М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «С РЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2» Г. М ЕГИОНА ХМАО-Ю ГРЫ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА С УМИНОЙ С ВЕТЛАНЫ Ю РЬЕВНЫ, УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ, по ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Русская словесность. От слова к словесности» 8 класс учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа рассчитана на 35 часов учебного времени. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы познавательных интересов учащихся, определен учебным планом МОУ-СОШ 39 и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ 1312 от Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка. Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи: изучение законов употребления языка; овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова; овладение умением творческого употребления родного языка. В основе курса лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, 5). Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2010), Изменения, внесённые в программу Р.И.Альбетковой, связаны с меньшим количеством отводимых на её изучение часов (35 часов вместо предлагаемых 68 часов).
Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова. Подзаголовок «Русская словесность» свидетельствует об изучении на материале устного народного творчества и письменных произведений, созданных на русском языке, явлений искусства слова: богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических особенностей язык, различных форм словесного выражения содержания, специальных средств языка. Подзаголовок «От слова к словесности» свидетельствует о том пути, которым учащиеся идут в освоении учебного предмета: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Поэтому сначала изучаются свойства языка как материала словесности, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения словесности. Программа «Русская словесность. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников c уровнем их языкового и литературного развития. В 8-ом классе обучающиеся получают представление уже о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и таким образом приобретают умение воспринимать произведения, созданные в разные эпохи. В 8-м классе рассматривают произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения, осваивают понятие художе ственный образ, созданный средствами языка, учатся понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.
Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения (сказки, рассказа, сценки, киносценария), что позволяет совершенствовать и читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые яркие языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями, учатся чётко и ярко выражать свои мысли и чувства. В 8-ом классе на уроках словесности нет необходимости заучивать теоретический материал, контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера (сочинения собственного произведения, работа с произведениями изобразительного искусства), самостоятельные работы, работы продуктивного характера – исследования по заданиям дополнительной литературы. Формы организации учебного процесса интерактивные: сочетание традиционных классических форм, методов и приемов обучения с инновационными, нетрадиционными. Уроки игры со словом, ролевые и деловые игры, олимпиадные состязания, уроки презентаций, работа в малых группах, имитационное моделирование, тренинги позволяют выявить одаренных детей, открыть широкие образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию личностно- ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельностного подхода к обучению русской словесности. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника, содействуют становлению целостного мировоззрения, развитию аналитического и креативного мышления, творческого воображения, потребности в самообразовании, саморазвитии, самопознании.
Цели обучения в организации учебного процесса по элективному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» в 8 – м классе: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к русской словесности как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание интереса и любви к русскому языку и литературе; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса речи и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информативный поиск; освоение знаний о русской словесности, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русской словесности.
Данные цели обусловливают решение следующих задач: развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо; формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, духовно – нравственных, эстетических, информационных, организационных; формирование прочных умений и навыков в овладении техники средств художественной изобразительности, понимании их значения, применении средств художественной изобразительности в собственных высказываниях; овладение обучающимися средствами создания юмора в произведении писателей, обогащение словарного запаса языка и грамматического строя речи обучающихся; умение отличать из произведений народной словесности былины, особенности языка былины, легенды, предания, понимания выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации в создании текста, выразительное чтение произведений; умение отличать эпическое произведение от лирического и драматического, особенности их языка, изображение сюжета произведений и характера их героев; выразительное чтение произведений.
ТРЕБОВАНИЯК УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ в 8 – ом классе В результате изучения русской словесности ученик должен знать/понимать богатство лексики русского языка; особенности употребления лексики русского языка; средства художественной изобразительности и их роль; эпические жанры народной словесности и особенности их языка; особенности языка эпических, лирических и драматических произведений; уметь определять лексическое значение слова; определять виды лексических единиц; находить в текстах и определять роль изобразительных средств; различать жанры народной словесности; различать эпические, лирические и драматические произведения;
аудирование и чтение выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и жанров; пересказывать прозу; работать со словарями; находить в текстах лексические единицы; говорение и письмо строить диалог; создание собственных текстов различных типов речи; создание собственных текстов различных жанров; употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для - осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества; -творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человеческого;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема учебно – тематического плана Кол- во час Формы и средства контроля 1. Средства художественной изобразительности Практическая работа. Работка со словарём. Анализ текстов. Контрольная работа 2. Жизненный факт и поэтическое слово 4Практическая работа. Анализ текстов « Играем со словами» - пересказ текста, составление стихотворений. 3. Историческая жизнь поэтического слова 6161 Контрольная работа (сочинение)– 1. Анализ текстов. Составление рассказа. ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ 4. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения 5151 Сочинение, посвящённое целостному анализу произведения (программа литературы 9 – го класса). 5. Произведение словесности в истории культуры 2 Семинар 6. Резервные уроки 11. Конкурс презентаций. 2. Олимпиадное занятие. Итого:35
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Материал словесности Средства художественной изобразительности Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально- авторские особенности применения средств худо жественной изобразительности. Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности. Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы. Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска. Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности. Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов. Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета. /// Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. Умение выразить понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем. Использование средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.
Жизненный факт и поэтическое слово Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение. /// Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать худо жественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере. Создание произведения, основанного на жизненных впечатлениях.
Историческая жизнь поэтического слова Принципы изображения действительности и поэ тическое слово. Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности. Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина. Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Ро мантический стиль А. С. Пушкина. Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Произведение искусства слова как единство художественного содержанияи его словесного выражения. Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал. Художественный образ. Различные виды художе ственного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества. Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание. Словесная форма выражения художественного со держания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания. Герой произведения словесности как средство вы ражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях. /// Восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности. Понимание художественного содержания, выраженного в словесной форме произведения. Понимание значения художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям. Сочинение, посвященное целостному анализу произведения.
Произведение словесности в истории культуры Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика. Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства помочь совершенствованию мира и человека. /// Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в собственном творчестве
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. М.,1998. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. М., Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. - М., Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т. Г. Винокур; Предисл. В. П. Григорьева. М., Горшков А. И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лек сикография. М., Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. М., Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.; Л., 1966.
Ковалевская Е. Г. Анализ текстов художественных произведений. Л., Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. - СПб., Пустовойт П. Г. Слово. Стиль. Образ. М Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. М., Солганик Г. Я. От слова к тексту. М., Успенский Л. Слово о словах. (Любое издание.) Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое издание.) Шанский Н. М. Занимательный русский язык. М., Ч. 1, 2