Пётр I и его реформы в оценках и суждениях Выполнил: Коновалова Юлия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. А. С. Пушкин.
Advertisements

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник – Он всеобъемлющей душой, На троне вечный был работник.
1 помочь ученикам в осмыслении значения Петровских преобразований для истории России 2 Обобщение знаний учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии.
Историки о личности и реформах Петра Великого. Великий Петр был первый большевик, Замысливший Россию перебросить, Склонениям и нравам вопреки, За сотни.
П ЕТР I- ГУБИТЕЛЬ ИЛИ РЕФОРМАТОР ? Ц ЕЛИ ПРОЕКТА Дидактические : Расширение знаний учащихся в области истории XVII-XVIII вв. в сравнении с.
Исторический проект. 1 этап – погружение в проект. Тема проекта: Российская империя при Петре I. Цель проекта: 1. Сформировать представления учащихся.
28 января 1725 года умер первый русский император Петр Алексеевич Романов. «… Кого хороним ?.. Петра Великого хороним. Закатилось « солнце земли Русской.
Тема: Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I.
Авторы- составители: Сидоренко Е.С. Толочманова Е.Ю. Иллюстрации: Яндекс картинки Для детей от 6 лет. «Президент» БАРНАУЛ 2012.
Презентацию подготовила ученица 4 класса Яникова Дарья Prezentacii.com.
Открытый урок "Народные движения первой четверти 18 века"
Примеры информационных моделей объекта 7 класс Учитель: Щербинина М.В.
Реформы Петра 1: прогресс или ошибка? «Россия молодая мужала гением Петра» «…уздой железной Россию поднял на дыбы» А.С. Пушкин.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить всё выделенное жирным шрифтом в §24 2. Прочитать §25 и ответить на вопросы перед ним.
« Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» М.В. Васнецов.
Подготовил: Чегодаев Сергей 10 класс. Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне, какой огонь! Куда ты скачешь,
Даша Кокотун и Сурина Ксюша Рождение Петра Однажды ночью над Москвой на тёмном небе засияла большая звезда. В ту же ночь царю Алексею и жене его Наталье.
План урока: 1.Причины крестьянской войны 1.Причины крестьянской войны 2.Пугачёв и его программа 2.Пугачёв и его программа 3.Основные этапы войны 3.Основные.
Реформы Петра 1. Эпоха Петра Великого –время преобразований, охвативших все сферы жизни страны, в основе которых лежали его энергия, ум и воля Эпоха Петра.
( ) Выполнил Карабаев Иван 3 « В ». Царь Алексей Михайлович Тишайший ( ) - второй русский царь. Наталья Кирилловна Нарышкина (1651.
Транксрипт:

Пётр I и его реформы в оценках и суждениях Выполнил: Коновалова Юлия

«Во имя величайшего из тружеников Русской земли приглашаю Вас, господа, к труду – обозреть труд его, подумать над ним. С.Соловьёв ПЛАН УРОКА. I этап: Реформы Петра I и характеристика императора. II этап: Был ли Петр I «революционером на троне?» III этап: Цена петровских реформ.

Понятийный аппарат Абсолютизм Рекрутская повинность Коллеги Синод Табель о рангах Подушная подать Посессионные крестьяне Ассамблея Протекционизм

«Пётр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» В. Татищев «Пётр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» В. Татищев

Наталья Кирилловна Нарышкина Царица, вторая жена царя Алексея Михайловича, дочь Кирилла Полуэктовича Нарышкина. ( ) Наталья Кирилловна воспитывалась в московском доме боярина А.С. Матвеева, где ее и увидел Алексей Михайлович. Наталья Кирилловна была повенчана с царем 22 января 1671 года. От этого брака родились две дочери и сын, в живых остались двое – сын Петр – будущий царь Петр I и дочь Наталья.

Н.Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея» (1871 г.)

Проанализируйте рассказы людей эпохи Петра I. Выявите положительные и отрицательные черты данного исторического периода. Сделайте свои выводы.

Вот вы меня как купца расспрашиваете. А я ведь из посадских, меня отец кожевенному мастерству обучаться отдал. А как обучился, я в миг обернулся. Свою мастерскую открыл. Своих крепостных-то у меня не было, так я десяток бродяг каких-то в работники нанял. А потом царь наш, Петр Алексеевич в силу вошёл. Много ему кожи потребовалось: для барабанов, для мундиров, для сапог… Вот он и создал огромную кожевенную мануфактуру, прикрепил к ней тысячу крепостных, некоторые работали даже прикованные цепью. А я разорился сразу, где мне с мануфактурой-то тягаться. Но не пропал. Торговля сильно в гору пошла. Особенно тем хорошо, кто к царю поближе. Демидова возьмите в пример. Сколько заводов на Урале с царским-то благословлением открыл. Да и нам обыкновенным купцам жить можно.Вот наш брат Иван Посошков книгу написал «Книга о скудости и богатстве» Купечеством всякое царство бога птица. Ну а честно сказать, нашему брату купцу лучше в тех странах, где короли не могут по своей воле всё сотворять, Ну да что поделаешь, в России купец стремится льготы получить, да коли повезет, в дворяне выйти.

Кто царь Пётр ведомо – Антихрист. Но он царь и послан Богом, стало быть грехи на нас, терпеть должно. И войны бремя на наши плечи: кроме барщины и оброка, новые повинности, налоги в 3 раза возросли. Десятки тысяч людей насильно направлены на строительство Санкт-Петербурга, крепостей, каналов. Старообрядчество по- прежнему карается. Да, пробовали недовольство высказывать: в Астрахани восстание в 1705 г., выступление Кондратия Афанасьевича Булавина в 1707 г., как и Башкирское восстание были жесточайшим образом подавлены. Очевидцы рассказывают: хрустят кости, людей вертят на дыбе, сажают на кол…Страна в страхе. Так-то царь со своим народом. Ученые люди подсчитали: население России миллионов человек в начале царствования Петра, в конце царствования население убыло на 14%. Это погибшие на войне, умершие от болезней, особенно в Петербурге, и убежавшие в Сибирь, на Дон, на Кавказ. Это седьмая часть населения.

-Пошли Бог многие лета, да здоровья крепкого государю нашему Петру Алексеевичу! -Мы, шляхетство, есть главный объект забот и пожалований Петра и доказательство тому указ государя от 1714 года о единонаследии. -Истинно, государь говорит – не ленись, учись, служи, дело своё делай со всем усердием. -В коллегии ли служишь, при ратном ли деле – главное служить нашему царю верно и послушно. -И примеры перед нами живые – Меньшиков, Шафиров, Толстой, Ягужинский. Вот они «птенцы гнезда Петрова». Честь по делам. -Мощную, великую державу создали. И нам следует по стопам их следовать, по табелю ранговому подниматься.

-Ну, что мы можем сказать. Сильно наша жизнь изменилась. Раньше-то, как было. Всё сидели в горнице своей, день- деньской кроме матушки да нянюшек никого не видали. Одно развлечение – в воскресенье, в церковь. Да и то ничего толком не разглядишь, покрывало на голове тяжелое, вуаль на лице, как мусульманки какие. А потом, как Петр Алексеевич велел батюшке нас гостям показывать, так сперва очень страшно было, мы даже плакали, ведь ни войти, ни сказать ничего не умели. -Потом привыкли немного. Даже когда на ассамблею первый раз повезли не сильно-то и испугались. -А платья из Парижа нам привезли очень красивые. С прическами сильно пришлось повозиться, долго не получалось. -А княжна Голицына наняла себе француза, язык изучает, манеры всякие. -И правильно.Без этого нынче и жениха хорошего не сыщешь. Кому нужны, дуры- то неотесанные. -А в целом мы быстро привыкли. Неохота уж в старую-то горницу возвращаться.

Что сказать солдату петровскому о жизни своей. Я ведь из детей стрелецких. А как стрельцы государю нашему кровушку попортили – то всем на Руси ведомо. По участию родитель мой в крепостные-то не попал, а что до меня, то я сразу в рекруты подался и дисциплину признал. А то сам видел как рекрутам на левой руке выкалывали кресты и натирали порохом, что как сбежит, изловить этого человека скоро. Да ничего: стерпится-слюбится. Постепенно стал понимать, что нужно царю сочинить армию свою, чтобы неприятельские силы опровергнуть и на море, и на суше. Солдат же побеждать должен. И коль доля его такая, доля эта чести требует. А в награду сладка победа приходит.

Выбрать высказывание о Петре и его деятельности, наиболее созвучное вашей собственной позиции. Обоснуйте своё мнение опираясь на фактический материал.

«Гений Петра выказался в ясном уразумении положения своего народа и своего собственного как вождя этого народа, он осознал, что его обязанность вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации». (С.М. Соловьев, историк) «Я Петра ненавижу, потому что он людей унижал» (Кн. Е.Дашкова,президент Российской Академии Наук) «Раньше в России был обычай, была, скажем так, единая культура. В самом деле: отец Петра, царь Алексей Михайлович, был понятен народу. У него была борода – и у мужиков была борода. Он ходил в таких же длинных одеждах, он молился привычными народными молитвами, он говорил по-русски. Это было понятно населению. После Петра все изменилось: одежда другая, парик на голове, разговор французский, немецкий, тип мышления другой. В одной стране образовалось две нации! Это плохо. Традиции важны». (Князь М.М.Щербатов, историк.) «Главным путём развития России будет революция сверху… Роль государства в России – гигантская, это вроде бы главный путь… А раз так, Пётр нам нужен… Значит, мы его прощаем? ( А.С. Пушкин, поэт) «Пётр стал во главе народа, из всех европейских народов наименее удачно поставленного исторически… Можно смириться с лицом, в котором деспотизм соединяется с самопожертвованием… Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева». (В.О. Ключевский, историк.)

Военная реформа реформа управления социальная реформа экономическая реформа преобразования в области культуры Реформы Петра I

военная реформа реформа управления социальная реформа экономическая реформа преобразования в области культуры

Был ли Петр I «революционером на троне?» О мощный властелин судьбы, Не так ли ты над самой бездной На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы. А. Пушкин Какая дума на челе! Какая сила в нём сокрыта! А в сём коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?

Цена петровских реформ Почему народ не слагал песен, прославляющих победы Петра Великого, его деяния? Сей шкипер был, Тот шкипер славный, Кем наша двинулась земля, Кто придал мощно Бег державный рулю Родного корабля. А. Пушкин Он молвил: «Мне вас жалко, вы сгинете вконец; но у меня есть палка, и я вам всем отец» А.К. Толстой

Чему учит история петровской эпохи? Почему интерес к личности Петра I возрастает в российском обществе всякий раз, когда наша страна оказывается перед необходимостью выбора путей дальнейшего развития? «Куда ты скачешь гордый конь, и где опустишь ты копыта?» Как бы вы ответили на этот вопрос сегодня? «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо». А.М. Горький

Заключение Нынешняя Россия, то есть Россия европейская, дипломатическая, политическая, военная, Россия коммерческая, мануфактурная, Россия школьная, литературная, - есть произведение Петра Великого. Какое бы явление в сих сферах гражданской жизни ни стали мы рассматривать, о каком бы учреждении не стали бы рассуждать, всё подобные исследования доводят непременно до ПЕТРА ВЕЛИКОГО, у которого в руках концы всех наших нитей соединятся в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этою колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на всё наше прошедшее и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду.