Загадка человека (урок обществознания в основной школе) Форма: лабораторно- практическое занятие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ. Выполнил: Кушнерик А. (мех-22) Проверил: доцент Гефнер О.В.
Advertisements

ИМПУЛЬС В цепи человек стал последним звеном, И лучшее все воплощается в нем Как тополь, вознесся он гордой главой, Умом одаренный и речью благой. Вместилище.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Быть личностью Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей 62»
Человек. Природа. Общество.. Что делает человека человеком?
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Написание эссе Карпенко И.А. к.филос.н, доцент философского факультета НИУ-ВШЭ.
«Для чего нужна философия?» Выполнила: Ширшикова Екатерина студентка группы Преподаватель: Белая И.А.
Что делает человека человеком? Автор Skyfury Sparkle.
Обществознание. 8 класс. Учитель Алламурадова Светлана Александровна.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Урок 10 Тема: «Лидер и его качества». Кто-то из учеников стал расхваливать известного религиозного лидера. Мастер оставался безучастным. Позже он сказал:
Рекомендации по выполнению части С1-С4 (обществознание ЕГЭ)
Ноосфера – новое состояние биосферы при котором разумная деятельность становится решающим фактором её развития.
Сущность человека как проблема философии. Проверим себя! Каковы же основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?
ТРУД И ПРОФЕССИЯ. Большая часть жизни человека связана с трудом. И от того, насколько осознанно он выбрал профессию, зависит и его благополучие, и счастье.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить всё выделенное жирным шрифтом на стр Прочитать §1 и ответить на вопросы перед ним на стр.18.
План. 1. Человек, индивид, личность. 2. Жизненные ценности и ориентиры. 3. Становление личности.
© ООО Баласс, 2012 Образовательная система «Школа 2100». Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 5-й класс. История Древнего мира. Автор презентации: Казаринова.
Транксрипт:

Загадка человека (урок обществознания в основной школе) Форма: лабораторно- практическое занятие

Автор урока Мелентьева Инна Борисовна – учитель истории и обществознания МОУ СОШ 87 г. Волгограда, кандидат педагогических наук

Содержание урока Природа человека, его потребности. Деятельность как способ существования человека. Понятие «культура». Самооценка.

Основные виды деятельности учащихся Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека. Определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами. Оценивать с позиций морали собственное отношение к проблемам людей. Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Определять сущностные характеристики понятия «культура». Переводить визуальную и текстовую информацию о культуре в схематичную форму. Осуществлять смыслом творческую деятельность.

Рефлексия Знаю (что мы знаем) Хочу узнать (что мы хотим узнать) Узнал (что мы узнали и что нам осталось узнать)

Что такое «философия» Слово «философия» переводится как «любовь к мудрости». Сохранилось предание, что первым ввёл в употребление это слово древнегреческий учёный и мыслитель Пифагор. Он считал, что абсолютной мудростью обладают только боги. Люди лишь могут стремиться к постижению мудрости. Тех, кто любит мудрость, называли «философы» («любомудры»).

Что такое «философия» Другой древнегреческий философ, Платон, вкладывал в слово «философия» иной смысл. Философию он понимал как стремление к истине, любовь к истине. Ибо мудрость – это не что иное, как правила поведения, проверенные человеческим опытом, временем. Философские же положения не всегда могут быть подтверждены.

Первые выводы Философское мышление не стремится к утилитарно-прагматическому, сугубо рациональному познанию. Философские знания, аккумулируя социальный опыт, помогают находить ответы на коренные вопросы бытия. Древние любили задавать вопросы – причём не только другим людям, но и самим себе.

Фалес – древнегреческий мудрец из Милета (625 – 547 гг. до н.э.) Вот диалог Фалеса с самим собой. - Что такое вот эта штучка в перстне? - Аметист. - Что такое аметист? - Камень. - Что такое камень? - Вещество. - Что такое вещество?

Задание 1.1. Прочитайте вопросы и ответьте на них (проверьте свою способность к философии) Вопросы Ответы 1. Что старше всего? 2. Что больше всего? 3. Что прекраснее всего? 4. Что мудрее всего? 5. Что обще всем? 6. Что полезнее всего? 7. Что самое вредное? 8. Что такое человек?

Задание 1.2. Проверь себя! Сравните свои ответы с ответами Фалеса

1. Что старше всего? Бог, ибо он не рождён

2. Что больше всего? Пространство, ибо оно охватывает весь мир, в котором вмещаются вещи

3. Что прекраснее всего? Мир, ибо всё, что прекрасно устроено, является его частью

4. Что мудрее всего? Время, оно уже породило одно и породит другое

5. Что обще всем? Надежда: её имеют и те, у кого нет ничего другого

6. Что полезнее всего? Добродетель, ибо благодаря ей всё иное может найти себе применение и стать полезным

7. Что самое вредное? Порок, ибо в его присутствии портится почти всё

Задание 1.3. Подумайте и выскажите свои мысли! С какими из приведённых суждений Вы согласны? Дайте оценку степени соответствия этих суждений современному научному знанию

8. Что такое человек? ? На последний вопрос ответа не нашлось. Попытаемся сами дать ответ

Задание 1.4. Дополнительные вопросы Есть ли у современных людей вопросы, которые не выдвигались мыслителями древности, но сейчас приобрели чрезвычайную научную и практическую значимость? Если да, то напишите их и объясните, почему они не были актуальными во времена Фалеса? Подумайте, почему Вас просили выполнить данное задание?

Задание 2 Ниже приводится ряд суждений о человеке. Если бы Вам пришлось составить последовательный рассказ о человеке, как бы Вы расположили приведённые суждения в виде пунктов плана такого рассказа? Почему именно в таком порядке? Расположите приведённые суждения в той последовательности, которая помогла бы Вам составить целостный и логичный рассказ о человеке:

Задание 2. Суждения о человеке А) «мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют»; Б) «единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: её он должен решить и от неё нельзя никуда уйти»; В) «некая целостность способностей»; Г) «это то, что все мы знаем»; Д) «это то, что он хочет, умноженное на то, что он может»; Е) «это животное, которое сеет хлеб, откладывает деньги и знает, что впереди у него старость и смерть».

Задание 3.1 Немецкий Философ начала XX в. Макс Шелер отмечал, что если спросить образованного европейца, что такое человек, то у него возникают три не связанных друг с другом круга идей: 1) это творение Божие; 2) человек является человеком благодаря тому, что у него есть разум и речь; 3) это итог развития живой природы, биологическое существо, отличающееся от других только степенью сложности. Попробуйте графически изобразить эти три взгляда на сущность человека: теоцентризм (космоцентризм), природоцентризм, социоцентризм. Какие из идей представляются Вам наиболее убедительными? Аргументируйте свой ответ. Аргументы занесите в схему.

Задание 3.2 Какой 4-й современный взгляд на сущность человека не упомянул философ? Если он Вам известен, дополните схему.

Задание 3. Проверь себя! Космос (Бог) Природа ЧЕЛОВЕК Общество (биологические процессы, (разум, речь, нравст- строение организма, верность, преобразуй- химический состав ющая окружающий живых клеток) мир активность) биосоциальное существо

Отличия человеческой деятельности: осмысленность, целенаправленность; использование орудий труда; коллективность, общественный характер труда; пластичность: в зависимости от целей используются различные материалы, получаются разные виды конечного продукта, человек может осваивать различные виды деятельности, менять профессии.

Задание 4 (на выбор) Представьте себе, что Вы – астронавт, встретившийся с фантастическими чудовищами, которые пожирают всех, кроме людей – жителей Земли. Вам надо доказать, что Вы человек. У Вас 2-3 минуты. Групповое задание. Представьте себе, что Вы встретились с инопланетянами. Вам надо объяснить им, кто такие люди, чем они отличаются от иных живых существ на Земле. Чтобы Вас лучше поняли, проиллюстрируйте свой рассказ рисунком. Постарайтесь заинтересовать собой инопланетян, доказать значимость, величие человека, чтобы пришельцы не захотели истребить человечество.

Задание 5.1 Можно ли в начале XXI века признать современным образ Человека, созданный таджикским поэтом Фирдоуси, который жил тысячу лет назад?

Задание 5.1 В цепи человек стал последним звеном, И лучшее всё воплощается в нём. Как тополь, вознёсся он гордой главой, Умом одарённый и речью благой. Вместилище духа и разума он, И мир бессловесных ему подчинён. Фирдоуси

Задание 5.2 Кого поэт имеет в виду под «бессловесными»? Какие качества, возвышающие человека над «бессловесными», выделяет поэт? Кроме этих качеств, что ещё можно включить в то «лучшее», что воплощается в человеке?

Задание 5. Проверь себя! «Бессловесные» - это животный мир. Фирдоуси возвышает человека над другими живыми существами. Список качеств, относящихся к «лучшему», может быть продолжен. Следует говорить и об отрицательных качествах, которые свойственны многим людям. Остаётся открытым вопрос, является ли человек «последним звеном».

Задание 6 Расположите в логически правильной последовательности понятия: желания, потребности, деятельность, цель. Объясните свой ответ, используя ПОПС- формулу: Позиция – (я считаю, что …) Объяснение – (потому, что …) Пример – (например …) Следствие – (следовательно …)

Задание 6. Проверь себя! Потребности Желания Цель Деятельность Осознанные потребности – это желания. Их человек может сформулировать как свою цель. Для осуществления цели необходима активная деятельность человека

Рефлексия Знаю (что мы знаем) Хочу узнать (что мы хотим узнать) Узнал (что мы узнали и что нам осталось узнать)