Г.Э. Улумбекова Председатель правления АСМОК, Руководитель Комиссии по развитию непрерывного медицинского образования НМП.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Президент НМП Л.М. Рошаль Председатель правления АCМОК Г.Э. Улумбекова Зам. руководителя Комиссии Координационного Совета З.З. Балкизов.
Advertisements

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Всероссийский учебно - научно - методический центр.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Новый подход к профессиональной подготовке медицинского персонала в сфере медицинской реабилитации населения и санаторно - курортного лечения О. А. Петрова,
Руководитель департамента здравоохранения Новгородской области Михайлова Галина Васильевна Об исполнении указов Президента Российской Федерации от 07 мая.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
1 «Модернизация здравоохранения Амурской области на годы» г. Благовещенск 2010 г.
«Эффективный контракт как один из способов повышения качества образования в условиях адаптивной школы»
Руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) Ответственный секретарь РОПОЗ и ОЗ д.м.н. УЛУМБЕКОВА Г.Э.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА «ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ» доктор мед наук, профессор Александрова Оксана Юрьевна Первый Московский государственный.
Совершенствование медицинского образования и кадрового обеспечения здравоохранения Директор Департамента образования и развития кадровых ресурсов В.А.Егоров.
Президент НМП Л.М. Рошаль Председатель правления АCМОК Г.Э. Улумбекова Отв.секретарь Комиссии Координационного Совета З.З. Балкизов.
1 Вызовы системе здравоохранения С.В.Шишкин Международная конференция "Социально- экономическое развитие России: новые рубежи", Москва, 26 октября 2007.
РОССИЯ 2014 Заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Серж Скотто Глава представительства АстраЗенека в России Председатель Совета директоров AIPM Развитие фармакоэкономики в России – роль международных фармацевтических.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Выполнил: Мельников Дмитрий, студент II курса 204 группы.
Министерство образования Ставропольского края " Основные направления совершенствования системы оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений.
ИНФОРМАЦИЯ о выполнении Плана мероприятий Правительства Хабаровского края по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному.
Итоги деятельности учреждений здравоохранения г. Волжска и Волжского района в 2012 году Докладчик: главный врач Д.В. Фризин.
Транксрипт:

Г.Э. Улумбекова Председатель правления АСМОК, Руководитель Комиссии по развитию непрерывного медицинского образования НМП

Алексей Станиславовичу Созинову - благодарю за приглашение, это честь для меня! Всем моим дорогим учителям, благодаря которым я смогла получить одно из лучших образований в России по медицине Они всегда есть и будут с нами – в этом зале, и в нашей душе и в нашей памяти! Проф. Дилявер Абдулович Зубаиров Проф. Эрнст Галимович Улумбеков Проф. Наиль Хабибуллович Амиров Проф. Халида Гареевна Валеева Проф. Диляра Шакировна Еналеева Проф. Ирина Витальевна Зайконникова Проф. Ирина Андреевна Студенцова Проф. Варвара Николаевна Милославская- Леонова Проф. Ильдар Газимович Салихов Проф. Яков Михайлович Милославский Проф. Лев Александрович Козлов 2

1. Показатели здоровья населения РФ 2. Ресурсы системы здравоохранения РФ 3. Состояние коечного фонда в РФ 4. Внешние вызовы системе здравоохранения РФ до 2020 г. 5. Приоритеты и задачи программы развития здравоохранения РФ 6. Новая модель повышения квалификации врачей в РФ

1. Показатели здоровья населения

Численность населения неуклонно растёт. Скачок в 2010 г. произошёл после переписи населения, а в Москве с учетом изменения границ

НАСЕЛЕНИЕ – 143,7 млн чел. (Из них 1,9 млн рожденных ) ПОСЕЩЕНИЙ ПОЛИКЛИНИК 1,4 млрд ГОСПИТАЛИЗАЦИЙ 38 млн ВЫЗОВОВ СКОРОЙ 48 млн Умерших 1,9 млн СО ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ СТАЛКИВАЕТСЯ КАЖДЫЙ ИЗ НАС

В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИИ ТРУДЯТСЯ: ВСЕГО: тыс. человек тыс. средних медицинских работников 703,2 тыс. врачей

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ (Росстат, Левада-центр, ФОМнибус) населения недовольны доступностью и качеством медицинской помощи ~ 77% населения отмечают недоступность медицинских услуг ~30 % населения не занимаются активными видами отдыха 50% населения считают состояние своего здоровья плохим и очень плохим 19%

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении ОПЖ в РФ с 2006 г. начала заметно расти и в 2013 г. составила 70,7 года. Тем не менее, она на 5,3 года меньше, чем в «новых» странах ЕС и на 10,7 года меньше, чем в «старых» странах ЕС.

Смертность в Советской России была на одном уровне со странами ЕС, через 20 лет смертность в РФ хотя и снижается, но в 1,2 раза выше, чем в «новых» странах ЕС и в 1,4 раза выше, чем в «старых» странах ЕС. Если сравнивать стандартизованный по возрасту показатель смертности, то в РФ он 2,3 раза выше, чем в старых странах ЕС.

Общий коэффициент смертности ОКС (число умерших на 1 тыс. населения) Снижение ОКС в РФ происходило 4 раза. Если ОКС снизится до 11,0, то будет спасено 603 тыс. чел.

Структура смертности населения РФ В 2013 г. в структуре смертности преобладают заболевания системы кровообращения (53,2%), новообразования (15,4%) и внешние причины смертности (9,1%)

2. Ресурсы системы здравоохранения РФ Финансы Кадры Койки Оборудование

Расходы на здравоохранение в РФ, Москве, странах ОЭСР и ЕС (доля ВВП в год) В РФ государственные расходы в доле ВВП были в 1,8 раза меньше, чем в странах ОЭСР в среднем, при сравнении с «новыми» странам ЕС – в 1,6 раза меньше

Расходы на здравоохранение в РФ, Москве, странах ОЭСР и ЕС ($ППС на душу населения в год; в 2012 г. 1 $ППС=19,2 руб.) В $ППС (долларах, оцененных по паритету покупательной способности) на душу населения в год государственные расходы на здравоохранение в РФ в 2,8 раза меньше, чем в среднем в странах ОЭСР, при сравнении с «новыми» странами ЕС – в 1,5 раза меньше

В расчёт берутся все практикующие врачи (practicing physicians) за исключением стоматологов и санитарных врачей, а также врачей, которые не имеют прямого контакта с пациентами (сотрудники администрации, НИИ и др.) В РФ число практикующих врачей на уровне со странами ОЭСР и на 19% выше, чем в «новых» странах ЕС, но на 14% ниже, чем в «старых» странах ЕС

В РФ из государственных источников тратится на ЛС по рецепту врача в 6,3 раза меньше, чем в странах ОЭСР в среднем и в 5,3 раза меньше, чем в «новых» странах ЕС

В РФ обеспеченность МРТ в 3 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС и ОЭСР и в 1,6 раза ниже, чем в «новых» странах ЕС.

В РФ обеспеченность КТ в 2,4 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС и ОЭСР и в 1,4 раза ниже, чем в «новых» странах ЕС.

Число операций реваскуляризации на сердце в расчёте на 100 тыс. населения в РФ в 7,4 раза ниже, чем в странах ОЭСР в среднем

Число операций эндопротезирования коленного и тазобедренного суставов в расчёте на 100 тыс. населения в РФ в 11,6 раза ниже, чем в странах ОЭСР в среднем, и в 6,5 раза ниже, чем в «новых» странах ЕС

Число процедур гемодиализа в расчёте на 100 тыс. населения в РФ проводят в год в 5,3 раза меньше, чем в странах ОЭСР в среднем и «новых» странах ЕС

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Страны ОЭСРРФ Эффективность лечения: летальность пациентов с инфарктом миокарда в стационаре (не стандартизованный показатель) 5%19% Эффективность лечения: 5­летняя выживаемость с колоректальным раком 60%50% Эффективность лечения: 5-летняя выживаемость с раком молочной железы 85%58% Безопасность пациентов: доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационарных условиях 4,4% (для заболеваний сердечно­ сосудистой системы) 8% Число пациентов, заявивших о медицинской ошибке во время лечения 5–6%не измеряется

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ Критерии Страны ЕС И США РФ Наличие долгосрочной Концепции развития и отчетов о деятельности по международным показателям есть+/-- Использование лекарств «дженериков»контроль недостаточно Регулирование цен на государственные закупки ЛСесть Нерациональное использование ЛС врачами жесткий контроль нет контроля Излишнее назначений процедур врачами жесткий контроль не измеряется Недостаточная мотивация и структура медицинского персонала мотивированы Дефицит и неоптимальная структура и распределение Излишние госпитализации и длительное пребывание на койке жесткий контроль Да, из-за дефицита врачей перв. звена Неудовлетворительное качество медицинской помощи высокое качество Да, из-за отсутствия непрерывности образования Коррупция, завышение цен на закупки жесткий контроль, отдельные случаи Да

Число коек в РФ – 9,3 на 1 тыс. населения. За вычетом коек на ремонте – 8,5 на 1 тыс. населения, что на 10% выше, чем в Германии и на 40% выше, чем в «старых» странах ЕС

Число пролеченных больных в год в РФ на 11% меньше, чем в Германии, но на 12% больше, чем в «новых» странах ЕС и на 29% больше, чем в «старых» странах ЕС

Средняя длительность пребывания больного на «всех» койках в РФ на 3 дня дольше, чем в Германии и в «старых» странах ЕС и на 4 дня дольше, чем в «новых» странах ЕС

32

ДА, в странах ЕС: за последние 15 лет сложилась оптимальная структура коечного фонда внедрены современные технологии лечения имеются низкие сроки ожидания в большинстве стран до 1 мес. - плановые операции эффективно используется дорогостоящий коечный фонд НО!

НАПРЯМУЮ НЕТ, ПОТОМУ ЧТО В РФ: Хуже состояние здоровья населения – Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) на 11 лет ниже, чем в «старых» странах ЕС, и на 6 лет ниже, чем в «новых» Выше смертность по основным классам болезней: от болезней системы кровообращения в 4 раза выше (50% смертей в РФ) СООТВЕТСТВЕННО

СООТВЕТСТВЕННО: Выше число заболевших (есть прямая зависимость между заболеваемостью и смертностью) Должны быть выше объемы медицинской помощи, которые в первичном звене определяются врачами, в стационаре - койками При прочих равных условиях, НО равных условий - нет!! Обеспеченность койками реабилитации в РФ в 4 раза ниже, чем в странах ЕС, койками для паллиативной помощи – в 2 раза ниже, социальными койками – в 4 раза ниже Обеспеченность врачами «первичного контакта» в РФ на 25% ниже (1,2 и 1,5 на 1 тыс. населения) Обеспеченность населения рецептурными лекарствами за счет государственных средств в 6,4 раза ниже (45 и 90 $ППС на душу населения в год)

В Москве СКС от БСК в 2 раза выше, а объем госпитализации по БСК – на 50% ниже, чем в Германии!

16% Самая опасная ситуация с обеспеченностью койками сложилась в г. Москве!

Недовольство доступностью медицинской помощи (сегодня уже 2/3 недовольных) Удлинение сроков ожидания плановых вмешательств Отказы в оказании медицинской помощи Ухудшение здоровья населения СОЦИАЛЬНОЕ НЕДОВОЛЬСТВО При этом частные стационары нам не помогут: Их эффективность никто не доказал Они дороже, им надо зарабатывать прибыль

ИЗ КЛЯТВЫ ВРАЧА РОССИИ: «…клянусь: честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения сохранению и укреплению здоровья человека, действовать исключительно в его интересах…» ФЗ-323 от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» ИЗ КЛЯТВЫ ВРАЧА РОССИИ: «…клянусь: честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения сохранению и укреплению здоровья человека, действовать исключительно в его интересах…» ФЗ-323 от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

4. Внешние вызовы системе здравоохранения РФ до 2020 г

Демографические, социально-экономические и технологические ежегодное сокращение на 1 млн числа граждан трудоспособного возраста; старение населения: доля населения старше трудоспособного возраста увеличится до 26%; сокращение рождаемости к 2020 г. из-за снижения на 22% числа женщин детородного возраста; неудовлетворительные показатели здоровья детей: около 40% детей родились больными или заболели в период новорожденности в течение последних 15 лет; рост заболеваемости населения: в 2011 г. число острых и хронических заболеваний в 1,5 раза больше, чем в 1990 г.; сокращение бюджетных расходов; развитие экономического кризиса; дефицит рабочей силы и необходимость продления пенсионного возраста; бурное развитие информационных технологий

При дальнейшем ежегодном снижении числа лиц трудоспособного возраста к 2020 г. их численность упадет на 7-8 млн человек

43

Указы Президента РФ от «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» «…обеспечить увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет… и достижение к 2018 году численности населения – 145 млн человек… … разработать и утвердить до 1 марта 2013 года комплекс мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы РФ «Развитие здравоохранения»… … разработать до 1 января 2013 года с участием общественных организаций Стратегию лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 года и план ее реализации.. … до апреля будущего года сформировать предложения по созданию системы публичного мониторинга качества медицины…»

«Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» (дорожная карта ) Распоряжение Правительства РФ 2599 от 28 декабря 2012 г. «Комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года» Распоряжение Правительства РФ от 8 февраля 2013 г. «Государственная Программа развития здравоохранения до 2020 года» Распоряжение Правительства РФ 2511-p от 24 декабря 2012 г. «Стратегия лекарственного обеспечения Населения РФ до 2025 года» Приказ 66 Минздрава от 13 февраля 2013 г.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДО 2020 г.» ПОДПРОГРАММЫ: 1. Профилактика заболеваний 2. Совершенствование оказания медицинской помощи по ПГГ 3. Развитие и внедрение инновационных методов лечения 4. Охрана здоровья матери и ребенка 5. Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям 6. Оказание паллиативной помощи, в том числе детям 7. Кадровое обеспечение системы здравоохранения и др.

КАТЕГОРИЯ РАБОТНИКОВ К 2018 г. ОТНОШЕНИЕ К СРЕДНЕЙ ОПЛАТЕ ТРУДА В ЭКОНОМИКЕ ВРАЧИ200% СРЕДНИЕ МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ 100% МЛАДШИЕ МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ 100%

ПОКАЗАТЕЛЬ К 2018 г. ДОЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПЕРЕШЕДШИХ НА «ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ» С РАБОТНИКАМИ 100% ДОЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОПЛАЧИВАЕМЫХ С УЧЕТОМ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ 100%

Различие – сохраненные жизни к 2020 году – 603 тыс. человек Модернизационный Бюджетный Разные сценарные условия повышение расходов 2015 г. 3 трлн руб. = 3,7% ВВП 2020 г. 6,5 трлн руб. = 4,7% ВВП только в этом случае мы сможем реализовать все мероприятия Программы 2015 г. 2,48 трлн руб. = 3% ВВП 2020 г. 3,4 трлн руб. = 2,5% ВВП

50 ч. ежегодно и 250 ч. за 5 лет Непрерывность позволяет оценить возможность выполнения практических манипуляций специалистами Лист допусков в рамках сетевой формы и самостоятельно при наличии образовательной лицензии Участие профессиональных обществ (НКО) анализ врачебных ошибок новые технологии согласование с регионами Актуализация программ независимая комиссия При Минздраве с участием НКО (с учетом международного опыта) Оценка качества образовательных мероприятий и материалов Врач самостоятельно выбирает образовательные мероприятия и материалы в соответствии со структурой и содержанием примерной программы Деньги следуют за врачом Возможность выбора у врача Дистанционные, электронные, симуляционные Новые образовательные технологии

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ФГОС высшего медицинского профессионального образования Должностные инструкции Программы ВПО Программы ДПО УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ - Клинические рекомендации - Учебники - Национальные руководства и др.

Необходимость обучения дистанционно и на рабочем месте в удобное время Интенсификация труда медицинских работников Необходимость обучения по месту жительства Дефицит медицинских работников Необходимость предоставить объективные государственные гарантии качества мед. помощи Повышение ожиданий пациентов Неправильные решения приводят к дополнительным затратам здравоохранения и смертям пациентов (для РФ ~100 тыс. смертей в год) Снижение эффективности затрат в здравоохранении

Аккредитация врачей- участковых, терапевтов, педиатров и ВОП Аккредитация других специалистов Аккредитация всех специалистов 1 раз в 5 лет Программы высшего медицинского образования (специалитет) Программы высшего медицинского образования (ординатура, аспирантура) Аккредитация всех специалистов не реже 1 раз в 5 лет Программы дополнительного профессионально го образования 6 лет 2-5 лет не менее 16 ч. Переподготовки Повышения квалификации не менее 250 ч. ФЗ 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (в ред. Федеральных законов от N 185-ФЗ, от N 317-ФЗ)

для быстрого принятия клинических решений для расчёта стоимости медицинских услуг для повышения квалификации Соотношение клинических рекомендаций, стандартов медицинской помощи и национальных руководств для экспертизы качества медицинской помощи с учетом состояния пациента НАЦИОНАЛЬНЫЕ РУКОВОДСТВА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАБОЛЕВАНИЯМ СТАНДАРТ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПО МЕДИЦИНСКИМ УСЛУГАМ НКО МИНЗДРАВОМ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ: РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ И УТВЕРЖДАЮТСЯ:

Как будет происходить процедура допуска к медицинской и фармацевтической деятельности по специальности Аккредитация Какие требования к квалификации работника (специальности) установлены Профессиональный стандарт Что должен знать, уметь и какой опыт должен иметь работник Квалификация Что должна содержать программа высшего и дополнительного медицинского образования ФГОС

что должен знать и уметь работник по нозологии (но КР не исчерпывает объем знаний, который необходим) как принять правильное клиническое решение Клинические рекомендации что должен знать и уметь работник по специальности Национальное руководство как считать себестоимость медицинской услуги по определенной нозологии Стандарт что должен уметь работник по специальности (практические навыки и уменья) Допуск

Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи Доля нарушений, выявленных при экспертизе качества медицинской помощи Доля случаев оказания медицинской помощи в соответствии клиническими рекомендациями 2014 г г. 33% ? 30% 70% 90% 10%

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОВЕТ РЕКТОРОВ НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПАЛАТА ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ ? ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ: МЕДИЦИНСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ВУЗЫ СОЮЗ ПЕДИАТРОВ РОССИИ АССОЦИАЦИЯ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ РОССИЙСКОЕ КАРДИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОРГАНИЗАТОРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ДРУГИЕ

15 вузов 16 обществ 12 регионов

15 Образовательные организации 735 Врачей Терапия Педиатрия Общая врачебная практика Специальности - 3:

1.г. Москва 2.г. Санкт-Петербург 3. Московская область 4. Краснодарский край 5. Липецкая область 6. Республика Татарстан 7. Свердловская область 8. Ставропольский край 9. Тюменская область 10. Хабаровский край 11. Республика Карелия 12. Ульяновская область

МИССИЯ повышение квалификации врачей по своей специальности ПРОВЕДЕНИЕ СЪЕЗДОВ, КОНФЕРЕНЦИЙ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ ПОРЯДКОВ, СТАНДАРТОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РУКОВОДСТВА ЖУРНАЛЫ ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ ДИСТАНЦИОННЫЕ ЛЕКЦИИ, ВЕБИНАРЫ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЕЧАТНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (НКО) РУКОВОДСТВА ПО ПРАКТИЧЕСКИМ МАНИПУЛЦИЯМ

ОРГАНИЗАТОРЫ КОНФЕРЕНЦИИ ДАТЫ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ мая 2014 г. / Москва, МИВЦ «Инфо Пространство» Конференция внесена в ПЛАН НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ МИНЗДРАВА РОССИИ НА 2014 ГОД (Приказ 146 от 31 марта 2014 г.) В рамках конференции состоится III СЪЕЗД РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ОРГАНИЗАТОРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Источники: Росстат - База данных ЕМИСС - База данных ВОЗ - База данных ОЭСР -