Работа со словарем как средство формирования УУД в начальных классах Учитель начальных классов: Канаева Анна Александровна МБОУ « СОШ 5» г. Зима.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«... Зачем, О смертные, мы всем другим наукам Стараемся учиться так усердно, А речь, единую царицу мира, Мы забываем? Вот кому служить Должны мы все,
Advertisements

Д А И Б В Ж Е ЗКА Б В Ж З Е К Развитие исследовательской деятельности и формирование коммуникативных навыков через интеграцию урочной.
Библиотечный урок Знакомство с различными видами справочной литературы. Говорит она беззвучно Но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – Будешь лучше.
Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка Выступление учителя начальных классов МОУСОШ 16 Улыбышевой З.Н.
Иванова Светлана Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ 2.
Русский язык Программа для общеобразовательных учебных заведений 1-4 класс Ведущей целью начального курса русского языка является формирование и развитие.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
«Вселенная в алфавитном порядке» Автор Костылева С.М. МАОУ «СОШ 100»
СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Русской речи Государь по прозванию Словарь.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
Особенности УМК «ГАРМОНИЯ» Учитель МОУ СОШ 8 г.Конаково Спиридонова Л.Н.
Учитель начальных классов МОУ СОШ 7 г. Урюпинска Волгоградской области Педагогический стаж 22 года Образование - высшее.
Что такое метод проектов? Метод проектов - это такая модель обучения, при которой ученик вовлекается в процесс решения сложных проблем. Проект – это такая.
Задачи уроков чтения Образователь ные задачи Воспитательные задачи Коррекционные задачи.
Нестандартные олимпиадные задания Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 56 УИМ» г.Магнитогорска Галина Г.Р.
Семинар - практикум для учителей начальных классов для учителей начальных классов « Школа молодого педагога » Подготовила руководитель МО учителей начальных.
Новые поступления – 2015 год. Мерзляк А.Г. Математика. Учебник для учащихся общеобразовательных школ. В учебнике предусмотрена уровневая дифференциация,
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
«Фонематический подход при формировании орфографической зоркости у учащихся» Автор работы: Лапаева В.Н.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Транксрипт:

Работа со словарем как средство формирования УУД в начальных классах Учитель начальных классов: Канаева Анна Александровна МБОУ « СОШ 5» г. Зима

«... Зачем, О смертные, мы всем другим наукам Стараемся учиться так усердно, А речь, единую царицу мира, Мы забываем? Вот кому служить Должны мы все, за плату дорогую Учителей сводя, чтоб, тайну слова Познавши, убеждая - побеждать!» Еврипид

В свете требований ФГОС второго поколения становится актуальным организация процесса работы по обогащению словарного запаса учащихся начальной школы. Возникает необходимость в усовершенствовании методов и приемов работы со словарями на уроках начального курса обучения. Думается, что при условии систематического использования на уроках словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, таким образом, повысить уровень их речевого развития.

Направление словарной работы Обогащение словаря Уточнение словаря Активация словаря Устранение нелитературных слов «Обязанность наставника исправлять и пополнять словесный запас дитяти» К.Д. Ушинский

Работа со словарями помогает учителю в развитии речи учащихся: в восприятии речи взрослых, чтении книг; в обеспечении правильного усвоения учащимися лексического запаса. Цель моего выступления: представление своего опыта работы по решению данной проблемы.

Большинство учебников с логотипом ФГОС уже высвечивают эту проблему в текстах: шрифтом синего цвета; рекомендацией обратить внимание на непонятные слова; сносками внизу страницы; различными видами словариков в конце учебника.

Литературное чтение

Словари, используемые на уроках: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка); Толковый словарь русского языка в 4-х тт. под ред. Д. Н. Ушакова ( вариант для младших школьников включает слов и имеется у каждого ученика.

Словари Энциклопедические Филологические (лингвистические) Малая советская энциклопедия Большая советская энциклопедия Детская энциклопедия « Я познаю мир» « Всё обо всём» « Что такое кто такой?» «Что есть что» « Почемучки» двуязычные одноязычные Толковые Орфографический орфоэпический

Каждый ученик учится составлять свой словарик трудных слов по алфавиту. фото

Ученики приносят из дома, берут в библиотеках различные словари и энциклопедии, которые используют на уроках и во внеурочное время. фото

Словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место.

Виды работы со словарем Выписать из текста непонятные слова и найти их значение в толковом словаре. Предлагаю детям закончить предложение по смыслу «В огороде растут огурцы и ………» Дети добавляют новое слово и находят его в орфографическом словаре как оно пишется. Предлагаю вставить пропущенное слово из детских стихов или песенок. «До чего же хорошо кругом, …… покраснела под кустом» (земляника)

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Предлагаю загадку, а отгадка является словарным словом, ученики возвращаются к орфографическому словарю. Сам алый, сахарный. Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз) Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Провожу в игровой форме работу по группам, каждая группа получает задание найти в словарике слова по темам. («Овощи» «Учебные принадлежности», «Животные» и т. д) Для повышения мотивации провожу конкурсы на лучший словарик. Виды диктантов: зрительный, картинный, выборочный, по памяти, с комментированием, творческий.

На уроках по предмету «Окружающий мир» очень интересны ребятам задания, требующие обращения к энциклопедическому словарю. Урок по теме: «Где живут слоны?» Что вы уже знаете о жарких странах? О каких странах в них говорится? ( Индия, Африка) Вы можете показать их на глобусе? Определите в какой части света нужно искать жаркие районы ( ученики отвечают: между полюсами, посередине проходит линия экватора, учитель показывает слово и просит найти в словаре его значение по букве Э «экватор»). Дети находят это слово, объясняют его значение, записывают его в тетрадь, выходят к доске и показывают его на карте.

Словарная работа на уроке математики На уроках математики читаю задание, в котором указан прибор, с помощью которого измеряют градус угла. Что это за предмет ? Как он выглядит? Где его можно приобрести? Дети дают разные ответы как называется этот прибор. Доказательство дети ищут в словаре Бондаренко А.А., Гуркова И.В. «Что это? Кто это?» (Толковый словарь для учащихся начальных классов).

Игры со словами В плане активизации обогащения словарного запаса учащихся при изучении слов из «словаря» можно предложить игры типа «Кто больше?», «Кто быстрее?», «Кто правильнее?» «Эстафета» (20 словарных слов) «Получи пятерку» «Цепочка»

Подбор однокоренных слов (у учителя в картотеке собрано большое количество карточек со словами на каждую букву для демонстрации в случае необходимости): - Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка. - Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.

Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов в словарях синонимов и антонимов: алмаз – бриллиант, алфавит – азбука, богатство – бедность, быстро – медленно, Этимологические сведения в Этимологическом словаре: аквариум (от лат. слова aqua вода) аллея (от франц. слова allee проход, дорога

Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов ( см. Фразеологический словарь или Словарь пословиц и поговорок). Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний. Без году неделя (совсем недавно). Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).

С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных. Аппетит приходит во время еды. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова) Музыканты прибежали, В барабаны застучали. Вдруг забили барабаны. Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)

Работа с «Орфографическим словарём» в 1 классе - Что это? (Берёза) - Как ласково называет её русский народ? (Берёзка) - Давайте напечатаем это красивое слово в тетрадь для печатания. (А как писать: берёзка или бирёзка?) - Ребята, а вы как думаете, как нам поступить? (Надо обратиться за помощью к орфографическому словарю. Он нам подскажет, как правильно написать это слово.) - Ребята, а какой секрет орфографического словаря вы уже знаете? (Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке.) - На какую букву вы будете искать слово? Где вы будете искать слово: в начале, в середине или в конце книги? Почему? ( Будем искать слово на букву «б», в начале словаря, потому что буква «б» в алфавите стоит второй по счёту.) - Кто же быстрей найдёт слово и подскажет всем остальным как правильно написать? (Слово пишется с безударной гласной е, найти его можно на стр. 7, в первом столбике)

Учиться работать со словарем - это значит учить себя контролировать, развивать речь, накапливать активный словарный запас. Словари вносят оживление в учебный процесс и положительно влияют на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Система работы со словарями 1 Пользоваться вспомогательными словарями учебников. 2 Внимательно вчитываться в текст вступительной статьи. 3 Определять единицу описания по названию словаря. 4 Работать с алфавитным словоуказателем. 5 Составлять и запоминать план структуры словаря. 6 Составлять и запоминать план структуры словарной статьи. 7 Работать с условными знаками, символами, условными сокращениями.

Учащиеся начальных классов должны знать (определять): 1. Название словаря. 2. Автора, редактора словаря. 3. Издательство и год издания. 4. К какому типу относится словарь. 5. Каково назначение словаря. 6. Расположение слов в словаре: алфавитное, гнездовое, тематическое.

Вывод Применение новых технологий повышает заинтересованность детей на уроке. А работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры их речи и сформирует необходимые УУД.

Работа со словарями формирует: В личностных УУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и один из способов решения новой задачи; В регулятивных УУД – умение различать способ и результат действия; В познавательных УУД –умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,; В коммуникативных УУД – возможность адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

ВЫВОД: Наличие у человека потребности, привычки осознавать лингвистическое затруднение и пытаться разрешить его с помощью словаря – это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры.

Вывод: Таким образом, словари можно считать средством не только обучения школьников, но и их воспитания.

Дополнительная литература П.А.Грушников «Орфографический словарик» Бондаренко А.А., Гуркова И.В. «Говори правильно» Орфоэпический словарик. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. «Что это? Кто это?» Толковый словарь для учащихся начальных классов. Мережко Е.Г. «Словарик близкородственных слов» Курочкина И.В., Сдобнова А.П. «Учусь правильно образовывать слова» Словообразовательный словарик. «Грамматический словарик», который выполняет не только роль справочника с точки зрения грамматики, но и является учебным пособием по орфографии. (рояль - м.р., семья – ед.ч., ж.р., суш… - ед.ч., ж.р., тапочка – ед.ч., ж.р., тиш… - ед.ч., ж.р., туфля – ед.ч., ж.р.) Перова О. «Словарь – тренажёр». Пишем словарные слова без ошибок.