Применение метода «Шесть шляп мышления» на уроках истории 07.10.13 г. МБОУ «Рыбаловская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Шесть шляп мышления (Эдвард де Боно) Материал к семинару.
Advertisements

Цель: познакомиться с новым произведением, учиться видеть за предметным содержанием смысл происходящего.
Попова Ирина Александровна ГОУ СОШ Правила игры – «человек в данный момент думающий и поступающий именно так» метод «Шесть шляп мышления» создан.
Пути реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Участники семинара:
Презентация к заседанию школьного методического объединения учителей математики Тема: «Технология развития критического мышления. Компетентностный.
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти» Плутарх.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!. Автор: Эдвард де Боно Практика развития мышления Разносторонний анализ явлений Обобщение опыта (напр. после изучения достаточно большой.
Методический приём «Шесть шляп» как эффективное средство формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках математики Учитель математики МОУ гимназия.
Приёмы технологии развития критического мышления в начальной школе Бугаёва М.В. учитель МОУ «Нижнебузулинская СОШ» Свободненского района Амурской области.
Семинар 3 Технологии креативного мышления «Шесть шляп»
Технология креативного мышления « Шесть шляп » Как думать, когда не думается?!
Латеральное мышление «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно.
«Шесть шляп мышления». Эдвард де Боно Современный ученый, писатель, мыслитель, деятель. Обладатель почетных степеней в психологии и физиологии, докторской.
Предлагаемые технологии ориентированы на: - Усиление компонента осознанного отношения к жизненным ситуациям, осознанного подхода к мышлению; -Развитие.
Латеральное мышление «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно.
Презентация по критическому мышлению. ( Прием 6 шляп) Подготовила группа КМУ (критически мыслящих учителей) Полтушева Г.Я. Карпович Н.В. Исанбаева Ж.К.
«Шесть шляп мышления» (методика Эдварда де Боно): - технология разработки и оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию. Почему шляпы?
( Эдвард де Боно «Шесть шляп»). Эдвард де Боно. Британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления. Получил почетные степени в области.
Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление Мышление, предполагающее проверку предложенных решений с целью определения области их.
Транксрипт:

Применение метода «Шесть шляп мышления» на уроках истории г. МБОУ «Рыбаловская СОШ»

Эдвард де Боно - крупнейший специалист с мировым именем в области творческого и концептуального мышления, автор 64 книг, переведенных на 35 языков мира, доктор медицины и психологии, руководитель Центра по изучению мышления Оксфордского университета.

Белая шляпа - белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах. Именно мышление в белой шляпе побуждает человека к установлению четкого разграничения того, что является фактом, а что объяснением или интерпретацией этого факта. В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная бесстрастность и объективность.

Красная шляпа - символ гнева, ярости и внутреннего напряжения. В красной шляпе отдадим себя во власть эмоций. Эмоции - это субъектив­ное отношение к факту, которое нельзя не принимать во внимание. Когда человек надевает красную шляпу, это дает ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу данного вопроса». Самое трудное в использова­нии красной шляпы – это противиться искушению объяснить возникно­вение у вас того или иного чувства.

Черная шляпа - черный цвет мрачный, зловещий, словом - недобрый. Черная шляпа покрывает собой все дурное. Это критика, доходящая до въедливости, негативизм и искренняя убежденность в том, что «никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо». Мышление в черной шляпе не имеет отношения к разрешению проблем, оно лишь указывает на их наличие. Надевающий черную шляпу занят поисками того, что в данном предложении не правильно, нуждается в доработке или просто ошибочно.

Желтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. Сделайте все возможное, чтобы найти обоснование своему оптимизму.

Зеленая шляпа - символ свежей листвы, изобилия и плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Что примечательного в этой идее? Что в ней особенного? Что лежит в ее основе? Куда она нас приведет? Главное, что необходимо понять: мышление в зеленой шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли, а не на вынесение суждения по рассматриваемой идее.

Синяя шляпа - синий цвет холодный, это цвет неба. Задача синей «мыслеварительной» шляпы заключается в обобщении всего достигнутого к настоящему времени, в предоставлении возможности надевающему ее человеку исполнить роль фотографа, бесстрастно фиксирующего плоды деятельности каждой из перечисленных выше шляп. Одной из основных обязанностей человека в синей шляпе является прекращение споров.

ВАРИАНТ II. Работа по группам «Исторические шляпы». Учащиеся в начале урока разбиваются на группы по 45 человек, и каждая группа получает от учителя шляпу определенного цвета Желтая шляпа шляпа оптимиста. Группа, получившая желтую шляпу, должна найти все положительные моменты в пройденной теме. Надо перечислить все вопросы мировой политики, которые были решены на конференциях после окончания Первой мировой войны, найти успехи в решении своих проблем для каждой страны (там, где они есть). Черная шляпа шляпа пессимиста. Группа, получившая черную шляпу, должна найти все вопросы, которые не были решены на послевоенных конференциях, выделить все неудачи в международных отношениях для каждой страны, показать несправедливость решений конференций. Белая шляпа шляпа объективного наблюдателя. Группа, получившая белую шляпу, должна найти и перечислить только конкретные факты по теме без оценок (какие конференции состоялись, их итоги). Красная шляпа шляпа эмоционального участника. Группа, получившая красную шляпу, должна объяснить, какие эмоции и чувства испытывали страны-участницы конференций и почему, кто остался доволен новой системой международных отношений, а кто нет. Синяя шляпа шляпа философа. Группа, получившая синюю шляпу, должна подготовить рассуждения по вопросам: насколько прочной была созданная Версальско-Вашингтонская система международных отношений и правомерно ли говорить о прочных международных отношениях вообще, извлекли ли страны-участницы Первой мировой войны какие-либо уроки из нее, судя по решениям послевоенных международных конференций?

Урок по истории с использованием технологии критического мышления Касимова Наиля Мусаевна, учитель истории и обществознания Касимова Наиля Мусаевна Используя приём «Шесть шляп мышления», будем работать в группах с учебником по теме «Финикийские мореплаватели». Но мы с вами используем только четыре шляпы. Каждая группа получает свою шляпу и своё задание. Белая шляпа. Выделить в параграфе только факты о Финикии. Красная шляпа. Выразить свои эмоции по поводу жизни в Финикии. Жёлтая шляпа. Выделить позитивное, положительное, хорошее в Финикии. Объяснить, почему считаете, что это хорошо. Аргументируйте своё мнение. Чёрная шляпа. Нужно определить, негативное, отрицательное, плохое в Финикии. Объяснить, почему вы так считаете.

Предлагаемая методика ориентирована на: Усиление компонента осознанного отношения к жизненным ситуациям, к собственной точке зрения; Развитие навыков конструктивного, упорядоченного, структурированного мышления; Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости; Развитие способности видеть эмоции, чувства (не только свои, но и других людей) и понимать их роль в процессе мышления; Формирование понимания того, что существуют сложные ситуации, когда один человек не в состоянии охватить все аспекты проблемы, в первую очередь, через демонстрацию многозначности

ИСТОЧНИКИ А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев, Т. В. Коваль, И. С. Хромова Поурочные разработки к курсу «Новейшая история зарубежных стран». 11 класс. Пособие для учителя. М., Просвещение 2003, с