1 Доктор философских наук, профессор ОмГУ им. Ф.М.Достоевского Купарашвили М.Д.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Advertisements

Основы православной культуры Подготовила учитель начальных классов Юшина Т. А.
ОРК и СЭ Основы религиозных культур и светской этики.
ОРК и СЭ Основы религиозных культур и светской этики.
Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, 34 ч в год 2012/2013 уч.год.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль курса «Основы светской этики»
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
МБУ Елнатская средняя общеобразовательная школа Соловьёва Марина Юрьевна Учитель начальных классов 1 категория.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
«Формирование нравственных ценностей и жизненных ориентиров у обучающихся в контексте новых нормативных документов» ( закон «Об образовании» принят Государственной.
Что такое человек (на основе философско-антропологических учений о человеке)
План урока 1. Духовный мир и духовность 2. Мировоззрение человека 3. Менталитет человека Эль-Греко «Апостолы Петр и Павел»
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Основы светской этики. Тематическое планирование курса «Светская этика» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
Транксрипт:

1 Доктор философских наук, профессор ОмГУ им. Ф.М.Достоевского Купарашвили М.Д.

2 Основная задача – научить думать. Что значит думать? Как поставить ребенка в состояние мысли? Как сосредоточить его внимание на данное состояние?

3 Трансцендирование Трансцендирование – «перешагивание», «выход за…». Содержание термина говорит о возможности выхода человека за пределы животного мира, преодоления им родовой ограниченности, и связано с процессом преображения индивида в личность; Дает возможность образовать общие понятия и общие образы наблюдаемых и ненаблюдаемых предметов, следовательно, речь идет об умозрительных способностях человека.

4 Любые формы общения и способы передачи информации, знаковые системы, языки также являются иллюстрацией ситуации трансценденции человека, выхода из его индивидуальной и коллективной самости. В этом контексте культура, в самом широком смысле этого слова, представляет собой коллекцию результатов трансценденции. Обеспечивает способность и потребность человека иметь представления о запредельных сущностях, которые даются ему непосредственно (Бог, благо, чудо, душа, ум, разум, икона, свобода, бытие, откровение, молитва и т.д.). Их понимание сопряжено не с объяснением, а постижением, для которого требуется самостоятельный духовный труд.

5 Навык такой умственной деятельности не может быть выработан в процессе механического заучивания правил и накопление информации по предметам.

6 Системы ценностей Cодержание культуры совпадает с теми системами ценностей, которыми располагает человечества. Это - эстетическая, религиозная, этическая и научная системы. Их основные критерии оценки предопределяют «единицу» измерения и ценность любого предмета и явления. Эстетическая – прекрасное/безобразное; Религиозной – грех/добродетель; Этическая – добро/зла; Научная –истина/заблуждение. Указанные системы – не взаимозаменяемы, Они – взаимодополняемы, что требует осознанного и целенаправленного трансцензуса из одной системы в другую. Трансцендентные способности позволяют и специфицировать эти системы, и распознавать их область применения.

7 Образование, построенное на жестком примате только одной системы ценностей, обречено на формирование неполноценной личности, которая не способна на трансцендирование, что в обыденной жизни предстает в виде индифферентности, бездумной беспечности, равнодушия, отсутствия способности сочувствовать и сопереживать.

8 Категории православия должны расширить возможности представления и умозрения ребенка, обогатить его словарный запас и подготовить его к духовному преображению.

9 Основные характеристики Бога, которые экстраполируются на человека и делают его образом и подобием Его, это – разум, свобода и творчество. Это то, что роднит человека с Богом и отличает его о животного.

10 Свобода – это «трансцензус» в человеке. Что о свободе говорит Библия? Идентификация идеи свободной сущности человека – Запретное древо. Оно демонстрация открытой программы человеческого бытия и персонификация свободы выбора. За Эдемом – исток собственной истории человека.

11 Свобода есть метафизическая первооснова истории. В мистерии свободы в человеке рождается Бог, а в Боге – человек. Происходит открытие Бога человеку и человека Богу. Человек – это Другое Бога, Его Другое. Н. Бердяев

12 Зло – «ахиллесова пята» всеединства. В. Зеньковский Человеку не суждено вернуться в «Рай», пока он самостоятельно не решит проблему зла.

13 П. Флоренский «Зло» связано с проблемой грехопадения, и грядущем, возможном спасении от него С. Булгаков: Зло в тварном мире есть плод тварного самоопределения («Невеста Агнца»). Зло есть «ничто», которое врывается в уже осуществленную Вселенную в качестве «хаотизирующей силы». Это такое «ничто», которое сводит к нулю все, к чему оно прикасается. Оно съедает великую Реальность духа и жизни, мельчает, аннулирует, упраздняет, обесценивает ее. («Свет Невечерний»)

14 «Зло» рассматривается только как атрибут человеческого мира, который возникает при реализации свободы выбора человеком. В качестве введения «ничто» в Реальность, зло приобретает характер изначально закономерного, но изначально же временного явления с целью познания зла, узнавания и преодоления его. Эта Законность обусловлена высшей необходимостью обретения человеком свободы во имя его самого и человечности. Отсюда такие умозаключения: основа зла в самом характере товарности, как соединение свободного самоопределения и природной данности. Временность его предопределяется тем обстоятельством, что оно «ничто», т. е. не имеет законного облика, местонахождения и лишено абсолютной метафизической необходимости существования как неотъемлемой части Истинного мироздания. В этом тайная логика присутствия зла.

15 Икона, лик – «портрет» целомудренности разума. «Икона всегда или больше себя самоё, когда она – небесное видение, или меньше, если она некоторому сознанию не открывает мира сверхчувственного и не может быть называема иначе как расписанной доской» св. Дионисий Ареопагит

16 Икона предлагает сохранение не наивной искренности, а мудрой, зрелой, серьезной ответственности, не физическую, а метафизическую, умственную целомудренность. А «целомудренность – есть целебность и неиспорченность человеческого существа» П. Флоренский

17 Молитва – вид транс субъективной работы Обеспечивает приобщенность к эмоциональному наследию человечества, к непреходящим и недосягаемым идеалам человечности, позволяет помнить о вечном.

18 «В способности к молитве человек имеет как бы специальный орган религиозного восприятия. Она соответствует чувству прекрасного или способности эстетического суждения в эстетике и нравственной воли в этике. Она не может быть, впрочем, приурочиваема к какой-либо отдельной стороне психики, ибо связана с самой основой человеческой личности в ее неразделенном целом». С. Булгаков

19 Русские православные ценности Т. Б. Коваль «Этика труда православия» \\ Общественные науки и современность. 1994, 6. Осипов Ю.М. «Философия хозяйства» М., 2001., Никольский Н.М. «История русской церкви» М.,1988., Бурышкин П.А. «Москва купеческая» М., 1990., Попов С.Н. «Думай и богатей по-русски» М., 2001).

20 Протестантизм: труд и есть молитва; Католицизм: нужно сперва – трудиться, а потом молиться; Православие: сперва молиться и трудиться;

21 Центральным моментом этики труда православия является восстановление должного соотношения духа и плоти. Сама этика труда есть вопрос о господстве духовного начала над материальным. Это положение строится на известном постулате: «не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

22 Душеполезность труда: Для православия неприемлемо выставлять своекорыстие и личный интерес в качестве основного побуждения к труду. Это значит отнимать у труда значение всеобщей заповеди, что делает его чем-то случайным (В. Соловьев). Всякий труд достоин уважения. Иоанн Златоуст учит: «не станем стыдиться ремесел и станем считать бесчестием не работу, но праздность».

23 Вознаграждения за труд Русскому религиозному человеку было неловко просить адекватную плату за свой труд. Широта души не позволяло мелочно выискивать свою выгоду. Для спокойствия совести, что было выше сиюминутной выгоды, надежнее было снизить плату, отдать часть своего труда даром, в подарок. В этом смысле идеалом выступал преподобный Сергий Радонежский, который за постройку сеней просил несколько кусков черствого хлеба.

24 Отношение к богатству, бедности и частной собственности Отношение к богатству, бедности и частной собственности. Евангелие осуждает не само богатство и пользование имуществом, а неправильное внутреннее отношение к нему. Осуждению подлежит привязанность к земным благам, превращение богатства из средства в цель, что неминуемо приводит к потере свободы и истинного смысла жизни. Разумное использование имущества означает отказ от эгоистических наслаждений им, утверждает употребление богатства на служение Богу и ближним, на помощь нуждающимся, на дела благотворительные, на благо отечества.

25 Монашеский идеал Монашеский идеал – духовно-нравственный ориентир православия, предлагал отказаться от обустройства в земной жизни, ориентировал на вечные ценности, к поискам абсолютного добра и абсолютной правды. Отсюда радикализм русского духа. Идеал социального опрощения Идеал социального опрощения, любовь к «худым ризам», к абсолютной бедности. Социальное уничижение всегда было отличительной чертой русской святости. Данный идеал переворачивал всю социальную пирамиду. Опровергал мирское представление о социальной иерархии, престижности и почете. Он формировал убеждение, что существует иная, высшая иерархия, где высокие ступени занимают духовно совершенные люди.

26 «невежественного мудреца Социальное опрощение сочетается с идеалом «невежественного мудреца», который не ищет мирского рационального знания, а стремится к высшей духовной мудрости, которая прорастает из глубины сердца, открытого к слову Божьему. Такая мудрость неотделима от личного религиозного опыта. Истина предстает не в виде отвлеченной теоретической картины мира, а в образе «Правды Божией», которая проявляется в совершенном человеке – святом. Только духовные качества определяют степень совершенства человека – отсюда идеал «быть», а не «иметь». странник Поэтому на Руси так почитается особый духовный тип человека – странник. Многие исследователи считают, что именно странник, имущество которого умещается в котомке за плечами и есть некий духовный тип русского человека, странник полностью свободен от соблазнов и земных благ.

27 Конечная цель аскезы – спасение души. Православному учению о спасении чужда католическая идея о том, что своими заслугами и добрыми делами человек может по праву заслужить спасение, законно приобрести свое место в раю. В православном понимании юридический критерий спасения вообще отсутствует. Оно исходит из того, что человек не может заслужить своими усилиями спасение, так как оно подается ему даром любви Божией.

28 Каждая категория православия учит о необходимости, прежде всего, индивидуального умственного труда. Путь к самосозиданию лежит через духовное становление личности. Не случайность, что многие русские философы сознательно уходили в православие, становились монахами и священниками. Флоренский, Зеньковский, Булгаков были священниками, К. Леонтьев – монах, Розанов умирать уходит в Троице-Сергиевскую лавру. В. Соловьев и Лев Платонович Карсавин преподавали в духовных семинариях.

29 Старообрядчество Старообрядчество – раскольничье общины, которые признали государство царством антихриста. Особую ценность приобретают такие способы самосовершенствования как: трудолюбие, честность и идея материального обогащения.

30 К 1917 г. подавляющее большинство торгового и промышленного населения России были старообрядцами и их детьми (крупнейшие купеческие династии вв.: Морозовы, Рябушинские, Солдатиковы, Грачовы, Гучковы и т.д. всего 64%). Эти люди осуществляли модернизацию России, не ставя планомерно такой цели.

31 Православие дает ориентиры высокой духовности, что непременно значимо для выработки по-настоящему нравственной мотивации труда. На указанных принципах вполне можно развернуть истинно экономические отношения «благочестивых купцов», которым ведомы не только жажда наживы, но и сохранение человеческого облика.

32 Таким образом, в качестве основных положений при реализации курса в детской аудитории необходимо выделить следующие пункты: Религия раскрывается как система ценностей. Анализ религиозных понятий должен способствовать самостоятельному духовному труду ребенка. Религиозные ценности должны стать основой нравственной свободы личности. Терминология религии должна составить основу нового тезауруса, в котором возможно переоткрыетие вечных ценностей для нового поколения.

33 Спасибо за внимание!