Курсы повышения квалификации руководителей ОУ «Программа развития и основная образовательная программа: стратегия и тактика проектирования в условиях реализации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Семинар.
Advertisements

Издательский комплекс «Наука» Издательство «Академкнига/Учебник» Программа развития и основная образовательная программа: стратегия.
Издательский комплекс «Наука» Издательство «Академкнига/Учебник» Программа развития и основная образовательная программа: стратегия.
Разработка основной образовательной программы основного общего образования.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
Горбунова Людмила Ивановна, главный специалист управления образования О введении ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях города Таганрога.
Пакет нормативных актов по введению ФГОС нового поколения Презентация к выступлению на педагогическом совете школы Разработала заместитель директора по.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Проблемы реализации основной образовательной программы З. А. Кокарева.
Об отдельных аспектах введения ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет.
Обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Кинельского образовательного.
Программа развития и основная образовательная программа: проектирование в условиях реализации ФГОС общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования как механизм реализации требований ФГОС НОО Черемисина В. Г., к.п.н., заведующая кафедрой.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Проблемы реализации основной образовательной программы З. А. Кокарева.
Основная образовательная программа НОО разрабатывается каждым образовательным учреждением: Закон РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Основная образовательная программа Пояснительная записка.
Аккредитация Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия ФГОС ( ФКГОС ) по основным общеобразовательным.
Транксрипт:

Курсы повышения квалификации руководителей ОУ «Программа развития и основная образовательная программа: стратегия и тактика проектирования в условиях реализации ФГОС» Заместитель директора по учебно-методической работе МАОУ СОШ 2 Т.В. Кудря ст. Брюховецкая 15 июля 2014 г.

Вопросы для обсуждения: 1. Как соотносятся программа развития и основная образовательная программа? 2. Являются ли документы обязательными для ОУ (образовательной организации)? 3. Какой должна быть структура программы развития (при условии, что некоторые ее составляющие становятся частями ООП)? 4. Какие содержательные разделы указанных документов находятся в наиболее тесной взаимосвязи?

Программа развития и ООП: анализ федеральных документов Определение: Программа (государственная, ведомственная целевая) - документ, обеспечивающий достижение стратегических и тактических задач с учетом приоритетов и целей государственной политики. Программа развития школы: - это стратегический документ учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности; - в нем показаны механизмы решения педагогических проблем и предполагаемые результаты такой деятельности; - это основной механизм управления инновационной деятельностью и фактор успешности развития.

Программа развития и ООП: анализ федеральных документов Определения: Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий. Примерная основная образовательная программа - учебно- методическая документация, определяющая рекомендуемый объем и содержание образования.

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от «Методические рекомендации по организации и проведению… контроля качества образования в ОУ, реализующих ООП НОО, ООО, СОО» П.7. Типичные нарушения обязательных требований, допускаемые ОУ при осуществлении образовательной деятельности: 1. Отсутствие самостоятельно разработанной и утверждённой ООП. 2. Несоответствие учебного плана. 3. Отсутствие (несоответствие) рабочих программ учебных предметов. 4. Несоответствие ООП требованиям ФГОС. 5. Несоответствие перечня учебников и учебных пособий федеральному перечню. 6. Отсутствие системы внутреннего мониторинга качества образования.

Программа развития: отличительные особенности -имеет стратегический характер, является приоритетной по отношению к ООП (документу тактического уровня); -показывает наиболее общие способы реализации инновационных идей (в отличие от ООП, которая показывает конкретные механизмы достижения планируемых результатов); -имеет план мероприятий, касающихся всего учреждения, а не ступени образования, как в ООП. Функционирование развитие Основная образовательная Программа развития программа

Ориентировочные схемы: - Программы развития - Основной образовательной программы

Компетенция ОУ по разработке документов ФЗ от ФЗ «Об образовании в РФ» Ст. 28 (П.3). К компетенции образовательной организации относится: 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации. 7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации.

Программа развития и механизмы финансирования образовательных учреждений Новые механизмы финансирования образовательных учреждений в рамках методологии подготовки и исполнения бюджета (бюджетирования, ориентированного на результат - БОР). Программно-целевой метод планирования - формирование программного бюджета, сочетающего в себе требования к установлению планируемого результата и конкурентному распределению ресурсов (государственные и муниципальные задания). Программа развития - механизм реализации финансовой модели, содержащая финансовый план и критерии эффективности расходования бюджетных средств.

Структура программы развития - краткая аннотация (паспорт) программы; - информационная справка; - проблемно-ориентированный анализ, включая оценку достижений, конкурентных преимуществ; - концепция будущего состояния, включая цели и задачи; - стратегия и тактика перехода учреждения в новое состояние; - конкретный (тактический, оперативный) план действий по реализации программы развития. Дополнительные разделы (современные требования): перечень целевых индикаторов и показателей; ресурсное обеспечение; меры регулирования и управления рисками; методика оценки эффективности программы.

Структура основной образовательной программы Разделы (для каждой ступени общего образования): Целевой - пояснительная записка; планируемые результаты; система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП. Содержательный - программа формирования УУД; программы отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности; программа духовно-нравственного развития, воспитания; программа формирования экологической культуры и ЗОЖ (социализации); программа коррекционной работы. Организационный - учебный план и план внеурочной деятельности; система условий реализации ООП.

Сроки действия программы развития и освоения основной образовательной программы Как показывает практика, действие программы развития ОУ рассчитано на 3-5 лет (чаще всего – на 5 лет). Срок освоения ООП: начального общего образования - четыре года (для детей с ОВЗ – 5 лет); основного общего образования – пять лет; среднего (полного) общего образования – два года.

В какой части системы образования реализуются программы развития и ООП? Программа развития затрагивает конкретный уровень системы образования: федеральный, региональный, муниципальный, уровень образовательного учреждения. Область реализации ООП связана с содержанием образования определенной ступени (например, начальная, основная, средняя школа).

Соотношение обязательной и вариативной частей документов В программе развития не определено соотношение обязательной и «вариативной» частей документа. В основной образовательной программе соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, четко регламентировано (80/20 – начальная школа; 70/30 – основная школа; 2/3 и 1/3– средняя школа).

Особенности проектирования документов (креативность-технологичность) 1. Разные технологичные подходы к разработке документов: -создание программы развития – творческий процесс, связанный с выявлением проблемных точек, определением концептуальных положений, включая стратегию изменений, которая находит свое выражение в планах и подпрограммах; - проектирование ООП – это технологичная работа с определенной группой документов, включающих в себя инвариантное и вариативное содержание, соотношение которого определяется федеральными документами.

Особенности проектирования документов (стратегия - тактика) 2. Программа развития образовательного учреждения имеет стратегический характер, разрабатывается для всей образовательной системы, ее основные идеи и положения используются в основной образовательной программе как документе тактического характера, в большей степени обеспечивающем режим функционирования.

Особенности проектирования документов (взаимовлияние) 3. Несмотря на стратегический характер программы развития, большое значение при ее разработке имеют основные позиции ФГОС, которые находят свое отражение в ООП. Следовательно, необходимо говорить о взаимодействии, взаимовлиянии двух документов: информация, представленная в основной образовательной программе, может влиять на проектирование (а при необходимости, и коррекцию) программы развития.

Особенности проектирования документов (выборочное взаимное дополнение) 4. Разная структура документов (программы развития и ООП) обусловливает использование взаимодополняющего содержания в конкретных (определенных, не во всех) разделах проектируемого документа.

Особенности проектирования документов (разные управленческие алгоритмы) 5. Разный срок действия (освоения) создаваемых документов затрудняет режим «совместной разработки», и при этом делает актуальной целесообразность, возможность дополнений, уточнений, вносимых и в программу развития, и в основную образовательную программу.

Особенности проектирования программы развития и ООП во взаимосвязи их структуры и содержания на примере некоторых разделов

Общая характеристика документов Программа развития Паспорт. Информационная справка Основная образовательная программа. Пояснительная записка Общая информация об образовательном учреждении Введение. Цели и задачи реализации ООП. Состав участников образовательного процесса (образовательных отношений) Опыт проектирования, имеющиеся достижения Общая характеристика ООП. Принципы и подходы к формированию ООП Ресурсное обеспечение. Общая характеристика системы управления Краткое описание организации внеурочной деятельности

Цели, задачи, ценностные основания документов Программа развития Концепция Основная образовательная программа Пояснительная записка Цели и задачи (модель выпускника разных ступеней образования) Цели и задачи реализации образовательной программы (вариативная часть) Ценностные основания развивающегося образовательного учреждения Принципы (требования) и подходы к формированию документа

Модель выпускника и оценка достижения планируемых результатов Программа развития Основная образовательная программа Концепция - модель выпускника разных ступеней образования Планируемые результаты освоения ООП соответствующей ступени Концепция - критерии, показатели и индикаторы эффективности реализации документа Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

Организационные модели реализации содержания образования Программа развития Основная образовательная программа Проблемно-ориентированный анализ. Концепция – модель образовательных маршрутов и траекторий. Учебный план План внеурочной деятельности

Духовно-нравственное развитие и воспитание Программа развития Основная образовательная программа Концепция - воспитательная система Содержательный раздел - программы духовно-нравственного воспитания, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, воспитания и социализации

Организационные условия реализации документов Программа развития Основная образовательная программа Стратегия и тактика перехода учреждения в новое состояние Система условий реализации основной образовательной программы

Особенности проектирования и экспертизы документов основные этапы

1. Принятие решения о необходимости и сроках разработки документов Программа развитияООП Решение о разработке принимается администрацией, педагогическим коллективом и согласуется с учредителем Решение о создании принимается руководителем ОУ (ОО) с учётом плана поэтапного введения ФГОС Основания: - Окончание срока действия существующей программы - Выполнение ФЗ от 29 декабря 2012 г 273-ФЗ «Об образовании» - Появление новых проблем или идей - Разработка региональных и (или) муниципальных программ развития

2. Формирование рабочих групп Программа развитияООП Директор школы (руководитель группы) Заместители директора по УМР, УВР, ВР Руководитель НМС Руководители ШМО Педагог-психолог, социальный педагог Представители общественности (Члены Управляющего совета) Научный руководитель (консультант) Заместитель директора по УВР (руководитель группы) Педагоги начальной, основной и средней школы Педагог-психолог, социальный педагог Представители учреждений дополнительного образования детей Представители общественности

3. Создание плана деятельности групп по разработке документов

Документы для разработки программы развития: - ФЗ «Об образовании в РФ», гос. и ведомственные ЦП; - региональная и муниципальная программы развития образования; - диагностические методики, обеспечивающие проведение проблемно-ориентированного анализа; - концептуальные и теоретические материалы; - локальные акты ОУ, ООП каждой ступени образования. Документы для разработки ООП: - для обязательной части: приказ об утверждении ФГОС и примерная ООП данной ступени; - для «вариативной» части: методические материалы, описывающие особенности используемых учебников и пособий; региональные документы; программа развития и локальные акты ОУ. 4. Подготовка необходимых ресурсов и материалов, создание условий для проектирования

5. Информирование коллектива о ходе работы, организация обсуждения промежуточных результатов разработки документов. 6. Проведение внутренней и внешней экспертизы. Утверждение документов. Программа развитияООП 1. Проведение внутренней экспертизы (с приглашением общественности и научного консультанта) 2. Обсуждение материалов на заседании педагогического совета (согласно Уставу) 3. Согласование документа с учредителем 4. Утверждение документа 5. Передача программы на независимую внешнюю экспертизу 1. Проведение внутренней экспертизы (с обязательным участием педагогов соответствующего уровня образования) 2. Обсуждение ООП на заседании педагогического совета (согласно Уставу) 3. Утверждение документа 4. Передача программы на независимую внешнюю экспертизу (в случае целесообразности)

Дети учатся лучше там, где их воспитывают и на этой основе учат. Они учатся хуже там, где их учат и надеются, что обучение повлечет за собой воспитанность. Шалва Амонашвили «Вера и любовь»

МАОУ СОШ 2 ст. Брюховецкой 2bru.ru