Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста ГБДОУ детский сад 33 Петродворцового района Нетунахина И.Е.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Для детей младшего дошкольного возраста ГБДОУ детский сад 62 Калининского района СПб Воспитатель: Племянник Лариса Николаевна 2015 год.
Advertisements

Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
Использование методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным.
МНЕМОТЕХНИКА. МНЕМОТЕХНИКА – ЭТО СИСТЕМА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ, СОХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, И КОНЕЧНО.
Использование мнемотаблиц и тактильных дощечек в обучении старших дошкольников с нарушением зрения Выполнила воспитатель МДОУ «ЦРР Д/С 132» группы 7 «Дружные.
Всем известно, что дети любят слушать и читать стихи. Это способствует умственному развитию, развивает память, улучшает речь, расширяет словарный запас,
Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста.
Выполнила: Воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Стеклова Татьяна Борисовна.
Обобщение опыта работы воспитателя Павловой Ю.А..
Ознакомление детей дошкольного возраста со сказкой посредством мнемотехники. Петрова М.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад «Колобок»
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.
МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. Крысанова Ангелина Викторовна Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад 12» КГО 1 квалификационная категория.
МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно.
Использование инновационных технологий в коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Меттус А.В. учитель-логопед ГБДОУ 86 Красногвардейского.
Выполнила воспитатель: Кузнецова Е.В. МНЕМОТЕХНИКА – как современная образовательная технология в воспитательно– образовательном процессе детей младшего.
Государственное учреждение образования «Средняя школа 21 г. Могилева» Государственное учреждение образования «Средняя школа 21 г. Могилева» Мнемотехника.
Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста Воспитатель Дёмина С. М. Киселёвск 2012 год.
Мнемотехника как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Сятчихина М. Г. МАДОУ «Детский сад 404» г. Пермь 2014.
Санкт-Петербург2013. « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,
Транксрипт:

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста ГБДОУ детский сад 33 Петродворцового района Нетунахина И.Е

Память это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром.

Цель – развитие памяти: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной; мышления, внимания, воображения Задачи: развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность; учить детей выделять существенные признаки предметов, упражнять в нахождении ассоциаций; стимулировать творческую активность

Использование приемов мнемотехники позволяют решить: задачи на развитие познавательных способностей; задачи на развитие основных психических процессов; задачи на развитие связной речи, учить составлять рассказы; воспитание нравственно-эстетических чувств

Ассоциативный тренинг По смежности: - в пространстве - во времени По контрасту По сходству

игры Клубок ассоциаций Что может быть желтым? Вспомни пару Кому нужно зеркало? Открытка плюс слово Открытка плюс действие Магнитофон Фотографы Что изменилось?

Основные мнемотехнические приемы Метод трансформации Метод Цицерона (или Метод мест)Перекодирование (или метод Пиктограмм)Составление рассказа (сюжетный метод)Мнемодорожки, мнемотаблицы, коллажи Схемы-модели

Работа с мнемотаблицами Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. I этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. II этап. Осуществление перекодирование информации (преобразование из абстрактных символов в образы) IIIэтап. Пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка методов запоминания. IV этап. Графическая зарисовка мнемотаблицы. V этап. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе.

Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники Жук жужжит, Над ежом кружит, А ежик лежит, На жука глядит. Ты, жук, жужжи, Ты, жук, кружи, А я полежу, На тебя погляжу!

Пересказ рассказа Б.Житкова "Как слон спас хозяина от тигра" У индусов есть ручные слоны. Один индус пошел со слоном в лес по дрова. Лес был глухой и дикий. Слон протаптывал хозяину дорогу и помогал валить деревья, а хозяин грузил их на слона. Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел. Хозяин тоже оглянулся, но ничего не заметил. Он стал сердиться на слона и бить его по ушам веткой. А слон загнул хобот крючком, чтоб поднять хозяина на спину. Хозяин подумал: "Сяду ему на шею так мне еще удобней будет им править». Он уселся на слона и стал веткой хлестать слона по ушам. Слон пятился, топтался и вертел хоботом. Потом замер и насторожился. Хозяин поднял ветку, чтобы со всей силой ударить слона, но вдруг из кустов выскочил огромный тигр. Он хотел напасть на слона сзади и вскочить ему на спину. Но он попал лапами на дрова, дрова посыпались. Тигр хотел прыгнуть другой раз, но слон уже повернулся, схватил хоботом тигра поперек живота, сдавил, как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами. А слон уж поднял его вверх, потом ударил оземь и стал топтать ногами. А ноги у слона как столбы. И слон растоптал тигра в лепешку. Когда хозяин опомнился от страха, он сказал: Какой я глупый, что бил слона! А он мне жизнь спас. Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя, и весь отдал слону.

Работа с коллажами Коллаж - это лист картона, на который наклеиваются или рисуются различные картинки, буквы, геометрический фигуры, цифры. Главная задача коллажа – соединить, т.е. связать все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом происходит отработка сюжетного метода запоминания. Виды коллажей Развивающий – способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки. Обучающий – способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (по экологии, ФЭМП, ПОМ и т.д.)

Этапы работы с коллажем 1. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобраться, какие картинки они на нем видят. 2. Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети – самостоятельно) 3. Коллаж содержит буквы, цифры, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. (Пример: «Почему они здесь изображены?») 4. Отрабатываются приемы запоминания. (Воспитатель предлагает детям запомнить порядок расположения картинок на коллаже, затем коллаж переворачивается и детям предлагается устно воспроизвести по памяти все изображения на коллаже с обозначением их расположения)

Коллаж трансформер

Схемы-модели (используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста) Учит фиксировать полученные результат в доступной детям схематичной форме. Этапы работы со схемой-моделью 1. Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками- символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также словами (мама, дом и т.д.) – если дети умеют читать. 2. Самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа. 3. Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

Составление рассказа с помощью схемы-модели Белочка – дикое животное, она живёт в лесу. Высоко на дереве ее домик-дупло. Там тепло и уютно, там она выводит своих бельчат. Белка маленькая, рыженькая, ушки у нее с кисточками, хвост длинный и пушистый. Мама-белка учит своих бельчат выбирать дупло, правильно передвигаться с дерева на дерево, спасаться от врагов, собирать корм и делать запасы на зиму. У белок есть враги. Главный враг – куница. Сильные и злые куницы преследуют белок, ловят их и поедает, разоряют дупла. Еще за белкам охотятся люди-охотники с собаками. Умные собаки выслеживают белок. А охотник стреляет прямо в глаз белки, чтоб не испортить шкурку. Главный корм белок-семена хвойных деревьев. Летом и осенью они сушат шляпки грибов, легко нанизывая их на голые ветки деревьев. Собирают спелые орехи, желуди и ягоды. Из меха белки люди шьют теплые шапки, шубки и варежки, а еще делают мягкие беличьи кисти для рисования. Мне нравиться белка, потому что она быстрая и ловкая.

Игры для развития памяти (с использованием технических средств)

литература Акимова Г.Е Память на пять. Издательство: У-Фактория, 2006 год Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить ребенка общаться. СПб.: НОУ «Союз», 2004 Сизова Н.О. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет). СПб.: Паритет, 2008 год. Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей.

Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Издательство Детство-Пресс, 2005 год. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Издательство: Детство-Пресс, 2009 год.

С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. Внимание. Память. Издательство: Росмэн-Пресс, 2010 год. Олеся Жукова. Книга заданий и упражнений по развитию внимания и памяти. Издательство: Астрель, Астрель-СПб, 2010 год. Олеся Жукова. Учимся запоминать. Издательство: Астрель, Сова, 2008 год. Олеся Жукова. Эффективные уроки для развития памяти. Издательство: АСТ, Астрель, Астрель-СПб, Харвест, 2010 год.

Александр Марченко, А. Киселева. Развиваем память. Развивающая пропись-раскраска. Издательство: Современная школа, Юниверс Пресс 2011 год Ольга Ершова. Развиваем память ребенка. 5-7 лет. Издательство: Астрель, Сова, ВКТ, Харвест, 2008 год. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. Развиваем память у детей 5-6 лет. Издательство: Академия Развития, 2007 год. Андрей Артюх, Елена Запесочная, Леонид Шварцман, Левон Хачатрян. Развиваем зрительную память. Издательство: АСТ, Астрель, 2010 год.