Сравнительный анализ результатов проведения единого государственного экзамена по ИСТОРИИ в 2010 – 2011 году 1 Голикова С.Н. декан ФПП Самойлова Е.В., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности КИМ ЕГЭ по истории 2012 года. (проект)
Advertisements

История и обществознание. Новое в КИМах ЕГЭ
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) по ИСТОРИИ.
ИСТОРИЯ Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого!
ГИА по истории 2012/2013. Документ, определяющий содержание экзаменационной работы Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Анализ ЕГЭ-2012 общестознание.. В экзаменационной работе по обществознанию образца 2012 года, содержалось 37 заданий. Из них 20 заданий части 1 (часть.
Результаты ЕГЭ по истории 2013 г. Заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по истории Фадеева Диана Александровна.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Анализ результатов выполнения экзаменационных работ по истории России выпускниками общеобразовательных школ Нурлатского района.
Королева А.А. ГИА 2011 Государственная итоговая аттестация.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ИСТОРИЯ. ПЛАН РАБОТЫ: 1. Внешний мониторинг. Обзор аналитических отчетов ФИПИ. 2. Инструменты внутреннего мониторинга.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ у учащихся 7- х классов Методист экспертно - аналитического отдела ГАУ ДПО МЦКО Богданова.
Анализ результатов тестирования по истории России учащихся 11-А кл. (по плановой выездной проверке МКЦО в сентябре 2010 г.) ГОУ СОШ 776 Учитель: Плугатаренко.
ИСТОРИЯ 2011\2012 Баркина Т. С. Ястребова В. И.. ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ С МАТЕРИАЛАМИ ЕГЭ
История ЕГЭ Общее число заданий в экзаменационной работе – 39 Часть А – 21 задание Часть В – 12 заданий Часть С – 6 заданий.
ГИА по истории 2013 г. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА.
Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 2009 ГОДА (В НОВОЙ ФОМЕ) ПО ИСТОРИИ РОССИИ Назарова Наталья Юрьевна.
* умения, лежащие в основе читательской компетенции (чтение и понимание письменных текстов); * умения по работе с информацией (понимание информации, представленной.
Особенности дифференциации при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по истории России Учитель истории Хайруллина А.Р. Кайбицкий район Кайбицкий район Республики.
Транксрипт:

Сравнительный анализ результатов проведения единого государственного экзамена по ИСТОРИИ в 2010 – 2011 году 1 Голикова С.Н. декан ФПП Самойлова Е.В., доцент каф. гуманитарного образования БОУ ДПО «ИРООО»

Основные результаты ЕГЭ 2011 года по истории Общие показатели: средний тестовый балл, полученный экзаменуемыми, – 51,3; доля участников, набравших количество баллов ниже минимального, – 9,4%; число экзаменуемых, набравших 100 баллов, – 216 человек. Около 10% участников экзамена не приступали к выполнению заданий с развернутым ответом. По материалам «Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г.история» 2

Распределение участников ЕГЭ 2011 года по истории (по тестовым баллам) NB!!! доля экзаменуемых, набравших 51–70 баллов, – 34,4%, 71–80 баллов – 6,5%, более 80 баллов – 7,7% (из них 91–100 баллов – 2,4%). По материалам «Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г.история» 3

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ( МАЙ-ИЮНЬ 2011 г.) ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ По материалам РИАЦ «СТАТИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ 2011 ГОДА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ» 4

Распределение участников ЕГЭ – 2011 по тестовому баллу в % По материалам РИАЦ «СТАТИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ 2011 ГОДА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ» 5

СТАТИСТИКА АПЕЛЛЯЦИЙ Количество и результаты рассмотрения апелляций по результатам ЕГЭ на этапе государственной (итоговой) аттестации май – июнь 2011 г. По материалам РИАЦ «СТАТИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ 2011 ГОДА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ» 6

Сравнение результатов ЕГЭ в гг. (Все категории участников) Число участников Ср. баллы По материалам РИАЦ «СТАТИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ 2011 ГОДА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ» 7 Критерии сравнения

Успеваемость (в %) май - июнь, 2011 г. По материалам РИАЦ «СТАТИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ 2011 ГОДА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ» 8

Типичные ошибки задания на знание дат и фактов (значительно различается в зависимости от периода исторического развития страны). А1, А2, А5. задания на умение определять последовательность событий В1. задания на группировку исторических явлений и событий В2. По теме «Культура России в начале XX в.»; «Переход к новой экономической политике». задания на систематизацию исторической информации В3. Задания на поиск информации в источнике А26, А19, В4, В11, В14. «Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота»; «Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно- политических союзов»; по теме «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество»; «Культурная революция» Идеологические основы советского общества и культура в 20–30-х гг.» По материалам «Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г.история» 9

Типичные ошибки задания на анализ исторических версий и оценок С5. по темам «Внутренняя политика Александра I. М.М. Сперанский», «Общественные движения второй половины XIX в.» и «Политика контрреформ». на анализ исторической ситуации С6. по темам «Политика контрреформ»; «Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве» на сравнение С7.1.(наблюдается прогресс) По материалам «Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г.история» 10

«Проблемные» темы (независимо от принадлежности к периоду) 1.«Иван IV. Реформы середины XVI в.», 2.«Смута. Борьба с Речью Посполитой и Швецией», 3.«Самодержавие. Соборное уложение 1649 г. Система крепостного права», 4.«Петровские преобразования. Абсолютизм», 5.«Дворцовые перевороты», 6.«Просвещенный абсолютизм», 7.«Россия в войнах второй половины XVIII в.», 8.«Отечественная война 1812 г.», 9.«Внутренняя политика Александра I. М. М. Сперанский», 10.Консерваторы, славянофилы и западники. Русский утопический социализм», 11.«Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве», 12.«Реформы 1860–1870-х гг.», 13.«Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота», 14.«Общественные движения второй половины XIX в.», 11 По материалам «Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г.история»

1.«Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов», 2.«Политика контрреформ», 3.«Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество», 4.«Революция 1917 г. Временное правительство и Советы», 5.«Провозглашение и утверждение советской власти. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры», 6.«Переход к новой экономической политике», 7.«Образование СССР. Выбор путей объединения», 8.«СССР накануне Великой Отечественной войны», 9. «Геноцид на оккупированных территориях. Партизанское движение». 10.«XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг. Политика мирного сосуществования», 11.«Застой как проявление кризиса советской модели развития. Конституция 1977 г. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США, политика разрядки», 12.«Политика перестройки и гласности. Новое политическое мышление» 13.Темы, связанные с изучение вопросов культуры. 12 По материалам «Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г.история»

Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по ИСТОРИИ в 2012 г. (проект) 13

Документы, определяющие содержание экзаменационной работы: Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от г. 1089). NB!!! Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.) 14

Структура экзаменационной работы Системообразующим признаком для каждой части работы является форма заданий: Работа состоит из 3 частей, включающих 39 / 49 заданий***. Часть 1 состоит из 21 / 27 задания (А1- А21). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный. Часть 2 состоит из 12 / 15 заданий (В1- В12), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). NB!!! В заданиях В1, В6 ответ записывается в виде последовательности цифр. Часть 3 состоит из 6 / 7 заданий с развернутым ответом (С1-С6). ***Данные выделенные зеленым цветом соответствуют проекту КИМ

Распределение заданий по частям работы Части работы Число заданий Макси- мальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу 58 (= 67) Тип заданий Часть 121 / 27 36,2 / 40,2 С выбором ответа Часть 212 / 1520 / 1934,5 / 28,4 С кратким ответом Часть 36 / 717 / 2129,3 / 31,4 С развернуты м ответом Итого 39 / 4958 / % 16

Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам деятельности Содержание материала по истории России представлено в работе по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок отдельных школьных курсов. Это разделы: 1) VIII - начало XVII вв.;1) VIII–XVII вв.; 2) XVII-XVIII вв.;2) XVIII – начало ХХ в.; 3) XIX в.;3) 1917–2010 гг. 4) гг. 17

Принципы отбора и расположения заданий в работе Отражение разных аспектов истории - экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, истории материальной и духовной культуры. NB!!! В работе 2012 г. выделены отдельные позиции части 1, на которых проверяется знание истории материальной и духовной культуры (А4, А13, А20); знание истории Великой Отечественной войны (А16, А17). Расположение заданий в 1 и 2 частях работы в хронологической последовательности (по названным выше периодам). 18

Распределение заданий по основным разделам курса истории 19

Распределение заданий экзаменационной работы по умениям и видам познавательной деятельности 20

21

Распределение заданий по уровню сложности 2011 г г. 22

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом Задания части 1 (А)- 1 балл Задания части 2 (В): каждое из заданий В1, В6, В9, В10, В11, полный правильный ответ - 1 балл неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. каждое из заданий В2, В3, В4, В5, В7, В8: полный правильный ответ - 2 балла если допущена одна ошибка – 1 балл если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов. NB!!! Максимальный первичный балл за всю работу – 58 / 67 23

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом Задания части 2 (В): Задание В12 полный правильный ответ - 3 балла если допущена одна ошибка – 2 балла, допущены две-три ошибки – 1 балл, допущены четыре и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов. Задания части 3 (С): каждое из заданий С1-С3 - 2 балла задание С4, С5 - 3 балла задания С6 - 5 балла NB!!! Максимальный первичный балл за всю работу – 58 / 67 24

Время выполнения работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 210 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет: для каждого задания части 1 (А) минуты; для каждого задания части 2 (В) – 3-7 минут; для каждого задания части 3 (С) минут. 25

Изменения в КИМ 2012 года по сравнению с КИМ 2011 года Сокращено число заданий репродуктивного характера и увеличено число заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, формулировать и аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний. Оптимизирована структура работы: до 21 задания сокращено количество заданий части 1; до 12 сокращено количество заданий части 2 и включено 3 новые модели заданий (В10–В12); сокращено до 6 количество заданий части 3, в часть 3 включена новая модель задания (историческое сочинение (С6). 26

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ История России с древности до конца XVI в. (начала XVII в.) 1. Древность и Средневековье 1.1. Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия 1.1. Народы и древнейшие государства на территории России Восточнославянские племена и их соседи Восточнославянские племена и их соседи 1.1.2* Занятия, общественный строй, верования восточных славян Занятия, общественный строй, верования восточных славян 1.2. Древнерусское государство (IX – первая половина XII вв.) 1.2. Русь в IX – начале XII в Возникновение государственности у восточных славян Князья и дружина. Вечевые порядки * Принятие христианства Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства Категории населения. «Русская правда» Категории населения. «Русская правда» 1.2.5* Международные связи Древней Руси.1.2.3* Международные связи Древней Руси 1.2.6* Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции 27

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2012 Русские земли и княжества в XII – середине XV вв Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики 1.3.2* Монгольское завоевание. Экспансия с Запада * Образование монгольского государства. Русь и Орда * Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада 1.3.4* Русские земли в составе Великого княжества Литовского Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей * Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества * Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город 1.3.7* Культура Руси в XII–XV вв.1.3.5* Культурное развитие русских земель и княжеств 28

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Российское государство во второй половине XV – начале XVII вв Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти * Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение золотоордынского ига Формы землевладения и категории населения. Начало закрепощения крестьян Изменения в социальной структуре общества (см. динамика) и формах феодального землевладения (см.сравнительную хар-ку) Иван IV. Реформы середины XVI в Опричнина Установление царской власти (институт власти). Реформы середины XVI в. Создание органов сословно- представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян 1.4.5* Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война * Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война 1.4. Российское государство во второй половине XV – начале XVII вв * Культура России в XVI в.1.4.5* Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в * Смута конца XVI – начала XVII вв. (причины, сущность, последствия). Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Первые Романовы * Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией 1.4.7* Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы 29

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ История России XVII–XVIII вв. 2.1 Россия в XVII в Ликвидация последствий Смуты. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права Самодержавие. Соборное уложение 1649 г. Система крепостного права * Внешняя политика России в XVII в Церковный раскол Церковный раскол Социальные движения XVII в Социальные движения XVII в * Культура России в XVII в. Усиление светских элементов в культуре. 30

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2012 Новое время 2.2. Россия в первой половине XVIII в.2.1 Россия в XVIII – середине XIX в Петровские преобразования. Абсолютизм Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье- бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации 2.2.2* Северная война. Провозглашение империи * Северная война. Провозглашение империи Дворцовые перевороты Россия во второй половине XVIII в * Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя * Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя Экономика России второй половины XVIII в. Господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. 31

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Социальные движения второй половины XVIII в * Русское просвещение 2.3.4* Россия в войнах второй половины XVIII в * Превращение России в мировую державу в XVIII в * Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой * Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в. 3. Россия в XIX в Россия в 1801–1860 гг Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в Внутренняя политика Александра I. М. М. Сперанский * Отечественная война 1812 г.2.1.9* Отечественная война 1812 г * Движение декабристов Движение декабристов 32

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Внутренняя политика Николая I. См (КИМ 2012) Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. См (КИМ 2012) 3.1.6* Консерваторы, славянофилы и западники. Русский утопический социализм Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм 3.1.7* Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война * Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны 3.1.8* Культура народов России в первой половине XIX в. См (КИМ 2012) 33

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Россия в 1860-е – 1890-е гг.2.2. Россия во второй половине XIX–нач.ХХв Реформы 1860-х – 1870-х гг Реформы 1860-х – 1870-х гг Политика контрреформ Политика контрреформ Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны 3.2.4* Общественные движения второй половины XIX в.* Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков 3.2.5* Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов* * Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов 2.2.7* Русско-японская война 3.2.6* Культура народов России во второй половине XIX в. Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру* * Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования 34

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Россия в XX – начале XXI вв. 4.1 Россия в 1900–1916 гг Россия в начале XX века: нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905–1907 гг. Думская монархия. См (КИМ 2012) Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально- демократические, радикальные, националистические движения Реформы П. А. Столыпина Реформа П.А. Столыпина 4.1.4* Культура России в начале XX в. См (КИМ 2012) 4.1.5* Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество * Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество 35

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2012 Новейшая история 4.2. Россия в 1917–1920 гг.3.1 Революция и Гражданская война в России Революция 1917 г. Временное правительство и Советы Революция 1917 г. Временное правительство и Советы Провозглашение и утверждение советской власти. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты Советской власти. Учредительное собрание 4.2.3* Гражданская война. Интервенция. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны * Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны 4.3 Советская Россия, СССР в 1920-е–1930-е гг Переход к новой экономической политике Переход к новой экономической политике 36

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ СССР в 1922–1991 гг. (образование и распад СССР) Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация «Культурная революция» (ликвидация неграмотности, создание системы образования). Идеологические основы советского общества и культура в 20–30-х гг Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования 4.3.6* Внешнеполитическая стратегия СССР 20–30-х гг. СССР накануне ВОВ * Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне ВОВ. 37

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Великая Отечественная война 1941–1945 гг * Причины и этапы ВОВ.3.2.6* Причины, этапы ВОВ Героизм советских людей в годы войны. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны * Геноцид на оккупированных территориях. Партизанское движение * Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны 4.4.4* СССР в антигитлеровской коалиции.3.2.8* СССР в антигитлеровской коалиции 4.4.5* Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира. Итоги ВОВ * Итоги ВОВ. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира 4.5. СССР в 1945–1991 гг * СССР в первое послевоенное десятилетие. Восстановление экономики, идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг * Холодная война. Военно- политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы 38

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ * XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы конца 50- х – начала 60-х гг. Политика мирного сосуществования XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950– 1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста 4.5.3* «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституция 1977 г. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США, политика разрядки «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г * Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 80-е гг. Политика перестройки и гласности. «Новое политическое мышление». События августа 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР. См (КИМ 2012) Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика разрядки. «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы * Особенности развития советской культуры в 1950-х –1980-х гг Особенности развития советской культуры в 1950–1980-х гг. 39

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Россия в 1992–2010 гг.3.3 Российская Федерация Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР Становление новой российской государственности. События 1993 г. Принятие Конституции 1993 г Политический кризис сентября–октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств Переход к рыночной экономике Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия Политическое, экономическое, национальное, культурное развитие современной России Российская Федерация в 2000–2010 гг.: основные тенденции социально- экономического и общественно- политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев 4.6.4* Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе * Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе 40

КИМ КИМ Знать/понимать: даты и периодизацию истории, пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий; 1.2 периодизацию всемирной и отечественной истории; основные факты, явления, процессы, характеризующие целостность истории; 1.1 основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; понятия (термины); 1.3 современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность общественных явлений, процессов. 1.4 историческую обусловленность современных общественных процессов; 1.5 особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе Сравнительный анализ проверяемых умений и видов познавательной деятельности 41

КИМ КИМ Уметь: определять последовательность исторических событий; 2.3. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; систематизировать историческую информацию на основе представлений об общих закономерностях исторического процесса; 2.6. систематизировать разнообразную историческую информацию на осно- ве своих представлений об общих закономерностях исторического процесса; 42

КИМ КИМ выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; устанавливать причинно- следственные связи между явлениями; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории; 2.4. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; 2.1. проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; осуществлять внешнюю критику источника (характеризовать авторство, время, обстоятельства и цели создания источника) 2.2. осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характери- зовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности); осуществлять внутреннюю критику источника (анализировать позицию автора и участников описываемых в источнике событий); 43

КИМ КИМ использовать принципы структурно- функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. 2.5 использовать принципы причинно- следственного, структурно- функционального, временнόго и пространственного анализа для изуче- ния исторических процессов и явлений; 2.7 представлять результаты историко- познавательной деятельности в фор- мах исторического сочинения, резюме и др.; 2.8 формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения 44 Общее направление совершенствования КИМ – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения выпускников.

Демонстрационный вариант ЕГЭ по ИСТОРИИ 2012 г. (проект) новые типы заданий 45

Новая модель задания: В10 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XIX в. Вольные хлебопашцы, министерства, декабристы, бироновщина, земства, винная монополия. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду бироновщина 46

Новая модель задания: В11 Напишите пропущенное слово. Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ____________ крестьян закрепощением закрепощение 47

Новая модель задания: В12 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. 48

1) М.А. Егоров, М.В. Кантария 2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г. 3) Я.Ф. Павлов; 4) битва на Курской дуге 5) битва за Днепр; 6) июнь–август 1944 г. 7) июль 1942 г. – фев.1943 г.; 8) И.В. Панфилов 9) май 1942 г. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Историческим центром многих старых западноевропейских городов является рыночная площадь и здание ратуши. Историческим центром старого русского города является детинец (кремль). Объясните, чем различалось социальное устройство и управление средневековых западноевропейских и русских городов (приведите три объяснения). Новая модель задания: С 4 NB!!! Задание С4 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. 50

Содержание верного ответа Могут быть даны следующие объяснения: западноевропейские города были центрами ремесла и торговли, а на Руси города были княжескими (государственными); в кремле находился гарнизон и глава княжеской администрации (посадник в XI– XIII вв.; наместник, воевода в XVI–XVII вв.); в западноевропейских городах горожане состояли в различных корпорациях: цехах, гильдиях, братствах; а в средневековых русских городах не было цехов и гильдий; западноевропейские города, в отличие от большинства русских городов, c XI–XII вв. добивались независимости от сеньоров и получали права самоуправления: выбора городских органов власти, суда, распоряжения городским имуществом. Могут быть даны другие объяснения 51

Указания по оцениванию 52

Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. 1)Дмитрий Донской; 2)М.М. Сперанский; 3)Н.С. Хрущёв. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности. Новая модель задания: С 6 NB!!! С6 – сочинение на историческую тему, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности. С6 – альтернативное задание: выпускник имеет возможность выбрать одного из трех предлагаемых деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание С6 оценивается по системе критериев. 53

Указания по оцениванию 54

55

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 56

Историческим центром многих старых западноевропейских городов является рыночная площадь и здание ратуши. Историческим центром старого русского города является детинец (кремль). Объясните, чем различалось социальное устройство и управление средневековых западноевропейских и русских городов (приведите три объяснения). Новая модель задания: С 4 NB!!! Задание С4 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. 57

Вариант. Применение алгоритмов Пример алгоритма сравнения: 1. Выделите сопоставимые признаки, оставьте существенные сопоставимые признаки однородных явлений; 2. Установите порядок сравнения этих признаков, расположите их по степени важности, в зависимости от ведущего признака. 3. Последовательно сравните по намеченному плану оба события, явления в их развитии, т.е. выскажите суждения о них по каждому из выделенных признаков. 4. Сделайте развернутые обобщенные выводы на основе сравнения, т.е. в качестве выводов установите и оцените сходства и различия, изменения в развитии событий, явлений в процессе их перехода от одного этапа к другому. Приемы работы по подготовке учащихся к выполнению задания С4 Обсуждаем (формулируем) алгоритм сравнения: 1. Найти опорные ключевые слова. 2. Выделить объекты характеристики. 3. Провести сравнение (см. линии сравнения (признаки)) 4. Сделать обобщающий вывод. 58

Возможные линии сравнения по темам. Линии сравнения общественно-политических явлений: цели, задачи и направления политики: условия и способы ее осуществления, роль участников и т.д. Линии сравнения развития культуры: социально-политические условия развития, взаимоотношения с властью, стили, направления, связи с культурой других стран и др. 59

60

Примерное содержание верного ответа Могут быть даны следующие объяснения: западноевропейские города были центрами ремесла и торговли, а на Руси города были княжескими (государственными); в кремле находился гарнизон и глава княжеской администрации (посадник в XI– XIII вв.; наместник, воевода в XVI–XVII вв.); в западноевропейских городах горожане состояли в различных корпорациях: цехах, гильдиях, братствах; а в средневековых русских городах не было цехов и гильдий; западноевропейские города, в отличие от большинства русских городов, c XI–XII вв. добивались независимости от сеньоров и получали права самоуправления: выбора городских органов власти, суда, распоряжения городским имуществом. Могут быть даны другие объяснения 61

Указания по оцениванию 62

Задание С 4 (обобщение) С4. Известно, что в XVII в. (1) в России всё большее число людей овладевали иностранными языками (3). Назовите два из наиболее распространённых тогда иностранных языков и укажите причины важности владения ими (5) в тот период. 63

Пример алгоритма обобщенной характеристики: 1. Выделите исторические условия события, явления. 2. Определите причины события, явления. 3. Раскройте главные черты, признаки, связь с другими событиями; установите основные этапы. 4. Выделите причинно-следственные связи событий, явлений (последовательность - вертикальные связи; взаимовлияние событий - горизонтальные связи; влияние внутренних причин событий; выявлений противоречий). 5. Обобщите и оцените последствия, значение, характер, место и роль факта, события в последующем развитии общества. 64

ЭТАЛОН 65 Примерное содержание верного ответа

Задание С 6 Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. 1)Дмитрий Донской; 2)М.М. Сперанский; 3)Н.С. Хрущёв. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности. 66

67 Вариант 1. Изучение по алгоритму, выполнение которого позволит оценить сущностные качества личности. 1. Запоминание фамилии и имени исторического деятеля. 2. Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности личности. 3. Усвоение идейно – теоретических (политических, религиозных и т. д.) платформ изучаемой личности. 4.Выяснение, чьи интересы на том или ином историческом этапе данная личность выражала. 5. Изучение оценок личности ее современниками и современными историками. Однако отдельные блоки данного алгоритма могут исключаться из исследовательской цепи или дополняться, в зависимости от наличия (отсутствия) данного аспекта в деятельности личности. Алгоритм работы над сообщением, докладом, рефератом, посвященным жизни и деятельности исторической личности: 1. годы жизни и правления; 2. краткая биография; 3. исторические условия, в которых происходит деятельность личности; 4. основные действия, взгляды, проблемы и методы их решения; 5. интересы каких слоев общества выражал; 6. предшественники и последователи, положения которые показывают сходство и различия взглядов нескольких исторических лиц; 7. историческое значение данной деятельности; 8. личностная оценка данной исторической личности. Приемы работы по подготовке учащихся к выполнению задания С6

По материалам О.Н. Журавлевой 68

69 Алгоритм характеристики выдающегося исторического деятеля 1. Определите время жизни исторического деятеля. 2. Охарактеризуйте основные направления деятельности Приемы работы по подготовке учащихся к выполнению задания С6 1. Назовите время жизни /деятельности (год, век, период) исторической личности 1. Перечислите основные направления ( в социальной, экономической, духовной, политической сферах); 2. Раскройте связи и противоречия личности в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми. 3. Перечислите и оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей.

70 3. Охарактеризуйте основные результаты деятельности Приемы работы по подготовке учащихся к выполнению задания С6 1. Перечислите (определите), каких результатов он достиг в своей деятельности (в социальной, экономической, духовной, политической сферах); 2. Дайте обобщенную характеристику перечисленным результатам: по значимости этих результатов для страны, народа; по их влиянию на последующий ход событий и т.д. 3. Выразите свое отношение к результатам деятельности этого исторического деятеля (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков и т.п.).

Примерное содержание верного ответа 71

Вариант 2. Учитель предлагает учащимся ряд оценок (не называя имени деятеля). В процессе учебной работы, напоминает о ней все новыми и новыми оценками. В результате оценочная информация (в своей совокупности) позволяет учащим узнать о ком идет речь. Путинцева Елена Валерьевна, МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, ТОИПКРО 72

Оценка правящей элиты в России в XX в. 73 Вариант 3. Сравнительный анализ характеристик, качеств личности (руководителя государства, реформатора, полководца и т.д.) Можно вести сравнение посредством таблицы. (см. табл.).

Вариант 4. Оценка личностей по поведению в экстремальных для Отечества условиях. Русско-турецкая война 1853–1856 гг. Известный историк Т.Н. Грановский, узнав о падении Севастополя, плакал: Будь я здоров,– писал он, – я ушел бы в милицию; без желания победы России, но с желанием умереть за нее.... Как можно совместить боль Грановского за поражение, готовность отправиться на войну и даже умереть за победу – понятно: историк – человек высокой гражданственности, как одновременно тому же человеку можно пожелать поражение России в войне понять не просто. Путинцева Елена Валерьевна, МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, ТОИПКРО 74

Вариант 5. Оценка личностей по отдельным, но ярким штрихам к их портретам, будь-то примерами из быта, увлечений, образованности и т.д. Оценка Николая II (на основе дневниковых записей) Утро было солнечное и радостное. Принимал все время до завтрака, гуляли вдвоем. Читал весь вечер, получил много телеграмм 18 октября 1905 г. Оценка Л.И. Брежнева. Выдержка из дневника (1977 г.): был на даче – обедал, борщ из свежей капусты. Отдых был на дворе, дочитывал материалы. Смотрел хоккей сборная СССР – Швеция, итог – 4:2 в нашу пользу. Смотрел программу времени. Ужин, сон. Вопросы для обсуждения: Почему Николай II и Брежнев, первые лица государства, предпочитали писать о прогулках, обедах, сне, в то время когда у одного, (Николая II) в этот момент горела земля под ногами, революция 1907 г., а другого (Брежнева) неумолимо нарастал экономический и политический кризис? Дайте характеристики царю и генсеку на основе их дневниковых записей. Поиск ответов на эти вопросы подведет учащихся к более глубокому пониманию исторических проблем. Путинцева Елена Валерьевна, МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, ТОИПКРО 75

Вариант 6. Наращивание информации по основным направлениям жизнедеятельности личности. Составление биографических справок. Предполагаемый вариант обработки предусматривает накопление и размещение информации по блокам, каждая из которых содержит направление жизнедеятельности личности. Ф.И.О./ годы жизнедеят ельности Основные направлен ия деятельнос ти Результаты деятельност и / Последствия Значение/ Оценка деятельно сти Экономиче ская сфера Социальная сфера Духовна я сфера Политичес кая сфера Ф.И.О./ годы деят-ти Основные направления деят-ти Результаты деятельности/ Последствия Значение/ Оценка деят-ти 76

Вариант 7. Решение проблемных заданий, биографических задач. Русский князь. По красоте его сравнивали с патриархом Иосифом, которого фараон поставил начальником над всем Египтом, по силе – с ветхозаветным Самсоном, по мужеству и военным доблестям – с древнеримским императором Веспосианом. выиграл две значительные битвы. В честь одной из них получил прозвище. Навсегда остался в памяти народной. Канонизирован. Петр I повелел перенести его мощи из Владимира в Петербург, сделав его ангелом-хранителем новой империи. Художник П.Д. Корин написал картину, композитор С.С. Прокофьев посвятил ему кантату, поэт К.М. Симонов – поэму, режиссер С.М. Эйзенштейн – кинофильм. В его честь в 1925 г. учрежден орден в России, а в 1942 г. – в Советском Союзе. Умер на 43 году жизни. Кто обладатель столь славной биографии? 77

Вариант 8. Работа на уроке Вопрос репродуктивный – требует воспроизведения готовых знаний (т.е. через память) без активной мыслительной деятельности. Эти вопросы начинаются со слов когда, где, в каком году, сколько, куда, кем, кому и т.п. Вопросы данного типа при изучении исторической личности чаще используются, для выявления элементарных знаний, в тестах. Сколько лет продолжалось правление Владимира I? Куда была направлена царская семья после свержения самодержавия?Сколько лет продолжалось правление Владимира I? Куда была направлена царская семья после свержения самодержавия? Вопрос продуктивно-познавательный – требует, наряду с воспроизведением готовых знаний, поиска обобщений, выводов, выяснения причин, последствий. Начинаются словами почему, в чем, докажите, обобщите, сформулируйте. Почему царскую семью оставили на территории России, почему их не отправили за границу? Докажите, что личные качества Петра I явились одной из причин успеха преобразований в России.Почему царскую семью оставили на территории России, почему их не отправили за границу? Докажите, что личные качества Петра I явились одной из причин успеха преобразований в России. Вопрос проблемный – содержит кажущееся или реальное противоречие. При нахождении ответа требует размышления, рассуждения, отличается относительной краткостью формулировки. Это вопросы большой творческой направленности. Почему Александр Невский, одержавший блестящую победу над шведами и тем самым спасший независимость Новгорода, зимой того же года был изгнан из родного города этим же народом?Почему Александр Невский, одержавший блестящую победу над шведами и тем самым спасший независимость Новгорода, зимой того же года был изгнан из родного города этим же народом? 78

Схема построения альтернативного вопроса: Он (она) открыл... считал... разработал... продолжил... опроверг... доказал утверждение... высказал предположение... опирался на... являлся сторонником... 79

Вариант - 9 Проблемная задача – дидактическое средство в виде текста или схемы, содержащее в себе противоречие, вызывающее не воспроизведение готовых знаний, а размышление, рассуждение, содержащее (в отличие от проблемного вопроса) дополнительную вводную информацию. Практическое задание – описание – один из обычных приемов, использующийся при ознакомлении с индивидуальными предметами, у которых нельзя найти очевидное отличие. В описание включают существенные и несущественные признаки. При описании исторической личности соблюдается ряд требований: целенаправленность, объективность, отсутствие логически противоречивых утверждений, простота и ясность языка. Проблемная ситуация – создание обстановки, в которой у обучаемых возникает интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки; противоречия, заложенного в проблемной задаче. 80

Вариант – 10. Уроки-семинары. Семинар-исследование: заключается в приобретении, распространении и частичной реализации знаний с компонентами научного исследования. 1-й этап – подготовительный (постановка задачи, планирование). 2-й этап – обсуждение темы. Обязательно реализация четырех функций – образовательной, воспитательной, практической и методической. 3-й этап – подведение итогов. Семинар-круглый стол – в основу заложено несколько точек зрения, обсуждение которых подводит к приемлемой для всех участников позиций и решению. 81

Семинар-дискуссия – в основе лежат противоречия, спорные проблемы, разнообразие путей их достоверного решения, компетентность участников. Реализация задач семинара позволяет учащимся приобрести новые знания, сверить свои ответы на вопросы с ответами товарищей, поучаствовать в дискуссии, попытаться преломить знания к окружающей действительности. Учителю – осуществить реальный контроль за эффективностью знаний у каждого ученика, оценить их методические навыки, спорить и рассуждать. Семинар-мозговой штурм – Форма занятия, содержащая целенаправленную ориентировку учащихся на восприятие и коллективное решение сложного вопроса; целеустремленное, активное обдумывание и обсуждении какого-либо вопроса. Состоит из пяти основных частей, содержащих различные виды деятельности. 1. Выбор темы и вопросов штурма. 2.Организационно-методическая подготовка. 3. Самостоятельная подготовка учащихся. 4. Сам штурм. 5. Обобщение результатов. 82

Самостоятельная работа 83

Задание С 4 (сравнение) С4. В XVIII в. в России существовали гвардейские полки. Укажите название одного из них. Объясните, в чём отличие гвардии XVIII в. от стрельцов XVII в. (приведите не менее двух отличий) 84

Применяем алгоритм: 1. Найти опорные ключевые слова (армия; гвардия XVIII в., войско стрельцов XVII в.) 2. Выделить объекты характеристики (гвардии XVIII в., стрельцы XVII в.) (используем прием обобщающей характеристики) О каких категориях идет речь? (социальные группы) 3. Провести сравнение, используя «алгоритм сравнения» (социальных групп) Линии сравнения (признаки)? Социальный состав … … … Лидеры и их позиции… … … Особенности стратегии и тактики (военной подготовки)… … … Привилегии… … … И т.п. 4. Сделать обобщающий вывод – об отличии гвардии XVIII в. и стрельцов XVII в. 85

ЭТАЛОН 86 Примерное с одержание верного ответа

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ При подготовке к экзамену рекомендуется использовать: учебники, включенные в Федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к ЕГЭ 87

Методическую помощь учителю и учащимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ ( открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий; аналитические отчеты о результатах экзамена и методические письма прошлых лет; http// http//ege.edu.ru 88

89