Повышение вычислительной культуры учащихся. Составила учитель математики Яровая С. П. 2011 г. МОУ СОШ 4.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Занятие 3 Руководитель школы молодого учителя, учитель математики МЗШ 22 Иванова А.А.
Advertisements

МОУСОШ с. Донское Выполнила: учитель математики Фролова И.И г.
МОУ СОШ 4 п. Победа Заключительный урок по теме: « Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число» В ыполнила учитель м атематики Я ровая С.
Решение линейных и квадратных уравнений с параметрами в курсе математики основной школы.
Лукина Юлия Прокопьевна Учительница начальных классов МАОУ СОШ 40 Г. Чебоксары 2013 г.
«Система работы по подготовке учащихся среднего звена к ОГЭ по математике» Выполнила учитель математики МБОУ СОШ 1 Мильянович Л.А. Бугульма, 2014.
Активизация мыслительной деятельности на уроках математики во время устного счёта. Учителя начальных классов Криуленко Натальи Викторовны.
ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ 5 класс Войтенко И.П. СОШ 12 Десятичные дроби учимся записыватьчитать складывать и вычитать делить сравнивать умножать.
Содержание 1.Простые и составные числа.Простые и составные числа. 2.Разложение числа на простые множители.Разложение числа на простые множители. 3.Наибольший.
ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ 1.Десятичная запись дробных чисел. 2.Сравнение десятичных дробей. 3.Сложение и вычитание десятичных дробей. 4. Округление чисел. 5. Умножение.
Задания для устной работы 6 класс. Герасимова Елена Ивановна.
Урок-обобщение (7 класс – алгебра) МОУ "СОШ 45 г. Чебоксары" Кабуркина М. Н.1.
Назовите компоненты вычитания Уменьшаемое – Вычитаемое = Разность Вычислите: 1) 5,6 – 2,7 = 2,9 2) 12,3 – 1,8 = 3) 16,25 – 9,8 = 10,5 6,45.
«Система работы по формированию навыков табличного умножения у учащихся начальных классов» Автор: Эльсон Е.Р., учитель начальных классов МОУ нач.школа-д/с.
Выч. навыки 1 класс Итоги работы в 1-й четверти Учащиеся научились: считать до 10 и обратно; сопоставлять названия цифр, их образы и число предметов на.
Устный счет на уроках математики в 5 – 6 классах Работа учителя математики МОУ «СОШ 21» г. Балаково Горбачевой Татьяны Александровны.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ В ВЫРАЖЕНИЯХ. Цель изучения: Познакомить учащихся с правилами порядка выполнения действий в выражениях и сформировать у них.
Математика 2 класс Арифметические диктанты Автор: Курова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ 1 г. Камешково Автор: Курова Татьяна Владимировна,
«Развитие познавательных способностей учащихся при организации устного счета на уроках математики в начальных классах»
Часть 6 3 класс. Арифметические действия (50 часов) Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число. Наименьший и наибольший.
Транксрипт:

Повышение вычислительной культуры учащихся. Составила учитель математики Яровая С. П г. МОУ СОШ 4

Предисловие Предисловие Одной из основных задач преподавания курса математики является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Одной из основных задач преподавания курса математики является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа её закладывается в первые пять, шесть лет обучения. В этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий ( сложение, вычитание, умножение, деление 5, возведение в степень). Последующие годы полученные умения и навыки совершенствуются закрепляются в процессе изучения математики, физики, химии и других предметов. Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа её закладывается в первые пять, шесть лет обучения. В этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий ( сложение, вычитание, умножение, деление 5, возведение в степень). Последующие годы полученные умения и навыки совершенствуются закрепляются в процессе изучения математики, физики, химии и других предметов. Вычислительные умения и навыки можно считать сформированными только в том случае, если учащиеся умеют с достаточной беглостью выполнять математические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, рациональными числами, а так же производить тождественные преобразования различных числовых выражений и приближенные вычисления. Вычислительные умения и навыки можно считать сформированными только в том случае, если учащиеся умеют с достаточной беглостью выполнять математические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, рациональными числами, а так же производить тождественные преобразования различных числовых выражений и приближенные вычисления.

Требования к вычислительным умениям и навыкам учащихся Требования к вычислительным умениям и навыкам учащихся О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждаться в правильности полученных результатов. О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждаться в правильности полученных результатов. Устные вычисления. Устные вычисления. В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. К устным относят все приемы для случаев вычислений в пределах 100, а также сводящихся к ним приемы вычислений для случаев за пределами 100 ( например прием для случая 900·7 будет устным, так как он сводится к приему для В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. К устным относят все приемы для случаев вычислений в пределах 100, а также сводящихся к ним приемы вычислений для случаев за пределами 100 ( например прием для случая 900·7 будет устным, так как он сводится к приему для случая 9·7 ). случая 9·7 ). К письменным, относят приемы для всех других случаев вычислений над числами большими 100. К письменным, относят приемы для всех других случаев вычислений над числами большими 100. Устная работа на уроках математики имеет большое значение. Особенно можно выделить так называемые устные упражнения. Они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название устный счет. Устная работа на уроках математики имеет большое значение. Особенно можно выделить так называемые устные упражнения. Они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название устный счет. Важность и необходимость устных упражнений доказывать не Важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходиться. приходиться. Создание определённой системы повторения ранее изученного Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течении всех трех, четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течении всех трех, четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения проводятся в вопросно- ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения проводятся в вопросно- ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплекте имеют большое значение. В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплекте имеют большое значение.

Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи: Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи: 1) Воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя. 1) Воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя. 2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся. 2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся. 3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. 3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Так как уроки математики имеют кроме основной задачи, связанной с изучением текущего материала, еще ряд Так как уроки математики имеют кроме основной задачи, связанной с изучением текущего материала, еще ряд задач относящихся к закреплению пройденного материала и подготовке к новым вопросам, а в нашем случае к повышению познавательного интереса, то с этой задач относящихся к закреплению пройденного материала и подготовке к новым вопросам, а в нашем случае к повышению познавательного интереса, то с этой точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устных упражнений. точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устных упражнений. Для эффективного использования устных упражнений, нужно правильно определить их место в системе формирования понятий и навыков. Для эффективного использования устных упражнений, нужно правильно определить их место в системе формирования понятий и навыков.

Виды упражнений для устных вычислений. Виды упражнений для устных вычислений. Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды 1) Нахождение значений математических выражений. 1) Нахождение значений математических выражений. Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Выражения могут включать одно и более действий. Выражения с несколькими действиями могут включать действия одной ступени или разных ступеней. Выражения могут включать одно и более действий. Выражения с несколькими действиями могут включать действия одной ступени или разных ступеней. Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий. Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий. 2) Сравнение математических выражений. 2) Сравнение математических выражений. Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше. Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.

3) Решение уравнений. 3) Решение уравнений. Это прежде всего простейшие уравнения (х+2=10) и более сложные (15·х-9=51) Это прежде всего простейшие уравнения (х+2=10) и более сложные (15·х-9=51) Уравнение можно предлагать в разных формах: Уравнение можно предлагать в разных формах: - решение уравнения 24:х=3 - решение уравнения 24:х=3 - из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40? - из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40? - найдите неизвестное число: 73-х= найдите неизвестное число: 73-х= я задумал число, умножил его на 5 и получил 85. Какое число я задумал? - я задумал число, умножил его на 5 и получил 85. Какое число я задумал? Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий. арифметических действий.

4) Решение задач. 4) Решение задач. Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи. Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи. Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков. навыков. Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность. их мыслительную деятельность.

Формы восприятия устного счета. Формы восприятия устного счета. 1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) – 1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память. при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память. 2) Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без 2) Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений. записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений. 3) Комбинированный. 3) Комбинированный. А так же: А так же: - обратная связь (показ ответов с помощью карточек). - обратная связь (показ ответов с помощью карточек). - задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность) - задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность) - упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки). - упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).

Организация занятий по устному счету. Организация занятий по устному счету. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно. когда устно вычислять трудно. Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для этого можно подобрать из учебника или специальных сборников. Устные этого можно подобрать из учебника или специальных сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока. времени урока.

При подборе упражнений для урока следует учитывать, что При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске. прибегать к записям или рисункам на доске. Вывод: Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует Вывод: Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно- интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно- познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. На наш взгляд, вызывая интерес и прививая личностных качеств ребенка. На наш взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала. условие сознательного усвоения материала.

Элективный курс Повышение вычислительной культуры учащихся Составила учитель математики Яровая С.П. Составила учитель математики Яровая С.П.

Пояснительная записка Курс может привлечь своим содержанием учащихся классов, которым интересна математика и ее приложения, и которым очень важно развить свои способности и получить желаемый результат на итоговой аттестации. Хорошо известно, что учащиеся владеющие навыками устного счета, быстрее осваивают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления. В устных вычислениях развиваются: память, быстрота реакции, сосредоточенность - важнейшие элементы общего образования. Поэтому отработка достаточно устойчивых вычислительных навыков необходима. Цель этой работы предложить методику развития вычислительных навыков учащихся, что дает возможность развить способности быстро анализировать решение, прикидывать результаты. Умение быстро считать освобождает время на логическое осмысление более сложных и многовариантных задач. Задачи курса: обеспечение достаточно прочной базовой математической подготовки, необходимой для продуктивной деятельности в современном информационном мире; овладение определенным уровнем математической культуры. Методика дает возможность учителям творчески подходить к изучению и повторению тем школьного курса, освобождая время урока для более интересных и нестандартных задач. Применять данную методику целесообразно с пятого по одиннадцатый класс. Особенно при подготовке к сдаче ЕГЭ. Практика показывает, что чем старше становятся дети, тем хуже они считают устно. Типичные ошибки полученные учениками на итоговой аттестации связаны с невнимательностью и легкомысленным отношением к так называемым простым задачам. В условиях современной школы этот курс полезен для любого профиля (гуманитарного, экономического, естественно – научного, компьютерного, математического).

На каждом конкретном уроке задачи устного счета меняются, в некоторых случаях это подготовка изучения нового материала или, наоборот, закрепление изученного. Например, отработка навыка округления натуральных чисел позволяет легче перейти к округлению десятичных дробей с определенной степенью точности. Включая упражнения в необходимой последовательности, например - 42; 43; 44; 162; 0,42; 0,43; 0,44; 1,62, можно обобщить знания по изученным темам и подвести к изучению более сложных вопросов (действия со степенями или корнями). В устных упражнениях хорошо отрабатывается умение находить процент от числа, число по его части, а также простые упражнения на сложение и вычитание отрицательных чисел, полезна работа с единицами измерения величин. В старших классах очень важно отработать в устных упражнениях свойства логарифмической, показательной и степенной функций. Отрабатывается не только техника устного счета, идет усвоение понятий: разрядные слагаемые, число и цифра, процент, функция и ее свойства, арифметический корень и т. д. В работе подробно изложена система устного счета при изучении всех тем пятого и шестого класса, дана методика проведения его. А также предложена система устных упражнений для основных тем алгебры и начала анализа. Методика проведения устного счета. Устный счет желательно проводить не менее трех раз в неделю. Карточка состоит из 25 числовых выражений. Учитель читает задание в течение мин. Ученики записывают значение каждого числового выражения через запятую в строку. Проверка проводится следующим образом: учитель проверяет каждую работу или один из учеников читает свои ответы, остальные проверяют работы друг друга. Оценка 5 ставится за верно выполненные 25 упражнений; за ошибки из 25 упражнений ставится оценка 4; за ошибки ставится 3 (оценки в журнал выставляют по желанию ученика). Один раз в месяц или в четверть, все оценки за проведенный устный счет выставляются в журнал. Такая форма проверки знаний дает возможность каждому ученику в процессе работы усвоить приемы устного счета и не боятся за получение неудовлетворительных оценок. Анализ ошибок. В результате применения данной методики повышается интерес учащихся к математике. Увеличивается скорость вычислений. Уменьшается количество ошибок при изучении сложных тем. Идет более глубокое усвоение основных знаний. Отрабатываются базовые понятия. Предложенная система организует учащихся, это своеобразный мозговой штурм. Содержание материала соответствует целям предпрофильной подготовки и обладает новизной для учащихся. Важно понять целесообразность предлагаемой методики, и почему так подробно рассмотрены вопросы изучаемые в пятом, шестом и седьмом классах.

Тематическое планирование Тема Количество часов Методика проведения устного счета. Некоторые приемы устного счета. 1 Натуральные числа Делимость натуральных чисел. 1 Общие свойства обыкновенных дробей и преобразование обыкновенных дробей. Действия с рациональными числами. 1 Алгебраические выражения. Формулы сокращенного умножения 1 Действительные числа 1 Квадратные корни 2 Квадратные неравенства 1 Степень с целым показателем 2 Прогрессии 2 Тригонометрические формулы 4 Тригонометрические уравнения 2 Линейная и квадратичная функции 1 Степенная функция 2 Показательная функция 2 Логарифмическая функция 2 Производная 2 Интеграл 2 Резерв 4

Система упражнений для устного счета Натуральные числа При изучении темы вводятся следующие приемы устного счета: умножение на 5, умножение на 11, умножение на 25, умножение на 101, умножение на умножение на 0,5. умножение на 0,2. Отрабатывается не только техника устного счета, идет усвоение понятий: разрядные слагаемые, число и цифра, четное и нечетное число. В устный счет включаются упражнения: округлить число до единиц, округлить число до десятков, округлить число до тысяч, округлить число до десятков тысяч...

Это дает возможность одну из самых сложных тем этой главы закреплять в течение длительного периода без большой потери времени на уроках. При повторении одних и тех же упражнений, входящих через определенные интервалы времени в устный счет, идет запоминание наиболее часто встречающихся выражений, например: 12 * 11; 132 / 11; 17 * 3; 7 * 11 * 13 = 1001 и разложить на простые множители число Шахерезады. Умножение на 5: а) четного числа; б) нечетного числа. Умножение на 11: а) отрабатывается вычислительный навык на числах, сумма цифр которых меньше 10 (двузначных); например: 35 * 11; 72 * 11; 13 * б) затем, на числах, сумма цифр которых больше или равна 10: 73 * 11; 49 * 11; 82 * Далее задания усложняются: 135 * 5; 223 * 5; 1488 * 5; 132 / 11; 253 / Если данный навык отработан, вводится умножение на 25 (слагаемые четного числа, а затем нечетного). Закрепление умножения на 11; умножения на 5; умножения на 25.

Карточка 1. Карточка 1. 35*11132/1113*54*2541*2578*11143/1115*512*2543*2593*1112*519* 524*2525*2547*1118*5224*532*25242*2518*1124*51488*516*25124* 25После того как учащиеся усвоили умножение на 5, на 11, на 25, полезно вводить в устный счет упражнения по теме - Округление чисел. 35*11132/1113*54*2541*2578*11143/1115*512*2543*2593*1112*519* 524*2525*2547*1118*5224*532*25242*2518*1124*51488*516*25124* 25После того как учащиеся усвоили умножение на 5, на 11, на 25, полезно вводить в устный счет упражнения по теме - Округление чисел. Например: Карточка 2. Например: Карточка 2. 35*11132/1112*54*2585*11143/1118*58*2555*11165/1113*516*2569* 1199*1115*541*2518*1191*1119*543*25 35*11132/1112*54*2585*11143/1118*58*2555*11165/1113*516*2569* 1199*1115*541*2518*1191*1119*543*25 число округлить до единиц, до десятков, до сотен, до тысяч, до десятков тысяч. число округлить до единиц, до десятков, до сотен, до тысяч, до десятков тысяч. Умножение на 101, на Умножение на 101, на а) Умножение двузначного числа на 101;умножение трехзначного числа на 1001, например: 23*101 = 2323; 123*1001 = а) Умножение двузначного числа на 101;умножение трехзначного числа на 1001, например: 23*101 = 2323; 123*1001 = б) Умножение трехзначного числа на 101 и четырехзначного числа на б) Умножение трехзначного числа на 101 и четырехзначного числа на * 101 = * 101 = * 1001 = * 1001 =

в) Умножение трехзначного числа на 101, если сумма цифр первой и последней цифры больше, либо равна 10. в) Умножение трехзначного числа на 101, если сумма цифр первой и последней цифры больше, либо равна 10. Умножение четырехзначного числа на 1001, если сумма цифр первой и последней больше, либо равна 10, например: 248*101 = *1001 = Умножение четырехзначного числа на 1001, если сумма цифр первой и последней больше, либо равна 10, например: 248*101 = *1001 = г) Примеры карточек: г) Примеры карточек: Карточка 3. Карточка 3. 33*11 12*5 32*25 18* * *11 12*5 32*25 18* * *11 244*5 64*25 71* * *11 244*5 64*25 71* * *11 13*5 16*25 43* * *11 13*5 16*25 43* * *11 17*5 41*25 61* * *11 17*5 41*25 61* * *11 19*5 25*25 64* * *11 19*5 25*25 64* *1001 Карточка 4. Карточка 4. 82*11 19*5 41*25 28* * *11 19*5 41*25 28* * *11 23*5 18*25 573* * *11 23*5 18*25 573* * *11 16*25 62* * * *11 16*25 62* * * *5 25*25 53* * * *5 25*25 53* * * *5 32*25 237* * * *5 32*25 237* * *1001 Целесообразно повторять одни и те же числа, тогда не только отрабатывается техника счета, но и идет запоминание. Целесообразно повторять одни и те же числа, тогда не только отрабатывается техника счета, но и идет запоминание.

Карточка 5. Карточка 5. 55*11 13*5 27* * * *11 13*5 27* * * *11 19*5 323* * * *11 19*5 323* * * *11 16*25 135* * * *11 16*25 135* * * *5 64* * * * *5 64* * * * *5 25* * * * *5 25* * * *1001 А также в устный счет включаются упражнения на нахождение неизвестного частного: неизвестного делимого и деление натуральных чисел, оканчивающихся нулем на разрядную единицу 10; 100; , А также в устный счет включаются упражнения на нахождение неизвестного частного: неизвестного делимого и деление натуральных чисел, оканчивающихся нулем на разрядную единицу 10; 100; , Например: 6 = 24 / x; 6 = x / 4; 50 / 10; 500 / 100; 5500 / 100 Например: 6 = 24 / x; 6 = x / 4; 50 / 10; 500 / 100; 5500 / 100 Полезны упражнения на запоминание квадратов чисел второго десятка. Для развития познавательного интереса следует ввести счет лодочкой. Показать как считали древние греки. Этот прием основан на умножении по разрядам, например: Полезны упражнения на запоминание квадратов чисел второго десятка. Для развития познавательного интереса следует ввести счет лодочкой. Показать как считали древние греки. Этот прием основан на умножении по разрядам, например: Таким образом идет запоминание квадратов чисел второго десятка. Таким образом идет запоминание квадратов чисел второго десятка. Затем ввести умножение двузначных чисел на 15; естественно, повторяя и закрепляя, изученный ранее материал. Затем ввести умножение двузначных чисел на 15; естественно, повторяя и закрепляя, изученный ранее материал.

Пример карточки: Пример карточки: Карточка 6. Карточка 6. 16*11 13*5 187* * *11 13*5 187* * *11 244*5 1872* * *11 244*5 1872* * *11 4*25 38*101 14* *11 4*25 38*101 14* *11 16*25 382*101 22* *11 16*25 382*101 22* *5 45*25 8*125 23* *5 45*25 8*125 23* Затем показать прием возведения двузначного числа, оканчивающегося на 5 в квадрат. Затем показать прием возведения двузначного числа, оканчивающегося на 5 в квадрат. Установить связь между различными единицами площади. Установить связь между различными единицами площади. Упражнения для устного счета: Упражнения для устного счета: а) 152; 252; 352; 452; 552; 652; 752; 852; 952; а) 152; 252; 352; 452; 552; 652; 752; 852; 952; б) выразить в мм 2: 1 м 2; 1 см 2; 1 дм 2; 1 км 2; б) выразить в мм 2: 1 м 2; 1 см 2; 1 дм 2; 1 км 2; в) выразить в м 2: 1 км 2; 1 дм 2; 1 см 2. в) выразить в м 2: 1 км 2; 1 дм 2; 1 см 2.

Пример карточки: Пример карточки: Карточка 7. Карточка 7. 16* ,5 2 15*101 16* ,5 2 15*101 91* , *1001 Сколько в 91* , *1001 Сколько в 82* ,5 2 1 м - мм ? 82* ,5 2 1 м - мм ? 49* *15 1 м - см ? 49* *15 1 м - см ? *8 18*15 1 м - дм ? *8 18*15 1 м - дм ? м - км ? м - км ? 1 м 2 – см 2 1 м 2 – см 2 1 м 2 - дм 2 1 м 2 - дм 2 1 м 2 - мм 2 1 м 2 - мм 2 Отрабатывается навык перевода различных единиц площади. Отрабатывается навык перевода различных единиц площади.

1.2 Дробные числа. 1.2 Дробные числа. Таким образом, перед изучением дробных чисел учащиеся хорошо знают приемы устного счета: Таким образом, перед изучением дробных чисел учащиеся хорошо знают приемы устного счета: умножение на 5; умножение на 5; умножение на 11; умножение на 11; умножение на 15; умножение на 15; умножение на 25; умножение на 25; умножение на 101; умножение на 101; умножение на 1001; умножение на 1001; счет лодочкой; счет лодочкой; возведение в квадрат двузначного числа оканчивающегося на 5; возведение в квадрат двузначного числа оканчивающегося на 5; квадрат чисел второго десятка. квадрат чисел второго десятка. Отработаны понятия: Отработаны понятия: разрядные слагаемые; разрядные слагаемые; число и цифра; число и цифра; четное и нечетное число; четное и нечетное число; отработан навык округления натурального числа с определенной степенью точности. отработан навык округления натурального числа с определенной степенью точности. Установлена связь между различными единицами площади, что помогает более быстрому изучению следующих тем: Установлена связь между различными единицами площади, что помогает более быстрому изучению следующих тем: сравнение десятичных дробей; сравнение десятичных дробей; деление десятичных дробей на разрядные единицы - 10; 100; 1001; 0,1; 0,01; 0,001; деление десятичных дробей на разрядные единицы - 10; 100; 1001; 0,1; 0,01; 0,001; округление десятичных дробей; округление десятичных дробей; сравнение обыкновенных дробей. сравнение обыкновенных дробей. Полезно в устный счет вводить следующие упражнения (что больше): Полезно в устный счет вводить следующие упражнения (что больше): что больше ?: 5/4 или 1; 3/4 или 7/4; 2/5 или 5/5; что больше ?: 5/4 или 1; 3/4 или 7/4; 2/5 или 5/5; записать в виде неправильной дроби или наоборот выделить целую часть, например: 5/4 = 4 1/4; 5/2 = 2 1/2; 1 3/4 = 7/4.... записать в виде неправильной дроби или наоборот выделить целую часть, например: 5/4 = 4 1/4; 5/2 = 2 1/2; 1 3/4 = 7/ /7 - 2/7; 1/3 + 4/3. 5/7 - 2/7; 1/3 + 4/3.

Пример карточки: Пример карточки: Карточка 8. Карточка 8. 37*11 43*25 147* /7 - 2/7 37*11 43*25 147* /7 - 2/7 99*11 15*15 348*101 что > ? 2/3 или 7/3 ¾ - ¼ 99*11 15*15 348*101 что > ? 2/3 или 7/3 ¾ - ¼ 18*5 24* *1001 5/4 или 1 ½ + 3/2 18*5 24* *1001 5/4 или 1 ½ + 3/2 17*5 28* *1001 1/2 или 2/4 8/9 + 2/9 17*5 28* *1001 1/2 или 2/4 8/9 + 2/9 16*25 128* /3 или 3/9 11/12 - 5/12 16*25 128* /3 или 3/9 11/12 - 5/12 После изучения метрической системы измерения величин необходимо вводить упражнения на закрепление: пример карточки: После изучения метрической системы измерения величин необходимо вводить упражнения на закрепление: пример карточки:

Карточка 9. Карточка 9. 73*11 12* *1001 число 25, *11 12* *1001 число 25, *11 18* округлить 49*11 18* округлить 17*5 48* до тысячных 17*5 48* до тысячных 21*5 148*101 записать в м до сотых 21*5 148*101 записать в м до сотых 16*25 348*101 2 мм до десятых 16*25 348*101 2 мм до десятых 41*25 148* дм до единиц 41*25 148* дм до единиц 16*4 2 см 16*4 2 см 17*33 м, 4 дм, 7 мм 17*33 м, 4 дм, 7 мм Как правило округления десятичных дробей усваивается легче. Как правило округления десятичных дробей усваивается легче.

Полезно вводить в устный счет умножение десятичных дробей на 10; 100;1000; и деление десятичных дробей на 10; 100; Полезно вводить в устный счет умножение десятичных дробей на 10; 100;1000; и деление десятичных дробей на 10; 100; Пример карточки: Пример карточки: Карточка 10. Карточка *1114* ,35*101,35/ *1121* ,35*1002,01*10 13*535* ,35*10002,01*100 23*5135* ,35/102,01* *25142* ,35/1002,01*10000

Пример карточки: Карточка 11. Пример карточки: Карточка % от 1 руб, 50% от 1 руб, 100% от 1 руб, 100% от 1 руб, 150% от 1 руб, 150% от 1 руб, 200% от 1 руб, 200% от 1 руб, 300% от 1 руб. 300% от 1 руб. Затем задачу усложнить, находить процент от 2; 3; 5 рублей. В результате задача нахождения процента от числа отрабатывается. Затем задачу усложнить, находить процент от 2; 3; 5 рублей. В результате задача нахождения процента от числа отрабатывается.

При изучении объема прямоугольного параллелепипеда ученики запоминают кубы чисел первого десятка: 23; 33; Затем задачу усложняют: 0,23; 0,33;... 0,93. При изучении объема прямоугольного параллелепипеда ученики запоминают кубы чисел первого десятка: 23; 33; Затем задачу усложняют: 0,23; 0,33;... 0,93. Пример карточки 12 Пример карточки 12 64*113,2* % от 6 руб.1,3*10 7,5*1114*152,5 2 10% от 6 руб. 1,3*100 24*51,4*150, % от 6 руб. 1,3*1000 2,4*538*1011, % от 6 руб. 1,3/10 32*25456*10010, % от 6 руб. 1,3/100

.Например:.Например: 35*9 = 35*(10 - 1) = = *9 = 35*(10 - 1) = = *99 = 35*( ) = = *99 = 35*( ) = = *999 = 35*( ) = = *999 = 35*( ) = = Карточка *11 18*151,7* *111,8* , *1164*251, ,5 3 13*56,4*250, *0,3 1,3*517*1010, *0,4 Целесообразно ввести умножение на 9; 99; 999.Например:

Идет закрепление ранее изученного материала. Идет закрепление ранее изученного материала. Для развития познавательного интереса учеников ввести прием устного счета - умножение чисел вида:92*94; 93*96; 95* Для развития познавательного интереса учеников ввести прием устного счета - умножение чисел вида:92*94; 93*96; 95* дополнение до ста 8 92 дополнение до ста 8 94 дополнение до ста 6 94 дополнение до ста = = 86 92*94 = *94 = *99 = *99 = 9405

Усвоены приемы устного счета: Усвоены приемы устного счета: умножение на 5; умножение на 5; умножение на 11; умножение на 11; умножение на 15; умножение на 15; умножение на 25; умножение на 25; умножение на 9; умножение на 9; умножение на 99; умножение на 99; умножение на 999; умножение на 999; умножение на 101; умножение на 101; умножение на 1001; умножение на 1001; умножение на 10; умножение на 10; умножение на 100; умножение на 100; умножение на 1000; умножение на 1000; деление на 10; деление на 10; деление на 100; деление на 100; деление на 1000; деление на 1000; умножение лодочкой; умножение лодочкой; учащиеся запомнили кубы чисел первого десятка; учащиеся запомнили кубы чисел первого десятка; квадрат чисел второго десятка; квадрат чисел второго десятка; умеют находить процент от числа; умеют находить процент от числа; знают метрическую систему измерения величин; знают метрическую систему измерения величин; умеют округлять натуральные числа, десятичные дроби с определенной степенью точности; умеют округлять натуральные числа, десятичные дроби с определенной степенью точности; могут производить в уме сложение и вычитание обыкновенных дробей; могут производить в уме сложение и вычитание обыкновенных дробей; сравнивать числа. сравнивать числа.

Учащимися легко усваиваются признаки делимости на 10; 5; 2; 9 и 3. Учащимися легко усваиваются признаки делимости на 10; 5; 2; 9 и 3. Перед изучением тем: наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное, полезно обработать понятия: простое число, составное число, делители числа, кратные числа. Пример карточки: Карточка 14. Перед изучением тем: наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное, полезно обработать понятия: простое число, составное число, делители числа, кратные числа. Пример карточки: Карточка *1115*514*925 2 Написат ь 46*1164*2514*992,5 2 все дел ите ли 12*1532*2514*99 9 0,25 2 чисел: 22*1515* перевод ед *5251* ,5 2 5 см м м 2 км дм 3 м 3 24

Пример карточки: Карточка 15. Пример карточки: Карточка *11137*100116* Написать 59*1115*512*153 по 3 кр. 91*1564* Чисел: 191*10123*5 1, *10141*250,130,

Такая работа позволяет более четко представлять различие НОК и НОД. Пример карточки: Карточка 16. Пример карточки: Карточка * *1513*517*324Д: 47*1 1 16* *3НОК(17; 21); НОК(12; 18); 91*1 1 4* *3НОД(17; 21); НОД(12; 18); 12*1 5 15* *8 18* * Д:

Общие свойства обыкновенных дробей и преобразование обыкновенных дробей. Общие свойства обыкновенных дробей и преобразование обыкновенных дробей. Примеры карточек: Карточка 17. Примеры карточек: Карточка * *10014*0,25 1,6*5 1, *100140*0,025 17* /2 + 1/38*0,125 43*2512* /31/4 = 0,25 16*11 1,2* /31/8 = 0,125 1,6*1135*1011/40 = 0, * = 11*13*7

Карточка 18. Карточка 18. В этой же теме вводятся упражнения на нахождение процентов от данного числа. В этой же теме вводятся упражнения на нахождение процентов от данного числа. 24* /31/8 + 0,1254/3 : ¾ 17*51/3 + ½1/4 = 0,253/7 * ½ 12*151 - ¾1/3 = ?1 1/2 * 1/3 41* /31/3 * 2/54*25 125*251/40 - ?8*125 40*0,25

1.3 Деление обыкновенных дробей. Пропорция. 1.3 Деление обыкновенных дробей. Пропорция. В устный счет включаются задания следующего рода: В устный счет включаются задания следующего рода: а) Найти число обратное данному: 3/5; 10/11; 13/7; 10; 9; 3 1/3. а) Найти число обратное данному: 3/5; 10/11; 13/7; 10; 9; 3 1/3. б) Вычислить: 9/8 : 3/4; 2/5 : 1/10; 1/3 : 1/6... б) Вычислить: 9/8 : 3/4; 2/5 : 1/10; 1/3 : 1/6... в) Найти число: 1/3 которого равна 2 в) Найти число: 1/3 которого равна 2 3/4 которого равна 15 3/4 которого равна 15 0,6 которого равна 12 0,6 которого равна 12 20% от числа 40 20% от числа 40 г) 1/9 от 90 ; 1,5 / 0,5 г) 1/9 от 90 ; 1,5 / 0,5 Важной темой является нахождение числа по его проценту, поэтому необходимо включать в устный счет данные задания в течении длительного времени. Важной темой является нахождение числа по его проценту, поэтому необходимо включать в устный счет данные задания в течении длительного времени. д) Выразить в процентах изменение величины: от 4 до 6; от 100 до д) Выразить в процентах изменение величины: от 4 до 6; от 100 до е) Решить уравнения: у : 20 = 30,8 : s = 0,2, x : 1/3 = 6. е) Решить уравнения: у : 20 = 30,8 : s = 0,2, x : 1/3 = 6.

Примеры карточек: 19. Примеры карточек: *2573*11 Если 20%составляет 250,23*10 23* ,23*100 19* /2 + 1/3 изменение вел. в % 0,23/10 482*51/3 от 64 – 1 1/2От 4 до 60,23/ *1520% от 25Сколько %От 5 до 25C-?; R=5 6 от 12От 5 до 15C-?; R=10 5 от 25S кр -?; R=5

Карточка 20. Карточка *548*111/3 от 9 изм. вел. в %Найти число 23* % от 10 с 3 до 6 обратное 17* если 1/3 состав. 9 с 6 до 8 данному 43* % сост. 101/3 + 1/23/5 37* Сколько % 4 сост. от /3 10/11 3 от /3 С - ? d-100; S кр -? d-100.

1.4 Положительные и отрицательные числа 1.4 Положительные и отрицательные числа Перед изучением темы Положительные и отрицательные числа учащиеся хорошо понимают, как находить часть от числа, процент от числа, число по его проценту, сколько процентов одно число составляет от другого, изменение величины в процентах. Умеют раскладывать составные числа на простые множители, сравнивать обыкновенные дроби, находить НОД и НОК, отработаны формулы длины окружности и площади круга. Учащиеся усвоили, что число 4 укладывается в сотне двадцать пять раз и число восемь раз в Перед изучением темы Положительные и отрицательные числа учащиеся хорошо понимают, как находить часть от числа, процент от числа, число по его проценту, сколько процентов одно число составляет от другого, изменение величины в процентах. Умеют раскладывать составные числа на простые множители, сравнивать обыкновенные дроби, находить НОД и НОК, отработаны формулы длины окружности и площади круга. Учащиеся усвоили, что число 4 укладывается в сотне двадцать пять раз и число восемь раз в Далее нужно включать задания на определение числа: а) приведите примеры положительных, отрицательных, противоположных чисел; Далее нужно включать задания на определение числа: а) приведите примеры положительных, отрицательных, противоположных чисел; б) сравнить какое из чисел больше (- 3) или 4 б) сравнить какое из чисел больше (- 3) или 4 на раскрытие понятия модуль числа, например: на раскрытие понятия модуль числа, например: -3 ; 5 ; -3 1/3 ; найти число, модуль которого равен 5; показать на числовой оси числа, модуль которых равен ; 5 ; -3 1/3 ; найти число, модуль которого равен 5; показать на числовой оси числа, модуль которых равен 2.

Пример карточки: Карточка 21. Пример карточки: Карточка *252138*10011/3 + ¾Что больше ? 19*518*15 -1,5 -3 1/3 или -1/3 33*151/3 от ,5 или -3,5 49*1125% от или -4 78*1011/3 сост /3 0 или 2 25% сост или -4 Раскрыть скобки:-(-3)+(-3), -(+3), +(+3), - (-2,5)

1.5 Действия с рациональными числами. 1.5 Действия с рациональными числами. Безусловно, сложение двух отрицательных чисел и сложение двух чисел с разными знаками - основной вопрос для включения в устный счет. Например: -2 + (- 3); 2 + (-3 1/2); /2; -3 + (-2,5) упражнения такого рода позволяют при более сложных вычислениях не допускать ошибок, например: вычислить -2 + (- 3) - (-6) - (+5) + 7 и т.д. Безусловно, сложение двух отрицательных чисел и сложение двух чисел с разными знаками - основной вопрос для включения в устный счет. Например: -2 + (- 3); 2 + (-3 1/2); /2; -3 + (-2,5) упражнения такого рода позволяют при более сложных вычислениях не допускать ошибок, например: вычислить -2 + (- 3) - (-6) - (+5) + 7 и т.д. В этой же теме при составлении карточек учителю следует не забывать задания на раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых. Пример: В этой же теме при составлении карточек учителю следует не забывать задания на раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых. Пример: раскрыть скобки -(a + b); -(a - b); +(a + b); + (a - b). раскрыть скобки -(a + b); -(a - b); +(a + b); + (a - b). Приведите подобные слагаемые: a+2b; 2a+4a+4; Приведите подобные слагаемые: a+2b; 2a+4a+4; 2a a-3+1.

Пример карточки: Карточка 22. Пример карточки: Карточка *51,2* (-3) -(-a) 19*51,2*1, (2 - a)+(-a) 16* (2 - a)-(+a) 1,6* – 3+(-3) -3 32*25 1,6 2 -2, /2 64*250,35*100

В конце учебного года учащиеся владеют достаточно прочными навыками устных вычислений. Снижается количество ошибок, допускаемых учениками в сложных вычислениях. Действия с рациональными числами выполняются осмысленно, с применением приемов устного счета. Эта методика дает возможность учителям творчески подходить к изучению и повторению тем школьного курса, освобождая время урока для более интересных и нестандартных задач. В конце учебного года учащиеся владеют достаточно прочными навыками устных вычислений. Снижается количество ошибок, допускаемых учениками в сложных вычислениях. Действия с рациональными числами выполняются осмысленно, с применением приемов устного счета. Эта методика дает возможность учителям творчески подходить к изучению и повторению тем школьного курса, освобождая время урока для более интересных и нестандартных задач. Умение учащихся находить процент от числа, изменение величины в процентах, число по его проценту и т.д. позволяет усложнить текстовые задачи, что развивает логическое мышление. Умение учащихся находить процент от числа, изменение величины в процентах, число по его проценту и т.д. позволяет усложнить текстовые задачи, что развивает логическое мышление. Полезно включить в устные упражнения приемы счета с использованием формул сокращенного умножения, например: Полезно включить в устные упражнения приемы счета с использованием формул сокращенного умножения, например: ; 492; ; 492; 512. Эта тема интересует ребят; они находят новые приемы устного счета, что оживляет уроки. Эта тема интересует ребят; они находят новые приемы устного счета, что оживляет уроки.

Пример карточки: Пример карточки: Карточка 23. Карточка *53,2* *51,2*1,20,35* х = 2 16*111,2* (2 – a) 3 1,6* (-3)Если к 1 =к 2, то а ? в 32*251, (2 – a)Если к * к 2 =-1, то а ? в

Подробно изучив предложенную методику, на примере тем 5,6,7 классов и карточки к темам алгебры и начала анализа каждый учитель творчески сможет подойти к составлению карточек. Подробно изучив предложенную методику, на примере тем 5,6,7 классов и карточки к темам алгебры и начала анализа каждый учитель творчески сможет подойти к составлению карточек. 2.1 Арифметический корень натуральной степени. 2.1 Арифметический корень натуральной степени. Пример карточки: Пример карточки: 2²2²2²2²4298 4²4²4²4² ²2²2²2²

-2² *0,1 25 2* *49-9* * * ,2*0,04 х

Литература для учащихся и учителя Литература для учащихся и учителя Э. Катлер, Р. Мак-Шейн. Система быстрого счета по Трахтенбергу. -М., Просвещение, 1967 г. Э. Катлер, Р. Мак-Шейн. Система быстрого счета по Трахтенбергу. -М., Просвещение, 1967 г. С.С. Минаева. О формировании навыков вычислений в уме. Журнал: Математика в школе М., Педагогика, 1987 г. С.С. Минаева. О формировании навыков вычислений в уме. Журнал: Математика в школе М., Педагогика, 1987 г.

МОУ СОШ 4 п. Победа Заключительный урок по теме: « Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число» « Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число» Выполнила учитель математики Яровая С. П. Выполнила учитель математики Яровая С. П г г.

Тема урока: « Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число» Тема урока: « Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число» Цель урока: Цель урока: Повторить навыки устного счета: Повторить навыки устного счета: -умножение и деление на 10, 100, 1000, …. -умножение и деление на 10, 100, 1000, …. -умножение и деление на 0,1; 0,01; 0,001;... -умножение и деление на 0,1; 0,01; 0,001;... -умножение и деление на 11; -умножение и деление на 11; -умножение и деление на 0,5; 0,2. -умножение и деление на 0,5; 0,2. Проверить навыки умножения и деления на натуральное число. Проверить навыки умножения и деления на натуральное число. Подготовить учащихся к контрольной работе по данной теме. Подготовить учащихся к контрольной работе по данной теме. Предварительная подготовка: Предварительная подготовка: В ходе изучения данной темы выявить учащихся-консультантов (успешно освоивших данную тему, знания по которой учителем проверены заранеее ) В ходе изучения данной темы выявить учащихся-консультантов (успешно освоивших данную тему, знания по которой учителем проверены заранеее ) Во время урока консультанты оценивают ответы каждого ученика, выставляя баллы. Во время урока консультанты оценивают ответы каждого ученика, выставляя баллы. Учащиеся делятся на три группы, каждая из них получает задания на карточках красного, зеленого и желтого цвета. Задания на доске пишутся для каждой группы соответствующим цветом. Учащиеся делятся на три группы, каждая из них получает задания на карточках красного, зеленого и желтого цвета. Задания на доске пишутся для каждой группы соответствующим цветом.

Ход урока: I. Ответы на вопросы. 1. Как разделить десятичную дробь на 10,100,1000,…? 2. Как найти объем прямоугольного параллелепипеда? 3. Верно ли утверждение, что любая неправильная дробь больше единицы? 1. Как умножить десятичную дробь на целое число? 2. Как найти периметр прямоугольника? 3. Чтобы число разделить на 0,5 можно его … 1. Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000, ….? 2. Как найти площадь прямоугольника? 3. Верно ли утверждение, что любая правильная дробь меньше единицы?

II. Устный счет. 1. 5,3* :8 3. 4,8*0,5 4. 3,2* ,17 4,2*4 32,32:16 2,6*0,5 5,3*11 41,35 > 4,3 3 32,32:4 5,4*0,5 7,2*11 37,18 *10, *100,:10, : Найди пропущенное число: 36 ? 4,2 2 1,8 3 3,2 1,4 ? 7. По рисунку к задаче на встречное движение найти неизвестную величину: а) 4,6 км/ч встреча через 5 ч 5,4 км/ч >

б) встреча через ? ч 4,4 км/ч 4,4 км/ч >

III. Эстафета. Для каждой группы на доске соответствующим цветом записаны задания, решить которые надо на время. В эстафете не участвуют те учащиеся, которые недостаточно хорошо усвоили материал и которым еще нужна помощь. Им раздают карточки-подсказки. 1. По краткому условию задачи найти неизвестную величину: 5 кг. по 8 руб. Всего 68,7 руб. 7 кг. по ? руб. 2. Решить уравнения: а) х : 1.2 = 25 б) 11 * х = 78,1 3. Вычислить: 263 * Найти площадь прямоугольника: а=2,5 см. в=16 см. S=? см ²

1. По краткому условию задачи найти неизвестную величину: 5 кг. по 8 руб.68,7 руб. 7 кг. по ? руб. 2. Решить уравнения: а) х : 1.2 = 25 б) 11 * х = 78,1 3. Вычислить: 263 * Найти площадь прямоугольника: а=2,5 см. в=16 см. S=? см ²

1. По краткому условию задачи найти неизвестную величину: 6 кг. по 7 руб. Всего ? руб. 5 кг. по 9,3 руб. 2. Решить уравнения: а) х : 24 = 2,5 б) 11 * х = 39,6 3. Вычислить: 271 * Найти площадь прямоугольника: а=0,8 см. в=25 см. S=? см ²

Ответы заранее записаны на доске. Проверка осуществляется сразу после окончания решения. Консультанты вносят результаты в карточки. Ответы: 4,1; 30 ; 7,1 ; 2893 ; ,2 ; 40 ; 5,4 ; 3762 ; ,5 ; 60 ; 3,6 ; 2981 ; 20.

Карточки-подсказки: 1). 23*2,7 Пример: 32*3 Умножаю, не обращая внимания на запятую: 3,2 В результате после запятой * 3,4 отделяю столько знаков, сколько их ---- содержится в двух множителях 12 8 вместе т.е один ,8 2). 261,6 : 8 Пример: 17,78 : 7 17,78 I_ ,54 После того, как разделю целую ---- часть, поставлю запятую в 37 частном. Затем сношу по цифре и ставлю результат тат деление ). 5 х+3 х=32,8 2 х+4 х=24,6, 6 х=24,6, х=24,6:6, х=4,1. 4). 25,82:10 34,51 : 10=3,451 5). 37,41* *10=261,5

IV. Выполнение тестовых заданий. Вариант I Вариант II 1. 1:8 1. 1:25 а) 0,125 б) 1,25 в) 12,5 а) 0,4 б) 0,04 в) 2. Найти площадь прямоугольника, если его стороны равны: 2,7 м. и 82 м. 4,8 м. и 31 м. а) 221,4 б) 23,15 в) 2214 а) 148,7 б) 14,88 в) ,2: ,7:100 а)3842 б) 3,842 в) 0,3842 а)4,187 б) 41,87 в) ,02* ,004*100 а)2 б) 0,2 в) 20 а) 4 б) 0,04 в) 0,4 5. Решите уравнение: 2 у+6,4=12 2 у+5,4=11 а) 2,8 б) 0,28 в) 280 а) 2,8 б) 0,28 в) 0,4

6. Найти скорость автомашины, если: S=234,9 км. t =3 ч. S =234,9 км. t=3 ч а) 82 б) 78,3 в) 783 а) 82 б) 78,3 в) *1,1 а) 2992 б) 299,2 в) 29,92 а) 2992 б) 299,2 в) 29, *25 а) 6090 б) 609 в)60900 а) 6090 б) 609 в)60900

V. Подведение итогов, выставление оценок. Карточка консультанта: Фамилия имя Вопросы Устный счет Эстафета/ Карточка-подсказка Тест Итог ученика

Творческое эссе по теме: «Устный счет и математические диктанты, «Устный счет и математические диктанты, как средство закрепления и как средство закрепления и углубления знаний учащихся» углубления знаний учащихся»

Правильно организованные упражнения учащихся в решении задач – важное средство активизации мыслительной деятельности учащихся и развитие их творческих способностей. Правильно организованные упражнения учащихся в решении задач – важное средство активизации мыслительной деятельности учащихся и развитие их творческих способностей. Особое внимание заслуживают устные упражнения. Они эффективны кажущейся легкостью, эмоциональностью, действуют на учащихся мобилизующе, своей простотой увлекают и слабых школьников, создают в классе обстановку соревновательности. Устные упражнения способствуют развитию внимания и памяти учащихся. Особое внимание заслуживают устные упражнения. Они эффективны кажущейся легкостью, эмоциональностью, действуют на учащихся мобилизующе, своей простотой увлекают и слабых школьников, создают в классе обстановку соревновательности. Устные упражнения способствуют развитию внимания и памяти учащихся. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах. Учителю надо обращать внимание на устный счет с того самого момента, когда учащиеся переходят к нему из начальной школы. Именно в 5-6 классах мы закладываем основы обучения математике наших учеников. Не научим считать в этот период - будем и сами в дальнейшем испытывать трудности в работе, и своих учеников обречем на постоянные обидные промахи. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах. Учителю надо обращать внимание на устный счет с того самого момента, когда учащиеся переходят к нему из начальной школы. Именно в 5-6 классах мы закладываем основы обучения математике наших учеников. Не научим считать в этот период - будем и сами в дальнейшем испытывать трудности в работе, и своих учеников обречем на постоянные обидные промахи.

Устный счет лучше всего проводить так, чтобы ребята начинали с легкого, а затем постепенно брались за вычисления все более и более трудные! Если сразу обрушить на учащихся сложные устные задания, то ребята обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена. Устный счет лучше всего проводить так, чтобы ребята начинали с легкого, а затем постепенно брались за вычисления все более и более трудные! Если сразу обрушить на учащихся сложные устные задания, то ребята обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена. Следует разделять два вида устного счета. Первый – это тот, при котором учитель не только называет числа, с которыми надо оперировать, но и демонстрирует их учащимся каким-либо образом (записывает на доске, указывает по таблицам и т.д.). Подкрепляя слуховые восприятия учащихся, зрительный ряд фактически делает ненужным удерживание данных чисел в уме, чем существенно облегчает процесс вычислений. Следует разделять два вида устного счета. Первый – это тот, при котором учитель не только называет числа, с которыми надо оперировать, но и демонстрирует их учащимся каким-либо образом (записывает на доске, указывает по таблицам и т.д.). Подкрепляя слуховые восприятия учащихся, зрительный ряд фактически делает ненужным удерживание данных чисел в уме, чем существенно облегчает процесс вычислений. Однако именно запоминание чисел, над которыми производятся действия, - важный момент устного счета. Тот, кто не может удержать чисел в памяти, в практической работе оказывается плохим вычислителем. Поэтому в школе нельзя недооценивать второй вид устного счета, когда числа воспринимаются только на слух. Учащиеся при этом ничего не записывают и никакими наглядными пособиями не пользуются. Однако именно запоминание чисел, над которыми производятся действия, - важный момент устного счета. Тот, кто не может удержать чисел в памяти, в практической работе оказывается плохим вычислителем. Поэтому в школе нельзя недооценивать второй вид устного счета, когда числа воспринимаются только на слух. Учащиеся при этом ничего не записывают и никакими наглядными пособиями не пользуются.

Естественно, что второй вид устного счета сложнее первого. Но он и эффективнее в методическом смысле – при том, однако, условии, что этим видом счета удастся увлечь всех учащихся. Последнее обстоятельство очень важно, поскольку при устной работе трудно контролировать каждого ученика. Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался учащимися как интересная игра. Тогда они сами внимательно следят за ответами друг друга. Но при всем при этом не надо забывать, что устные упражнения требуют от учащихся большого умственного напряжения, и поэтому сравнительно быстро утомляют их. Естественно, что второй вид устного счета сложнее первого. Но он и эффективнее в методическом смысле – при том, однако, условии, что этим видом счета удастся увлечь всех учащихся. Последнее обстоятельство очень важно, поскольку при устной работе трудно контролировать каждого ученика. Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался учащимися как интересная игра. Тогда они сами внимательно следят за ответами друг друга. Но при всем при этом не надо забывать, что устные упражнения требуют от учащихся большого умственного напряжения, и поэтому сравнительно быстро утомляют их. Устные упражнения дают возможность изучить большой по объему материал за более короткий промежуток времени, позволяют учителю судить о готовности класса к изучению нового материала, о степени его усвоения, помогают выявлять ошибки учащихся. Проводимые в начале урока устные упражнения помогают учащимся быстро включиться в работу; в середине или в конце урока служат своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванных письменной или практической работой. В отличии от письменных упражнений, содержание устных таково, что решение их не требует большого числа рассуждений, преобразований, громоздких вычислений. Устные упражнения дают возможность изучить большой по объему материал за более короткий промежуток времени, позволяют учителю судить о готовности класса к изучению нового материала, о степени его усвоения, помогают выявлять ошибки учащихся. Проводимые в начале урока устные упражнения помогают учащимся быстро включиться в работу; в середине или в конце урока служат своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванных письменной или практической работой. В отличии от письменных упражнений, содержание устных таково, что решение их не требует большого числа рассуждений, преобразований, громоздких вычислений.

Формы устного счета. Формы устного счета. «Беглый счет». Я показываю карточку с заданием и тут же громко прочитываю «Беглый счет». Я показываю карточку с заданием и тут же громко прочитываю 29,9 + 35,4 + 10,1 = ?его. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают свои ответы. Карточки быстро сменяют друг друга, но 29,9 + 35,4 + 10,1 = ?его. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают свои ответы. Карточки быстро сменяют друг друга, но + + = ?последнее задание предлагается уже не с помощью карточек, а только устно. + + = ?последнее задание предлагается уже не с помощью карточек, а только устно. 3,8 + 8,7 - 1,8 = ? 3,8 + 8,7 - 1,8 = ? 4,9 + 5,1 - 6,3 = ? 4,9 + 5,1 - 6,3 = ? Две карточки могут демонстрироваться одновременно. Две карточки могут демонстрироваться одновременно. 16,4 : 4 х 5 = ?90,6 : 3 х 7 = ? 16,4 : 4 х 5 = ?90,6 : 3 х 7 = ? Выполнив действия, ребята должны сообщить на какой карточке ответ больше. Для такой работы полезно подбирать упражнения, в которых особенно заметен эффект прикидки. Выполнив действия, ребята должны сообщить на какой карточке ответ больше. Для такой работы полезно подбирать упражнения, в которых особенно заметен эффект прикидки.

«Счет дополнение». Я записываю на доске какое- то число, например, 2,9. Затем медленно называю число, которое меньше 2,9. Ученики в ответ должны назвать другое число, дополняющее данное до 2,9. Те числа, которые я называю, и те, что дают учащиеся, не записываются. Этим обеспечивается большая тренировка в запоминание чисел. «Счет дополнение». Я записываю на доске какое- то число, например, 2,9. Затем медленно называю число, которое меньше 2,9. Ученики в ответ должны назвать другое число, дополняющее данное до 2,9. Те числа, которые я называю, и те, что дают учащиеся, не записываются. Этим обеспечивается большая тренировка в запоминание чисел. «Молчанка». На доске изображаются фигуры. Вне каждой из них располагаются четыре числа, а внутри записано действие, которое надо выполнить над каждым из «внешних» чисел. Ответы учащиеся дают молча, написав с данным числом верный результат указанного действия. Задание легко поменять, достаточно только заменить знаки арифметических действий, стоящие рядом с «внутренними» числами. «Молчанка». На доске изображаются фигуры. Вне каждой из них располагаются четыре числа, а внутри записано действие, которое надо выполнить над каждым из «внешних» чисел. Ответы учащиеся дают молча, написав с данным числом верный результат указанного действия. Задание легко поменять, достаточно только заменить знаки арифметических действий, стоящие рядом с «внутренними» числами.

х 0,4 4,1 9,2 4,5 : 9,2 0,8 7,2 9,7 19,6 + 1,91 8,3 12,9 0,09 8,03 - 1,91 12

«Эстафета». На доске заранее написаны примеры в три столбика (по количеству рядов в классе). Соответственно ученики делятся на три команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первые задания из своего столбика, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену своей команды. «Эстафета». На доске заранее написаны примеры в три столбика (по количеству рядов в классе). Соответственно ученики делятся на три команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первые задания из своего столбика, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену своей команды.

Он также идет к доске, решает второй пример и передает эстафету дальше. Выигрывает та команда, которая быстро без ошибок выполнит свои задания. Такую эстафету лучше проводить в конце урока, когда учащиеся уже устали сидеть или если необходимо сменить обстановку. Он также идет к доске, решает второй пример и передает эстафету дальше. Выигрывает та команда, которая быстро без ошибок выполнит свои задания. Такую эстафету лучше проводить в конце урока, когда учащиеся уже устали сидеть или если необходимо сменить обстановку. «Кто быстрее». На каждый ряд раздают по одинаковой карточке, играющей роль эстафетной палочки, на которой написано по 5-6 примеров (по количеству парт в ряду). В первом примере требуется найти сумму двух чисел. Эта сумма подставляется во второй пример на место неизвестного слагаемого, только после этого можно получить ответ во втором примере. «Кто быстрее». На каждый ряд раздают по одинаковой карточке, играющей роль эстафетной палочки, на которой написано по 5-6 примеров (по количеству парт в ряду). В первом примере требуется найти сумму двух чисел. Эта сумма подставляется во второй пример на место неизвестного слагаемого, только после этого можно получить ответ во втором примере.

6,2 + (-5) = … … + (-4,6) = … … + 10,9 = … … + (-14) = … … + 1,5 = … 6,2 + (-5) = … … + (-4,6) = … … + 10,9 = … … + (-14) = … … + 1,5 = … Результаты на карточках записываются простым карандашом и только после того, как тщательно проверено решение предыдущих примеров. Так как ошибочный результат в одном из промежуточных примеров приведет к неправильному итоговому результату. Результаты на карточках записываются простым карандашом и только после того, как тщательно проверено решение предыдущих примеров. Так как ошибочный результат в одном из промежуточных примеров приведет к неправильному итоговому результату. В 7-ом классе можно провести такую игру при изучении темы «Умножение одночленов». В данном случае на карточке изображены множимое и последующие множители. Выигрывает тот ряд, который не только первым справился с заданием, но и правильно выполнил промежуточное умножение и получил верный конечный результат. В 7-ом классе можно провести такую игру при изучении темы «Умножение одночленов». В данном случае на карточке изображены множимое и последующие множители. Выигрывает тот ряд, который не только первым справился с заданием, но и правильно выполнил промежуточное умножение и получил верный конечный результат.

хb2 хb2 Х 2m 2 хmхm Х 7ak хnхn Х 5m х аbm Х 3b 3 ха 3bха 3b хаха х 2 а 1212

Устные упражнения играют большую роль не только в осознанном изучении материала и его усвоении, они весьма ценны в методическом отношении, когда используются при объяснении нового материала в соответствии с дидактическим принципом «от простого к сложному». Устные упражнения играют большую роль не только в осознанном изучении материала и его усвоении, они весьма ценны в методическом отношении, когда используются при объяснении нового материала в соответствии с дидактическим принципом «от простого к сложному». Приведу пример системы устных упражнений, предшествующих введению понятия логарифма. Приведу пример системы устных упражнений, предшествующих введению понятия логарифма. Вычислите: 23; 23 = 8, т.к. 2 х 2 х 2 = 8. Вычислите: 23; 23 = 8, т.к. 2 х 2 х 2 = 8. Пусть в примере неизвестно основание степени: х 3 = 8. Каким действием его можно найти? Пусть в примере неизвестно основание степени: х 3 = 8. Каким действием его можно найти? Найдите показатели степени: 2 х = 8; 2 х = 64; 2 х = 1/4; 2 х = 0,29; 5 х = 27. Найдите показатели степени: 2 х = 8; 2 х = 64; 2 х = 1/4; 2 х = 0,29; 5 х = 27. Решить последние примеры ученики не могут, т.к. у них не хватает знаний. Тут и вводится понятие логарифма. Решить последние примеры ученики не могут, т.к. у них не хватает знаний. Тут и вводится понятие логарифма. На закрепление можно выполнить такие устные упражнения: На закрепление можно выполнить такие устные упражнения: вычислите: log416; log216; log41; log4 2; lg 10; lg 0,01; lg 100; lg 0,001. вычислите: log416; log216; log41; log4 2; lg 10; lg 0,01; lg 100; lg 0,001. Только затем следует решать более сложные примеры. Только затем следует решать более сложные примеры.

Умение применения устных упражнений оказывают большую площадь при повторении материала. Например, в 9 классе необходимо восстановить в памяти учащихся все о квадратном трехчлене и квадратных уравнениях с помощью упражнений: Умение применения устных упражнений оказывают большую площадь при повторении материала. Например, в 9 классе необходимо восстановить в памяти учащихся все о квадратном трехчлене и квадратных уравнениях с помощью упражнений: Указать общий вид квадратного уравнения, корни которого равны по абсолютной величине, но противоположные по знаку. Указать общий вид квадратного уравнения, корни которого равны по абсолютной величине, но противоположные по знаку. При каких значениях а один из корней уравнения 2 ах 2 – 2 х + 2 – 3 а = 0 равен нулю? При каких значениях а один из корней уравнения 2 ах 2 – 2 х + 2 – 3 а = 0 равен нулю? Какая зависимость существует между корнями уравнения ах 2 + вх + с = 0, если известно, что его корни взаимно – обратные числа? Какая зависимость существует между корнями уравнения ах 2 + вх + с = 0, если известно, что его корни взаимно – обратные числа? Составьте такое уравнение, чтобы сразу было видно, что оно имеет три корня: 0, 2, 5. Составьте такое уравнение, чтобы сразу было видно, что оно имеет три корня: 0, 2, 5.

Формы использования устных упражнений в учебном процессе самые разные. Полезен фронтальный опрос учащихся после изучения наиболее значимой части раздела программы. Например, изучив тему «Уравнение» в 5 классе можно провести опрос по следующим вопросам: Формы использования устных упражнений в учебном процессе самые разные. Полезен фронтальный опрос учащихся после изучения наиболее значимой части раздела программы. Например, изучив тему «Уравнение» в 5 классе можно провести опрос по следующим вопросам: Какое равенство называется уравнениями? Какое равенство называется уравнениями? Какое число называют корнем уравнения? Какое число называют корнем уравнения? Что значит решить уравнение? Что значит решить уравнение? Как найти неизвестное слагаемое? вычитаемое? уменьшаемое? Как найти неизвестное слагаемое? вычитаемое? уменьшаемое? Устные упражнения должны проводиться в быстром темпе, если речь идет об обработке навыков, но если они используются с целью закрепления только что изученного материала, то нецелесообразно торопить учащихся. Чем осознаннее будут их действия в начале формирования навыка, тем глубже и прочнее будет его усвоение. Устные упражнения должны проводиться в быстром темпе, если речь идет об обработке навыков, но если они используются с целью закрепления только что изученного материала, то нецелесообразно торопить учащихся. Чем осознаннее будут их действия в начале формирования навыка, тем глубже и прочнее будет его усвоение.

После прочтения учителю следует сделать паузу, и только после этого спрашивать учащихся. Форма ответа зависит от цели задания. После прочтения учителю следует сделать паузу, и только после этого спрашивать учащихся. Форма ответа зависит от цели задания. В случаях ошибочных ответов надо учитывать, что устные упражнения выполняются всеми учащимися и прерывать их длительным объяснением одному ученику вряд ли целесообразно, в то же время оставить ошибку без внимания нельзя. Ученик, сделавший ошибку должен исправить ее или выполнить аналогичное задание, иногда при этом требуется индивидуальная работа. В случаях ошибочных ответов надо учитывать, что устные упражнения выполняются всеми учащимися и прерывать их длительным объяснением одному ученику вряд ли целесообразно, в то же время оставить ошибку без внимания нельзя. Ученик, сделавший ошибку должен исправить ее или выполнить аналогичное задание, иногда при этом требуется индивидуальная работа. При выполнении устных упражнении учителю не следует часто спрашивать ответ у сильных учащихся, это ослабляет инициативу и находчивость средних и слабых школьников. Сильным ученикам можно рекомендовать написать ответ и показать его учителю. При выполнении устных упражнении учителю не следует часто спрашивать ответ у сильных учащихся, это ослабляет инициативу и находчивость средних и слабых школьников. Сильным ученикам можно рекомендовать написать ответ и показать его учителю. Не следует сразу же подтверждать правильность полученного ответа, надо стремиться выяснить, нет ли других ответов, хотя бы и неправильных. Не следует сразу же подтверждать правильность полученного ответа, надо стремиться выяснить, нет ли других ответов, хотя бы и неправильных. Устные упражнения помогают учителю добиться более глубокого восприятия материала на всех этапах обучения. Устные упражнения помогают учителю добиться более глубокого восприятия материала на всех этапах обучения.

Литература: Литература: Василевский Б.Г. «Устные упражнения по алгебре» М.: «Просвещение» 1985 г. Василевский Б.Г. «Устные упражнения по алгебре» М.: «Просвещение» 1985 г. «Математика в школе» 1991 г. 3. «Математика в школе» 1991 г. 3. «Математика в школе» 1994 г. 5. «Математика в школе» 1994 г. 5. «Математика в школе» 1997 г. 2. «Математика в школе» 1997 г. 2. Арутюнян Е.Б. и др. «Математические диктанты для 5-9 классов» М.: «Просвещение» 1991 г. Арутюнян Е.Б. и др. «Математические диктанты для 5-9 классов» М.: «Просвещение» 1991 г.