ИТК 2. Проблемное обучение Отдельные уроки по физике 3. Исследовательское обучение Выполнение лабораторных работ и практических заданий 4. Использование игровых моментов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Урок- игра Элемент некоторых уроков физики 5. Развитие критического мышления Элементы отдельных уроков 6. Личностно-ориентированное обучение. 7. Дифференцированное обучение На каждом уроке

Психолого-педагогические объяснения специфики и усвоения учебного материала Материал рассчитан на средний возраст 14 лет. В это время происходит смена образа и стиля жизни, новый вид деятельности- учебная деятельность. Она становится ведущей. Решающим компонентом является мотивация данной деятельности, преобладает наглядно- образное мышление, восприятие характеризуется непроизвольностью, интенсивно развивается самосознание, самооценка и потребность в самоутверждении.

Поурочное планирование по разделу урока Тема урока 1 Давление 2Способы изменения давления 3Давление газа 4Решение задач 5Закон Паскаля. Кратковременная контрольная работа (25 мин). 6Давление в жидкостях и газах. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. 7Решение задач. 8 Сообщающиеся сосуды. 9Атмосферное давление. 10Измерение атмосферного давления. 11Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах 12Манометры. 13Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Продолжение планирования урока Тема урока 14 Архимедова сила. 15Лабораторная работа 7 «Определение Архимедовой силы». 16Плавание тел. 17Лабораторная работа 8 « Условия плавания тел». 18Плавание судов. 19Воздухоплавание. 20Повторительно–обобщающий урок по теме. 21Контрольная работа 3 « Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Проект урока Тема : Способы изменения давления Тип урока: комбинированный Технология урока: технология развивающего обучения Методы и формы обучения: решение проблемных, нестандартных задач, беседа; репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, индивидуальная и коллективная работа в процессе выполнения учебных заданий. Средства обучения: компьютер, проектор, экран, таблица «Сравнение дробей», карточки с вопросами для закрепления, сигнальные карты с цифрами (1-5) и со словами «уменьшается», «увеличивается»

Содержание Слайд Актуальность изучения темы 3 Значение темы в курсе физики 4-9 Принципы отбора содержания 10 Цели и задачи темы 11 Ожидаемые результаты 12 Образовательные технологии 13 Психолого – педагогические объяснения специфики и усвоения учебного материала 14 Поурочное планирование по разделу 15,16 Проект урока 17 Литература

Литература 1. Программы для общеобразовательных школ /авторы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин А.В. Перышкин. Физика: учебник для 7 класса Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов Фронтальные лабораторные занятия по физике /под ред. В.А.Бурова, Г.Г. Никифорова ЕГЭ. Физика: сборник заданий /авторы Г.Г. Никифоров, В.А.Орлов Сборники экзаменационных заданий по физике (ФИПИ) Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике 7-8 кл. Горев А.В. Занимательные опыты по физике Методика преподавания физики в 7-8 кл. /под ред. А.В.Усовой Журналы «Физика в школе»