Современные образовательные технологии деятельностного типа в соответствии с требованиями ФГОС НОО на примере технологии проблемного обучения. МЕТОДИЧЕСКИЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) Утвержден Приказом Минтруда России от N 544н "Об утверждении профессионального стандарта.
Advertisements

Пути реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Участники семинара:
Технологическая схема цикла проблемного обучения..
Закаблук О. В. АОУ Лицей 19, г. Королев, МО. Слово « технология » происходит от греческих techne – искусство, мастерство и logos – учение. Термин « педагогическая.
Т Е Х Н О Л О Г И Я П Р О Б Л Е М Н О Г О О Б У Ч Е Н И Я.
Проблемное обучение это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи.
И.В. Муштавинская, проректор по методической работе СПб АППО Профессиональный стандарт педагога.
Возможности использования технологии проблемного обучения через учебную деятельность по системе Л.В. Занкова. МОУ СОШ 29 Ангарск, 2005.
Проблемное обучение «Мышление начинается с проблемной ситуации» С. Л. Рубинштейн.
Проблемное обучение Модель организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
" Актуальные направления профессионального развития педагогических работников : результаты диагностики на основе профессионального стандарта ". Требования.
Инновационные технологии в дошкольном образовании.
МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа Агаповского района Челябинской области Учитель математики высшей квалификационной категории Яковлева Мария.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Буханова Людмила Васильевна, Учитель ИЗО МБОУ СОШ 4 г. Краснознаменска.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
По теме «Проблемное обучение в преподавании химии»
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Транксрипт:

Современные образовательные технологии деятельностного типа в соответствии с требованиями ФГОС НОО на примере технологии проблемного обучения. МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Участники семинара: методисты ММС, руководители МО учителей начальных классов, учителя начальных классов Черепановского, Сузунского, Маслянинского, Искитимского районов, методисты и преподаватели педагогических колледжей и нашего техникума

Аксёненко Ирина Владимировна методист МРЦ ЧПТ

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ Знания – дети удивления и любопытства Луи де Бройль

Приём самооценивания «ИНСЕРТ»

Приём работы с информацией «инсерт» ФГОС НОО Литература Дьюи и его концепция Понятия и определения Сущность проблемного обучения Целевые ориентации Приёмы создания проблемных ситуаций Этапы Типы проблемных ситуаций Условия реализации проблемного обучения Собственный опыт использования приёмов проблемного обучения

ФГОС НОО Пункт 7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход * Сущность деятельностной теории учения: 1. Конечной целью обучения является формирование способа действий. 2. Способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью. 3. Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

Характеристика технологии проблемного обучения (по Селевко Г.К.) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения): - Игровые технологии -Проблемное обучение -Технология современного проектного обучения -Интерактивные технологии. -Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) -Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)

Дьюи Джон ( ) американский философ, психолог и педагог предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем.

Концептуальные положения (по Д. Дьюи) Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Условиями успешности обучения являются: - проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства); - активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); - связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

В педагогической литературе встречаются следующие родственные термины и понятия: -проблемный подход (Т.И. Шамова), принцип проблемности (В.Т. Кудрявцев, А.М. Матюшкин), требующие обязательной организации проблемной ситуации; - проблемные методы (В. Оконь) как пути и способы решения педагогических задач; - проблемное обучение как тип обучения (М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин), если рассматривать его как относительно самостоятельную дидактическую систему.

Методология проблемного обучения Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение 1983 Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы 1991 Лернер И. Я. Проблемное обучение Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе Оконь В. Основы проблемного обучения Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения 2012

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (СУД).

Целевые ориентации (по Селевко Г.К) Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися Повышение прочности знаний. Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД). Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков. Развитие познавательных и творческих способностей.

Этапы проблемного обучения I этап – постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью различных вербальных и технических средств. II этап – перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса – начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение психологической проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подходов. III этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).

Этапы проблемного обучения IV этап – «Ага-реакция», возникновение идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового в сознании учащихся (ЗУН, СУД). V этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта. VI этап – отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Методические приёмы создания проблемной ситуации (по Щукиной Г.): 1 Объяснение внешнего несоответствия между фактами 2 Поиск путей практического применения нового знания 3 Анализ противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями. 4 Предположение (гипотеза) формулировка выводов опытная проверка 5 Побуждение к сравнению противопоставление фактов 6 Предварительное обобщение новых фактов 7 Сообщение необъяснимых наукой фактов 8 Использование межпредметных связей.

Технология проблемно-диалогического обучения Е. Мельниковой Классификация методов обучения Методы Проблемно-диалогические Традиционные Постановки проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом Сообщение темы Поиска решения Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий от проблемы диалог Подводящий без проблемы диалог Сообщение знаний

Приёмы создания проблемной ситуации Предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений Столкновение мнений по проблемному вопросу или практическому заданию на новый материал Противоречие между житейским представлением и научным фактом Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Условия успешной реализации технологии проблемного обучения построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиа средств); отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем); учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы; исключительное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Цикл проблемного обучения Входное тестирование Цель: определение уровня подготовки по предмету 0 этап III этап IV этап V этап II этап I этап Постановка педагогической проблемной ситуации Вводная информация Устное слово ТСО и ИКТ Наводящая информация Осознание сущности противоречия Перевод педагогической проблемной ситуации в психологическую VI этап Отбор проблемных ситуаций Научно- методическая база Информационная поддержка Отбор информации по проблеме и её представление Контроль отдалённых результатов обучения АГА – реакция на нахождение решения, проявление новых ЗУН Самостоятельная работа СУД Реализация решения Создание продукта (письменные размышления) Развитие личности Групповая работа Выбор вариантов тестов Выполнение

Кучевская Татьяна Григорьевна методист МРЦ ЧПТ

*** Определение нормативно-правовой основы проблемного обучения

ФЗ 273 статья 66 пункт 1 Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Анализ ФГОС НОО

Анализ ЕКС Квалификационные характеристики должностей работников образования

Профессиональный стандарт Профессиональный стандарт учителя Приказ Минтруда России от N 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»профессионального стандарта

Трудовые функции А -общепедагогическая обучение воспитание развитие В - педагогическая деятельность по реализации образовательных программ дошкольное образование начальное образование основное образование среднее образование

Трудовые действия: 1 Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы 2 Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования 3 Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды 4 Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению 5 Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися 6 Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ) 7 Формирование мотивации к обучению 8 Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Необходимые умения: 1 Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика… 2 Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей 3 Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого- педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде 4 Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 5 Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ- компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) 6 Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно- исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко- культурного своеобразия региона

Необходимые знания: 1 Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке 2 История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества 3 Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики 4 Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях 5 Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения 6 Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий 7 Рабочая программа и методика обучения по данному предмету 8 Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи Конвенция о правах ребенка Трудовое законодательство

«6 шляп» Приём развития критического мышления

Белая шляпа: информация В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах. В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная беспристрастность и объективность. Красная шляпа: чувства и интуиция В красной шляпе отдадим себя во власть эмоций. Когда человек надевает красную шляпу, это даёт ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу данного вопроса». Черная шляпа: критика Надевающий чёрную шляпу занят поисками того, что в данном предложении неправильно, нуждается в доработке или просто ошибочно.

Желтая шляпа: логический позитив Образ мыслей «цвета солнца» – это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации и построение позитивных умозаключений. Зеленая шляпа: креативность Мышление в зелёной шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли, а не вынесение суждения о рассматриваемой идее. Синяя шляпа: управление процессом Задача синей «мыслеварительной» шляпы заключается в обобщении всего достигнутого к настоящему времени.

Спасибо за сотрудничество!