«Недоросль»: традиции классицизма и новаторство Д.И. Фонвизина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Недоросль» Д.И. Фонвизин. Появление Недоросль» комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Эта пьеса является самым известным его произведением и самой репертуарной.
Advertisements

ТРАДИЦИИ В КОМЕДИИ Комедия - произведение классицистическое: классицистическое: в комедии пять действий; сохранено правило «трех единств:
Денис Иванович Фонвизин Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» (1745.
Литература XVIII века Литература XVIII века Классицизм в русском и мировом искусстве. Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Спасская общеобразовательная.
Драматургия Д.И.Фонвизина Комедия «Недоросль». Денис Иванович Фонвизин Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) (1745 – 1792) Русский драматург и переводчик.
Денис Иванович Фонвизин Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» (1745.
Литературное направление (течение) Довыдова А.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГОУ СОШ 1234 г.Москвы.
«НЕДОРОСЛЬ» КАК САТИРИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ. СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ КОМЕДИИ. Урок 1.
Денис Иванович Фонвизин Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… ( ). … работу выполнила Ученица.
Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А. С. Пушкин.
Комедия «Недоросль» первая русская социально- политическая комедия, и тема воспитания связана в ней с важнейшими проблемами XVIII века.
В начале 18 века, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться, благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Презентация Классицизм в русской литературе
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
«НЕДОРОСЛЬ» КАК САТИРИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ. СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ КОМЕДИИ. Урок 1.
ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ (1745–1792) – выдающийся русский драматург, публицист, переводчик.
Словесность наша явилась вдруг в 18 веке. А.С.Пушкин.
Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ 7.
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Николя Буало.
Зачетный урок по литературе XVIII века. 1-й вариант 1. Какие из нижеперечисленных утверждений соответствуют принципам классицизма? а ) античная культура.
Транксрипт:

«Недоросль»: традиции классицизма и новаторство Д.И. Фонвизина

Литературные направления и течения Литературное направление - совокупность основных особенностей творчества, сформировавшихся и повторяющихся в определенный исторический период развития искусства. Четыре основных литературных направления: классицизм, романтизм, реализм, модернизм. Литературное течение – более мелкое деление по сравнению с направлением: течения либо представляют собой разветвления одного направления, либо возникают при переходе от одного направления к другому (например, сентиментализм).

Классицизм Основное литературное течение в России XVIII века. Главные черты 1. Подражание образцам античной культуры. 2. Строгие правила построения художественных произведений. 3. Строгая иерархия жанров: высокие (ода, эпическая поэма, трагедия), средние (сатира, любовное послание), низкие (басня, комедия). 4. Создание идеальной схемы социальной жизни и идеальных образов членов общества.

Главные правила построения драматических произведений 1. Правило «трех единств»: места, времени, действия. 2. Деление на положительных и отрицательных персонажей. 3. Наличие героя-резонера (персонажа, высказывающего авторскую позицию). 4. Традиционные амплуа: резонер, герой-любовник, обманутый отец и т.д. 5. Традиционная развязка: торжество добродетели и наказание порока. 6. Пять действий. 7. Говорящие фамилии. 8. Длинные нравоучительные монологи.

История создания комедии Замысел комедии сложился у Фонвизина после возвращения в 1778 году из Франции. «Недоросль» был завершен в 1781 году. Комедия была насыщена новыми идеями. Д.И. Фонвизин понимал. Что поставить такую комедию в театре будет нелегко, но вел упорную борьбу с правительством за ее постановку. Писатель принял самое непосредственное участие в подготовке спектакля. Фактически он стал режиссером первого спектакля в столице.

Двор Екатерины II демонстрировал свою неприязнь к «Недорослю», что выразилось в стремлении не допускать его появления на сцене придворного театра. Премьеру всячески затягивали, и вместо мая, как вначале было намечено, премьера с трудом состоялась 24 сентября 1782 года. Премьера комедии явилась триумфом идей русского просвещения. Публика шумно приветствовала спектакль. Один из современников вспоминает так: «…Театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» к Фонвизину подошел князь Потемкин и сказал: Умри, Денис, лучше не напишешь. В 1783 году комедия впервые была опубликована.

Название комедии По установленному при Петре I и императрице Анне Иоанновне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в Герольдмейстерскую школу-контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его родители, предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем недоросля, как называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет, на втором смотре, ребёнок должен был уже уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу, разрешая оставаться дома только в том случае, если родители обязывались обучать сына иностранному языку, арифметике, Закону Божьему. В пятнадцать лет юноша являлся на новый смотр, и его либо определяли в учебное заведение, либо брали подписку, что он выучится географии, истории и военно-инженерному делу.

Соответствия в построении комедии законам классицизма Законы классицизма Построение комедии Правила «трех единств» Единство места Поместье Простаковых Единство времени Действие происходит в течение одних суток Единство действия Борьба трех претендентов за право стать мужем Софьи Разделение всех героев на положительных и отрицательных Положительные герои: Стародум, Правдин, Милон, Софья Отрицательные герои: Простакова, Простаков, Митрофан, Скотинин

Назначение комедии: смехом казнить пороки «Говорящие» фамилии персонажей Скотинин, Митрофан, Простакова, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость») Все положительные герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга. Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.

Несоответствия в построении комедии законам классицизма Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многоранность характеров главных персонажей – основное отступление от традиций классицизма. Тщательно прописаны характеры и второстепенных персонажей. Есть персонажи, которых нельзя четко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (Еремеевна, Тришка, учителя). Они нужны автору для изобличения крепостного права. Каждый персонаж не олицетворение какого-либо одного качества, а живой образ. Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжелые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение комического, героического и трагического не допускалось.