Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Advertisements

Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Звуки и буквы Четкое и правильное произношение всех гласных и согласных звуков Согласные мягкие и твердые Различение твердых и мягких согласных Четкое.
1. Для формирования и развития орфографических навыков в пятом, седьмом и девятом классах средней школы необходима специально разработанная система, включающая.
Применение разнообразных видов работы по развитию речи детей на уроках русского языка. Мастер – класс МОУ Заславская СОШ Зубова Людмила Александровна.
Электронное учебно – практическое пособие по русскому языку для 2 – 3 классов « Состав слова »
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Управление образования администрации Сеченовского муниципального района Методическая разработка раздела программы по русскому языку тема: «Однородные члены.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
Речевая готовность ребёнка к школе залог успешного обучения. Выполнила Назмутдинова Л. В.
Грамматический строй речи 80. Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр. Игры и упражнения составляют часть.
Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам. 8 класс Урок русского языка Учитель Рыбакова Е.Н.
МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для слепых и слабовидящих детей г. Королёва Букиной Татьяны Алексеевны ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
Задачи уроков чтения Образователь ные задачи Воспитательные задачи Коррекционные задачи.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Автор программы: О.С. Евсейко – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Отличник народного.
Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна.
Транксрипт:

Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.

Теоретические основы овладения младшими школьниками грамматическим строем языка. "В школьном курсе русского языка грамматика занимает основное, ведущее положение как важнейшая теоретико- практическая учебная дисциплина, дающая школьникам систему понятий, понимание структуры языка и закономерностей его функционирования.... Грамматика в школе имеет самостоятельное и прикладное значение: первое состоит в том, что она дает учащимся определенную систему знаний о родном языке, строе и закономерностях, будучи построена на обобщениях и абстракциях, грамматика обеспечивает умственное развитие учащихся. Прикладное значение грамматики состоит в том, что на ее основе усваиваются орфография, пунктуация, формируются понятия нормы языка, вырабатываются умения и навыки в области правописания, другие языковые умения и навыки»... М.Р.Львов

А.В.Текучев отмечает, что "без опоры на грамматику развитие логического мышления будет значительно затруднено, развитие речевых и закрепление орфографических навыков будет значительно менее эффективным, а в некоторых случаях просто невозможным.... При серьезных и длительных занятиях грамматикой у учащихся постепенно развивается специфическое, так называемое грамматическое мышление, которое в известном смысле является производным, и результатом, и отражением, и средством развития мышления логического."

грамматические упражнения -Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя родного языка. По своему содержанию морфологические упражнения бывают двух видов: - упражнения по изучению морфемного состава слова - упражнения по изучению частей речи.

Синтаксические упражнения Г.А.Фомичева выделяет шесть видов синтаксических упражнений в составлении словосочетаний: - составление словосочетаний из данных рядов слов путем объединения их по смыслу и при изменении формы слова, - составление словосочетаний по данному главному слову путем подбора подходящих по смыслу зависимых слов, - составление словосочетаний по данному зависимому слову (существительному, прилагательному, наречию) путем подбора главного слова, - составление словосочетаний по данным однокоренным словам, требующим постановки имен существительных в разных падежах, - составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления определенного предлога, - составление словосочетаний, в которых предлог соответствует глагольной приставке.

семь основных видов синтаксических упражнений на составление предложений: - составление полного ответа на вопрос учителя, - распространение предложений по вопросам при помощи данных слов, - составление предложений из данных слов, словосочетаний, - восстановление деформированного текста, - подбор подходящего по смыслу пропущенного в предложении слова, - составление предложений с однородными членами из двух-трех простых предложений, - составление предложений на определенную тему, по картинкам, замена формы одного предложения формой другого.

Типы упражнений: на образованиие грамматической формы по контексту. - дополнение предложения данными словами, - дописывание окончания у контрольных слов, - самостоятельное дополнение предложения. составление предложений. - составление предложения на наглядной и словесной основе, - составление предложение на словесной основе, - составление предложений по данному слову без вопроса, - составление предложений по вопросной схеме, - составление предложений на наглядной основе. на образованиие словосочетаний: - образованиие словосочетаний из данных слов, - образованиие словосочетаний по данному слову и вопросу, - самостоятельное образованиие словосочетаний.

Задания на выделение и определение грамматической формы и грамматических категорий: - определение и выделение грамматической формы по вопросам к словам, вставленным в предложения, - определение и выделение грамматической формы по вопросам к дополненным предложениям или к предложениям, составленным по картинке, - определение грамматической формы по вопросам или словосочетаниям, выделенным в контексте или в отдельных предложениях, - выделение и определение грамматической формы из словосочетаний, предложений или контекста по данному вопросу.

Виды уроков по формированию грамматического строя речи. - уроки знакомства с новым материалом (с новым видом грамматического обобщения); - уроки закрепления практических грамматических умений и навыков; - уроки повторения и контроля усвоения практических умений и навыков.

Требования к подбору упражнений: соблюдение их последовательного усложнения как внутри урока, так и во всей системе уроков закрепления в течение учебного года. учёт индивидуальных особенностей учащихся, уровня их общего и речевого развития. соответствие грамматическому содержанию темы урока и обеспечению автоматизации речевых навыков учащихся. создать условия для параллельного решения двух задач: - образовании грамматической структуры (формы слов, словосочетаний, предложений); - анализа грамматической структуры (по содержанию и грамматическим показателям).

Группы тренировочных упражнений 1-я группа - упражнения на смысловое комбинирование. 2-я группа - упражнения на выделение изучаемых грамматических форм 3-я группа - упражнения, предполагающие образованиие грамматической формы по аналогии 4-я группа - упражнения на "образованиие грамматической формы по контексту" (К.Г.Коровин). - дописывание окончаний у контрольных слов в предложениях; - дополнение предложений данными словами; - самостоятельное дополнение предложений. 5-я группа - упражнения на конструирование словосочетаний - составление словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову; - самостоятельное дополнение словосочетаний по вопросам. 6-я группа - упражнение на конструирование предложений - составление предложений на комбинированной основе - составление предложений только на словесной основе - составление предложений только на наглядной основе 7-я группа - упражнения на дополнение и конструирование связных текстов с использованием грамматического материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Формирование грамматического строя речи основывается на принципе обеспечения речевого общения (коммуникативный принцип) и обеспечивается речевой деятельностью детей в процессе обучения. Специфические уроки формирования грамматического строя речи и использующаяся на них система тренировочных упражнений являются важнейшими методическими условиями, способствующими формированию грамматического строя речи у учащихся. Отбор упражнений для каждого конкретного урока производит учитель в соответствии с дидактическими и методическими требованию к проведению тренировочных упражнений и в соответствии с задачами урока.