Нормативно-правовые основы специального образования детей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особый ребенок: особенности обучения и развития «Не плакать, не смеяться, а понимать!» Спиноза.
Advertisements

Инклюзивное образование как процесс обеспечения доступности и качества образования Чирков А.А., к.м.н., Доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО.
Что такое инклюзивное образование?. Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Учреждение образования «Барановичский государственный университет» Инклюзивное образование: возможности, преимущества, риски.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Права ребенка «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность.
МОДУЛЬ 1 Организация и процесс формирования и реализации программ субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение доступности приоритетных.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Системные изменения в области образования детей с ОВЗ.
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
Построение инновационной модели инклюзивной школы.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Инклюзивное образование: общая характеристика, принципы.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ ДЕНЬ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ.
Транксрипт:

Нормативно-правовые основы специального образования детей

В стратегии развития РФ социальная ориентация государства Гуманизация общественных отношений, демократизация, гражданское общество и др.

Эти требования зафиксированы во многих государственных нормативных актах: Конституция РФ…см. Указ президента «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы» Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на годы

Новый Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ утверждает:

Основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования являются обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 5 закона - федеральными государственными органами, органами власти РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для: получения без дискриминации качественного образования, в том числе гражданами с ОВЗ и инвалидами,

коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условий.

Концепция стандарта второго поколения В ней сформулированы цели современного Российского образования:

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 9 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Социальная справедливость освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей.

Одной из форм реализации этих направлений развития общества является интегрированное и инклюзивное образование.

Интеграция и Инклюзия Первоначально понималось как: Совместное обучение детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и детей с нормативным развитием

Сейчас содержание этих терминов уточнили.

Понятие инклюзивного образования расширилось Юнеско определяет: инклюзия как динамический процесс, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для обогащения процесса познания.

Инклюзия в законе об образовании в РФ определяется как: обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п.27 ст.2).

Речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья и детях- инвалидах.

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

Дети с ограниченными возможностями здоровья (вариант из ООПООО) -Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания; -Это дети имеющие особые образовательные потребности.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации»

инвалид лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

История инклюзии Этапы развития национальных систем специального образования

Медицинский подход к инвалидности Определяет инвалидность через наличие нарушений здоровья Основное направление деятельности - минимизация нарушений через медицинское вмешательство и терапию (лечение) Обучение ребенка в специализированной школе, детском саду или на дому

Недостатки и последствия медицинского подхода

Социальная модель инвалидности «Инвалидность - это потеря или ограничение возможностей нормальной жизни в обществе на равных с остальными его членами из-за физических или отношенческих барьеров» (DPI, 1981).

«Это ваш страх, невежество, незнание, предрассудки, стереотипы, барьеры и дискриминация делают нас инвалидами».

Причины необходимости инклюзии в России Прирост детей с особыми образовательными потребностями; Узкий рынок специальных услуг; Новый тип родителя, заинтересованного в получении ребенком с ОВЗ цензового образования, проживания в родительской семье; Инновационная нормативно-правовая поддержка; Возникновение новых типов и видов ОУ; Развитие системы ранней помощи.

Рост детей с нарушениями развития: По данным МГПУ количество здоровых новорожденных составляет 26%. 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья. До 86% имеют неврологическую патологию. Не более 10% дошкольников и 4% подростков абсолютно здоровы.

Социальная причина необходимости инклюзии Социальный детерминизм – общество развивается системно. Верхи не будут расти вверх, если не опираются на низы, которые давят вверх – это законы «социальной помпы», «сообщающихся сосудов», «социальных лифтов» и др.

Если руководитель отчитывается за олимпиады и достижения, но не работает на другие слои детей – не будет общего роста популяции детей. Если будут вложения в низы – будет лучше и верхам.

Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели - создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ- инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.

Главное в инклюзии изменения ценностных отношений к детям с особенностями развития, обеспечение права на отличие, адаптация системы к потребностям детей с ОВЗ. Нужна инклюзивная культура. + ребенок должен иметь право на выбор индивидуального образовательного маршрута.

Нужен контроль риска дезадаптации на всех ступенях образования. Именно на неврологическую патологию надо делать сейчас упор в коррекции, а не на колясочника с сохранным интеллектом.

Преимущества, которые дает инклюзия Создание инклюзивной культуры в школе способствует созданию безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников; сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений.

инклюзивное образование как социальный и образовательный инновационный процесс, динамически развивающийся подход, при котором ведущим является позитивное отношение к разнообразию учеников, а индивидуальные особенности воспринимаются не как проблема, а как возможность обогащения процесса познания

Инклюзия в образовании включает в себя : Признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов; Повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;

Изменение педагогических методов и технологий обучения таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;

Анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или особые образовательные потребности;

Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы; Различия между учениками - это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;

Признание роли школ не только в повышении академических результатов учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ; Признание того, что инклюзия в образовании - это один из аспектов инклюзии в обществе.

Инклюзивная школа рассматривает многообразие культур как новую реальность: в обществе взаимодействуют разные этнические группы и культуры, имеющие различный экономический и социальный статус, различные способности, состояние здоровья, интересы и цели обучения.

Инклюзивная школа не должна ограничиваться единым учебным планом и единым подходом к обучению всех детей. -сохраняет индивидуализацию процесса обучения добиваясь при этом персонализации обучения -командный стиль работы различных специалистов

-сотрудничество с семьями, государственными и общественными организациями, которое ведёт к расширению школьного сообщества и является источником привлечения дополнительных ресурсов для деятельности школы. (Сетевое взаимодействие).

Инклюзивная школа ожидает успехов в обучении от каждого своего ученика -Инклюзивная школа способствует социальному развитию общества.

Целесообразность инклюзивного подхода в образовании? Преимущества инклюзии для детей- инвалидов: -в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах, такие дети демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками

- В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидностью; -дети с инвалидностью и особенностями развития в инклюзивных школах в целом имеют более высокие академические результаты;

Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах; -В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом.

Инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития Обычные ученики, также как и одарённые дети, получают преимущества при инклюзивном образовании: -Доказано, что нахождение в классе детей с особенностями развития не является фактором, несущим угрозу или представляющим опасность для их успешного обучения;

Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения в классе, в научной литературе признаются несостоятельными. Причинами потери времени на уроке чаще являются действия детей без инвалидности;

Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы в классе – т,к. работают педагоги более высокой квалификации;

Программами и технологиями, предназначенными детям с инвалидностью могут пользоваться все остальные ученики, в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с инвалидностью.

Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при таком обучении. Эти средства могут быть использованы различными способами, в том числе с пользой для обычных детей (например, для организации внеклассной активности и др.).

Преимуществом инклюзии для обычных учеников и одарённых детей будет также присутствие в классе дополнительного педагогического персонала (дополнительное финансирование тьютора, соц.педагога и др.); присутствие в классе других взрослых создаёт дополнительные преимущества для всех учеников класса;

Обычные или одарённые ученики, будучи вовлечёнными в обучение своих сверстников (специальный методический подход к обучению в инклюзивном классе, т.н. обучение в сотрудничестве, тьюторство), получают преимущества в том, что эти подходы способствуют повышению их самооценки и качества овладения академическими навыками;

В инклюзивном классе обычные или одарённые дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы (предрассудки);

Особенности инклюзии в России Почва для инклюзии в России отличается от европейской. Там много лет до инклюзии развивалась реформаторская педагогика (Штайнер, Монтессори, Кей, Фребель). А у нас долгие годы господствует классно- урочная система с ее знаниевым подходом

Поэтому Инклюзия для педагога – это тема про самообразование.

Нормативная база Зачем знать нормативную базу? – Чтобы использовать на пользу ОО, детям с ОВЗ, себе. Зачем разрабатывать? -Обеспечить юридическую основу своей деятельности.

Ориентируемся на мировое сообщество

Ратификация Россией международных Конвенций: О правах ребенка О правах умственно отсталых лиц О правах инвалидов Саламанкская декларация Международная конференция «Развитие инклюзивных школ в России», Москва, ноября 2005 и др.

Познакомимся с некоторыми из них

Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года:резолюцией 44/25 -каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства.

-Дети имеют право на особую заботу и помощь. -Семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие;

-Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания; -Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе.

Декларация о правах умственно отсталых лиц. Принята резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года:резолюцией 2856 (XXVI) -Умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди.

Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности;

-Умственно отсталое лицо имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей; -Когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи или с приемными родителями и участвовать в различных формах жизни общества;

-Умственно отсталое лицо имеет право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения; - Необходимо оказывать умственно отсталым лицам помощь в развитии их способностей в различных областях деятельности и содействие по мере возможности включению их в обычную жизнь общества.

Декларация (конвенция) о правах инвалидов Российской федерацией конвенция подписана 24 сентября 2008 года; ратифицирована Россией 3 мая 2012 года. В ней говорится:

ООН Признает, что инвалидность это эволюционирующее понятие и что инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими;

дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности представляет собой ущемление достоинства и ценности, присущих человеческой личности; содействие полному осуществлению инвалидами своих прав человека и основных свобод, а также полноценному участию инвалидов позволит укрепить у них ощущение причастности и добиться значительных успехов в человеческом, социальном и экономическом развитии общества и искоренении нищеты;

ООН Озабочено трудными условиями, с которыми сталкиваются инвалиды, подвергающиеся множественным или обостренным формам дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического, аборигенного или социального происхождения, имущественного положения, рождения, возраста или иного обстоятельства;

ООН Признает, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми; Важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами;

семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства, инвалиды и члены их семей должны получать необходимую защиту и помощь, позволяющие семьям вносить вклад в дело полного и равного пользования правами инвалидов;

Необходимо преодоление глубоко неблагоприятного социального положения инвалидов и расширение их участия в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни при равных возможностях.

Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.

Необходимо повышать просвещенность всего общества, в том числе на уровне семьи, в вопросах инвалидности и укреплять уважение прав и достоинства инвалидов, вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни, пропагандировать потенциал и вклад инвалидов.

Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.

Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества.

Государства-участники принимают, в том числе при поддержке со стороны других инвалидов, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни.

Термины, используемые в конвенции К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

«Разумное приспособление» означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

«Универсальный дизайн» означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. «Универсальный дизайн» не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.

В 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

: Требования конвенции реализуются во многих законодательных актах, в том числе Федеральных законах: "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О связи", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации« и др.

Реализует конвенцию и Федеральная программа «Доступная среда» на гг. От

Программа предусматривает 1. реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (Лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста и др.).

2. совершенствование условий и порядка предоставления услуг в сфере медико- социальной экспертизы и реабилитации с целью интеграции инвалидов с обществом. 3. Одной из программных целей является создание предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов.

Организация обучения детей- инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками,

что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.

Условия реализации инклюзии создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды разработка нормативных правовых актов, регламентирующих организацию совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития,

разработка типовых решений для организации требуемой поддержки для реализации их эффективного обучения; 3. оснащение учебных заведений специальным оборудованием для обучения инвалидов

формирование в каждом субъекте Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, осуществляющих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития;

разъяснение сути инклюзивного образования с целью формирования позитивного отношения граждан с помощью телевидения, радио и иных СМИ; создание банка данных о «лучших практиках» введения инклюзивного и специального образования для распространения этого опыта во всех регионах Российской Федерации;

обеспечение для детей-инвалидов равного с другими детьми доступа к Участию в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях проведение мероприятий по подготовке переводчиков жестового языка для обслуживания инвалидов по слуху; содействие освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения.

Требования программы. К образовательным организациям, реализующим в своей работе модели инклюзивного образования предъявляются требования наличия: специальных образовательных программ, разработанных с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, рекомендаций ПМПК для детей с ОВЗ.

коррекционных методов, технических средств, 3) специально подготовленных педагогов 4) медицинское обслуживание, социальные и иные условия.

В результате реализации государственных программ инклюзивность должна стать направлением изменений всей системы современного образования.

Школа становится одним их важнейших социальных институтов, осуществляющих социальную и правовую защиту человека, обеспечивающих активное развитие личности, способной к позитивной саморегуляции, реализующей широкое сотрудничество со всеми элементами микросоциума.

По проекту «Доступная среда» к 2015 году должно быть 20% инклюзивных школ, инклюзией должны быть охвачены 70% детей с ОВЗ, остальные 30% - в спецшколах (СКОУ). СКОУ до января 2016 г. должны переименоваться в «ОО, реализующие основную адаптированную образовательную программу» (ЗОб Обр)