Нравственная и социальная проблематика рассказа Н.С.Лескова «Старый гений». Имеет ли рассказ актуальность сегодня?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н. С. Лесков. « Старый гений » Урок литературы в 8- ом классе.
Advertisements

« Человек и общество » ( по рассказу Н. С. Лескова « Старый гений ») Учитель литературы Лагутина Ольга Александровна Ивантеевка 2014.
«Старый гений» («Критическое мышление через чтение»)
Гений 1)Высшая степень творческой одаренности;. Литературный гений Толстого. 2)Человек, обладающий такой способностью. Творение гениев. 3) В древней мифологии:
Урок по творчеству Н.С.Лескова Сказ «Левша» Автор: Фаламина Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 17 г.Тверь 2008.
Павел Иванович Чичиков. Подлец или предприниматель ? Гуркова Виктория Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ 4 города Шимановска Амурской.
Николай Семёнович Лесков (1831 – 1895).
Как работать с учебником? Основы духовно–нравственной культуры народов России Учебник для 5-го класса Светская этика © ООО «Баласс», 2012.
КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ Урок по рассказу Ивана Шмелева МБУ лицей 37 г.Тольятти Учитель Жарская Е.А.
Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме: Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"
Николай Семенович Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».
Тишина Е.А., Правдюк Л.С., учителя начальных классов МОУ СОШ 6, г.Георгиевска 2009 год.
« Доброе слово и кошке приятно». К.Г.Паустовский. «Кот- ворюга».
Николай Семёнович Лесков Н.С.Лесков Н.С.Лесков (1831 – 1895) (1831 – 1895) Лесков - писатель Лесков - писатель будущего, будущего, и его жизнь и его жизнь.
Возова Т. А.. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле Этика Назови науку Достоинство.
В добрый путь первоклассник Родительское собрание.
Н.С.Лесков Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его «праведники.
Календарь знаменательных дат. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин ( ) 27 января 185 лет со дня рождения.
Использование кейс- технологии на уроках литературы Герои – праведники в произведениях Н.С.Лескова.
Из стихотворения Б. Окуджавы выписать ключевые слова. Совесть, Благородство и Достоинство – Вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За.
Транксрипт:

Нравственная и социальная проблематика рассказа Н.С.Лескова «Старый гений». Имеет ли рассказ актуальность сегодня?

Николай Семёнович Лесков ( г.г.)

Работа со статьёй учебника Каков социальный статус Н.С.Лескова? Какое образование он получил? В каких художественных жанрах творил писатель? Какое отношение было к Н.С.Лескову со стороны различных общественных кругов?

Обратите внимание! Герои Н.С.Лескова – это праведники, странники, умелые и талантливые люди, которые необразованны и непросвещенны. Писатель скорбит о том, что природный талант русского человека не облагорожен образованностью.

Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы. (Ларошфуко). Франсуа де Ларошфуко ( )

Гений - это Высшая творческая способность. Человек обладающий такой способностью. В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.

Завязка произведения Что явилось завязкой рассказа? Почему старушка заложила свой домик? Почему она поверила молодому человеку? Почему была вынуждена «лететь» в Петербург «хлопотать»?

- Вопиющий – вызывающий крайнее возмущение, совершенно недопустимый. Вопиющая не справедливость. - Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь. Франт в новом костюме.

Развитие действия В чём выразилась удачность «хлопот» старушки на начальном этапе? Почему удача быстро прошла? Что мешало выполнить решение суда? Как объясняли невозможность исполнения решения те, кто должны были это сделать?

Развитие действия Чем отличалось обращение с просителями «вверху» по сравнению с нижними чиновниками? Какой совет давали старушке? Расскажите содержание дальнейших частей рассказа.

Глава 3 Что общего в данных фразах? - «сухая ложка рот дерёт»; -«надо смазать»; -«В России невозможности нет». Каков смысл данной характеристики героя: «называйте меня Иван Иваныч, а чин на мне из четырнадцати овчин»?

«Кто хочет – пусть верит нам, потому что я всегда берусь за дела только невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего».

Почему кульминация произведения помещена в конце рассказа? Какие нравственные недостатки обличает автор? Какие социальные пороки критикует Н.С.Лесков? Какова проблематика рассказа? Докажите актуальность рассказа сегодня.

Подумайте! Какими, по Вашему мнению, могут быть средства изменения (исправления) человека и общества?

Ваш выбор? «Закон должен быть превыше любого должностного лица». (В.Путин) «Законы должны искоренять пороки». (Цицерон) «Когда страна отступает от закона, тогда много в ней начальников». (Соломон) «Настоящие люди служат государству своей совестью». (Торо) «Высшее правосудие – это совесть». (В. Гюго)

«Благосостояние общества уменьшается существованием невежественных, безнравственных или ленивых людей в обществе. Эти вредные качества могут быть устранены двумя способами: заботою о том, чтобы каждый человек получал надлежащее воспитание, и материальным обеспечением человека». Н.Г.Чернышевский (русский критик, писатель, философ ( )