Подростковая школа ПРОБ И ВЫБОРА. Постановка проблемы Низкая эффективность существующей системы образования ощущается всеми участниками образовательного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Advertisements

Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 25 1 Маркова Елена Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
МДОУ «Детский сад села Мошок» ПРОЕКТ «Внедрение ФГОС в ДОУ» «Мы берем лучшее из прошлого и работаем на будущее!»
Транксрипт:

Подростковая школа ПРОБ И ВЫБОРА

Постановка проблемы Низкая эффективность существующей системы образования ощущается всеми участниками образовательного процесса. «Не интересно», - говорит ученик. «Стало труднее работать», - отмечает учитель. Наблюдается резкое снижение мотивации учащихся к обучению, их познавательная активность, заинтересованность падают. В значительной мере это связано как с особенностями содержания образования, которое дает современная школа, так и с технологиями обучения, которые она использует.

Цель Проекта: Построение и апробация модели подростковой школы.

Задачи Проекта: 1. Создать модель подростковой школы. 2. Апробировать модель подростковой школы в рамках школы. 3. Разработать показатели эффективности инновационных процессов как на содержательном, так и на организационном уровнях; описать систему мониторинговых процедур. 4. Выстроить систему управления подростковой школой.

Этапы реализации Проекта: аналитико-подготовительный этап (март – июнь 2013 г.г.) организационно-деятельностный (июнь – август 2013 г.) формирующий ( учебный год) практический этап (2014 – 2015 учебный год) контрольно-оценочный этап (июнь 2015– декабрь 2015)

Описание модели подростковой школы Актуальным направлением деятельности МБОУ ООШ 53 является разработка модели основной подростковой школы, представляющей собой «поле проб и выбора» в подростковом возрасте, нацеленном на формирование у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории и позволяющем сохранять и пополнять контингент учащихся за счет широкого спектра предложенных образовательных услуг.

МБОУ ООШ 53 пытается построить инновационное подростковое пространство, в котором образ основной школы - это образовательное (но не обязательно учебное) пространство проб и выбора школьником разных видов деятельности.

Педагогическая стратегия нашей школы как подростковой школы ПРОБ и ВЫБОРА подразумевает создание ситуаций «встреч форм деятельности и подростка». При этом под «встречей, пробой и выбором» необходимо понимать как первичное знакомство подростка, формирование представления о данном виде деятельности, так и получение личного опыта реальной деятельности, осознание этого опыта, возможности пробы, выбора и совершенствование приобретенного опыта в будущем. Позиция школы заключается в необходимости существования достаточного набора форм «встреч» подростка и деятельности на разном материале.

Миссия подростковой Школы Проб и Выбора: содействие пробам и выбору школьниками разных видов деятельности посредством построения и динамического изменения образовательной среды, сообразной подростковому возрасту. Цель ОП ООО - создание условий для формирования «поля выбора и проб» подростка за счет расширения образовательного пространства школы, гибкой системы дополнительного образования, обеспечивающей самоопределение учащихся.

Цель ОП ООО предполагает решение следующих задач: обеспечение смены способов, форм и методов образовательного процесса на протяжении обучения ребенка в основной школе; определение «специфики» содержания образовательного материала и его реализация с целью достижения предметных и личностных результатов подростка; определение системы оценки достижения планируемых результатов реализации ОП ООО.

Основными условиями достижения данной цели образования являются смена форм деятельности подростка в школе, последовательное увеличение форм их деятельности. Причем, множественность видов деятельности учащихся – учебной, трудовой, проектной, исследовательской, внеурочной – является условием формирования учебной самостоятельности учащихся. К концу основной школы дети оказываются способны выбрать наиболее адекватную форму продолжения образования.

Требования к образовательному процессу в подростковой школе Этот этап должен стать этапом испытаний, проб, экспериментирования, проектирования – этапом постепенного выращивания из коллективного субъекта учебной деятельности индивидуального субъекта. В отдельных узловых точках учение должно происходить внутри проектирования, которое позволяет подростку сопоставлять замысел и реализацию индивидуального действия. Специально организованные педагогом условия дают подросткам возможность действовать самостоятельно, получать результат, но в безопасных условиях, т.е. осуществлять пробу в культурных формах. Сращивание учебной и внеучебных видов деятельности. Построение образовательного пространства подростковой школы требует работы "команды" педагогов.

Линии возрастного соответствия в построении образовательного пространства подростковой школы 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Поиск познавательного интереса Определенные устойчивости познавательного интереса Выбор направления обучения в соответствии с уровнем познавательного интереса Обучение в соответствии с уровнем познавательного интереса Проба проектирования Практика проектирования Пробные исследования Исследовательские и проектные формы работы Разнообразие форм уроков Краткие презентационные курсы по выбору, групповые виды работ Разнообразие форм уроков Краткосрочные развивающие курсы, малая проектная деятельность Занятия в динамических группах Курсы практической направленности, занятия, практикумы Предметные лаборатории Предметные мастерские Творческие работы, крупные разновозрастные проекты Курсы, направленные на определение профиля обучения

Таким образом, перестройка организации образовательного процесса на собственно подростковом этапе школьного образования – сложный и многогранный процесс. Основные его направления (проектная деятельность, координация учебных дисциплин, поисково-исследовательская деятельность и т.д.) тесно связаны друг с другом. Поэтому в основной школе имеет смысл осуществлять комплекс взаимосвязанных преобразований

Педагогические задачи Педагогические условия реализации поставленных задач Планируемый результат 1. Создать условия для приобретения учащимися опыта собственной проектной работы, научиться действовать по собственному замыслу в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего «проекта» 2. Предоставить подросткам возможность экспериментировать с собственным действием, возможность пробовать, меняя позицию (с ориентации на замысел к достижению результата и обязательно – опять к замыслу). 3. Создать разные образовательные «места» 4. Сохранить и расширить поисково- исследовательский характер учебной деятельности учащихся, превратив ее в индивидуальную форму учебной активности каждого учащегося. 1. Организация проб, испытаний, экспериментирования и проектирования как условия постепенного выращивания индивидуального субъекта учебной деятельности. 2. Изменение в содержании учебных дисциплин перенос моделей и способов действий из одной области знаний в другую, который должен задавать реальные условия для координации различных учебных дисциплин в школе. 3. Организация системной самостоятельной работы учащихся предъявление результатов самостоятельной работы («портфель» ученика). 4. Организация разных видов проектов на разных фазах учебного года (стартовый проект, поисково- исследовательский, рефлексивный, итоговый). 5. Организация предпрофильной подготовки через проведение системы спецкурсов в 8-9-х классов. 1. Сформирован индивидуальный субъект учебной деятельности: учащиеся могут строить на дальнейших этапах образования собственную индивидуальную образовательную траекторию на основе сформированного умения учиться 2. Учащиеся видят и понимают ценность образования, мотивированы к его продолжению, имеют представление о том, в каком направлении будут строить свое учение (умеют делать осознанный выбор). 3. Обладают развитыми формами мышления, способствующими решению большого круга предметных, социально- ориентированных, личностных задач. 4. Способны к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества.

Основное общее образование типовая образовательная программа для общеобразовательных классов образовательная программа для углубленного изучения английского языка образовательная программа для пропедевтических классов с математическим направлением образовательная программа специального (коррекционного) обучения 7 вида Реализуемые образовательные программы

Модель построения УП в подростковой школе Структура учебного плана ООП ООО Нормативно-правовая основа формирования учебного плана. Общая характеристика учебного плана: целевая направленность, стратегические и тактические ориентиры обновления содержания образовательного процесса. Учебный режим. Характеристика компонентов учебного плана в основной школе.

Инвариантная часть учебного плана. В учебном плане базовому компоненту соответствуют названия учебных дисциплин и количество часов. Базовый компонент представлен следующими предметными областями и учебными предметами: Филология: русский язык /5-9 классы/, литература /5-9 классы/, иностранный язык /5-9 классы/. Математика и информатика: математика /5-6 классы/, алгебра /7-9 классы/, геометрия /7-9 классы/, информатика /7-9 классы/. Естественнонаучные предметы: физика /7-9 классы/, химия /8-9 классы/, природоведение /5 классы/, биология /6-9 классы/. Общественно-научные предметы: история /5-9 классы/, обществознание /6-9 классы/; география /6-9 классы/. Искусство: музыка /5-7 классы/, изобразительное искусство /5-7 классы/; искусство /8-9 классы/ Технология: технология /5-8 классы/. Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности: физическая культура /5-9 классы/, основы безопасности жизнедеятельности /8-9 классы/.

Часы вариативной части учебного плана распределены на: курс «Основы светской этики», «Юный исследователь», «Проектная деятельность» (5 классы); «Учебные проекты с использованием приложений Microsoft Office» (6 классы), «Исследовательские задачи на стыке наук (биология, география, химия, физика)» (7 классы), «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Социальное проектирование» (8 – 9 классы) курс «Технология создания сайтов» Предметные лаборатории и Предметные мастерские (8-9 классы) в рамках функционирования предпрофильных направлений: физико-математическое, естественнонаучное и гуманитарное; новые учебные предметы: информатика и ИКТ (7 классы);

Основная идея формирования школьного компонента учебного плана заключается в следующем. Каждый учебный год в вариативный компонент включается определенная форма деятельности, которая позволяет ребенку полноценно проживать свой возраст. В результате с течением времени у подростка накапливается опыт осуществления разных видов деятельности в рамках учебного процесса, он получает возможность выбирать тот тип деятельности, который связан с его индивидуальной направленностью.

При создании педагогических условий для решения поставленных задач силами школы по окончании основной школы можно говорить о следующих результатах образования : подросток, выходящий из основной школы, будет: видеть и понимать ценность образования, быть мотивированным к его продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей выбираемого им дальнейшего жизненного пути; обладать соответствующими компетентностями на определенном уровне их реализации; обладать определенным социальным опытом, позволяющим ему более или менее осознанно ориентироваться в окружающем его быстроменяющемся мире; уметь делать осознанный выбор на уровне той информации и того опыта, которые у него имеются, и нести ответственность за него.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Задачи МероприятияСроки Результат Аналитико- подготовительный этап 1. Выявление проблемы эксперимента и обоснование. 2. Оценка условий, при которых возможно достижение цели. Выявление проблем. Выдвижение гипотез и их решение. Определение целей и задач проекта. Анализ сложившихся условий и особенностей обучения на основной ступени обучения. Организация социологических опросов учителей, учащихся и родителей. Мониторинг уровня и качества обучения. Изучение научно - методической литературы. март-июнь 2013 г.г. Формирование рабочей группы по подготовке проекта Обоснование актуальности внедрения Модели подростковой школы

Организационно-деятельностный Разработка проекта «Модель подростковой школа». Изучение и анализ нормативных, инструктивно-методических документов и передового опыта по организации и внедрению подростковой школы. Разработка нормативно-правовой базы проекта, в том числе локальные акты Анализ учебного плана и рабочих программ, составление расписания уроков и внеклассных занятий. Разработка образовательной программы школы Обсуждение образовательной программы в педагогическом коллективе, внесение корректировок Публикация программы Изучение учебно-материальной базы школы и определение её готовности к началу реализации проекта. Проведение методической работы с учителями основной школы. июнь- август 2013 г.г Создание Модели подростковой школы Утверждение локальных актов, регламентирующих деятельность в рамках проекта Проект образовательной программы Утвердить образовательную программу Размещение документа на сайте

Формирующий 1. Осуществлени е инструктивно- методической работы с участниками проекта Подбор и расстановка педагогических работников, определение функциональных обязанностей Проведение работы с Управляющим Советом школы, родителями Диагностика и анализ состояния ключевых компетенций учащихся. Начать работу по разработке технологии контрольно-оценочной деятельности в основной школе Изучить роль самостоятельной работы учащихся и ее влияние на качество образования и здоровье детей. Отработать технологию организации самостоятельной работы учащихся и ее оценивания, способы предъявления результатов Описать методику работы учителя и учащихся по составлению и использованию в образовательном процессе ученических «портфолио» Запустить систему факультативных элективных курсов Продолжить работу по обучению педагогических кадров, составить план обучения специалистов 2013 – 2014 уч.год Повышение профессионального уровня педагогов. Апробация элементов модели подростковой школы. Пакет контрольно- диагностических материалов для 5-х классов Наличие планаповышения квалификации педагогов Методическая рекомендация по организации самостоятельной работы Методическая рекомендация по работе с портфолио ученика Наличие факультативных и элективных курсов деятельностной направленности

Практический Практиче ская реализац ия проекта. Реализовать целевые подпрограммы Освоить технологию «дебаты» педагогами основной школы, определив ее место в образовательном процессе, разработать примеры использования этой технологии в образовательном процессе Ввести в систему работы учителя цифровые образовательные и программные ресурсы как обязательный элемент образовательного процесса Познакомиться с технологией критического мышления, проектного и исследовательского методов, определить их места в образовательном процессе основной школы Включить в самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся Использование компьютерного моделирования Разработать контрольно-измерительные материалы для мониторинга ключевых компетентностей ученика основной школы запустить школьную программу мониторинга качества образования, апробировать ее отельные элементы Создать автоматизированные рабочие места учителя в каждом классе уч.г. Практическая отработка механизмов модели обучения «Подростковая школа» Семинар-практикум Педагогические дебаты (1 раз в четверть) Проведение серии открытых уроков в данной технологии Использование технологий 70% учителями Методические рекомендации по использованию Ведение элективного курса компьютерного моделирования Пакет контрольно- измерительных материалов для учащихся 5-6 классов Наличие рабочих мест учителя

Оценка итогов Оценка эффективности модели, выявление сильных и слабых сторон проекта, разработка корректирующих мероприятий Провести диагностику качества знаний учащихся Провести анализ изменений образовательной среды учреждения Описать результаты внедрения модели подростковой школы, динамику отклонений Представить материалы достижений учащихся за период проекта Представить программу подготовки учителей, начинающих реализацию данной модели Презентация проекта на муниципальном уровне. Подготовка публичного отчета Индивидуальные консультации для педагогов основного образования Разработать программу реализации проекта до 2018 года в соответствии с ФГОС ООО Сентябр ь- декабрь 2015 г. Обобщение результатов по внедрению Модели подростковой школы Результаты диагностических исследований Аналитические материалы Презентации, печатные работы Программа курсовой подготовки Предложение модели на рынке образовательных услуг. Программа реализации проекта

Ожидаемые результаты и критерии эффективности 1) Данный этап образования (основная школа) должен стать этапом испытаний, проб, экспериментирования, проектирования – этапом постепенного преобразования коллективного субъекта учебной деятельности в индивидуальный; 2) Должна появиться возможность построения самостоятельной работы учащихся; 3) Идеология контрольно-оценочной деятельности как учителя, так и учащихся, будет направлена на «зону ближайшего развития» учащихся.

Изменения в содержании образовательных областей: А) усиление поисково-исследовательского, проблемного характера предметного содержания, связанного с опробованием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей; повышение роли проектной деятельности учащихся; Особую значимость этому виду деятельности учащихся придает то, что она носит выраженный поисково-исследовательский характер и оформляется в виде конкретного продукта – текста, видеофильма, компьютерной программы, макета и т.п. Б) построение экспериментального варианта Базисного учебного плана, который дает бόльшую свободу школе и учащимся в построении рабочего учебного плана, создает предпосылки для выхода на интегративный, межпредметный характер учения, что будет способствовать разгрузке учащихся и увеличению времени на школьный компонент;

Изменения в организации образовательного процесса: А) создание специальных мест (образовательные пространства) – творческих мастерских и творческих лабораторий и т.п.; Б) ориентация контрольно-оценочной деятельности учащихся на анализ и оценку способов и результатов собственной самостоятельной работы; В) перевод контрольно-оценочной деятельности учителя, во- первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во- вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся; Г) повышение роли и значения разных видов проектов в учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Анализ рисков и способы их снижения Оценка рисков Способы снижения Загруженность учителей, низкая мотивация педагогов – в настоящий момент у педагога недостаточно высока мотивация по изменению способов организации образовательного процесса Привлечение специалистов из других учреждений, сфер, профессий; эффективное использование фонда надбавок и доплат. Отсутствие необходимых помещений для организации образовательной деятельности Использование иных площадок города Недостаток квалифицированных педагогических кадров – недостаточное количество педагогов обладающих необходимыми знаниями и навыками для организации развивающего обучения. организация курсов повышения квалификации по развивающему обучению.

Услуга будет реализовываться в рамках организации образовательного процесса через учебный план общеобразовательных дисциплин 5-9 классов и систему дополнительного образования, включающую в себя курсы по выбору, конкурсы проектов. Основной принцип - развитие метапредметных связей, интеграция основного и дополнительного образования. Предполагается проведение серии методических семинаров в целях популяризации модели. Конечный продукт – практически отработанная модель подростковой школы