Развитие слуховой памяти в играх и упражнениях Учителя-логопеды: Каткова Л.И. Романенкова Е.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Игры и упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Advertisements

Особенности речи детей 2-3 лет Игры и упражнения, развивающие речевую активность.
Подготовили: логопед Мальцева Е. А. воспитатель Ляпина С. А.
Учитель-логопед: Милейшева Н.Г.. Инопланетный язык Если малыш уже освоился с буквами, можно поиграть в игру со словами. Их несколько вариантов. Самый.
ДС 264 Воспитатель года Игры на развитие слухового внимания
Развитие памяти в дошкольном и школьном возрасте Презентацию подготовили студентки 2 курса Зима Юлия and Яруткина Екатерина.
Играем – звуки закрепляем. Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.
Р АЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи,
Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников. учитель-дефектолог: Сенникова Светлана Анатольевна.
ТОЧКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ЛЕТ ДО 7 ЛЕТ Этот детский вариант домино интересен тем, что обычные точки раскрашены разными яркими цветами. Правила игры просты:
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше.) отводят формированию фонематического.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ. Умение сосредоточиться на звуке очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.
Формирование фонематического восприятия.. Подготовила С.В.Надеина к семинару 2012 года.
Шаблон презентации: Лазовская С.В. «Игры и задания по развитию памяти для детей 6–7 лет» Воспитатель Н. В. Голенкевич.
Игры на развитие слуховой памяти. Презентация выполнена учителем-логопедом Просековой Т.Н. Просекова Т.Н.
Развитие речевой деятельности на логопедических занятиях. Логопед Лупилова А.Е.
Стимульный материал к занятиям на развитие памяти* Игры, задания и упражнения для развития памяти детей 7-12 лет * автор: Л.В.Черемошкина «Развитие памяти.
Игры на развитие речи Для родителей детей 2-3 лет.
Игры, направленные на развитие самоконтроля. Консультация для родителей. Морозова Светлана Петровна Учитель-логопед МОУ СОШ 36.
Транксрипт:

Развитие слуховой памяти в играх и упражнениях Учителя-логопеды: Каткова Л.И. Романенкова Е.В.

Как понять, что у ребенка проблемы со слуховой памятью Слуховая память –умение удерживать в памяти и воспроизводить сложную многоступенчатую инструкцию, ряд действий, слов и т.д. Слуховая память относится к образной, то есть это память на определенные образы при помощи слухового анализатора В большинстве случаев это проявляется невнимательностью, ребенок не может сосредоточиться на чем-то конкретном, постоянно отвлекается на посторонние звуки. У такого ребенка маленький словарный запас, он не может правильно выстраивать предложения, ему трудно запомнить даже собственный адрес, номер телефона, даже стихи такой малыш запоминает с трудом. Многие взрослые сталкиваются с тем, что ребёнок не может сделать то, что его просят, и они думают, что это происходит по причине непослушания ребенка. Однако это не так. Это обусловлено тем, что у ребёнка плохо развита слуховая память, в результате чего он не воспринимает то, что ему говорят, и не запоминает. В результате этого у таких детей и появляются проблемы с учебой. Речь идет не о возможности слышать. Даже ребенок с обычным слухом сталкивается с проблемой обработки услышанных сведений.

«Секреты памяти» (определённые закономерности, помогающие в запоминании материала ) 1. Новые знания должны иметь значение для ребенка. 2. Информация должна быть интересной для ребенка 3. У ребенка должна быть сильная мотивация к запоминанию информации. 4. Память в первую очередь реагирует на яркие впечатления. 5. Чем больше информации включено в деятельность, которую совершает ребенок, тем быстрее и прочнее она запоминается. 6. Рассказываемый материал для запоминания должен быть понятен ребенку 7. Середина материала запоминается хуже, чем начало и конец. 8. Память нужно «кормить» полезной для нее пищей. (Врачи отдают предпочтение: цельнозерновым продуктам, орехам, семечкам, сыру, жирным сортам рыбы, бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам. Очень полезны некоторые виды растительных масел: оливковое, соевое, подсолнечное, арахисовое. Не стоит забывать о физической нагрузке, спорте и прогулках на свежем воздухе. Прерывистый сон и недосыпание способствуют забывчивости.)

Игры и упражнения на развитие слуховой памяти «Поставь по порядку» Оборудование: музыкальные инструменты (колокольчик, барабан, дудочка, картинки инструментов) Ход игры: Назвать муз. инструменты и поиграть на них. Предложить ребёнку закрыть глаза и слушать. Взрослый играет, а ребёнок запоминает последовательность звучания инструментов. Ребёнок выкладывает картинки в порядке звучания инструментов. «Повтори за мной» Оборудование: лист бумаги, звучащая игрушка, 2 ложки, 2 стакана с водой, молоток. Ход игры: продемонстрировать звучание всех предметов (шуршать бумагой, звенеть игрушкой, стучать ложками, переливать воду из стакана в стакан, стучать молотком). Взрослый совершает действие с предметами (3-4) в определённом порядке. Ребёнок запоминает и воспроизводит эти действия.

«Попугайчики» Оборудование: карточки с рядом слогов (например, то-ца, то-ца-му, то-сам удэ, то-сам удэ-ни, то-сам удэ-ни-зу, то-сам удэ-ни-зу-па, то-сам удэ-ни-зу-па-ки); от занятия к занятию объём цепочки постепенно увеличивается. Ход игры: Ребёнку предлагают игровую ситуацию: «В одной жаркой стране жил попугайчик, который умел повторять все звуки». Попробуй повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик. Вариант 1: попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов: стол, мыло, человек, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко. Вариант 2: произнесение цепочки звуков (слогов, слов, фраз) с различной интонацией (например, сэ-фы-ру - весело, грустно, удивленно, восторженно, испуганно, разгневанно и т.д.).

«Услышал – запомни» Оборудование: карточки с рядом цифр от одного до девяти (например, 9547; 85239; и т.д.). Ход игры: Взрослый чётко произносит несколько чисел и просит ребёнка повторить их в той же последовательности. Вариант 1: повтор данной цепочки чисел наоборот. Вариант 2: ребёнок должен обвести на карточке или выбрать из набора цифр и выложить на столе названные цифры (для детей знакомых с цифрами). Вариант 3: ребёнок должен написать цифры в порядке предъявления по памяти (для детей знакомых с цифрами). Начинать необходимо с 4 чисел с последующим увеличением «Повтори слова в обратном порядке» Ход игры: Взрослый называет и повторяет 1-2 раза несколько звуков (слогов, слов, цифр). Дети должны воспроизвести эти звуки (слоги, слова, цифры) в обратном порядке.

: «Магазин». Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1 -2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие. «Пары слов». Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другими словом. Например, вы называете пары «кошка-молоко», «мальчик- машина», «стол-пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

«Восстанови пропущенное слово». Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова-теленок; близким по звучанию, например стол-стон); ребенок должен найти ошибку. «Повтори и продолжи». Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: "Арбуз какой?" Ответы: "Зеленый, полосатый, сладкий, круглый, большой, сочный, тяжелый, спелый, вкусный (и т.д.)"). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

«Запомни нужные слова». Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т.п. «Игра в слова» Оборудование: карточка с набором слов (например, слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь). Ход игры: Ребёнку предлагают запомнить ряд слов и повторить их. Затем ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части?». Ребёнку предлагают вспомнить и перечислить сначала животных, а потом назвать предметы. После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов.

«Парочки» Оборудование: карточки с парами слов. Вариант 1: слова в парах связаны между собой по смыслу (например: кошка - мышка, огород - морковка, одеяло - подушка, лампа - свет и т.д.). Вариант 2: слова в парах не связаны между собой по смыслу (например, стол - собака, диван - яблоко, конь - часы, ложка - книга и т.д.). Ход игры: Ребёнку предлагают запомнить пары слов и по первому слову вспомнить второе. Начинать с 3-4 пар слов, постепенно увеличивая их количество. «Троечки» Оборудование: карточки с «тройками» слов: слова в «тройках» связаны между собой по смыслу (например, овца - шерсть - носки, курица - яйцо - яичница и т.д.). Ход игры: Ребёнку предлагают запомнить «тройки» слов и по первому слову вспомнить второе и третье. Начинать с 2 «троек» слов, постепенно увеличивая их количество.

«Запоминай и выполняй». Выполнение ребёнком четырёх шести простых действий словесных инструкций: «Встань, подойди к окну, возьми мишку и куклу, мишку посади в машину, куклу дай Кате». Распоряжения отдаются шёпотом на расстоянии четырёх пяти метров от детей. Постепенно вводятся слова, отличающиеся одним звуком: «Возьми три картинки, «лук» отдай Оле, «жука» Коле, «сук» Ане, «сок» Ване.

Желаем удачи!