Развитие остаточного слуха на уроках русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель: Задачи: Использование технологических подходов к процессу формирования речевого слуха. развитие слухового восприятия речи, психических процессов.
Advertisements

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Система работы по дифференциации парных звонких и глухих согласных.
Консультация для родителей «Развитие фонематических процессов как основа орфографической грамотности» Учитель-логопед Татаринова Н.В. МКДОУ д/с 165 г.Новосибирск.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Способы работы с детьми по результатам мониторинговых исследований для повышения качества образования Кузнецова М.И.
Словарная работа – залог повышения грамотности и развития речи.
Игра «Придумай предложение» Цель: Развитие мышления, способность к синтезу, свободы речи. Ход игры: Ведущий называет слово и просит следующего игрока.
Учитель – логопед Даминова Гульнара Шагидулловна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 205»
1 УРОК – ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» Зуйкова Н. М.-учитель русского языка и литературы. МОУ СОШ3.г.Чапаевск, класс
Виды диктантов, используемые при коррекции письменной речи. Логопедическая служба ГБОУ СОШ 2005 СЗОУО г. Москва Галактионова Е.К Ткач Д.А. «Делай каждый.
Анализ развития устной речи: Чистое произношение звуков. Правильное построение фраз. Легкий подбор слов для ответа. Не искажает длинные слова.
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ. Умение сосредоточиться на звуке очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать.
« Золотой ключик », 2013 год. Эмоционально - волевая готовность Социально - личностная готовность Мотивационная готовность Интеллектуальная готовность.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Составила учитель начальных классов МКОУ СОШ пгт Лебяжье Теплых Ирина Александровна.
Английский язык. Пояснение к программе Цель – формирование коммуникативной компетенции; Формирования умений в аудирование, говорение, чтение и письме.
1. Использование звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов ( средство РСВ )
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
Овладение устной речью детьми с нарушенным слухом является одной из главных задач специальной школы. Решение этой задачи предусматривается с подготовительного.
Транксрипт:

Развитие остаточного слуха на уроках русского языка и литературы

Формы работы на уроке по развитию речевого слуха. Фронтальные Групповые Индивидуальные Индивидуализированные

Восприятие на слух СПП предложений при фронтальном опросе.

Восприятие на слух СПП при работе в парах.

Восприятие на слух СПП в индивидуальной работе с обучающимся на уроке. Учитель-ученик-ученик

Развитие слух ового восприятия с заменой диктора.

Виды работ по развитию речевого слуха на уроках русского языка Слуховой диктант: замени глухой согласный на звонкий и наоборот (Суп-.об, том-.ом ). Выборочный диктант: Послушайте и запишите только имена прилагательные (До свидания, гороховый, земляника, Красная площадь, черный, классный). Комбинированный диктант: В один столбик запишите имена прилагательные, в другой – существительные. Выделите окончания. Определите род у всех слов (Черный, красная, площадь, хороший, желтый, аллея, коллективный). Письмо по памяти: «Кто больше?» Послушайте слова женского рода с мягким знаком на конце и запишите. ( моль, дочь, ночь,…….. ) Лексический диктант: Замените каждое предложение одним словом Пожелание при прощании. (До свидания) Растение семейства бобовых, а также его круглые семена, зерна. (Горох) Центральная площадь Москвы. (Красная площадь) Этимологический диктант Послушай, узнай и запиши слова по их происхождению: Означает «до встречи» (До свидания) Слово имело значение «холодный ветер» (север) Изначально – «время до и после еды» (обед) Слово образовалось от древнего корня -зай- «прыгать» (заяц) «Автомобиль для многих» (автобус)

Лексический диктант. Замените каждое предложение одним словом Пожелание при прощании. (До свидания) Растение семейства бобовых, а также его круглые семена, зерна. (Горох) Центральная площадь Москвы. (Красная площадь)

Слуховой диктант Слушай и выбирай Та – да, ко – го, фу – фу, са – за. рак, лак, мак, бак, сок, сук дом, ком, лом, сом коза, коса лужи, лыжи мишка, мышка, миска Замени глухой согласный на звонкий и наоборот Суп-.об, том -.ом, вода – ва. а.

Комбинированный диктант: В один столбик запишите имена прилагательные, в другой – существительные. Выделите окончания. Определите род у всех слов (Чёрный, красная, площадь, хороший, жёлтый, аллея, коллективный, песок).

Выборочный диктант Послушайте и запишите только имена существительные Хороший, помидор, желтый, болото, аллея, малиновый, урожай. Послушайте и запишите слова, которые начинаются с гласного зфука Одежда, малина, ученик, учитель, ягода, заяц, коллектив, аптека.

Упражнения по развитию слух ового восприятия, направленные на развитие когнитивной сферы обучающихся.

РСВ и психические процессы ребенка Осязание Происходит знакомство ребенка с окружающими предметами, оказывает влияние на процесс овладения устной речью. - Игры «Волшебный мешочек» «Чудесный ящик» и др.( по темам «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Школьные вещи» и т.д) - Задания: «Послушай, Что тут?» (Учитель называет предмет) - Назови предмет. - Выбери яблоко, огурец и т.п» Внимание Восприятие речи в сочетании с развитием : зрительного внимания слух ового внимания тактильного восприятия не(произвольного) внимания Что различного в одежде девочек? Отвернись, что изменилось? Слушай… Чего я не назвала? Угадай, что я нарисовала. Какие буквы я написала? Отгадай, чьи это уши? Я буду называть слова парами, найди ошибку.

Мышление Упражнения по развитию : анализа и синтеза сравнения классификации обобщения логического мышления творческого мышления -Послушай загадку, назови кто это? Загадка : с длинными ушами, прыгает; с маленькими ушами, прыгает.

Память Упражнения ориентированы на восприятие речи на слух в связи с развитием: точности запоминания объема запоминания длительности запоминания - Послушай и повтори слова ( 5-6 слов) в том же порядке. -Повтори предложение - Запомни и назови слова парами.( 3-4 п) - рифмованные строки - слушай текст, зарисуй значками, расскажи…

Рекомендации по развитию слух ового восприятия на уроках русского языка и литературы: 1. Начинать работу надо с простых фраз, постепенно увеличивая их количество, а затем переходя к более сложным синтаксическим конструкциям. 2. Не надо стараться предъявлять на слух большое количество фраз. Чтобы не загромождать урок, не создавать дополнительных трудностей, нужно подбирать для каждого урока не более 2–3 сложных фраз. Надо стремиться соблюдать меру, чтобы слух овая работа не стала препятствием к усвоению учащимися учебного материала. Необходимо отметить, что отличить на слух длинную фразу легче, чем короткую, так как в ней больше опорных единиц, но слабому ученику воспроизвести её трудно. 3. Сложная фраза в первые дни слух овой тренировки должна быть обращена, прежде всего, к сильным ученикам, которые по заданию учителя повторяют её более слабым. Слабый ученик воспринимает эту фразу на слух о-зрительной основе, выполняет соответстфующее задание и отчитывается о его выполнении. 4. В процессе работы по развитию слух ового восприятия надо обязательно следить за состоянием произносительных навыков учащихся: слитностью речи, выделением ударного слога, автоматизацией зфуков, а также учить детей контролировать своё произношение. 5. Материал, предлагаемый на слух, должен органической частью входить в содержание урока, быть мотивирован ходом учебно-воспитательного процесса. Организация уроков, на которых создаются ситуации, стимулирующие предметные действия, и мотивация заданий, а также постоянное подкрепление зрительного восприятия слух овым значительно облегчает процесс восприятия устной речи на слух.

Вопросы, предлагаемые на слух, при работе с текстом. 1. Какой рассказ вы читали? 2. Кем написан этот рассказ? 3. Когда происходят события рассказа? 4. Где совершаются действия рассказа? 5. О ком говорится в рассказе? 6. О чём рассказывается?

Список литературы