Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (задание С2 ГИА – 9 по русскому языку) По материалам МИОО от
Advertisements

Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА. Блок 1. Связь лексики и грамматики языка. Автор: Хохлова М.С., учитель.
ГИА – 9 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЧАСТЬ С 2. Объяснить смысл высказывания о русском языке Аргументировать ответ примерами- аргументами из текста из текста: Найти.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013.
Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Подготовка к ГИА.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Донец, 2013 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013.
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua язык) наука, изучающая языки.
Методические подходы к обучению сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2) Н.А.Нефедова, зав. методической лабораторией русского языка и литературы.
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Рекомендации к написанию Полякова Наталья Петровна МБОУ Комсомольская СОШ ГИА-2013.
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы.
ГИА. Подготовка к сочинению. Выполнила Кокурина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21

Задание С2 (демоверсия 2013) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К.Г.Паустовского: К.Г.Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Начать сочинение вы можете словами К.Г.Паустовского.

Задание С2 ВНИМАНИЕ!!! В экзаменационных вариантах высказывания, на основании которых выпускники будут писать сочинения С2, БУДУТ МЕНЯТЬСЯ (при сохранении их общего смысла)

Задачи экзаменуемого Написать сочинение-рассуждение (создать текст, композиционно соответствующий типу текста- рассуждения) Написать сочинение-рассуждение (создать текст, композиционно соответствующий типу текста- рассуждения) Объяснить смысл высказывания К.Г.Паустовского (другого писателя, лингвиста) правильно сформулировать тезис Объяснить смысл высказывания К.Г.Паустовского (другого писателя, лингвиста) правильно сформулировать тезис Привести 2 правильных аргумента Привести 2 правильных аргумента

Формулируем тезис «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». (К.Г.Паустовский)

Формулируем тезис Слово – это Слово – это 1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. 2. Речь, способность говорить. Так о чем же высказывание К.Г.Паустовского?

Формулируем тезис О богатстве русской лексики: русское слово может назвать любой предмет, состояние, признак, действие и т.п. О богатстве русской лексики: русское слово может назвать любой предмет, состояние, признак, действие и т.п. О средствах выразительности языка: именно они помогают передать эмоциональное отношение говорящего к тому, о чем он говорит. О средствах выразительности языка: именно они помогают передать эмоциональное отношение говорящего к тому, о чем он говорит. !!! Другие высказывания из экзаменационных заданий С2, скорее всего, будут иметь тот же смысл!!!

Формулируем тезис Для формулировки тезиса нужно ответить на вопрос: почему Паустовский считает, что «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»? Для формулировки тезиса нужно ответить на вопрос: почему Паустовский считает, что «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»? Ответив на этот вопрос, вы напишите комментарий к словам писателя, который и будет представлять собою развернутый тезис. Ответив на этот вопрос, вы напишите комментарий к словам писателя, который и будет представлять собою развернутый тезис.

Формулируем тезис (шаблон) К.Г.Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, наш язык обладает богатейшей лексикой, при помощи которой человек может обозначить любое понятие, состояние, признак или предмет из окружающей жизни. Или К.Г.Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Наш язык обладает значительными возможностями выражать любое настроение, эмоциональное состояние человека, его отношение к тому, о чем он говорит. Помогают в этом средства выразительности речи, такие как эпитеты, метафоры, сравнения, фразеологизмы. Именно об этой способности русских слов и говорил писатель.

ДЛЯ ЗАМЕТКИ!!! Эпитет – художественное определение. В качестве эпитетов используются прилагательные, причастия, качественные наречия, существительные-приложения. В качестве эпитетов используются прилагательные, причастия, качественные наречия, существительные-приложения. Метафора – перенос значения на основе сходства предметов, явлений и т.п. Метафору иногда называют скрытым сравнением. Чаще всего метафорой выступают глаголы и существительные. Если вы встречаете в тексте глагол или существительное в переносном, необычном значении, скорее всего, это метафора. Метафору иногда называют скрытым сравнением. Чаще всего метафорой выступают глаголы и существительные. Если вы встречаете в тексте глагол или существительное в переносном, необычном значении, скорее всего, это метафора.

ДЛЯ ЗАМЕТКИ!!! Сравнение – оборот, в котором происходит сопоставление двух предметов или явлений на основе сходства. Признаками сравнения являются: Признаками сравнения являются: наличие в тексте обоих компонентов – того, что сравнивают, и того, с чем сравнивают; наличие в тексте обоих компонентов – того, что сравнивают, и того, с чем сравнивают; формальных выразителей сравнения: формальных выразителей сравнения: сравнительных союзов как, будто, словно, что; сравнительных союзов как, будто, словно, что; формы творительного падежа; формы творительного падежа; формы сравнительной степени; формы сравнительной степени; слов подобен, похож, сравним и т.п. слов подобен, похож, сравним и т.п.

Аргументируем тезис Задача экзаменуемого – указать роль 2-х любых лексических единиц (слов) в тексте (т.е. рассмотреть 2 любых слова с точки зрения их лексической роли) Задача экзаменуемого – указать роль 2-х любых лексических единиц (слов) в тексте (т.е. рассмотреть 2 любых слова с точки зрения их лексической роли) Подтвердим смысл высказывания К.Г.Паустовского примерами из текста. (шаблон)

ДЛЯ ЗАМЕТКИ!!! В лексике основное понятие – лексическое значение (способность слова называть предмет, явление, свойство, качество, действие и т.д.) На переносном значении слова основывается выразительность речи Лексическое значение может быть прямым и переносным. Переносное значение всегда используется для образного выражения авторской мысли.

Аргументируем тезис Алгоритм для аргумента роли лексики в языке: Слово Определяем лексическое значение Слово Определяем лексическое значение Выясняем, прямое оно или переносное Выясняем, прямое оно или переносное Объясняем, почему слово использовано именно в этом значении Подсказка: слово в переносном значении ВСЕГДА используется для образного выражения авторской мысли

ДЛЯ ЗАМЕТКИ!!! Лексические средства выразительности (используются для выражения авторского отношения): Синонимы Синонимы Антонимы Антонимы Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) Неологизмы - новые слова, которые еще только входлят в активное употребление (например, неологизмы ХХ века: парковка, микроволновка, горячая точка и т.п.) Неологизмы - новые слова, которые еще только входлят в активное употребление (например, неологизмы ХХ века: парковка, микроволновка, горячая точка и т.п.) Заимствованные слова Заимствованные слова Книжная лексика Книжная лексика Разговорная лексика Разговорная лексика Эмоционально-окрашенная лексика Эмоционально-окрашенная лексика Фразеологизмы Фразеологизмы Крылатые слова и выражения Крылатые слова и выражения

Пример аргументации Демоверсия экзаменационной работы ГИА-2013, разработанная ФИПИ Предложение 17. Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла ее, бережно достала бесценные листочки. Предложение 33. Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил ее, удивил и обидел.

Пример аргументации Например, слово «бесценные» (предложение 17) употребляется в переносном значении, так образно выражая мысль о том, что письма сына не имеют цены для матери.

Пример аргументации В предложении 33 все глаголы: «обеспокоил», «удивил», «обидел» - употребляются в прямом значении и рассказывают нам о внутреннем состоянии Анны Федотовны после неприятного разговора с детьми. Использование этих слов как ряда однородных членов помогает читателю глубже понять чувства героини.

Варианты вывода Выводом может стать ответ на любой из вопросов: Согласны ли вы с мнением К.Г. Паустовского (другого писателя, лингвиста) и почему? Согласны ли вы с мнением К.Г. Паустовского (другого писателя, лингвиста) и почему? Удалось ли вам доказать точку зрения К.Г.Паустовского (другого писателя, лингвиста) и почему? Удалось ли вам доказать точку зрения К.Г.Паустовского (другого писателя, лингвиста) и почему?

Композиция сочинения С2.1 1 абзац – тезис (слова К.Г.Паустовского или другого писателя, лингвиста + комментарий к тезису) 1 абзац – тезис (слова К.Г.Паустовского или другого писателя, лингвиста + комментарий к тезису) 2 абзац – аргументация (2 примера, иллюстрирующих разнообразие лексических явлений в языке) 2 абзац – аргументация (2 примера, иллюстрирующих разнообразие лексических явлений в языке) 3 абзац – вывод (соотносится с тезисом: согласны ли вы с мнением, изложенным в тезисе?) 3 абзац – вывод (соотносится с тезисом: согласны ли вы с мнением, изложенным в тезисе?)

Ссылки на текст 1. (предложение 17) 2. (предл. 17) 3. (17) 4. По словам Паустовского, «...». 5. В тексте говорится: «...».