Работа над сжатым изложением Основные способы сжатия текста (компрессии)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа над сжатым изложением Учитель Гимназии 261 КАШПУР Наталья Ивановна.
Advertisements

Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ Подготовка к ГИА 9 класс.
(приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов;
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Подготовка к ГИА Работа над сжатым изложением КАШПУР Наталья Ивановна Гимназия 261 Гимназия 261Санкт-Петербург2012.
( приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. Изменения в критериях оценивания сжатого изложения в 2012 году ИК2Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил.
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Подготовка к выполнению части 1 задания ГИА. - это передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста Типы изложения: подробное.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
( ПРИЁМЫ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА ) Сжатое изложение Подготовила: Калинина С.В., учитель русского языка и литературы.
Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся 1. Исключение 2. Обобщение или объединени 3. Замена.
Приёмы компрессии исходного текста *Содержательные *Языковые.
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
ПИШЕМ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ. СОДЕРЖАНИЕ ИЗЛОЖЕНИЯ Точно передано основное содержание прослушанного текста, отражены все важные для его восприятия микротемы,
Методическое объединение учителей русского языка и литературы Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: методика и практика.
Тема « Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста».
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Транксрипт:

Работа над сжатым изложением Основные способы сжатия текста (компрессии)

Что хотят проверить на экзамене, предлагая вам напи­сать сжатое изложение? Экзаменаторам важно знать, умее­те ли вы правильно воспринимать информацию, содержа­щуюся в прослушанном тексте; отбирать в исходном тексте основное, главное; сокращать текст разными способами; грамотно, логично излагать свои мысли.

Основные правила работы над изложением При первом чтении: Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его со­держание. Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?). Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуж­дение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения. Запомните последовательность событий, рассуждений.

Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

После второго чтения Выберите способы компрессии для каждого абзаца текста. Используя их, сократите текст, сохраняя главную ин­формацию и все микротемы. Помните: необходимо пе­редать главное в каждом абзаце и во всем тексте в це­лом. Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений. Проверьте связь между частями изложения, наличие ав­торского замысла.

Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его. Внимание! Вы должны писать изложение от того лица, от кото­рого идёт повествование в исходном тексте!

Принципы составления плана Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, по­лучите назывной план. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

Содержательная обработка прослушанного текста Языковая обработка прослушанного текста Умение извлекать главную информацию из текста Умение лаконично переда­вать извлечённую информа­цию в письменной речи

Способы сокращения текста Содержательные Языковые 1. Разделение информации на главную и второстепенную 2.Свёртывание информации за счёт обобщения 1. Исключение 2. Обобщение 3. Замена

При исключении необходимо Выделить главное с точки зрения основной мысли тек­ста. Убрать ненужные подробности и детали. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов;однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

Обобщение или объединение парцеллированных предложений; ряда предложений, связанных одной мыслью; частей предложений; конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При объединении необходимо найти в тексте мелкие, единичные факты; найти в них общее; объединить эти факты на основе общего; сформулировать получившееся предложение.

Замена однородных членов обобщающим словом; сложного предложения простым; части предложения или ряда предложений общим поня­тием или выражением; прямой речи косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением и т.д.

При замене необходимо найти слова, смысловые части или предложения, ко­торые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.; сформулировать получившееся предложение.

Возможны: Сочетание исключения и обобщения (объединения) Сочетание исключения и замены. Сочетание замены, исключения и объединения

Обратимся к следующему тексту, чтобы использовать по­лученные знания. (1)Тишина вот самый большой дефицит на земном шаре. (2)Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, трак­торов, мотоциклов, поездов, самолетов, от шума которых со­временный человек не спасается даже в своем жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. (3)Но это стоит нервов, нервов и нервов. (4)И сердца. (5)И психики. (6)Поэтому наряду с тишиной становится де­фицитной на земном шаре и валерьянка.

(7)Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые га­зы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевоз­можной информации. (8)Прибавьте к этому скученность, обу­словленную городами, и вы поймете, почему в аптеке трудно купить натуральный валерьяновый корень. (9)Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там, нашел её, растущую в тени.

(10)Вот растение, которо­му в наш суматошный век истрепанных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики, надо бы поставить кра­ сивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (144 слова)(По В. Солоухину)

Следует: текст разделить на абзацы; вычленить существенную информацию; используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию; объединить получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость.

Исходный текст Как сократить ( 1)Тишина вот самый большой дефицит на земном шаре.(2)Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, трак­торов, мотоциклов, поездов, самолетов, от шума которых со­временный человек не спасается даже в своем жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. а) Оставим без существенных изме­нений первое предложение: это ав­торский тезис, лишь исключим сло­во «вот» и заменим словосочетание (на) земном шаре словом (на) Земле

Тишина - самый большой де­фицит на Земле. б) Ряд однородных дополнений: автомобилей, трак­торов, мотоциклов, поездов, самолетов заменим обобщающим словом ТРАНСПОРТ в) заменим придаточное предложение ( от шума которых современный человек не спасается даже в - своём жилище)словосочетанием проникая в дома д)исключим сказуемое оглушают: Тишина - самый большой де­фицит на Земле.Шум транспорта, проникая в до­ма, даже ночью делает планету малопригодной для жизни.

(3)Но это стоит нервов, нервов и нервов. (4)И сердца. (5)И психики. (6)Поэтому наряду с тишиной становится де­фицитной на земном шаре и валерьянка. е)Объединим три парцеллирован­ных предложения, оставив союз но,который используется как средство связи с предыдущим предложением. ж)Заменим подчеркнутые слова обобщающим понятием здоровье: Но это стоит здоровья.

Оставим без изменений 6-ое предложение, так как оно продолжает основную авторскую мысль, лишь заменим словосочетание (на) зем­ном шаре словом (на) Земле): Поэтому наряду с тишиной ста­ новится дефицитной на Земле и валерьянка. (32 слова)

Сжатый текст: Тишина - самый большой де­фицит на Земле. Шум транспорта, проникая в до­ма, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому наряду с тишиной ста­новится дефицитной на Земле и валерьянка. (32 слова, а было -57)

(7)Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые га­зы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевоз­можной информации. (8)Прибавьте к этому скученность, обу­словленную городами, и вы поймете, почему в аптеке трудно купить натуральный валерьяновый корень.(37 слов)

Исключим повторы подчеркнутых слов и близких понятий; вводные предложения; придаточные предложения. б)Заменим часть предложения ядовитые газы, которые ежедневно в боль­ших количествах вдыхает каж­дый городской житель словосоче­танием грязный воздух; в)Объединим 7 и 8 предложения.

Сжатый текст: Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информа­ции, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый ко­рень. (22 слова, было -37)

(9)Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там, нашел её, растущую в тени. Оставим без изменений 9-ое пред­ ложение, так как оно продолжает авторскую мысль, лишь исклю­чим слово там и причастный обо­рот. Сжатый текст: Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел её. (13 слов)

(10)Вот растение, которо­му в наш суматошный век истрепанных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики, надо бы поставить кра­сивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. Исключим подчеркнутую часть придаточ­ного предложения: это лишь до­полнение к уже известной инфор­мации; определение красивый; сравнение подобно матери.

Сжатый текст: Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (18 слов-было-50)

Теперь, наряду с содержательным приемом сокращения текста, необходимо использовать и языковые средства: заме­ним словосочетание корень подлинной дикой валерианы ме­ стоимением его, а местоимение её словом валериана:

Заменим словосочетание вот растение, которому место­имением ему, слово валериана словом растение и в итоге получаем такой текст:

Тишина самый большой дефицит на Земле. Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и ва­лерьянка. Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, не­хватку времени, переизбыток информации, городскую ску­ченность, и вы поймете, почему трудно купить натураль­ный валерьяновый корень. Ему надо бы поставить памятник: растение успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равно­весие.(70 слов)

Мы сжали второстепенную информацию из предложенного текста, и в нашем изложении остался только его главный смысл

ЗАПОМНИТЕ !!! Что нельзя удалять из текста? Нельзя удалять: авторский тезис; аргументы автора, используемые им для дока­зательства основной мысли; вывод автора.