Кафедра медицинской кибернетики Тема: Основы конституционного права лекция 3 для студентов II курса, обучающихся по специальности 060201 – Стоматология.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Политическая система РФ.
Advertisements

Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Правоохранительные органы. ТЕМА: «понятие,признаки,задачи и направления правоохранительной деятельности» Выполнил: Хноев Д.Ж Группа:Д-102.
Викторина
Защита прав человека в государстве: Защищать права человека в государстве помогает судебная система(состоит из судов, рассматривающих гражданские, уголовные,
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.
1.Основные положения Судебная власть в Российской Федерации: осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке.
Презентация на тему: ПРАВИЛА СУДЕБНОГО РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.
Презентация на тему:. Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, основные.
12 декабря - День Конституции один из самых значимых государственных праздников России. Конституция основной закон государства является ядром всей правовой.
Лектор Кочергина Елена Викторовна. 2 мая 2006 года N 59-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ.
1.Структура и виды государственной службы в России. 2. Гражданская государственная служба. 3. Военная служба. 4. Правоохранительная служба.
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
На какой ценностной основе строится наша Конституция?
Судебная система Российской Федерации.. Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Мои права в 16 летправа Сурнина Юлия Вадимовна. Права (в 16 лет) : Личные (большинство из этих прав естественные, то есть не увязаны с принадлежностью.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
Осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия Осуществляется строго в соответствии с законодательством Осуществляется в определенном,
Транксрипт:

Кафедра медицинской кибернетики Тема: Основы конституционного права лекция 3 для студентов II курса, обучающихся по специальности – Стоматология Доцент, Гецманова И.В. Красноярск, 2012

Цель лекции Ознакомиться с основами конституционного строя России и государственными органами Ознакомиться с основами конституционного строя России и государственными органами

План лекции 1. Конституция РФ. Основные права и свободы человека и гражданина. 1. Конституция РФ. Основные права и свободы человека и гражданина. 2. Конституционный Суд РФ и конституционное судопроизводство. 2. Конституционный Суд РФ и конституционное судопроизводство. 3. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов. 3. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов. 4. Система органов прокуратуры и прокурорский надзор. 4. Система органов прокуратуры и прокурорский надзор.

Структура Конституции РФ Преамбула (введение) Разделы ГлавыСтатьи Раздел 1 Глава 1. Основы конституционного строя 1-16 Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Глава 3. Федеративное устройство Глава 4. Президент Российской Федерации Глава 5. Федеральное Собрание Глава 6. Правительство Российской Федерации Глава 7. Судебная власть Глава 8. Местное самоуправление Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Раздел 2 Заключительные и переходные положения

Основы конституционного строя образуют основные принципы, обеспечивающие конституционный характер государства Отражающие взаимосвязь государства и общества Человек – высшая ценность (ст.2) демократический характер власти (ст.1) демократический характер власти (ст.1) Федеративное, правовое государство, республиканская форма правления (ст.1) Федеративное, правовое государство, республиканская форма правления (ст.1) Верховенство права (ст.4) Верховенство права (ст.4) Суверенитет народа (ст.3) Суверенитет народа (ст.3) Отражающие влияние государства на различные сферы общественной жизни Социальное государство (ст. 7) Социальное государство (ст. 7) Экономический плюрализм (ст. 8) Экономический плюрализм (ст. 8) Политический и идеологический плюрализм (ст. 13) Политический и идеологический плюрализм (ст. 13) Светское государство (ст. 14) Светское государство (ст. 14)

Конституционные принципы прав и свобод граждан в РФ Принадлежат от рождения, а не предоставлены государством Принадлежат от рождения, а не предоставлены государством Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Личные права и свободы принадлежат каждому человеку от рождения, неотчуждаемы, не увязываются с принадлежностью к гражданству государства право на жизнь (ст. 20); право на жизнь (ст. 20); право на охрану достоинства личности (ст. 21); право на охрану достоинства личности (ст. 21); право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст ); право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст ); право на свободу передвижения (ст. 27); право на свободу передвижения (ст. 27); отрицание правового значения национальности (ст. 26); отрицание правового значения национальности (ст. 26); свобода совести и вероисповедания (ст. 28); свобода совести и вероисповедания (ст. 28); свобода мысли и слова (ст. 29) свобода мысли и слова (ст. 29)

Ст. 20 Конституции РФ о праве на жизнь запрет произвольно лишать жизни любого человека, поддержание государством безопасной социальной и природной среды обитания, отказ от войны как средства разрешения конфликтов, борьба с преступлениями против личности и генофонда, мероприятия медицинского характера. Закрепление в законе права на жизнь ни в коем случае не преследовало цели законодательного закрепления права на смерть запрет произвольно лишать жизни любого человека, поддержание государством безопасной социальной и природной среды обитания, отказ от войны как средства разрешения конфликтов, борьба с преступлениями против личности и генофонда, мероприятия медицинского характера. Закрепление в законе права на жизнь ни в коем случае не преследовало цели законодательного закрепления права на смерть

Политические права и свободы участвовать в управлении делами государства (ст. 32) участвовать в управлении делами государства (ст. 32) на обращения в государственные органы (ст. 33) на обращения в государственные органы (ст. 33) на общественные объединения (ст. 30) на общественные объединения (ст. 30) на собрания (ст. 31) на собрания (ст. 31)

Социально-экономические права на экономическую деятельность (ст. 34 Конституции РФ); на экономическую деятельность (ст. 34 Конституции РФ); трудовые права (ст. 37) трудовые права (ст. 37) защита семьи, материнства и детства (ст. 38) защита семьи, материнства и детства (ст. 38) на социальное обеспечение (ст. 39) на социальное обеспечение (ст. 39) на жилище (ст. 40) на жилище (ст. 40) на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) на благоприятную окружающую среду (ст. 42) на благоприятную окружающую среду (ст. 42) на образование (ст. 43) на образование (ст. 43) на свободу литературного, художественного и иных видов творчества (ст.44) на свободу литературного, художественного и иных видов творчества (ст.44)

Статья 41 Конституции РФ 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Реализация права гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь Закон РФ от 28 июня 1991 г I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; Закон РФ от 22 декабря 1992 г I «О трансплантации органов и (или) тканей человека»; Закон РФ от 2 июля 1992 г I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; Закон РФ от 9 июня 1993 г I «О донорстве крови и ее компонентов»; Федеральный закон от 30 марта 1995 г. 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»; Федеральный закон от 22 июня 1998 г. 86-ФЗ «О лекарственных средствах»; Федеральный закон от 8 января 1998 г. 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; Федеральный закон от 30 марта 1999 г. 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»; Федеральный закон от 2 января 2000 г. 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и др. Закон РФ от 28 июня 1991 г I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; Закон РФ от 22 декабря 1992 г I «О трансплантации органов и (или) тканей человека»; Закон РФ от 2 июля 1992 г I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; Закон РФ от 9 июня 1993 г I «О донорстве крови и ее компонентов»; Федеральный закон от 30 марта 1995 г. 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»; Федеральный закон от 22 июня 1998 г. 86-ФЗ «О лекарственных средствах»; Федеральный закон от 8 января 1998 г. 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; Федеральный закон от 30 марта 1999 г. 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»; Федеральный закон от 2 января 2000 г. 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и др. ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от г. ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от г.

Федеральный Закон от ФЗ «Об охране окружающей среды» предоставил гражданам право: Федеральный Закон от ФЗ «Об охране окружающей среды» предоставил гражданам право: а) создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; а) создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; б) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; б) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; в) принимать участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествиях и митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях; в) принимать участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествиях и митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях; г) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; г) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; д) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды; д) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды; е) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды; е) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды; ж) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде. ж) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде. По Федеральному закону от 30 марта ФЗ (ред. от ) «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право: По Федеральному закону от 30 марта ФЗ (ред. от ) «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право: - на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений; - на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений; - на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболеваний; - на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболеваний; - при обращении на предприятия и в организации на получение от них в пределах их компетенции полных и достоверных сведений: а) о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах; б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах; в) о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды - при обращении на предприятия и в организации на получение от них в пределах их компетенции полных и достоверных сведений: а) о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах; б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах; в) о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды

Обязанности человека и гражданина Российской Федерации соблюдать Конституцию и законы страны (ст. 15, п. 2); соблюдать Конституцию и законы страны (ст. 15, п. 2); уважать права и свободы других лиц (ст. 17, п. 3); уважать права и свободы других лиц (ст. 17, п. 3); заботиться о детях и нетрудоспособных родителях (ст.38, п.2,3); заботиться о детях и нетрудоспособных родителях (ст.38, п.2,3); платить налоги (ст. 57); платить налоги (ст. 57); заботиться о памятниках истории и культуры (ст. 44. п. 3); заботиться о памятниках истории и культуры (ст. 44. п. 3); сохранять окружающую среду (ст. 58); сохранять окружающую среду (ст. 58); защищать Отечество (ст. 59); защищать Отечество (ст. 59); получить основное общее образование (ст. 43, п. 4). получить основное общее образование (ст. 43, п. 4).

Статья 57 Статья 57 Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статья 58 Статья 58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Статья 59 Статья Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. КОНСТИТУЦИЯ РФ КОНСТИТУЦИЯ РФ

Формы конституционного контроля в современных демократических государствах Абстрактный контроль - возможность подачи в Конституционный суд запроса о конституционности принятых нормативных актов независимо от их применения в конкретных правоотношениях. Абстрактный контроль - возможность подачи в Конституционный суд запроса о конституционности принятых нормативных актов независимо от их применения в конкретных правоотношениях. Конкретный контроль - решение вопроса о конституционности подлежащего применению закона только в связи с конкретным судебным разбирательством. Конкретный контроль - решение вопроса о конституционности подлежащего применению закона только в связи с конкретным судебным разбирательством. Индивидуальный конституционный контроль осуществляется в форме рассмотрения индивидуальной (коллективной) жалобы. Индивидуальный конституционный контроль осуществляется в форме рассмотрения индивидуальной (коллективной) жалобы.

Предметом конституционной жалобы может быть Только судебное решение Только норма закона Норма закона и судебное решение

Модели конституционного контроля 1. Американская – децентрализация полномочий судами в дополнение к их основным функциям 1. Американская – децентрализация полномочий судами в дополнение к их основным функциям 2. Французская – предварительный характер (за актами, не вступившими в силу) 2. Французская – предварительный характер (за актами, не вступившими в силу) 3. Германская – наличие специализированных судов по контролю за конституционностью нормативных актов в рамках специальной процедуры 3. Германская – наличие специализированных судов по контролю за конституционностью нормативных актов в рамках специальной процедуры

Конституционный Суд Российской Федерации: 1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: 1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; 2) разрешает споры о компетенции: 2) разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации; 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 4) дает толкование Конституции Российской Федерации; 4) дает толкование Конституции Российской Федерации; 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения

Условия приемлемости жалобы в Конституционный суд РФ 1) поставлен вопрос о нарушении конституционных прав (указать, какие конкретно конституционные права нарушены, нормы Конституции РФ) 1) поставлен вопрос о нарушении конституционных прав (указать, какие конкретно конституционные права нарушены, нормы Конституции РФ) 2) поставлен вопрос о нарушении конституционных прав законом 2) поставлен вопрос о нарушении конституционных прав законом 3) Жалоба должна быть мотивирована 3) Жалоба должна быть мотивирована

Статья 97. Допустимость жалобы Статья 97. Допустимость жалобы Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если: Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если: 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; 2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. 2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Статья 79. Юридическая сила решения Конституционного Суда РФ Статья 79. Юридическая сила решения Конституционного Суда РФ Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации. В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

Условия приемлемости для обращения в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд по правам человека исчерпанность внутригосударственных средств защиты исчерпанность внутригосударственных средств защиты признание (ратификация) государством соответствующих международных договоров (Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.) признание (ратификация) государством соответствующих международных договоров (Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.)

Международно-правовые организации и документы о защите прав и свобод Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. Европейская Комиссия по правам человека Европейская Комиссия по правам человека Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Европейская конвенция о защите основных прав и свобод 1950 г. Европейская конвенция о защите основных прав и свобод 1950 г. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г., принятая членами СНГ Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г., принятая членами СНГ

Считаем, имеет место нарушение статьи 6 Конвенции (право на справедливый суд). Считаем, имеет место нарушение статьи 6 Конвенции (право на справедливый суд). Нарушение, по нашему мнению, состоит в неправильном применении судами первой и кассационной инстанции норм материального и процессуального права. Нарушение, по нашему мнению, состоит в неправильном применении судами первой и кассационной инстанции норм материального и процессуального права. Например: Например: 1) На странице 9 (последний абзац) решения суда первой инстанции свидетель Г. сообщает суду о том, что с 18 ноября 2008 все заявители работали по 1 группе работ. А также свидетель сообщает суду, что в табеле ставили 4,8 часа, а работали по 7,2 часа. 1) На странице 9 (последний абзац) решения суда первой инстанции свидетель Г. сообщает суду о том, что с 18 ноября 2008 все заявители работали по 1 группе работ. А также свидетель сообщает суду, что в табеле ставили 4,8 часа, а работали по 7,2 часа. Кроме того, на странице 18 (пятый абзац) решения суда первой инстанции суд устанавливает факт того, что на обращение заявителя Никитина А.Н. военная прокуратура Ижевского гарнизона сделала вывод о том, что работники находились на технической территории свыше 4,8 часа по своей личной инициативе. (Бессмыслица). Кроме того, на странице 18 (пятый абзац) решения суда первой инстанции суд устанавливает факт того, что на обращение заявителя Никитина А.Н. военная прокуратура Ижевского гарнизона сделала вывод о том, что работники находились на технической территории свыше 4,8 часа по своей личной инициативе. (Бессмыслица). Суд не учитывает данные факты, суд основывает свои выводы исключительно на информации, предоставленной работодателем о том, что время работы на опасной территории не превышало 4,8 часа и по этой причине работники не имеют права на оплату сверхурочных. Суд не учитывает данные факты, суд основывает свои выводы исключительно на информации, предоставленной работодателем о том, что время работы на опасной территории не превышало 4,8 часа и по этой причине работники не имеют права на оплату сверхурочных. 2) Суд первой инстанции без каких-либо ссылок на норму права делает вывод о пропуске работниками срока на обращение в суд (абзацы 5-6 страницы 22 решения суда). При том, что все заявители были уволены 02 ноября 2009 года и обратились в суд 01 февраля 2010 года, то есть в пределах 3-месячного срока (ст.392 Трудового Кодекса РФ). 2) Суд первой инстанции без каких-либо ссылок на норму права делает вывод о пропуске работниками срока на обращение в суд (абзацы 5-6 страницы 22 решения суда). При том, что все заявители были уволены 02 ноября 2009 года и обратились в суд 01 февраля 2010 года, то есть в пределах 3-месячного срока (ст.392 Трудового Кодекса РФ). 3) Страница 5 кассационного определения (3 абзац): «В суде кассационной инстанции установлено, что работники войсковой части получали расчётные листки». «Поэтому работники знали достоверно о составных частях своей заработной платы» (5 абзац). На основании чего суд установил данный факт (документы или свидетельские показания или объяснения заявителей), не сообщается. На самом деле некоторым (не всем) работникам (заявителям) расчётный листок (ст.136 Трудового Кодекса РФ) был выдан всего один раз за всё время работы при увольнении. У работодателя есть обязанность выплатить все долги работнику за всё время работы в день увольнения (ст.140 ТК РФ). Именно в этот момент работники (заявители) достоверно узнали о том, что их права нарушены им не оплачена сверхурочная работа. 3) Страница 5 кассационного определения (3 абзац): «В суде кассационной инстанции установлено, что работники войсковой части получали расчётные листки». «Поэтому работники знали достоверно о составных частях своей заработной платы» (5 абзац). На основании чего суд установил данный факт (документы или свидетельские показания или объяснения заявителей), не сообщается. На самом деле некоторым (не всем) работникам (заявителям) расчётный листок (ст.136 Трудового Кодекса РФ) был выдан всего один раз за всё время работы при увольнении. У работодателя есть обязанность выплатить все долги работнику за всё время работы в день увольнения (ст.140 ТК РФ). Именно в этот момент работники (заявители) достоверно узнали о том, что их права нарушены им не оплачена сверхурочная работа.

Статья 46 Конституции РФ Статья 46 Конституции РФ 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

ФЗ «ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН» К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи. Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи. Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах (Статья 2). Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах (Статья 2).

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Правозащитные организации в Красноярске Гражданская ассамблея Красноярского края: , г.Красноярск, Красная площадь, 17, 2 этаж Телефон: (391) , , Гражданская ассамблея Красноярского края: , г.Красноярск, Красная площадь, 17, 2 этаж Телефон: (391) , , Факс: (391) Факс: (391) Web-сайт: Web-сайт: Красноярский детский краевой Правозащитный Центр "Ювенал" Красноярский детский краевой Правозащитный Центр "Ювенал" (г.Красноярск, пр.Мира, 108, каб.410) (г.Красноярск, пр.Мира, 108, каб.410) Красноярский краевой общественный фонд "Защита гласности" Красноярский краевой общественный фонд "Защита гласности" Руководитель: Легашов Виктор Андреевич; Руководитель: Легашов Виктор Андреевич; Тел: ; Тел: ; Красноярский краевой общественный комитет по защите прав человека Красноярский краевой общественный комитет по защите прав человека Тел.: (кафедра уголовного процесса СФУ) Тел.: (кафедра уголовного процесса СФУ) Адрес: ул. Маерчака, 6 (корпус СФУ), г. Красноярск, Адрес: ул. Маерчака, 6 (корпус СФУ), г. Красноярск,

Региональная общественная организация «Красноярское благотворительное общество «Мемориал» Руководитель: Бабий Алексей Андреевич Региональная общественная организация «Красноярское благотворительное общество «Мемориал» Руководитель: Бабий Алексей Андреевич Тел: Адрес: ул. Урицкого, 61, г. Красноярск, website: Тел: Адрес: ул. Урицкого, 61, г. Красноярск, website: Красноярская региональная общественная организация «Красноярский краевой правозащитный информационный центр»; Руководитель: Веденков Владимир Степанович Красноярская региональная общественная организация «Красноярский краевой правозащитный информационный центр»; Руководитель: Веденков Владимир Степанович Тел: ( ); Адрес: Академгородок, 15-25, г. Красноярск, ; Тел: ( ); Адрес: Академгородок, 15-25, г. Красноярск, ; ул. Красная площадь, 17, г. Красноярск, (здание Гражданской ассамблеи Красноярского края); в случае письменного обращения на конверте делать пометку «Палата правозащитных организаций»; ул. Красная площадь, 17, г. Красноярск, (здание Гражданской ассамблеи Красноярского края); в случае письменного обращения на конверте делать пометку «Палата правозащитных организаций»; Красноярская региональная общественная организация «Женщины – за гражданское общество» Руководитель: Петрова Тамара Викторовна Красноярская региональная общественная организация «Женщины – за гражданское общество» Руководитель: Петрова Тамара Викторовна Тел: ; ; Адрес: ул. А. Матросова, 2 (здание гостиницы Турист), г. Красноярск, ; ул. Московская, 7 а (1 этаж), г. Красноярск, ; Тел: ; ; Адрес: ул. А. Матросова, 2 (здание гостиницы Турист), г. Красноярск, ; ул. Московская, 7 а (1 этаж), г. Красноярск, ; website: website: Красноярская региональная общественная организация «Форум матерей военнослужащих Красноярского края» Руководитель: Деграф Наталья Анатольевна Красноярская региональная общественная организация «Форум матерей военнослужащих Красноярского края» Руководитель: Деграф Наталья Анатольевна Тел: ; Адрес: ул. Красная площадь, 17 (здание Гражданской ассамблеи Красноярского края), г. Красноярск, ; Тел: ; Адрес: ул. Красная площадь, 17 (здание Гражданской ассамблеи Красноярского края), г. Красноярск, ; Региональная общественная организация Красноярского края «Краевой молодежный (детский) правозащитный центр» Руководитель: Чепиженко Владимир Иванович Региональная общественная организация Красноярского края «Краевой молодежный (детский) правозащитный центр» Руководитель: Чепиженко Владимир Иванович Адрес: ул. 60 лет ВЛКСМ, 18, г. Железногорск, МОУ СО школа 100 Тел: ; Адрес: ул. 60 лет ВЛКСМ, 18, г. Железногорск, МОУ СО школа 100 Тел: ; Региональная общественная организация «Общественный правозащитный комитет» Региональная общественная организация «Общественный правозащитный комитет» Руководитель: Христолюбова Ольга Вениаминовна; Тел: ; Адрес: ул. Западная, 8-21, г. Красноярск, Руководитель: Христолюбова Ольга Вениаминовна; Тел: ; Адрес: ул. Западная, 8-21, г. Красноярск,

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Статья 1. Статья Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - 1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. лицами. 2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности 2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека (в Европе – омбудсмен), способствует: а) восстановлению нарушенных прав; а) восстановлению нарушенных прав; б) совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина; б) совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина; в) гармонизации его с общепризнанными принципами и нормами международного права; в) гармонизации его с общепризнанными принципами и нормами международного права; г) выявлению нарушенных прав; г) выявлению нарушенных прав; д) устранению выявленных нарушений; д) устранению выявленных нарушений; е) правовому просвещению в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты. е) правовому просвещению в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Полномочия уполномоченного по правам человека Статья 16. Статья Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. 1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. 2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 3. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным. 3. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным. Статья 17. Статья Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. 1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. 2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. 2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

660021, Красноярск, Ул. К. Маркса, 122, каб Тел. (391) , Красноярск, Ул. К. Маркса, 122, каб Тел. (391) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации ПРИЕМ ПРОИЗВОДИТСЯ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ ПО ТЕЛЕФОНУ с 9-00 до и с до часов ПРИЕМ ПРОИЗВОДИТСЯ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ ПО ТЕЛЕФОНУ с 9-00 до и с до часов ДНИ ПРИЕМА ГРАЖДАН ДНИ ПРИЕМА ГРАЖДАН Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае ДЕНИСОВ Марк Геннадьевич – понедельник с 10 до 12 часов Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае ДЕНИСОВ Марк Геннадьевич – понедельник с 10 до 12 часов Уполномочненный по правам ребенка в Красноярском крае КОМОВИЧ Альбина Дмитриевна – вторник с 10 до 12 часов Уполномочненный по правам ребенка в Красноярском крае КОМОВИЧ Альбина Дмитриевна – вторник с 10 до 12 часов Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае ПАЛЬЧИН Семен Яковлевич - среда с 10 до 12 часов Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае ПАЛЬЧИН Семен Яковлевич - среда с 10 до 12 часов По вопросам гражданства и работы миграционной службы – среда с 10 до 12 часов По вопросам гражданства и работы миграционной службы – среда с 10 до 12 часов Специалисты юридического (гражданско-правового) отдела – четверг с 10 до 12 часов Специалисты юридического (гражданско-правового) отдела – четверг с 10 до 12 часов По вопросам уголовного законодательства, УИК – пятница с 10 до 12 часов По вопросам уголовного законодательства, УИК – пятница с 10 до 12 часов

Классификация государственных органов По принципу разделения властей По порядку осуществле- ния компетенции По характеру компетенции По порядку формирова- ния По территориаль- ному признаку Законодатель- ные Коллегиаль-ные Органы общей компетенции Назначаемые Федеральные Исполнитель- ные Единоначаль- ные Органы специальной компетенции Избираемые Органы субъектов федерации Судебные Местные

Законодательные органы Федеральное собрание РФ Федеральное собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) (Государственная Дума и Совет Федерации) Законодательное Собрание Красноярского края Законодательное Собрание Красноярского края

Основными направлениями деятельности Правительства РФ являются: разработка и представление на утверждение Государственной Думе федерального бюджета, а также его исполнение; разработка и представление на утверждение Государственной Думе федерального бюджета, а также его исполнение; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью; управление федеральной собственностью; управление федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации и др. осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации и др.

Правоохранительный орган государственный орган, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме государственный орган, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме

Формы (виды) правоохраны Конституционное судопроизводство Конституционное судопроизводство Административное производство Административное производство Правосудие Правосудие Прокурорский надзор Прокурорский надзор Предупреждение правонарушений Предупреждение правонарушений Расследование преступлений Расследование преступлений ОРД ОРД Исполнение судебных решений Исполнение судебных решений Обеспечение общественного правопорядка и безопасности Обеспечение общественного правопорядка и безопасности

Система правоохранительных органов РФ – судебные органы – судебные органы - прокуратура; - прокуратура; – органы безопасности; – органы безопасности; - органы внутренних дел; - органы внутренних дел; – органы по контролю за оборотом наркотиков; – органы по контролю за оборотом наркотиков; – таможенные органы; – таможенные органы; – органы юстиции; – органы юстиции; уполномоченный по правам человека в РФ уполномоченный по правам человека в РФ

Судебная система РФ федеральные суды; федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов РФ конституционные (уставные) суды субъектов РФ мировые судьи субъектов РФ мировые судьи субъектов РФ

Федеральные суды РФ - Конституционный Суд РФ - Конституционный Суд РФ Система федеральных судов общей юрисдикции: Верховный Суд России, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, военные суды, районные суды Система федеральных судов общей юрисдикции: Верховный Суд России, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, военные суды, районные суды - Система федеральных арбитражных судов: Высший арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов - Система федеральных арбитражных судов: Высший арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов

Военные суды Первое (основное) звено – военные суды гарнизонов Первое (основное) звено – военные суды гарнизонов Второе (среднее) звено - военные суды Вооруженных сил, военных округов, флотов, групп войск Второе (среднее) звено - военные суды Вооруженных сил, военных округов, флотов, групп войск Высшее (третье) звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ Высшее (третье) звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ

Судебное звено – понятие судоустройства, отражающее место суда в судебной системе; суды с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе Судебное звено – понятие судоустройства, отражающее место суда в судебной системе; суды с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе Судебная инстанция – понятие судопроизводства, разделение судов в зависимости от процессуальной компетенции (первой, второй и надзорной инстанции) Судебная инстанция – понятие судопроизводства, разделение судов в зависимости от процессуальной компетенции (первой, второй и надзорной инстанции)

Судебная власть - вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными государственными органами (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными государственными органами (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства

Система арбитражных судов в Российской Федерации (ст. 3 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ») Высший Арбитражный Суд Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) Арбитражные апелляционные суды Арбитражные апелляционные суды Арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ) Арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ)

С 12 марта 2010 г. в Российской Федерации работает новый судебный орган Дисциплинарное судебное присутствие. В соответствии с ФКЗ от 31 декабря ФКЗ «О судебной системе РФ» Дисциплинарное судебное присутствие входит в судебную систему Российской Федерации и отнесено к федеральным судам. С 12 марта 2010 г. в Российской Федерации работает новый судебный орган Дисциплинарное судебное присутствие. В соответствии с ФКЗ от 31 декабря ФКЗ «О судебной системе РФ» Дисциплинарное судебное присутствие входит в судебную систему Российской Федерации и отнесено к федеральным судам. Полномочия, порядок образования и деятельности названного суда определяются ФКЗ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» и Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия. Полномочия, порядок образования и деятельности названного суда определяются ФКЗ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» и Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия.деятельности

Статья 6. Полномочия Дисциплинарного судебного присутствия Статья 6. Полномочия Дисциплинарного судебного присутствия 1. Дисциплинарное судебное присутствие в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом и Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия, осуществляет следующие полномочия: 1. Дисциплинарное судебное присутствие в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом и Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия, осуществляет следующие полномочия: 1) рассматривает жалобы граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации или решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - заявители), на указанные решения квалификационных коллегий судей; 1) рассматривает жалобы граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации или решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - заявители), на указанные решения квалификационных коллегий судей; 2) рассматривает обращения Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. 2) рассматривает обращения Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Прокуратура РФ - федеральная централизованная система прокурорских органов и учреждений, возглавляемая Генеральной прокуратурой РФ. Прокуратура РФ - федеральная централизованная система прокурорских органов и учреждений, возглавляемая Генеральной прокуратурой РФ. Другие органы прокуратуры делятся на две части. Одну составляют территориальные прокуратуры, организованные в соответствии с административно-территориальным и национально- государственным устройством, установленным Конституцией РФ: Другие органы прокуратуры делятся на две части. Одну составляют территориальные прокуратуры, организованные в соответствии с административно-территориальным и национально- государственным устройством, установленным Конституцией РФ: * прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; * прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; * прокуратуры городов, районов. * прокуратуры городов, районов. Другая часть органов прокуратуры - специализированная. К специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и другие. Все они действуют на правах областных или районных прокуратур. Другая часть органов прокуратуры - специализированная. К специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и другие. Все они действуют на правах областных или районных прокуратур. Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах. Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах. Во всех субъектах Российской Федерации образованы межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов. Во всех субъектах Российской Федерации образованы межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов.

Генеральная прокуратура РФ Генеральная прокуратура РФ Академия Генеральной Прокуратуры РФ Главная Военная Прокуратура Прокуратуры субъектов РФ Специализиро- ванные прокуратуры Система военных прокуратур Прокуратуры районов, городов Специализиро- ванные прокуратуры на правах районных

Система военных прокуратур РФ Главная военная прокуратура Главная военная прокуратура Военные прокуратуры окружного звена Военные прокуратуры окружного звена Военные прокуратуры гарнизонного звена Военные прокуратуры гарнизонного звена

ВИДЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ

27 сентября 2010 г. Указом Президента Российской Федерации N 1182 создан Следственный комитет Российской Федерации на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации 27 сентября 2010 г. Указом Президента Российской Федерации N 1182 создан Следственный комитет Российской Федерации на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации

Литература: Обязательная Правоведение : учеб. для вузов / А. И. Балашов, Г. П. Рудаков е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, Электронные ресурсы Правоведение [Электронный ресурс] : учебник / отв.ред. Б. И. Пугинский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, Правоведение [Электронный ресурс] : учебник / В. А. Алексеенко, О. Н. Булаков, И. В. Зыкова [и др.]. - М. : КНОРУС, Правоведение [Электронный ресурс] : сб. тестовых заданий с эталонами ответов для студентов 5 курса, обучающихся по спец Стоматология / сост. Е. А. Аверченко, А. В. Шульмин ; Красноярский медицинский университет. - Красноярск : КрасГМУ, Правоведение [Электронный ресурс] : сб. ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 5 курса, обучающихся по спец Стоматология / сост. Н. Н. Андреева, А. В. Шульмин ; Красноярский медицинский университет. - Красноярск : КрасГМУ, 2011.

Спасибо за внимание!