М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «С РЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2» Г. М ЕГИОНА ХМАО-Ю ГРЫ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА С УМИНОЙ С ВЕТЛАНЫ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Advertisements

Standart. edu. ru.. Начальная Основная Старшая Повышение квалификации Введение ФГОС Апробация Доп. материалы Базовые документы Обсуждение Глоссарий Контакты.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Применение орфографических и пунктуационных правил при создании учащимися собственных текстов в рамках подготовки к ЕГЭ.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Работу выполнила учитель русского языка и литературы НОУ СОШ «Творчество» г.Екатеринбурга Морозова Е.В.
Использование технологии исследования на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 с углублённым изучением английского.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
«Анализ художественного текста на уроках русского языка и литературы как способ формирования коммуникативной компетенции». Калинина Валентина Ивановна.
Транксрипт:

М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «С РЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2» Г. М ЕГИОНА ХМАО-Ю ГРЫ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА С УМИНОЙ С ВЕТЛАНЫ Ю РЬЕВНЫ, УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ, по ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Русская словесность. От слова к словесности» 8 класс учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа рассчитана на 35 часов учебного времени. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы познавательных интересов учащихся, определен учебным планом МОУ-СОШ 39 и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ 1312 от Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка. Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи: изучение законов употребления языка; овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова; овладение умением творческого употребления родного языка. В основе курса лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, 5). Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2010), Изменения, внесённые в программу Р.И.Альбетковой, связаны с меньшим количеством отводимых на её изучение часов (35 часов вместо предлагаемых 68 часов).

Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова. Подзаголовок «Русская словесность» свидетельствует об изучении на материале устного народного творчества и письменных произведений, созданных на русском языке, явлений искусства слова: богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических особенностей язык, различных форм словесного выражения содержания, специальных средств языка. Подзаголовок «От слова к словесности» свидетельствует о том пути, которым учащиеся идут в освоении учебного предмета: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Поэтому сначала изучаются свойства языка как материала словесности, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения словесности. Программа «Русская словесность. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников c уровнем их языкового и литературного развития. В 8-ом классе обучающиеся получают пред­ставление уже о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и таким образом приобретают умение воспринимать произведения, со­зданные в разные эпохи. В 8-м классе рассматривают произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения, осваивают понятие художе­ ственный образ, созданный средствами языка, учатся понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.

Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения (сказки, рассказа, сценки, киносценария), что позволяет совершенствовать и читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые яркие языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями, учатся чётко и ярко выражать свои мысли и чувства. В 8-ом классе на уроках словесности нет необходимости заучивать теоретический материал, контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера (сочинения собственного произведения, работа с произведениями изобразительного искусства), самостоятельные работы, работы продуктивного характера – исследования по заданиям дополнительной литературы. Формы организации учебного процесса интерактивные: сочетание традиционных классических форм, методов и приемов обучения с инновационными, нетрадиционными. Уроки игры со словом, ролевые и деловые игры, олимпиадные состязания, уроки презентаций, работа в малых группах, имитационное моделирование, тренинги позволяют выявить одаренных детей, открыть широкие образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию личностно- ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельностного подхода к обучению русской словесности. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника, содействуют становлению целостного мировоззрения, развитию аналитического и креативного мышления, творческого воображения, потребности в самообразовании, саморазвитии, самопознании.

Цели обучения в организации учебного процесса по элективному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» в 8 – м классе: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к русской словесности как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание интереса и любви к русскому языку и литературе; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса речи и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информативный поиск; освоение знаний о русской словесности, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русской словесности.

Данные цели обусловливают решение следующих задач: развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо; формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, духовно – нравственных, эстетических, информационных, организационных; формирование прочных умений и навыков в овладении техники средств художественной изобразительности, понимании их значения, применении средств художественной изобразительности в собственных высказываниях; овладение обучающимися средствами создания юмора в произведении писателей, обогащение словарного запаса языка и грамматического строя речи обучающихся; умение отличать из произведений народной словесности былины, особенности языка былины, легенды, предания, понимания выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации в создании текста, выразительное чтение произведений; умение отличать эпическое произведение от лирического и драматического, особенности их языка, изображение сюжета произведений и характера их героев; выразительное чтение произведений.

ТРЕБОВАНИЯК УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ в 8 – ом классе В результате изучения русской словесности ученик должен знать/понимать богатство лексики русского языка; особенности употребления лексики русского языка; средства художественной изобразительности и их роль; эпические жанры народной словесности и особенности их языка; особенности языка эпических, лирических и драматических произведений; уметь определять лексическое значение слова; определять виды лексических единиц; находить в текстах и определять роль изобразительных средств; различать жанры народной словесности; различать эпические, лирические и драматические произведения;

аудирование и чтение выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и жанров; пересказывать прозу; работать со словарями; находить в текстах лексические единицы; говорение и письмо строить диалог; создание собственных текстов различных типов речи; создание собственных текстов различных жанров; употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для - осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества; -творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человеческого;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема учебно – тематического плана Кол- во час Формы и средства контроля 1. Средства художественной изобразительности Практическая работа. Работка со словарём. Анализ текстов. Контрольная работа 2. Жизненный факт и поэтическое слово 4Практическая работа. Анализ текстов « Играем со словами» - пересказ текста, составление стихотворений. 3. Историческая жизнь поэтического слова 6161 Контрольная работа (сочинение)– 1. Анализ текстов. Составление рассказа. ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ 4. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения 5151 Сочинение, посвящённое целостному анализу произведения (программа литературы 9 – го класса). 5. Произведение словесности в истории культуры 2 Семинар 6. Резервные уроки 11. Конкурс презентаций. 2. Олимпиадное занятие. Итого:35

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Материал словесности Средства художественной изобразительности Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуаль­но- авторские особенности применения средств худо­ жественной изобразительности. Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произве­дении этих средств художественной изобразитель­ности. Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы. Парадокс и алогизм, их роль в произведении.

Гротеск и его значение в произведении. Различ­ная эмоциональная окраска гротеска. Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности. Этимологизация и внутренняя форма слова. Лож­ная этимология. Игра слов. Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета. /// Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. Умение выразить понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем. Использование средств художественной изобра­зительности языка в собственных устных и письмен­ных высказываниях.

Жизненный факт и поэтическое слово Прямое и поэтическое значение словесного выра­жения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпи­ческом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и услов­ное изображение. /// Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею произ­ведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о реаль­ных событиях и лицах с их изображением в художе­ственном произведении с целью понимания специ­фики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать худо­ жественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере. Создание произведения, основанного на жизненных впечатлениях.

Историческая жизнь поэтического слова Принципы изображения действительности и поэ­ тическое слово. Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности. Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отноше­ние к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Держа­вина. Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтиз­ма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Ро­ мантический стиль А. С. Пушкина. Изображение действительности в искусстве ре­ализма. Поэтическое слово в реалистическом произ­ведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

Произведение искусства слова как единство художественного содержанияи его словесного выражения. Эстетическое освоение действительности в искус­стве слова. Эстетический идеал. Художественный образ. Различные виды художе­ ственного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетиче­ской оценки, результат творчества. Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содер­жание. Словесная форма выражения художественного со­ держания. «Приращение смысла» слова. Отбор и ор­ганизация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Художественное время и художественное про­странство (хронотоп) как один из видов художест­венного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художе­ственного содержания. Герой произведения словесности как средство вы­ ражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях. /// Восприятие произведения словесности как це­лостного явления, как формы эстетического освоения действительности. Понимание художественного содержания, выраженного в словесной форме произ­ведения. Понимание значения художественного об­раза: героя произведения, художественного про­странства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспри­нять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении. Создание собственного произведе­ния по жизненным впечатлениям. Сочинение, по­священное целостному анализу произведения.

Произведение словесности в истории культуры Взаимосвязь разных национальных культур. Зна­чение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика. Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Об­ращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словес­ности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произве­дениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства помочь совершенствованию мира и человека. /// Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рас­суждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в собственном творчестве

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. М.,1998. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., Виноградов В. В. Избранные труды: О языке ху­дожественной прозы. М., Виноградов В. В. Проблемы русской стилисти­ки. - М., Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т. Г. Винокур; Предисл. В. П. Григорьева. М., Горшков А. И. Композиция художественного текс­та как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лек­ сикография. М., Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. М., Гуковский Г. А. Изучение литературного произ­ведения в школе. М.; Л., 1966.

Ковалевская Е. Г. Анализ текстов художествен­ных произведений. Л., Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завт­ра. - СПб., Пустовойт П. Г. Слово. Стиль. Образ. М Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. М., Солганик Г. Я. От слова к тексту. М., Успенский Л. Слово о словах. (Любое издание.) Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое из­дание.) Шанский Н. М. Занимательный русский язык. М., Ч. 1, 2