Августовская конференция Томск Зоненшильд Е. В. Учитель биологии МБОУ Батуринская ООШ
Развитие УУД позволит ученику стать «архитектором» своего знания. Для того, чтобы этого достигнуть необходимо использовать определенные приемы и методы. Классификация и сериация – одни из таких приемов. одни из таких приемов.
Сериация заключается в упорядочивании объектов по изменяющемуся (одному или нескольким) признакам. Согласно Жану Пиаже, сериация составляет одну из ключевых логических операций мышления.
Классификация – это система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам или группам по определенным общим признакам.
Сериация и классификация применяются для развития логического мышления. Могут применяться: - в биологии, - в истории, - в географии, - в химии, и др. Предметные навыки Метапредметные навыки Сериация Классификация
1. Повышение успеваемости. 2. Повышение мотивации. 3. Собственное профессиональное. развитие.
Сериация 8 класс биология Прочитай термины. Почему они объединены в группу? Расставь в определенном порядке: мочеточник, почечная капсула, мочевой пузырь, извитой каналец, капиллярный клубочек, почечная лоханка.
Классификация 6 класс биология Используя знания темы «Скелет – опора организма» раздели животных на группы несколькими способами, зная, что среди них может быть лишнее: Улитка, рыба, птица, жук, крокодил, муха, лягушка, дождевой червь, морской гребешок, бабочка.
1 этап – объяснение принципов новых заданий и мотивация учеников на работу с ними. 2 этап – раздача ученикам инструкции по выполнению этого типа заданий и объяснение работы с ним на простейших предметах.
1 шаг. Найди общее. 2 шаг. Найди такой признак, который был бы выражен у всех понятий (предметов), но в разной степени. 3 шаг. Найди понятие (предмет), где этот признак был бы выражен слабее всего. 4 шаг. Из оставшихся найди понятие (предмет), где этот признак был бы выражен слабее всего. 5 шаг. Проверь получившееся.
3 этап – речевые действия. 5 этап – умственные действия. 4 этап – выполнение речевого действия про себя.
Первые три этапа на одном занятии. Использовали для повторения и закрепления пройденного материала. Далее парная работа с инструкцией и на известном материале.
Биология 6 класс Расставь в порядке усложнения: лестничная нервная система, сетчатая нервная система, сетчатая нервная система, брюшная нервная цепочка, центральная нервная система.
1 шаг. Найди общее. лестничная нервная система, сетчатая нервная система, сетчатая нервная система, брюшная нервная цепочка, центральная нервная система. Это типы организации нервной системы
2 шаг. Найди такой признак, который был бы выражен у всех понятий, но в разной степени. лестничная нервная система, сетчатая нервная система, сетчатая нервная система, брюшная нервная цепочка, центральная нервная система. Это сложность организации НС
3 шаг. Найди понятие, где этот признак был бы выражен слабее всего. лестничная нервная система, сетчатая нервная система, сетчатая нервная система, брюшная нервная цепочка, центральная нервная система. Это сетчатая нервная система
4 шаг. Из оставшихся найди понятие, где этот признак был бы выражен слабее всего. сетчатая нервная система, сетчатая нервная система, лестничная нервная система, брюшная нервная цепочка, центральная нервная система.
5 шаг. Проверь получившееся. сетчатая нервная система, сетчатая нервная система, лестничная нервная система, брюшная нервная цепочка, центральная нервная система. Все правильно!
1. Позволяет поднять сразу большой пласт знаний. 2. Позволяет сформировать понятие о непрерывности процесса эволюции. 3. Универсальность заданий
Средний уровень: Прочитай термины. Расставь в определенном порядке: мочеточник, почечная капсула, мочевой пузырь, извитой каналец, капиллярный клубочек, почечная лоханка.
Базовый уровень: Прочитай термины. Расставь в порядке про- хождения жидкости при образовании мочи: мочеточник, почечная капсула, мочевой пузырь, извитой каналец, капиллярный клубочек, почечная лоханка.
Повышенный уровень: Прочитай термины. Расставь в определен- ном порядке, зная, что среди них может быть лишнее: мочеточник, альвеола, почечная капсула, мочевой пузырь, извитой каналец, капиллярный клубочек, почечная лоханка.
Прочитай понятия, раздели на две группы, зная, что среди них может быть лишнее: речь, абстрактное мышление, образы, память, узнавание, логика, математика, музыка, искусство, способности к языкам, наука, пространственное изображение предметов, эмоции, чтение, созерцание, письмо, правая рука.
Управляет левое полушарие Речь, абстрактное мышление, логика, математика, способности к языкам, наука, чтение, письмо, правая рука Управляет правое полушарие Образы, узнавание, музыка, искусство, пространственное изображение предметов,, эмоции, созерцание. Лишнее - память
Развитие нескольких типов УУД: 1 – Логические 2 – Коммуникативные 3 – Познавательные 4 - Рефлексия
Повышение мотивации Повышение успеваемости
Когда алгоритм несколько раз повторен и осознан на первый план выступает предметная составляющая. Идет процесс самостоятельного добывания и усвоения нового знания учеником. Введение заданий такого типа приносит результаты в виде повышении мотивации, активности и успеваемости.