ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ РУССКОГО КОСТЮМА» Выполнила: ученица 9 а класса Куприянова Елена. МОУ СОШ 25 г.о.Саранск-2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: ученица 5 в класса Дорогова Милана. Особенности культуры страны нашли отражение в русских костюмах.
Advertisements

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи.
Коллекция кукол в русских народных костюмах проект Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ.
Одежда XIV-XVI вв.
Учитель ИЗО МБОУ Ак-Чыраанской СОШ Кыргыс Надежда Владимировна.
Подготовила: Пряхова И.Г,. На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный.
Выполнила: ученица 7 класса А МОУ СОШ 3 Дорофеева Жанна. Преподаватель: Гриничева О.А.
6-б класс Её шили из домотканого полотна. Вытканный домашним, кустарным способом. Домотканое полотно холста и украшали вышивкой, узорным ткачеством, композициями.
Женский тульский костюм Чиненова Елена Николаевна учитель технологии МОУ «Анишинская СОШ»
Народный праздничный костюм Урок изобразительного искусства, 5 класс Автор: Тюгашева Лариса Николаевна Учитель изобразительного искусства МОУ «СОШ с углубленным.
Народный праздничный костюм Автор: Гришин Михаил Александрович. 8 класс МОУ «СОШ С.Аряш» Номинация: «История национального костюма» Учитель : Сатвалдиева.
Русский народный костюм. Работа ученицы 3-А кл. Школа 515 Бирченко Валерии Цель проекта- Познакомиться с русской культурой, народным творчеством и понять,
Костюм Тамбовской губернии Выполнила: учитель начальных классов филиала «Балыклейский» МБОУ «Красивская СОШ» Ермолаева Т. Н. Творческое название: « Костюм.
I районный Фестиваль национальных культур «Мы вместе» среди образовательных учреждений Ярославского муниципального района Номинация Русский народный костюм.
Костюмы народов Поволжья. Автор: Жукова Л. Е МОУ СОШ п. Октябрьский Дергачевского района.
Народная праздничная одежда. Изобразительное искусство.
Исследовательская работа (проект) по теме: История Русского Народного Костюма Выполнили: Учащиеся 9 а класса Сысоева Мария Гавриленко Екатерина 2011 г.
Подготовила музыкальный руководитель Силка В.В.. История костюма Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками.
Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс.
Транксрипт:

ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ РУССКОГО КОСТЮМА» Выполнила: ученица 9 а класса Куприянова Елена. МОУ СОШ 25 г.о.Саранск-2014

Проблемный вопрос Что такое мода ? Это искусство хорошо выглядеть ? Быть всегда на пике современности ? А может, следовать традициям своих предшественников и возможность брать у них что - то лучшее ? Ведь не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое.

Помнить о традициях своего народа – дело святое. В каких бы проявлениях они себя не показывали. Для потомков важно знать историю в мелочах, чтобы более глобально смотреть на будущее. Культурному человеку важно всё : вплоть до того, как он выглядит. Однозначно, ему будет интересно знать и о том, как выглядели его предки, как развивался русский костюм. Актуальность

Объект: декоративно- прикладное искусство. Предмет: русский костюм. Объект и предмет исследования

Особенности культуры страны нашли отражение в русских костюмах. Гипотеза

Исследовать элементы русского костюма как исторический источник. Цель

Познакомиться с материалом по теме. Установить, как русский народный костюм связан с обычаями и традициями нашего народа. Заинтересовать своих одноклассников историей русского костюма. Создать эскиз костюма в исконно русских традициях. Задачи

-Изучение литературы по теме -Словесный -Ознакомительно - ориентировочный -Словесно-наглядный -Систематизация -Обобщение -Практический Методы

-Народный костюм - не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. -На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. История.

-Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались только деталями, размером. Одежда была повседневная и праздничная - богато украшенная вышивкой, узорным ткачеством, орнаментальными композициями из тесьмы, галуна, блестками и др. материалами. -Однако в русской деревне богато украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую красивую, годовую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству. Русский народный костюм

Верхняя одежда Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Знатные женщины любили носить шубки женскую разновидность шубы. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку. Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить килограммов. Верхняя одежда крестьянки

Сарафан. Сарафан – старинная русская одежда. Оказывается, в XIV– XVI веках сарафан был мужской одеждой. Хорошо знакомый нам сарафан – платье без рукавов, женщины стали носить в России лишь в XVII веке. В зависимости от материала, из которого был сшит, кроя и других особенностей, сарафан и по-разному называли – вторник, кумашник, клиник, пестряк, наколоточник, шубка, ферязь и др. Праздничный сарафан

Рубаха Мужская рубаха была до колен и носили её поверх штанов, женская рубаха была почти до пят. Рубаху без воротника обычно носили в будние дни, а с воротником по праздникам. Рубаха, которая прилегает к телу, шилась с магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. Рубаха девичья Рубаха мужская

Пояс Был обязательной деталью костюма. Женщины носили тканый пояс, а мужчины кожаный. Тканые пояса для подпоясывания рубахи были узкие - гасники, а верхнюю одежду подвязывали широкими кушаками. Существовало два способа подвязывания пояса: высоко под грудью или низко под животом. Женщины завязывали пояс с левой стороны, а мужчины справа. Пояса украшались геометрическим орнаментом - кроме украшения это несло в себе функцию оберега. Женские пояса-покромки

Женский головной убор Женские головные уборы были более разнообразными: платок, шапка, чепец и девичий венец. Религиозные верования требовали от замужней женщины тщательно скрывать от постороннего взгляда свои волосы. Они укладывали волосы вокруг головы, и их головным убором был кокошник, который украшался золотым шитьем, жемчугом или бисером. Манера завязывать платок под подбородком пришла на Русь в XVI-XVII вв., и научились они этому у немцев. Девушка в кокошнике

Мужской головной убор На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья́ маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых из тонкого сукна и бархата. Однорядка тафья и шапка

Передник Самой декоративной и богато украшенной частью женского костюма был передник, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Передник

Украшения Покрой одежды остаётся неизменным. Одежда богатых людей отличается богатством тканей, вышивки, украшений. По краям одежды и по подолу пришивали кружево широкую кайму из цветной ткани с вышивкой. В качестве украшений используются: пуговицы, нашивки, съёмные воротники. Всё это называлось нарядом, или снарядом платья. Без украшений одежда называлась чистой. Крупные пуговицы на женской одежде, на мужской одежде нашивки с двумя гнёздами для пуговиц. Кружево по подолу.

Обувь Основной обувью крестьян были лапти, но крестьянские девушки из зажиточных семей носили сапоги « на колечках » ( гармошкой ). Лапти плели из вязового или липового лыка. Сапоги считались обувью не повседневной, а праздничной. Их берегли и пользовались ими лишь несколько раз в год. Носили сапоги в основном мужчины. Валенки как зимняя обувь получили распространение в крестьянской среде к концу XIX в. До этого их носили лишь люди зажиточные. Слева: лапти, посередине: сапоги, справа: валенки

Многие знаки-символы (узоры) не только украшали одежду, жилища и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Знаки и символы русского вышивки

Цвета русской вышивки Цвет по-прежнему оставался неким знаком-символом будничной, праздничной и траурной одежды. Например, у русских белый цвет символизировал чистоту, милосердие и печаль, чёрный считался символом земли, покоя, отрешенности и траура. Красный - символом огня, крови, солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием. Фрагмент рукава рубахи.

Орнамент русской вышивки Орнамент русского народного костюма может изображать растения, животных, птиц, людей и геометрические фигуры. В русском народном костюме использовались все виды характерных, наиболее часто используемых орнаментов. Вологодский узор

Для потомков важно знать историю в мелочах, чтобы более глобально смотреть на будущее. Культурному человеку важно всё : вплоть до того, как он выглядит. Однозначно, ему всегда интересно знать и о том, как выглядели его предки, как развивался русский костюм. Таким образом, я могу сказать, что моя гипотеза подтвердилась и утверждаю, что особенности культуры страны находят отражение в русских костюмах. Вывод

Список литературы 1. Русский народный костюм: Государственный исторический музей. - М.: Сов. Россия", с. 2. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. - М., с. 3. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт. - сост.: Н. Сосина, И. Шагина. - СПб.: Искусство - СПб, с., ил

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ