РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ ТЕМА 1: ВЗАИМОСВЯЗЬ ПУНКТУАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СЕМАНТИКОЙ, КОНСТРУКЦИЕЙ И ТРАДИЦИЕЙ ЯЗЫКА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Признаки текста: Смысловая цельность (единая тема) Грамматическая связь предложений.
Advertisements

Лингвистический анализ текстов публицистического стиля.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1 7 класс. Тема: стили литературного языка Цели: -закрепить понятие о стилях речи; -развивать навыки анализа текста.
Восемнадцатое марта. Классная работа. Обучение написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему: «Зачем нужна пунктуация?»
Текст Учебное пособие по русскому языку для 7 класса. Составила Привезенцева Т. П., учитель русского языка и литературы ГОУ лицей 329 Невского района г.Санкт-Петербурга.
ПРИГЛАШАЮ В МАСТЕРСКУЮ СОТРУДНИЧЕСТВА… Дарю тебе сердце На листике белом, Дарю тебе сердце, Что хочешь с ним делай. Гуляй, где угодно, Ходи с ним повсюду,
1 Работу выполнил ученик 6 класса Стариков Иван. Работу выполнил ученик 6 класса Стариков Иван. Автор работы.
В пространстве текста. ( Комплексный анализ текста ) Всем хорошим я обязан книге. М.Горький Марютина Наталья Витальевна
Подготовка к ЕГЭ Работа над текстом. 1. Какое название наиболее точно отражает смысл этого текста ? а) «Мудрость Сократа»; б) «Верность призванию»; в)
Урок развития речи 7 класс Учитель русского языка и литературы Михайлова Наталья Алексеевна ГБОУ школа 578 Приморского района г. Санкт-Петербург.
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Урок 3. Что мы знаем о русском языке Коваленко Л.В.
Д.С.Лихачев Письмо третье Письма о добром и прекрас ном.
Сочинение на лингвистическую тему (СЛТ). Специфика СЛТ 1. По форме развёрнутый ответ на лингвистическую тему это небольшое связное рассуждение в научном.
Сочинение на лингвистическую тему Лингвистика (языкознание) - наука о языке, об исторически сложившейся системе звуковых, словарных и грамматических средств,
Текст как законченное целостное высказывание Элективный курс по русскому языку в 9 классе.
Текст Урок развития речи в 7 классе Электронный ресурс подготовлен учителем русского языка и литературы Черновой Л.Н. МОУ СОШ 5 г.Светлого Калининградской.
Тема урока: Синтаксис словосочетания и простого предложения Цель урока: повторить, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунтограммы», «словосочетание»,
Найдите 3 лишнее: Научный Разговорный художественный.
Стилистика Подготовка к ЕГЭ. Текст – целостное законченное высказывание Признаки текста: Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка.
Транксрипт:

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ ТЕМА 1: ВЗАИМОСВЯЗЬ ПУНКТУАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СЕМАНТИКОЙ, КОНСТРУКЦИЕЙ И ТРАДИЦИЕЙ ЯЗЫКА

ПОВТОРЕНИЕ 1. Что изучает пунктуация? 2. На какие разделы языка опирается пунктуация? 3. Какие знаки препинания имеются в русской пунктуации?

ПРИМЕРЫФАКТОРЫ 1) Казнить нельзя помиловать 2) Как хорошо ты о море ночное 3) Весна пришла внезапно и все живое высыпало ей навстречу 4) На собрании постановили: во-первых, следовать поступившим распоряжениям; во-вторых, выступить с инициативой начать сев раньше срока 5)Я люблю, а значит – я живу! А. Зависимость пунктуации от интонации высказывания Б. Зависимость пунктуации от синтаксической конструкции высказывания В. Зависимость пунктуации от традиции языка Г.Зависимость пунктуации от смысла (семантики) высказывания Д. Зависимость языка от авторского права ЗАВИСИМОСТЬ ПУНКТУАЦИИ ОТ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ

ПРАКТИКУМ Язык это одно из самых важных и самых древних общественных явлений Мы можем вообразить себе человечество без гусиного пера керосиновой лампы газа электричества радио телевизоров компьютеров но мы ни на минуту не можем представить себе общество без языка значение которого в истории нашей цивилизации трудно переоценить Язык изучает специальная наука языкознание или лингвистика Язык изучается на разных уровнях фонетико-графическом лексическом морфологическом синтаксическом стилистическом Кроме того языку в его письменной форме не обойтись без орфографии пунктуации культуры речи Следовательно языкознание это сложная дисциплина имеющая многоаспектный характер исследования и опирающаяся на научные теории

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 1. Какие знаки препинания выбраны? 2. Какие факторы определяют постановку знаков? 3. Какие синтаксические конструкции имеются в тексте? 4. Указать лексическое значение: многоаспектный, цивилизация 5. Указать морфемный состав слова «языкознание» 6. Указать способ образования слов: явление, вообразить, переоценить, уровень

ТЕМА 2: ТЕКСТ КАК СМЫСЛОВОЕ И СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО

1. Указать лексическое значение: многоаспектный, цивилизация 2. Указать морфемный состав слова «языкознание» 3. Указать способ образования слов: явление, вообразить, переоценить, уровень ПОВТОРЕНИЕ МНОГОСТОРОННИЙ; УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЯЗЫК/ О / ЗНА/ НИЙ/ Э ЯВЛЕНИЕ- ЯВЛЯТЬСЯ; ВООБРАЗИТЬ – ОБРАЗ; ПЕРЕОЦЕНИТЬ – ОЦЕНИТЬ; УРОВЕНЬ- УРАВНЯТЬ

1) МНОГОСТОРОННИЙ; 2) УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ 3) ЯЗЫК/ О / ЗНА/ НИЙ/ Э 4) ЯВЛЕНИЕ- ЯВЛЯТЬСЯ; ВООБРАЗИТЬ – ОБРАЗ; ПЕРЕОЦЕНИТЬ – ОЦЕНИТЬ; УРОВЕНЬ - УРАВНЯТЬ КЛЮЧИ К ЗАДАНИЮ :

НАБЛЮДАЕМ ТЕКСТ: В 1990 году, объявленном ЮНЕСКО Годом Бориса Пастернака, исполнилось 100 лет со дня рождения поэта. Этот неповторимый художник слова, великий поэт России, он возвратился к читателям после многих лет забвения. У стихов Пастернака есть одно свойство - западать в душу и сохраняться в уголках памяти, восхищая, вдохновляя, радуя. Создавая свои поэтические творения, великий мастер образности и стиха размышлял в рифмованных строчках о времени и о себе, о величии жизни и тайне смерти, законах рождения и высоком назначении искусства. Его открытый голос всегда рвался навстречу людям. Навсегда останется в истории литературы имя Бориса Пастернака - вдохновенного лирика.

ФИКСИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ! Текст – единица стилистики, культуры речи Текст - сочетание предложений, связанных единством смысла и грамматическими средствами Предполагается логическая последовательность: начало – развертывание мысли – заключение Например: 1. Олимпийские игры - одно из мировых спортивных празднеств, возникли в Древней Греции в 776 году до н.э. 2. Это были состязания в силе, утверждающие могущество и красоту тела. 3. Они проводились раз в четыре года и длились пять дней. 4. Во время игр объявлялся всеобщий мир, прекращались войны Начало: Что? Где? Когда? Заключение: Что интересного? Связи: Цепная ( 1 – 2 «это», «игры – состязания»; 2-3 «они»); Параллельная (1 - 4)

ФИКСИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ! Средства связи в тексте между предложениями: 1 Лексический повтор 2. Однокоренные слова 3. Местоименные слова – заместители (он, его, их), указатели (этот, тот, там) 4. Слова-синонимы, перифразы ( Пастернак – художник слова - великий лирик – поэт…) 4. Союзы и частицы ( но, а, ведь, это, же)

СПЕЦИФИКА ТЕКСТА Наличие темы. Способы выражения темы – заглавие, начало (повествовательное предложение, вопрос, побудительное предложение, указательное предложение, именительный представления) конец текста, ключевые слова в тексте (найти в тексте «Б. Пастернак»). 1. Россия! Нищая Россия! Мне избы серые твои, твои мне песни ветровые… 2. Надо ли нам мечтать? Вопрос не из праздных… 3. Это случилось за несколько дней до конца войны… 4. Давайте посмотрим, правильно ли мы живем…

ФИКСИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ! 1. И ночь, и день, и снова ночь и день Сквозь бурелом, по замкнутому кругу Блуждал смертельно раненный олень И за собою вел свою подругу… 2. Тревожно вскинув звонкие рога… И долго слушал чуткими ноздрями Железный запах близкого ствола… 3. Старик, ты не знаешь природы: Ведь может быть тело дворняги, А сердце – чистейшей породы! Типы текстов: Стили языка: Рассуждение Описание Повествование Книжный ( научный, публицистический, деловой) Разговорный Художественный