Роли молодого педагога в сельской школе Конкурсное задание «Методический семинар» Никулина О.М., учитель русского языка и литературы Ивановского филиала МБОУ Сатинской СОШ Тамбовская область
Начавший уверенно кончит сомнениями; тот же, кто начинает свой путь в сомнениях, закончит его в уверенности. Ф. Бэкон, английский философ, историк, политический деятель 1561 – 1626 гг – 1797 гг. Нам нужно не избавляться от сомнений, а, напротив, учиться сомневаться. Эдмунд Берк, английский политический деятель, публицист эпохи Просвещения
Трудности, с которыми сталкивается молодой педагог в сельской школе Недостаток образования Слабо выстроенная система наставничества Отсутствие кабинета, отдельного рабочего места Нет свободного доступа к Интернету, слабая скорость подключения к сети Жизнь в траектории «Работа – Дом – Работа»
Роли молодого педагога Учитель Классный руководитель Педагог дополнительного образования Ученик Активная личность
Урок – основная форма работы Актуализация ранее пройденного Изучение нового материала Закрепление Подведение итогов Домашнее задание В основе традиционная структура комбинированного урока Индивидуальные задания, в том числе тесты для подготовки к ГИА; использование кейсов Привлечение к объяснению нового материала хорошо подготовленных учеников, просмотр и обсуждение видеофрагментов, самостоятельная работа Групповая работа, применение интерактивного оборудования Анализ проделанной работы обучающимися, рефлексия Задания творческого характера, индивидуальные задания (подготовка обучающихся к исследовательской деятельности) Некоторые из применяемых видов работы с опорой на системно-деятельностный подход
Учитель – не единственный источник знаний для детей
Учить сравнивать, анализировать, обобщать…
Учитель = наставник, помощник, друг
Применение электронных средств обучения на уроках
Развитие творческих способностей
Внеурочная деятельность Результаты ГИА по русскому языку
Воспитание юных журналистов
Я – классный руководитель Общение Поддержка Защита Работа с родителями Ведение документации Разработка мероприятий Подготовка к выступлениям Создание видео о жизни класса
Личный пример – лучший стимул для ребенка
Позиционируя себя как молодого педагога и размышляя о своей роли в школе, я часто думала, что во многом не соответствую тем требованиям, которыми, на мой взгляд, должен обладать учитель. Наверное, потому, что в голове укоренился образ учителя прошлого, дающего знания, а не учащего их добывать самостоятельно. Так всегда учили меня: в школе, в колледже, в вузе. Теперь, наблюдая современные процессы в образовании, я вижу, как коренным образом меняется и роль учителя. Возможно, я как раз ближе к тому портрету, который складывается в наше время? Может, стоит перестать считать недостатком то, что я не так явно похожу на своих педагогов? Они научили меня тому, что умеют сами, поэтому и уроки мои строятся по традиционной структуре. Но моя суть и характер под нее не подходят и стараются выйти за эти рамки, построить что-то новое, современное. Надеюсь, что это противоречие даст мне толчок для развития и в скором времени я наконец буду считать себя достойной носить звание УЧИТЕЛЬ.
Гордость отвергает сомнение, а разум допускает его. Гастон де Левис, французский писатель, 1764 – 1830 гг.